Тесты по русскому языку за 2012 год часть 8

Часть 1
Часть 2
часть 3
часть 4
часть 5
часть 6
часть 7
часть 8
 

23. Определите предложение, в котором встречаются устаревшие слова:
 
A) Все море - как жемчужное зерцало.
B) О, если б я нищ был! Как миллиардер.
C) Люблю я пышное природы увяданье.
D) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходам, чтоб снова уйти.
E) О как мучительно тобою счастлив я.
 
24. Служебные части речи:
 
A) Предлоги.
B) Междометия.
C) Приложения.
D) Обращения.
E) Деепричастия.
 
25. Найдите сложное предложение соответствующее схеме:
 
A) Желтыми огнями загорелась осень частыми дождями заплакало небо и быстро стали пустеть дачи как будто непрерывный дождь и ветер гасили их точно свечи.
B) Смотрю лес кончился и несколько казаков выезжают из него на поляну.
C) Музей воспринимался как исторически сложившийся комплекс и его залы кажутся зрителю естественным обрамлением для всего прекрасного что их наполняет.
D) Через час явилась возможность ехать метель утихла небо прояснилось и мы поехали.
E) Потом начали разрастаться деревья и кусты которые я посадил три года назад.
 
26. Найдите предложение, в котором пропущены две н.
 
A) Глазунья пережаре...а, картошка совсем сыра.
B) Нет ничего вкуснее борща из кваше...ой капусты.
C) На второе подали туше...ое с приправами мясо.
D) Вяза...ый жилет оказался очень кстати.
E) Кова...ая решетка преграждала нам путь.
 
27. Найдите бессоюзное сложное предложение:
 
A) Сомненья, неудачи, несчастья - всё переносится лично.
B) Дело не любишь - мастером не будешь.
C) Читать - значит вырабатывать вкус.
D) Нынче был для него торжественный день - годовщина его коронования.
E) Покос - самая трудная и весёлая пора.
 
28. Укажите слово с ударением на первом слоге.
 
A) Арест.
B) Агент.
C) Атлас (ткань).
D) Дефис.
E) Атлас (географические карты).
 
29. Словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит:
 
A) Тишина ночи.
B) Приготовление супа.
C) Вода из родника.
D) Суп с фасолью.
E) Шкаф для книг.
 
30. Непроверяемая безударная гласная корня:
 
A) Смирившийся.
B) Прилетевший.
C) Замирающий.
D) Священный.
E) Изготовленный.
 

Вариант 20
1. Укажите фразеологизм, имеющий значение «далеко».
 
A) Положить в долгий ящик.
B) Тянуть канитель.
C) Закинуть удочку.
D) Подготовить почву.
E) За тридевять земель.
 
2. Это слово образовано при помощи приставки и суффикса
 
A) Подстаканник.
B) Пригород.
C) Городской.
D) Библиотекарь.
E) Прикаспийский.
 
3. Укажите наречие, которое пишется через дефис.
 
A) (С)начала.
B) (По)дружески.
C) (По)началу.
D) (Из)редка.
E) (За)темно.
 
4. Укажите несклоняемое существительное.
 
A) Армия.
B) Объявление.
C) Степь.
D) Время.
E) Шоссе.
 
5. В этом предложении прилагательное относительное.
 
A) У нее были синие-синие глаза, а вокруг них черные ресницы.
B) Вода под лодкой темная.
C) Блестят серебром озерные воды.
D) Какая теплая и темная заря.
E) У ночи много звезд прелестных, красавиц много на Москве.
 
6. Определите стиль текста:
В соответствии с заключенными договорами издательство своевременно осуществляет выпуск и поставку печатной продукции с соблюдением ассортимента.
 
A) Научный.
B) Публицистический.
C) Художественный.
D) Разговорный.
E) Официально-деловой.
 
7. Слово с пропущенной гласной -ы-:
 
А)Традиц...я.
В) Секц...я.
C) Революц...я.
D) Куниц...н.
E) Инфекц...онный.
 
8. Укажите предложение с обстоятельством образа действия.
 
A) Корабль несется на всех парусах.
B) Вчера я приехал в Астану.
C) Вечером мы пошли в театр.
D) Кругом кричали коростели.
E) Все присели отдохнуть.
 
9. Определите количество запятых в сложноподчиненном предложении. По аллее где пять минут тому назад были сухие бассейны вспыхнули хрустальные огни фонтанов.
 
А) 3.
В) 1.
С) 4.
D) 5.
Е) 2.
 
10. Укажите вариант с написанием слова через дефис:
 
A) Были (же) случаи.
B) Кое (какой) товар.
C) Пришел (ни) с (чем).
D) Рассказать кое (про) кого.
E) Не было (ни) у (кого).
 
11. Слово с пропущенной буквой -о-:
 
A) Основ...положник теории.
B) Распозн…вание образов.
C) Л...боратория генетики.
D) Интересный аккомп...немент.
E) Ад..птация к условиям.
 
12. Слово, в котором больше букв, чем звуков:
 
A) Смородина.
B) Сосна.
C) Липа.
D) Дождь.
E) Бобр.
 
13. Определите разряд модальных частиц в предложении:
Память оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда.
 
A) Восклицательные.
B) Вопросительные.
C) Усилительные.
D) Указательные.
E) Уточняющие.
 
14. Слова, употребляющиеся с приставкой ПРЕ-:
 
A) ...мьера, ...зидиум.
B) ...глашение, ...казание.
C) ...ставка, ...был.
D) ...личие, ...ветствие.
E) ...бежать, ...ехать.
 
15. Укажите сложное предложение:
 
A) Впереди сломя голову скакала целая толпа шабарманов и стражников, поднимая на весь Балыкбек шум и топот, как на большой байге.
B) Уездные начальники направились к выходу, волостные и толмачи потянулись за ними, разбившись на две кучки.
C) По ровной зеленой долине к юртам неслись вскачь шесть-семь повозок, звеня колокольчиками.
D) Встали отдельно от всех, отделились от народа, как козы от овец.
E) Абай, Ербол и друзья долго разыскивали свои юрты, метались по сторонам, расспрашивали о юртах сыновей Кунанбая.
 
16. Слово с ударением на втором слоге:
 
A) Развитый (ребенок).
B) Кухонный.
C) Намерение.
D) Принята.
E) Развитое (общество).
 
17. Укажите действительное причастие настоящего времени.
 
A) Организовавший.
B) Организуемый.
C) Организованный.
D) Организовать.
E) Организующий.
 
18. Укажите, какой частью речи выражено главное слово в словосочетаниях: слегка набекрень, слишком глубоко.
 
A) Именем существительным.
B) Числительным.
C) Наречием.
D) Причастием.
E) Глаголом.
 
19. Какие отношения возникают между частями бессоюзного сложного предложения:
Страшная мысль прожгла его он забыл перекинуть рычаг стрелки на главный путь.
 
A) Противопоставления.
B) Пояснения.
C) Времени.
D) Перечисления.
E) Дополнения.
 
20. Выберите предложение с приложением.
 
A) Не тающий даже в самое жаркое лето снег покрывает вершины.
B) Запыхавшись, вбежал он на вокзал.
C) Фронтовой газетчик, я в любом блиндаже родня.
D) Это я могу утверждать положа руку на сердце.
E) Часы, проводимые с молодежью, были для Павла зарядкой бодрости.
 
21. Вводное предложение выделяется скобками:
 
A) Слово "земля" в русском языке имеет много значений это и почва и страна и народ в последнем смысле говорится о Русской земле в "Слове о полку Игореве" и весь земной шар.
B) Душа моя я помню с детских лет чудесного искала.
C) Ценя прекрасное в прошлом защищая его мы тем самым как бы следуем завету А.С. Пушкина: " Уважение к минувшему вот черта отличающая образованность от дикости".
D) Горный воздух без всякого сомнения благотворно действует на здоровье человека.
E) Удача не приходит случайно она зависит от того что человек считает в жизни удачей как он сам себя оценивает какую жизненную позицию избрал какая наконец цель у него в жизни.
 
22. Заимствованные слова:
 
A) Журавль, зубило, кафтан.
B) Веретено, грамота, девиз.
C) Китель, княжич, коробейник.
D) Авеню, барабан, аккорд.
E) Аршин, ботфорты, боярин.
 
23. Определите строку с деепричастиями совершенного вида:
 
A) Ответив на вопрос, заступив на дежурство.
B) Отвечая на вопрос, волнуясь за друга.
C) Глядя на девушку, радостно улыбаясь.
D) Выполняя задание, поворачивая голову.
E) Беседуя с братом, приближаясь к цели.
 
24. В составе предложения имеются антонимы:
 
A) Пушкин родился в 1799 году, его родители были дворяне.
B) И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
C) Птичка божия не знает ни заботы, ни труда.
D) Я уже стар и не гожусь для борьбы.
E) Ведь тут претензии на новые формы, на новую эру в искусстве.
 
25. В предложении
Считая себя младшим братом Исатая Тайманова, Курмангазы в кюе "Кишкентай" создал композицию, в которой мотивы эпического раздумья чередуются с драматической темой борьбы и суровой скорби по павшему батыру. подчеркнутые слова
 
A) Глагол, местоимение, местоимение, прилагательное.
B) Глагол, местоимение, союз, причастие.
C) Деепричастие, местоимение, союз, причастие.
D) Глагол, существительное, союз, прилагательное.
E) Деепричастие, местоимение, местоимение, причастие.
 
26. Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Но кроме особняков где полет фантазии не ограничивался богатыми заказчиками начало века было отмечено неудержимым ростом городов строительством так называемых доходных домов и того что за границей называется "офисами "- банков контор страховых обществ и т.д.
 
A) Семь.
B) Шесть.
C) Восемь.
D) Пять.
Е) Десять.
 
27. Укажите многозначное слово:
 
A) Незаурядный.
B) Планета.
C) Расчетчик.
D) Акварель.
E) Ровесник.
 
28. Укажите предложение с прямым порядком слов:
 
A) Дети - народ любопытный и наблюдательный.
B) Детей вводит в мир сказки не только народная поэзия, но и театр.
C) Байкал - самое глубокое озеро в мире.
D) На театр не было денег.
E) С одной стороны стояли три скирды сена.
 
29. Синоним, являющийся нейтральным по стилистическому употреблению:
 
A) Взывать
B) Ходатайствовать
C) Клянчить
D) Просить
E) Умолять
 
30. Указать слово с ударением на 3 слоге.
 
A) Недвижимость.
B) Верованье.
C) Жребий.
D) Углубить.
E) Приговоренный.
 
Вариант 21
1. Укажите словосочетание, в котором наречие пишется с -нн-.
 
A) Двигаться медлитель(н,нн)о.
B) Вести себя чест(н,нн)о.
C) Поступил отваж(н,нн)о.
D) Искре(н,нн)е ответить.
E) Неж(н,нн)о поцеловать.
 
2. Укажите слово с пропущенной буквой и.
 
A) Гоготала лебедь белая,
Созывая малых детуш...к.
B) Было потехи у баб, ребятиш...к,
Как прокатил я деревней зайчиш...к.
C) Только уселась  команда косая,
Весь островоч...к пропал под водой.
D) Каждая щепка корабл...ком стала.
E) Пирожок лишь разломила
Да кусоч...к прикусила.
 
3. Укажите предложение с глаголом в повелительном наклонении.
 
A) Скоро поспеет земляника.
B) Что вы пишете?
C) Вы не успеваете к поезду.
D) Пишите разборчиво.
E) Чем вы любите заниматься в свободное время?
 
4. Укажите предложение с прилагательным в форме простой сравнительной степени.
 
A) Этот лес более темный чем тот, что у озера.
B) Здоровье дороже золота.
C) Байкал - глубочайшее озеро на Земле.
D) В этом году зима более снежная, чем в прошлом.
E) Это место казалось ему самым красивым в лесу.
 
5. Укажите слово, образованное приставочным способом:
 
A) Лесник.
B) Подстанция.
C) Подоконник.
D) Подорожник.
E) Лесной.
 
6. Выберите строку слов с приставкой ПРИ-.
 
A) Пр...сечение, пр...возносить.
B) Пр...увеличить, пр...восходить.
C) Пр…одоление, пр…клоняться.
D) Пр...давить, пр...шел.
E) Пр...неприятный, пр...вкусный.
 
7. Слово с пропущенной буквой -о-:
 
A) Карандаш...м.
B) Товарищ…м.
C) Сеч…т.
D) Кож…й.
E) С нош…й.
 
8. Слово без непроизносимой согласной:
 
А) Извес...няк.
B) Опас...ность.
C) Завис...ливый.
D) Аген...ство.
E) Захолус...ный.
 
9. Укажите в каком предложении нет дефиса.
 
A) Какой(то) он не такой, как все, тихий, ласковый...
B) Дай мне что(нибудь) почитать.
C) Кому(то) принесли от мастера ларец.
D) Через минуту бледно(серые) блоки были подняты.
E) Перед камином сидело (не)сколько молодых людей.
 
10. Какой из фразеологизмов может сочетаться с глаголом бояться?
 
A) как черт ладана
B) в один голос
C) в порядке вещей
D) в три погибели
E) изо всей мочи
 
11. Определите вариант с составным числительным.
 
A) Два, шестьдесят, первый.
B) Пятьдесят, сорок, двадцатый.
C) Триста сорок восьмой, две пятых.
D) Тринадцать, девяносто, четвертый.
E) Восемьсот, три, восьмой.
 
12. Стиль, который используется лицами для обмена информацией при неофициальном общении в быту:
 
A) Разговорный.
B) Публицистический.
C) Художественный.
D) Деловой.
E) Научный.
 
13. Определите вид придаточных предложений:
Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.
 
A) Изъяснительное.
B) Времени.
C) Определительное.
D) Места.
E) Сравнительное.
 
14. Определите гласный звук:
 
A) [ы]
B) [в]
C) [ж]
D) [й]
Е) [л]
 
15. Определите тип простого предложения. Уже совсем стемнело.
 
A) Двусоставное предложение.
B) Односоставное определенно-личное предложение.
C) Односоставное безличное предложение.
D) Односоставное назывное предложение.
E) Односоставное неопределенно-личное предложение.
 
16. Слово с ударением на втором слоге:
 
A) Взяты.
B) Взятое.
C) Взято.
D) Взята.
E) Взятые.
 
17. Укажите количество знаков препинания в предложении:
Спасибо моя родная земля спасибо мой отчий дом за все что о жизни знаю я что в сердце ношу своем.
 
A) 5 запятых
B) 6 запятых
C) 3 запятые и тире
D) 4 запятые и двоеточие
E) 2 запятые и тире
 
18. Сложносочиненное предложение с противительным союзом:
 
A) Последние тени сливались, да мгла глядела, слепая и необъятная.
B) Сквозь стеклянные льдины рыба видна, да вода в полыньях, как деготь, черна.
C) Хлеб да каша - пища наша.
D) Раздался треск, да стон перенесся через поле.
E) Невзрачен день, да ночь хороша.
 
19. Не пишется раздельно:
 
A) (Не)уверенность в своих силах может загубить любую мечту.
B) (Не)плохое знание английского языка стало её преимуществом.
C) Ученик поражает (не)знанием основных законов физики, и оценить его положительно не представляется возможным.
D) (Не)участие в праздничном концерте он объяснил болезнью.
E) (Не)уверенность в своих силах обеспечивает грядущую победу, а воля и труд.
 
20. Определите, чем осложнено предложение: Грохот, не умолкая, катится дальше.
 
A) Обособленным дополнением.
B) Обособленным обстоятельством.
C) Однородными членами предложения.
D) Вводным словом.
E) Обособленным определением.
 
21. Укажите, в каком варианте слова устаревшие.
 
A) Акванавт, луноход, прилуниться.
B) Яруга, кочет, буран.
C) Кафтан, ендова, светец.
D) Аквариум, вентилятор, фонтан.
E) Коксохимия, шихта, шамот.
 
22. Выберите строку слов с -НН-.
 
A) Печен...ый в золе картофель, сушен...ые на солнце грибы.
B) Солен...ый, вялен...ый.
C) Копчен...ый, тушен...ый.
D) Пуган...ый, крашен...ый.
E) Сеян...ый, веян...ый.
 
23. Найдите строчку синонимов.
 
A) Поиск, неудача.
B) Причина, следствие.
C) Открытие, известность.
D) Издание, поручение.
E) Изречение, афоризм.
 
24. Значение смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзном сложном:
Наши отцы искали тропинки - мы же строим дороги.
 
A) Время.
B) Причина.
C) Противопоставление.
D) Условие.
E) Последовательность.
 
25. Укажите предложение с заимствованным словом.
 
A) На меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.
B) Человек счастлив, пока у него есть родина.
C) Свинцовое небо простиралось над головой.
D) Изредка порывы ветра приносили желтые листья и бросали их в пламя.
E) Мой отец - рабочий высокой квалификации.
 
26. Укажите количество пропущенных запятых в предложении:
И когда слово за слово объяснилось что у нас с ним есть общие любимцы в мире авторов и книг и он немедля предложил мне показать свою библиотеку я не нашел ни причины ни поводов чтобы отказаться.
 
A) Три.
B) Шесть.
C) Семь.
D) Четыре.
E) Пять.
 
27. Слова, имеющие одно лексическое значение:
 
A) Лавр, папирус, линейка.
B) Лучина, праздник, ручка.
C) Календарь, караван, литера.
D) Аккорд, вокализ, декламатор.
E) Автомат, грамота, журавль.
 
28. Буква ь используется для обозначения грамматической формы:
 
A) Мяч(ь).
B) Тысяч(ь).
C) Афиш(ь).
D) Хорош(ь).
E) Съеш(ь).
 
29. Словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит:
 
A) Ошибочное мнение.
B) Сплав серебра.
C) Тревожиться за брата.
D) Компот из слив.
E) Двадцать тенге.
 
30. Укажите предложение, в котором дополнение выражено неопределенной формой глагола.
 
A) Красавка продолжала двигаться вперед.
B) Он умолял простить его вину.
C) Ягненок в жаркий день пришел к ручью напиться.
D) Сквозь туман начал слабо пробиваться рассвет.
E) Желание наказать дерзкого обидчика было очень сильно.
 
Вариант 22
1. Укажите существительное, не имеющее формы множественного числа.
 
A) Праздник.
B) Шорох.
C) Цифра.
D) Простор.
E) Молодежь.
 
2. Укажите словосочетание с наречием причины.
 
A) Говорить по-русски.
B) Заболеть зимой.
C) Встать рано.
D) Не заметить сгоряча.
E) Находиться вблизи.
 
3. Укажите составное числительное.
 
A) Полтораста.
B) Сорок шесть.
C) Одна вторая.
D) Пятьдесят.
E) Одиннадцать.
 
4. Укажите прилагательное с буквой е  в суффиксе.
 
A) Холщ...вый мешок.
B) Пунц...вый свет.
C) Еж...вые рукавицы.
D) Камыш...вая крыша.
E) Лиц...вая сторона.
 
5. Укажите существительное, имеющее только форму единственного числа:
 
A) Каникулы.
B) Ворота.
C) Сутки.
D) Жмурки.
E) Бензин.
 
6. Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук:
 
A) Роскошь.
B) Сплошь.
C) Чушь.
D) Пустошь.
E) Брошь.
 
7. Определите стиль текста:
Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой бархатистым налетом.
 
A) Стиль художественной литературы.
B) Научный стиль.
C) Деловой стиль.
D) Публицистический стиль.
E) Разговорный стиль.
 
8. Выберите строку слов с приставкой БЕЗ-.
 
A) Бе…конечность, бе...грамотный.
B) Бе...срочный, бе...временный.
C) Бе...крайний, бе...цельный.
D) Бе...граничный, бе...заветный.
E) Бе...толковый, бе...умный.
 
9. Укажите ряд антонимов:
 
A) Истина, ложь.
B) Скука, тоска.
C) Передвижение, перемещение.
D) Жестокость, бессердечие.
E) Грусть, печаль.
 
10. Укажите глагол с буквой Ы в суффиксе:
 
A) совет...вать
B) досад...вать
C) опазд...вать
D) чувств... вать
E) треб...вать
 
11. Укажите согласный звук.
 
A) [о].
B) [й].
C) [у].
D) [и].
E) [а].
 
12. Слово с пропущенной буквой -ё-:
 
A) Девч...нка.
B) Тренаж...р.
C) Еж...вый.
Б) Скач...к.
Е) Чесноч...к.
 
13. Найдите строчку синонимов.
 
A) Пурга, буран.
B) Утро, вечер.
C) День, ночь.
D) Жара, холод.
E) Рассвет, полночь.
 
14. Правильный вариант пропущенных букв:
Они ух...дили все дальше и дальше от нас, а ночь и ф....нтазия од....вали их все прекраснее.
 
A) О, О, И, И.
B) О, А, Е, Е.
C) А, О, Е, Е.
D) О, О, Е, И.
E) О, А, Е, И.
 
15. Однородные члены, связанные соединительными союзами:
 
A) А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды.
B) Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шелковой малиновой или синей рубахе, бархатных шароварах, длинных сапогах.
C) Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами.
D) Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, побежишь по аллее к дому.
E) Он высок ростом, худощав, но широкоплеч, строен, а лицом - красавец цыган.
 
16. Определите антоним к фразеологизму "души не чаять":
 
A) Положа руку на сердце.
B) Носить на руках.
C) Душа в душу.
D) Засучив рукава.
E) Как кошка с собакой.
 
17. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота до корней волос.
 
A) Бежать очень быстро.
B) Покраснеть сильно.
C) Опечалиться очень.
D) Уехать очень далеко.
E) Легко держаться в воде.
 
18. Укажите строку только с модальными частицами:
 
A) Разве, не, давай, пусть, бы, что за.
B) Именно, разве, вряд ли, ни, давайте, пусть.
C) Неужели, ни, пусть, давайте, бы, вряд ли.
D) Разве, неужели, что за, вряд ли, именно.
E) Что за, вряд ли, не, давай, бы, пусть.
 
19. Укажите тип связи слов в словосочетаниях: сеять хлопок, помогать в беде, ходить по лесу.
 
A) Согласование.
B) Последовательная.
C) Управление.
D) Сочинительная.
E) Примыкание.
 
20. Способ передачи чужой речи в предложении: Как говорят поэты, началась осень жизни.
 
A) Простое предложение с дополнением.
B) Предложение с прямой речью без изменения.
C) Сложноподчиненное предложение с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.
D) Предложение с вводным предложением для передачи источника сообщения.
E) Сложносочиненное предложение.
 
21. Укажите ряд союзов, присоединяющих придаточное времени к главному предложению:
 
A) Вследствие чего, зато, но, пусть, ежели.
B) Когда, пока, как только, в то время как, по мере того как.
C) Который, куда, что, где, кто, какой.
D) Кто, где, когда, что, когда, почему.
E) Однако, сколько, как, кабы, хотя, будто.
 
22. Найдите бессоюзное сложное предложение со значением времени:
 
A) Горда ты плакать не станешь.
B) Поспешишь людей насмешишь.
C) Буду нужен вызывайте.
D) Лето припасает зима поедает.
E) Настанет утро двинемся в путь.
 
23. Определите строку с омонимами:
 
A) Пилю дрова - железная пила.
B) Почитать книгу - почет ветеранам.
C) Солнечный свет - объехал весь свет.
D) Длинная коса - косить траву.
E) Сражаться мечом - мечи дальше.
 
24. Укажите предложение с вводным словом:
 
A) Задание должно быть выполнено как можно быстрее.
B) Лежа читать вредно, нужно читать сидя.
C) Начала нет, как впрочем нет конца.
D) После тяжелого дня, проведенного на позициях, сердце давало знать.
E) Горы важно задумчивы.
 
25. Укажите количество пропущенных знаков препинания:
В темноте в глубине сада пылает около шалаша багровое пламя окруженное мраком и чьи-то черные точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра а гигантские тени от них ходят по яблоням.
 
A) 4 запятых, тире
B) 8 запятых
C) 7 запятых
D) 5 запятых, тире
E) 6 запятых
 
26. Укажите количество пропущенных знаков препинания:
Паутов жадно вдохнул морозную тишину заполнившую пространство прислушался и вдруг ощутил во всем теле легкость почувствовал приближение знакомой тревоги может быть и радости наполнявшей его как бывалого охотника перед выходом в тайгу.
 
A) 7
B) 4
C) 8
D) 6
Е) 5
 
27. Какой из названных признаков отличает причастие от прилагательного.
 
A) Наличие форм времени.
B) Согласование с существительным.
C) Изменяемость по падежам, числам. Имеет род.
D) Роль в предложении.
E) Наличие краткой и полной формы.
 
28. Слово с ударением на предпоследнем слоге:
 
A) Диалог.
B) Алфавит.
C) Документ.
D) Звонит.
E) Занят.
 
29. Укажите предложение, где выделенные слова не являются приложениями:
 
A) Все слушали рассказ Анны Саввишны, особенно барышни.
B) Сторож Иван, оставшийся возле моста на ночь, выжигал из обрезков бревен кадушки.
C) Вопросы воздушной навигации, или, как сейчас говорят, самолетовождения, он, летчик, знал не хуже штурмана.
D) Сергей Иванович, глава семьи, высокий, сутулый, был хороший столяр.
E) Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом.
 
30. В предложении
На какие бы темы ни создавал Курмангазы кюи, они несли в себе всю гамму человеческих чувств - любовь, нежность, доброту, сострадание.
подчеркнутые слова
 
A) Местоимение, частица, глагол, местоимение, местоимение.
B) Местоимение, предлог, глагол, местоимение, прилагательное.
C) Союз, частица, глагол, местоимение, прилагательное.
D) Союз, частица, глагол, местоимение, местоимение.
E) Союз, предлог, глагол, местоимение, прилагательное.
 
Вариант 23
 
1. Вставьте подходящее по смыслу слово во фразеологизм «делить шкуру неубитого ...».
 
A) Волка.
B) Кота.
C) Медведя.
D) Слона.
E) Мамонта.
 
2. Укажите качественное прилагательное.
 
A) Серьезный.
B) Лесной.
C) Серебряный.
D) Волчий.
E) Утренний.
 
3. Укажите форму слова  лесок:
 
A) Леска.
B) Лесочек.
C) Лесник.
D) Лесной.
E) Лесу.
 
4. Укажите глагол I спряжения.
 
A) Гнать.
B) Знать.
C) Дышать.
D) Держать.
E) Слышать.
 
5. При склонении этого существительного прибавляется суффикс -ен-.
 
A) Богатырь.
B) Армия.
C) Судья.
D) Мать.
E) Время.
 
6. Научный стиль употребляется в ...
 
A) Общении граждан с учреждениями и учреждений между собой.
B) Научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности.
C) Словесно-художественном творчестве.
D) Обыденной речи, в беседах.
E) Агитационно-массовой деятельности.
 
7. Укажите наречие без Ь на конце:
 
A) Невтерпеж...
B) Настеж...
С) Вскач...
D) Сплош...
Е) Невмоч...
 
8. Укажите ряд антонимов:
 
A) Скука, тоска.
B) Жестокость, бессердечие.
C) Передвижение, перемещение.
D) Истина, ложь.
E) Грусть, печаль.
 
9. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в предложении: Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.
 
A) Местоимением.
B) Наречием.
C) Неопределенной формой глагола.
D) Причастием.
E) Именем существительным.
 
10. Местоимение - это:
 
A) Часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
B) Часть речи, которая обозначает действие предмета.
C) Часть речи, которая обозначает предмет.
D) Часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
E) Часть речи, которая обозначает признак предмета.
 
11. Слова, в которых происходит оглушение звонких:
 
A) Сбор, сбегать.
B) Сжечь, сжать.
C) Сделать, отдых.
D) Узкий, скользкий.
E) Сбить, сгоряча.
 
12. Пропущена буква -з-:
 
A) И...чертить.
B) В...бодрить.
C) Во...создать.
D) Ра...светать.
E) Во...славить.
 
13. Правильный вариант переноса слова:
 
A) Расс-ледовать.
B) Де-йствуйте.
C) Песчан-ые.
D) Кажет-ся.
E) У-частвую.
 
14. Укажите слово, в котором есть звук [о]:
 
A) Кровля.
B) Слепок.
C) Ночлег.
D) Отлив.
E) Постичь.
 
15. Определите ряд слов-синонимов:
 
A) Лазурный, голубой, изумрудный.
B) Торжественный, праздничный, праздный.
C) Любопытный, любознательный, внимательный.
D) Радостный, счастливый, удрученный.
E) Грубый, неучтивый, невежественный.
 
16. Определите предложение с изъяснительным союзом:
 
A) Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.
B) Благодаря тому что в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери.
C) Природу надо беречь, как мы бережем жизнь человека.
D) Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
E) Все было готово, когда в конце коридора появилась знакомая фигура учителя.
 
17. Деепричастный оборот обособляется:
 
A) Рассказал обо всем не переводя духа.
B) Сидел сложа руки.
C) Шел домой повесив нос.
D) Работал засучив рукава.
E) Сделав дело не жди добра.
 
18. Определите тип простого предложения. Расскажу тебе сказку.
 
A) Двусоставное предложение.
B) Односоставное назывное предложение.
C) Односоставное определенно-личное предложение.
D) Односоставное неопределенно-личное предложение.
E) Односоставное безличное предложение.
 
19. Укажите причастие с суффиксом -ящ-.
 
A) улыба...щийся ребенок
B) бре...щийся юноша
C) хмур...щий брови мальчик
D) кол...щий предмет
E) се...щий хлеб крестьянин
 
20. Вводные слова, которые обозначают различную степень уверенности:
 
A) наконец, например, следовательно, значит
B) очевидно, пожалуй, разумеется, конечно, действительно
C) по словам, по сообщению, по мнению
D) к счастью, к сожалению, к несчастью, к удивлению
E) одним словом, иначе говоря, лучше сказать
 
21. Определите тип придаточного предложения.
В сложной биографии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелестные сказки.
 
A) Придаточное предложение определительное.
B) Придаточное предложение условия.
C) Придаточное предложение сравнительное.
D) Придаточное предложение места.
E) Придаточное предложение времени.
 
22. Слова, в которых происходит озвончение:
 
A) Сбить, просьба.
B) Низкий, сладкий.
C) Повозка, зарядка.
D) Резкий, дуб.
E) Узкий, скользкий.
 
23. Укажите, какое словосочетание соответствует грамматическому значению действие и его признак.
 
A) Журнал с иллюстрациями.
B) Иллюстрированный журнал.
C) Иллюстрации в журнале.
D) Иллюстрировать журнал.
E) Интересно иллюстрировать.
 
24. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
 
A) И редкий солнца луч, и первые морозы.
B) Желтые листья медленно падали на землю.
C) Темная вода и громады утесов на берегу создавали величественную картину.
D) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
E) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
 
25. Укажите, в каком варианте указаны диалектизмы.
 
A) Компьютер, космонавт, менеджер.
B) Кочет, петух.
C) Засека, ракита, площадя.
D) Скальпель, премьера, эксперт.
E) Пила, фуганок, долото.
 
26. Укажите предложение с обособленным приложением.
 
A) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.
B) Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место в дыму около костра.
C) Горный козел, горал, легко ступая прыткими стройными ногами, вышел из-за кустов.
D) Сергей Лазо был прислан комитетом как главнокомандующий.
E) Люди же, изумленные, стали как камни.
 
27. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять запятая:
 
A) Недруг поддакивает друг спорит.
B) Туман не вставал не бродил ветерок.
C) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
D) Осень припасает зима поедает.
E) Недаром говорится дело мастера боится.
 
28. В разделе "Орфоэпия" изучается:
 
A) Совокупность правил постановки знаков препинания.
B) Словосочетание и предложение.
C) Состав русского алфавита, соотношения между звуками и буквами.
D) Нормы современного литературного произношения.
E) Совокупность правил, определяющих написание слов.
 
29. Укажите количество запятых в предложении.
Генерал стал расспрашивать меня о судьбе Ивана Кузьмича которого называл кумом и часто прерывал мою речь дополнительными вопросами и нравоучениями которые если не отличали в нем человека сведущего в военном искусстве то по крайней мере обнаруживали сметливость и природный ум.
 
A) 6.
B) 7.
C) 9.
D) 10.
Е) 8.
 
30. Сложносочиненное предложение, в котором указывается на чередование явлений:
 
A) И вот в туманной дали запели птички и восток озолотился.
B) Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье и слышен в тишине ночной лишь лай собак да коней ржанье.
C) Я шел в каком-то опьянении да и было отчего.
D) Звонко вдали кукушка куковала да безумная галка кричала.
E) То длинный сук ее заденет за шею вдруг то из ушей златые серьги вырвет силой.
 
Вариант 24
 
1. Укажите существительное I склонения.
 
A) Дом.
B) Юноша.
C) Полдень.
D) Соловей.
E) Занавес.
 
2. На конце этого наречия пишется буква А.
 
A) Идти вправ....
B) Беседовать запрост....
C) Раскалить докрасн....
D) Расставаться надолг....
E) Переписать набел....
 
3. Укажите порядковое числительное.
 
A) Четырехместный.
B) Семиэтажный.
C) Пятидневный.
D) Шестой.
E) Тройной.
 
4. Условное наклонение глагола образуется при помощи частиц.
 
A) Что за, ну и.
B) Именно, точно.
C) Не, ни.
D) Бы, б.
E) Ли, разве.
 
5. Фразеологизм имеет значение «фантазировать»:
 
A) Вилять хвостом.
B) Метать гром и молнии.
C) Кот наплакал.
D) Обвести вокруг пальца.
E) Витать в облаках.
 
6. Пишется через дефис частица:
 
A) Я зашел в комнату и что(же) увидел?
B) Не знаю, долго(ли) я пробуду в библиотеке.
C) Высоко летает, да где(то) сядет.
D) Очерки его были столько(же) кратки, сколько и интересны.
E) Пора(бы) уже и отдохнуть.
 
7. Сложное предложение - это
A) Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, или вопрос, или побуждение, имеет грамматическую основу.
B) Два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.
C) Слова, указывающие на предмет и его признак или на действие и его признак.
D) Предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соединенных при помощи интонации, союзов или союзных слов.
E) Слова, указывающие на действие и предмет, на который оно переходит.
 
8. Слово с пропущенной буквой -о-:
 
А) Молодож...н.
В) Туш...нка.
С ) Наш...птывать.
D) Щ...голь.
Е) Прож...рливый.
 
9. Прилагательное, которое пишется через дефис:
 
A) (черно) волосый.
B) (общественно) политический.
C) (свето) чувствительный.
D) (равно) бедренный.
E) (широко) экранный.
 
10. Укажите глагол с окончанием -ит.
 
A) Мурлыч...т.
B) Обид...т.
C) Каж...тся.
D)Бор...тся.
Е) Брызж...т.
 
11. Пропущена буква -з-:
 
A) И...чертить.
B) Ра...светать.
C) Во... славить.
D) Во... создать.
E) В... бодрить.
 
12. Слово с непроверяемой безударной гласной в>корне:
 
A) Св..зующий.
B) Св..тильник.
C) С..дловина.
D) Св.хтулька.
E) Св..репый.
 
13. Устав, кодекс, приказ, доверенность, расписка - жанры
 
A) публицистического стиля.
B) научного стиля.
C) официально-делового стиля.
D) художественного стиля.
E) разговорного стиля.
 
14. Укажите звонкий согласный.
 
A) [п].
B) [ф.
C) [ц].
D) [з.
E) [с.
 
15. Определите ряд слов-синонимов:
 
A) Время, период, эпоха, эра.
B) Исполнитель, конкурент, дебютант.
C) Лингвист, историк, литературовед.
D) Фрукты, овощи, вишня.
E) Изучать, упрямиться, штудировать.
 
16. Укажите страдательное причастие настоящего времени:
 
A) Выполняемый.
B) Сжатый.
C) Исколотый.
D) Дышащий.
E) Испеченный.
 
17. Деепричастный оборот обособляется:
 
A) Не испытав трудностей жизни не узнаешь счастья.
B) Работать спустя рукава.
C) Мчаться сломя голову.
D) Сидеть сложа руки.
E) Трудиться не покладая рук.
 
18. Укажите, в каком варианте указаны устаревшие слова.
 
A) Реликвия, шедевр.
B) Самолет, дельтаплан, ракета.
C) Гипотеза, фейерверк, теорема.
D) Уезд, волость, губерния.
E) Мемориал, обелиск, постамент.
 
19. Укажите вводные слова, которые обозначают большую степень уверенности:
 
A) Что значит ваше молчание?
B) Если я говорю, значит, так оно и есть.
C) Он подал маленькое письмо, в котором повторялась, конечно, одна и та же просьба.
D) Наконец, надо сказать и о том месте, куда мы приехали.
E) Море было бурным, однако плыли они быстро, благодаря удивительной сноровке мореходов.
 
20. Определите, чем осложнено предложение:
Все картины отобранные для выставки скоро будут экспонироваться.
 
A) Вводными словами.
B) Обособленным определением.
C) Обособленным дополнением.
D) Обособленным обстоятельством.
E) Однородными членами предложения.
 
21. Определите тип простого предложения. Зажгло грозою дерево.
 
A) Односоставное безличное предложение.
B) Двусоставное предложение.
C) Односоставное неопределенно-личное предложение.
D) Односоставное назывное предложение.
E) Односоставное определенно-личное предложение.
 
22. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении: Потом я был в музее где в великолепных саркофагах спят тысячи лет блистательные фараоны Египта забинтованные в какие-то особые ткани разрисованные поверх этих бинтов и забальзамированные таинственными способами секрет которых никому не был известен.
 
A) 4
B) 2
С) 3
D) 6
Е) 5
 
23. Способ связи в словосочетании согласование:
 
A) Совершить прыжок.
B) Позднее возвращение.
C) Поздно возвратясь.
D) Прыжок с трамплина.
E) Возвратиться поздно.
 
24. Укажите количество пропущенных знаков препинания: Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережет их.
 
A) Тире, 1 запятая.
B) Тире, 3 запятые.
C) Точка с запятой, 2 запятые.
D) Двоеточие, 1 запятая.
E)  1 запятая, точка с запятой.
 
25. Какой из фразеологизмов обозначает «несправедливо позорить, обвинять кого-либо».
 
A) Нож в сердце
B) Одним миром мазаны
C) Обливать грязью
D) Обводить вокруг пальца
E) Ни богу свечка ни черту кочерга
 
26. Укажите нераспространенное предложение:
 
A) Потом прибежал другой.
B) Попробуем представить будущее.
C) Там пахло краской.
D) Чужды вам страсти.
E) Он был, казалось, лет шести.
 
27. Укажите предложение с иноязычным словом.
 
A) Нежданный успех голову кружит.
B) Дует ветер, все сметающий на своем пути.
C) Ошибка в работе осталась незамеченной.
D) При каждом шаге фонтаны теплой воды били из-под ног.
E) Зарею стукнули первые заморозки.
 
28. Слово с твердым согласным, не имеющим парного мягкого звука:
 
A) Тюрки.
B) Кюльтегин.
C) Каганат.
D) Юрта.
E) Жестокий.
 
29. Укажите количество запятых в предложении.
Ростову было так неловко и неприятно с Борисом что когда после ужина Борис заглянул к нему он притворился спящим и на другой день рано утром стараясь не видеть его ушел из палатки.
 
A) 4.
B) 6.
С) 3.
D) 7.
Е) 8.
 
30. Слово с ударением на последнем слоге:
 
A) Газопровод.
B) Начал.
C) Прибыл.
D) Копировать.
E) Прибыло.
 

Вариант 25
1. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом -к-
 
A) Киргиз...ий писатель.
B) Ткац...ий станок.
C) Кавказ...ие горы.
D) Комендант...ий час.
E) Офицер...ий мундир.
 
2. Укажите наречие в форме сравнительной степени.
 
A) Это озеро глубже.
B) Мороз все крепче.
C) Этот путь короче.
D) Живется труднее.
E) День стал длиннее.
 
3. Укажите способ образования слов подберезовик, подосиновик:
 
A) Сложение.
B) Бессуффиксный.
C) Суффиксальный.
D) Приставочный.
E) Приставочно-суффиксальный.
 
4. В этом предложении числительное относится к разряду дробных.
 
A) В поход готовьте пушек двести.
B) Две трети учеников школы не посещали занятия по болезни.
C) «Да вот пошел шестнадцатый годок,» - отвечала матушка.
D) Тут нашел я двенадцать казаков, спящих один возле другого.
E) Злодей-то, видно, силен; а у нас всего сто тридцать человек.
 
5. Укажите разносклоняемое существительное:
 
A) Книга.
B) Путь.
C) Дочь.
D) Облако.
E) Окно.
 
6. Определите вид придаточного предложения.
Олжасу Сулейменову, когда я с ним познакомился, было двадцать пять лет.
 
A) Времени.
B) Определительное.
C) Причины.
D) Следствия.
E) Места.
 
7. Буква и пишется:
 
A) Без..нициативность.
B) Без..звестность.
C) Сверх...зысканность.
D) Роз...грыш.
E) Уголовный роз...ск.
 
8. Слово с пропущенной буквой -о-:
 
A) Товарищ..м.
B) Фарш..м.
C) В больш..м.
D) Рощ..й.
E) Печ..т.
 
9. Укажите глагол с буквой Е в суффиксе:
 
A) Проветр..вать.
B) Ноч..вать.
C) Затрат..вать.
D) Рассматр..вать.
E) Вспах..вать.
 
10. Слова с пропущенной буквой -ы-:
 
A) Ц...тата, ц...фра.
B) Ц...кнуть, ц... пленок.
С) Ц...кл,  ц…клоп.
D) Ц...нга, ц...рк.
E) Ц...гейка, ц...ркач.
 
11. Местоимение - это:
 
A) Часть речи, которая обозначает действие предмета.
B) Часть речи, которая обозначает признак предмета.
C) Часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
D) Часть речи, которая обозначает предмет.
E) Часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
 
12. Прислушайся, Кулмамбет, байским добром не бахвалюсь я. Запятые выделяют
 
A) обращение.
B) дополнение.
C) определение.
D) уточняющий член.
E) приложение.
 
13. Воздействие на слушателей и читателей для пропаганды общественно-политических идей - цель:
 
A) Публицистического стиля.
B) Официально-делового стиля.
C) Разговорного стиля.
D) Художественного стиля.
E) Научного стиля.
 
14. В разделе "Фонетика " изучаются
 
A) звуки речи.
B) состав слова.
C) словарный состав языка.
D) словосочетание и предложение.
E) правила, определяющие написание слов.
 
15. Укажите страдательное причастие прошедшего времени:
 
A) Несущий.
B) Награжденный.
C) Погасший.
D) Красящий.
E) Объявляемый.
 
16. Выберите предложение с пропущенным знаком двоеточие.
 
A) Носят ноги руки кормят.
B) Охотник выстрелил утка упала.
C) Больше хлеба сильнее стремя.
D)  От этих книг в душе сложилась стойкая уверенность я не один на земле.
E) Сильный дождь льет с утра выйти невозможно.
 
17. Словосочетание указывает на предмет и его признак:
 
A) Хорошо плавать.
B) Смотреть фильм.
C) Плавить металл.
D) Блестящий успех.
E) Очень темно.
 
18. В составе предложения имеются антонимы:
 
A) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.
B) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.
C) Сытый голодного не разумеет.
D) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.
E) И голова постоянно кружится, и сердце болит.
 
19. Слово с ударением на первом слоге:
 
A) Начав.
B) Портфель.
C) Начатый.
D) Приговор.
E) Начавший.
 
20. Укажите сложносочиненное предложение, в котором явления следуют одно за другим:
 
A) Шумели листья, да слышался треск сучьев.
B) Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из-за тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма.
C) Звезды уже начали бледнеть, и небо серело.
D) Мягкий свет струился по опавшей листве, и яблони стояли странные и золотые.
E) Люди уходят, и остаются вещи, безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев.
 
21. Найдите строчку синонимов.
 
A) Роман, телепередача.
B) Книга, газета.
C) Конец, начало.
D) Отрывок, фрагмент.
E) Содержание, заключение.
 
22. Профессиональные слова железнодорожников:
 
A) Бульдозер, экскаватор, бетон.
B) Фюзеляж, пропеллер, шасси.
C) Электровоз, тендер, букса.
D) Солист, ария, концерт.
E) Фланг, контратака, фронт.
 
23. Определите, чем осложнено предложение:
Идя по шумному проспекту, он испытывал счастливое удовольствие.
 
A) Обособленным определением.
B) Вводным предложением.
C) Обособленным дополнением.
D) Однородными членами предложения.
E) Обособленным обстоятельством.
 
24. Укажите правильный вариант пропущенных букв в предложении: Солнце- н... огнистое, н... раск..ленное, как во время знойной засухи, н... тускло-б...гровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-луч...зарное-мирно всплыва...т под узкой и длинной тучкой, свежо прос.яет и погрузится в лиловый ее туман.
 
A) и, е, а, е, о, и, е, и.
B) и, е, о, и, о, е, и, е.
C) е, и, о, и, о, е, и, е.
D) е, е, а, е, а, е, е, и.
E) е, и, а, е, о, и, е, и.
 
25. Слово, заимствованное из древнегреческого языка:
 
A) Кандидат.
B) Мундир.
C) Патриот.
D) Амфитеатр.
E) Президент.
 
26. Определите структуру предложения:
Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие.
 
A) Сложное предложение с вводными словами.
B) Сложноподчиненное с двумя придаточными, однородные члены.
C) Сложноподчиненное с тремя придаточными, вводное предложение.
D) Сложное предложение с разными видами связи.
E) Сложноподчиненное и сложносочиненное предложения.
 
27. Укажите неопределенно-личное предложение:
 
A) Сижу за решеткой в темнице сырой.
B) А поворотись-ка, сын!
C) Без букв и грамматики не научишься математике.
D) Насильно мил не будешь.
E) В клубе пели и плясали.
 
28. Укажите предложение с однородными определениями:
 
A) Красиво чернели в нежной зелени еще низких яровых хлебов грачи.
B) Красивая борзая собака вбежала в комнату.
C) Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России.
D) Раз она где-то за границей встретила молодого шведа с честными голубыми глазами.
E) Темная мягкая ночь глядела в комнату со своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного чистого воздуха.
 
29. Укажите согласный, не имеющий мягкой пары.
 
A) Ж
B) К
C) В
D) З
Е) Н
 
30. Укажите выражение, которое не является фразеологизмом.
 
A) подписано - так с плеч долой
B) человек с головой
С) голова садовая
D) голова варит
E) попасть под тяжелую руку
 

 
Вариант 26
1. Укажите глагол с суффиксом -ева-.
 
А) Разыск...вать.
В) Увелич...вать.
C) Обмен...вать.
D) Танц...вать.
E) Рассматр...вать.
 
2. Укажите фразеологизм антоним выражению «бить баклуши».
 
A) Гонять лодыря.
B) Убить двух зайцев.
C) Работать до седьмого пота.
D) Вбить в голову.
E) Открыть Америку.
 
3. В этом предложении содержится целое числительное.
 
A) Пушкин погиб на дуэли, когда ему было тридцать семь лет.
B) Каникулы продлились полторы недели.
C) Две пятых отряда пришло вовремя.
D) За яблоки заплатили полтораста рублей.
E) Семь десятых пути прошли мы берегом реки.
 
4. Укажите наречие, со слитным написанием.
 
A) (На)легке.
B) (В)третьих.
C) (Еле)еле.
D) (По)медвежьи.
E) (По)прежнему.
 
5.  Укажите способ образования слов фотоаппарат, кинозал:
 
A) Суффиксальный.
B) Сложение основ.
C) Приставочный.
D) Бессуффиксный.
E) Приставочно-суффиксальный.
 
6. Слово с пропущенной буквой о:
 
A) Вооруж...нный.
B) Пересеч.. .т.
C) Горяч....
D) Иcпeч...н.
Е) Упрощ.. .нность.
 
7. Простите, верные дубравы!
Запятая выделяет:
 
A) Определение.
B) Приложение.
C) Обращение.
D) Дополнение.
E) Уточняющий член.
 
8. Прилагательное, которое пишется через дефис:
 
A) (общественно) политический.
B) (равно) бедренный.
C) (черно) волосый.
D) (широко) экранный.
E) (свето) чувствительный.
 
9. Определите стиль текста:
А что будет с нами? Ведущие учёные Казахстана, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса в начале третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация у нас проблемна.
 
A) Официально-деловой.
B) Публицистический.
C) Художественный.
D) Разговорный.
E) Научный.
 
10. Укажите предложение, в котором пропущена буква -с- в приставке.
 
A) Людской поток бе...конечен.
B) С каждым днем полоса в...рыхленной земли простиралась все дальше и дальше.
C) Встреча оставила неи...гладимое впечатление.
D) Бе...жалостная осень сорвала одеяния с деревьев.
E) По равнине быстро разливалась тьма.
 
11. Назовите непарный по глухости-звонкости согласный.
 
A) [в]
B) [ц]
C) [г]
D) [ж]
Е) [з]
 
12. Найдите схему, соответствующую предложению:
Мне кажется сказал он что люди живут там по-иному чем мы.
 
А) «П, - а, - п».
В) «П! – а. - П».
C) «П,» - а.
D) «П? - а. - П».
Е) «П, - а. – П».
 
13. Слово с пропущенной буквой о:
 
A) В...кансия.
B) Ав...нтюра.
C) Ант...гонизм.
D) Габ...риты.
Е) Апл...дисменты.
 
14. Укажите вариант, соответствующий правильному написанию не и ни. Газет он (н...)получал, н...(с)кем в переписке (н...)состоял, сведений (н...)откуда иметь (н...)мог,
 
A) не, не, не, не, не.
B) не, ни, не, ни-, не.
C) не, не, не, ни-, не.
D) не, не-, не, не-, не.
E) не, ни-, не, ни-, не.
 
15. Укажите, какое значение имеет придаточная часть предложении:
Я выглянул в окно и увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин.
 
A) Значение времени.
B) Значение места.
C) Значение образа действия.
D) Изъяснительное значение.
E) Определительное значение.
 
16. Суффикс -чик-пишется:
 
A) После согласных д, т, з, с, ж.
B) После согласных р, м, ш, ч, н.
C) После согласных х, ц, щ, ш, ч.
D) После согласных к, н, р, м, в.
E) После согласных к, ц, п, ф, м.
 
17. Укажите предложение с пропущенным тире:
 
A) Он знаменитый режиссер.
B) Июньская ночь коротка.
C) Янко не боится ничего ни моря ни ветров ни береговых сторожей.
D) Стол, кресло, стулья все было самого тяжелого и беспокойного свойства.
E) Искусство есть жизнь.
 
18. Выберите строку слов с -Н-.
 
A) Сдержан...ый ответ, рассеян...ый ученик.
B) Создан...ый союз, очищен...ый орех.
C) Удвоен...ая согласная, запуган...ый ребенок.
D) Дом утеплен..., окна заклеен...ы.
E) Усилен...ый наряд, увеличен...ый снимок.
 
19. Обособленные члены предложения - это:
 
A) слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
B) члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом предложения.
C) слова, указывающие на порядок мыслей и их связь.
D) специальные слова или сочетания слов, при помощи которых автор выражает свое отношение к сообщению.
E) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно.
 
20. Найдите ряд, в котором есть синонимы.
 
A) остатки - останки
B) деяние - действие
C) земельный - земляной
D) возмездие - возмущение
E) блестеть - сверкать
 
21. Укажите, в каком падеже нужно поставить взятое в скобки слово: согласно (расчет).
 
A) В родительном падеже.
B) В винительном падеже.
C) В предложном падеже.
D) В именительном падеже.
E) В дательном падеже.
 
22. Укажите ряд антонимов.
 
A) Бережливый, экономный
B) Яркий, тусклый
C) Осторожный, расчетливый
D) Праздный, праздничный
E) Невежественный, грубый
 
23. Способ связи в словосочетании согласование:
 
A) Первая в группе.
B) Впервые сгруппировать.
C) Первенство группы.
D) Первая группа.
E) Первый в группе.
 
24. Определите тип простого предложения. Тихая августовская ночь.
 
A) Односоставное безличное предложение.
B) Односоставное определенно-личное предложение.
C) Односоставное назывное предложение.
D) Двусоставное предложение.
E) Односоставное неопределенно-личное предложение.
 
25. Укажите, в каком слове ударение на первом слоге.
 
A) Шофер.
B) Планер.
C) Швея.
D) Ракушка.
E) Русло.
 
26. Укажите ряд иноязычных слов:
 
A) Сторож, невежда, кровать.
B) Шофер, трамвай, бухта.
C) Бедствие, могущество, возвращение.
D) Деревня, ветер, холод.
E) Гражданин, государство, человек.
 
27. Непроверяемая безударная гласная корня:
 
A) Смирившийся.
B) Священный.
C) Изготовленный.
D) Прилетевший.
E) Замирающий.
 
28. Укажите сложносочиненное предложение, в котором не ставится запятая:
 
A) Течет река к морю и идет год за годом.
B) За тучей дыма не было видно пламени и дым прямо летел по ветру на усадьбу.
C) Ночью плыл он мимо острова Капри и печальны были его огни медленно скрывавшиеся в темном море.
D) Он оставил коня в поле и кинул поводья на луку.
E) Намедни ночью бессонница меня томила и в голову пришли мне две-три  мысли.
 
29. Значение смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзном сложном:
Возьмется народ - озеро перенесет.
 
A) Время.
B) Противопоставление.
C) Условие.
D) Причина.
E) Последовательность.
 
30. Синоним к слову адекватный:
 
A) Ординарный.
B) Рентабельный.
C) Ориентировочный.
D) Идентичный.
E) Привилегированный.
 
Вариант 27
1. Укажите предложение с глаголом в повелительном наклонении.
 
A) Труд человека кормит, а лень портит.
B) Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
C) Пошел бы в гости, да никто не зовет.
D) Чем больше ешь, тем больше хочется.
E) Дружбу помни, а зло забывай.
 
2. Укажите слово с пропущенной буквой е.
 
A) Старуш...ночка прядет
И за пряжею поет.
B) Зайч...нок-луч, подкравшись к зыбке,
Заводит с первенцем игру.
C) Кукушка кукуш...нку купила капюшон.
D) В них живет испанский зной,
В них сокрыт кусоч.. .к света..
E) Мальч...нка с виду казался простоватым и даже непонятливым.
 
3. Слово идти имеет значение «передвигаться»:
 
A) Время идет незаметно.
B) Пароход идет вниз по течению.
C) Идут занятия.
D) Идет снег.
E) Идет сильный дождь.
 
4. При образовании формы сравнительной степени в этом прилагательном изменяется все слово.
 
A) Далекий.
B) Слабый.
C) Богатый.
D) Завистливый.
E) Плохой.
 
5. Укажите прилагательное, в суффиксе которого пишется е.
 
A) Кумач...вый.
B) Морж...вый.
C) Ключ...вой.
D) Песц...вый.
E) Еж... вый.
 
6. Слово с пропущенной буквой -ё-:
 
А) Беч...вка.
В) Капюш...н.
С) Ш...рох.
D) Свеч...й.
Е) Камыш... вый.
 
7. Определите разряд модальных частиц в предложении:
Память оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда.
 
A) Указательные.
B) Уточняющие.
C) Усилительные.
D) Восклицательные.
E) Вопросительные.
 
8. Укажите гласный звук.
 
A) [н].
B) [у].
C) [й].
D) [ф].
E) [с].
 
9. Выберите строку слов с пропущенным окончанием -ЕМ.
 
A) Он выехал на свет, льющ...ся из окон.
B) Вершины лип были подобно опустивш...ся тучам.
C) Ехал по пустыне, окруженн... горами.
D) Он говорил о романе, прославивш... автора.
E) Его разбудила беготня, поднявш...ся в доме.
 
10. Укажите наречие с суффиксом а:

Дата: 2012-04-01 Просмотров: 5114 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: