А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
## С ##
СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД (греч. - собрание) — высший государственный орган управления, создан Петром I в 1721г., объединял высших церковных иерархов, во главе с назначавшимся императором гражданским чиновником (обер – прокурор). Ведал делами Русской православной церкви: занимался толкованием религиозных догматов, надзором за соблюдением обрядов, вопросами духовной цензуры и просвещения, боролся с “еретиками” и “раскольниками”.
СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ— центральное государственное учреждение в 1637 – 1763гг., созданное для управления Сибирью. Выделился из состава приказа Казанского дворца. Имел некоторые внешнеполитические функции по сношениям с пограничными государствами.
СИБИРСКОЕ ХАНСТВО— государство в Западной Сибири. Возникло в конце 15 в. в ходе распада Золотой Орды. Центр – Чипги – Тура (Тюмень), позднее Кашлык. В 1555г. хан Едигер признал вассальную зависимость от Москвы. В 1572г. хан Кучум разорвал отношения с Московским княжеством. В начале 1580 – х гг. Ермак положил начало присоединению Сибирского ханства к России, которое завершилось в конце 16в.
СКИФЫ (греч.) — древние племена в Северном Причерноморье (7 в до н. э. – 3в. н.э.). По сообщению Геродота делились на царских скифов, кочевников, землевладельцев, пахарей. В 4 в. до н.э. создали государство, которое под ударами сарматов (3в. до н.э.) переместилось в Крым. После разгрома готами (3в. н.э.) растворились среди других племен.
СЛАВЯНОФИЛЫ (слав. – греч.)— представители одного из направлений русской общественной мысли середины.19в. Славянофилы обосновывали и утверждали особый путь исторического развития России, отличный от Зап. Европы. С точки зрения славянофилов самобытность России заключается в отсутствии классовой борьбы (вражды сословий), в существовании общины, в сохранении православия. Православие славянофилы считали ядром русской культуры, отрицательно относились к революции, крепостному праву. Выступали за развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дела, строительство ж/дорог и применение машин в с/х, созыв всесословного Земского Собора (Думы), сохранение монархии. По социальному происхождению славянофилы были представителями дворянской интеллигенции, а также разночинцами (выходцы из купечества, духовенства, крестьянской среды). Лидеры славянофилов: С. Хомяков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев. Западную культуру критиковали за идеи индивидуализма, договорной характер общественных отношений, несовершенство регулирования социальной жизни, отход от истинной веры православия.
СЛОБОДА — название различных поселений в Русском государстве 11 – 17 вв. за городской стеной. Население слобод временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы: стрелецкие, пушкарские, монастырские, ямские, иноземные.
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ (сидение) 1668 – 1676гг. Восстание в Соловецком монастыре. Численность участников 450 – 500 человек. Началось под лозунгом борьбы “за старую веру” с отказа принять новоисправленные богослужебные книги. Верхушка “старцев”, используя снятие сана патриарха с Никона, выступала против плодов его церковной реформы. Основная масса братии – против централизации церкви. Царь Алексей Михайлович приказал стрелецкому отряду численностью в 1 тыс. человек осадить монастырь. Осада длилась 7 лет. Братии монастыря оказывали поддержку окрестные крестьяне и работные люди. Однако идея старообрядчества не была выдержана до конца, внутри монастыря не было сплоченности. Осада закончилась победой стрелецких войск, воспользовавшихся предательством монаха Феонтиста (указал незащищенное окно Белой башни). Из 500 участников восстания в живых осталось только 60 человек, но и они впоследствии были казнены.
СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ — в Русском государстве 14 – нач. 18вв. лица, находившиеся на государственной службе. С сер. 16в. делились на служилых людей по “отечеству” (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии, занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, и служилых людей по “прибору” (стрельцы, пушкари, затинщики-артиллеристы на крепостных стенах, городовые казаки и т.п.), набиравшихся из крестьян и посадских людей; получали денежное и хлебное жалованье, освобождались от государственных налогов и повинностей.
СМЕНОВЕХОВСТВО — общественно – политическое течение в среде русской буржуазной интеллигенции (гл. обр. эмигрантской) в 20-х — 22-х гг. 20 в. Означало поворот некоторой части интеллигенции от борьбы с Советской властью к ее фактическому признанию. Идеологи сменовеховства рассчитывали на перерождение Советской власти в условиях нэпа.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ — термин введен писателем Г.К. Котошихиным (сер.17в.). Под таким названием в историю России вошел период с 1598г. (год смерти Федора Ивановича) по 1613г. (избрание Земским Собором Михаила Федоровича). По мнению В.О. Ключевского, Смуту своими интригами начали бояре, продолжили мелкопоместные дворяне и народ. Смута превратилась в социальную борьбу, осложненную польской и шведской интервенцией. Толчок Смуте дало пресечение со смертью Федора Иоанновича династии Рюриковичей и избрание Земским Собором на престол Б.Годунова (не наследственного царя). Вотчинно - династический характер русской государственности затруднял освоение идеи выборного царя, а “тягловый” характер государственности не способствовал объединению сословий. Смута включает: царствование Годунова (1598 – 1605гг.); движение Лжедмитрия I, поддержанное поляками, казаками крестьянами, боярами (1602/1605 – 1606гг.); крестьянское восстание И.И. Болотникова (1606 —1607гг.); царствование Шуйского (1606 – 1610гг.); “семибоярщину” (1610 – 1612гг.); борьбу за престол Лжедмитрия II (1607 – 1610гг.); польскую (1610 – 1612гг.) и шведскую (1608 – 1617гг.) интервенции; первое (1611г.) и второе (1611 – 1612гг.) народные ополчения.
СОХА— единица податного обложения в России в 13 – 17 вв., с которой собирался государственный поземельный налог – посошное. Первоначально измерялась количеством рабочей силы. С середины 16 в. большая Соха состояла из того или иного количества четвертей земли (сошное письмо). В 1679г. посошное заменено подворным обложением.
“СОЮЗ 17 ОКТЯБРЯ” (октябристы) — праволиберальная политическая партия, объединяла крупных землевладельцев и предпринимателей. Организационное оформление партии завершилось в 1906г. Названа в честь Манифеста 17.10.1905г., знаменовавшего, по мнению октябристов, преобразование России в конституционную монархию. “Союз” народного представительства, демократических свобод, гражданского равенства и т.д. Октябристы составляли самую многочисленную фракцию в 3 – й Госдуме, блокируясь с умеренно – правыми и кадетами. К 1915г. Союз как самостоятельная партия перестал существовать. Лидеры: А.И. Гучков, П.Л. Корф, М.В. Родзянко, Н.А. Хомяков и др.
СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА (СРН) — крайне правая монархическая партия. Образована в октябре 1905г. Лидеры – А.И Дубровин, В.М. Пуришкевич, М.Е. Марков. Социальный состав партии достаточно пестрый; однако преобладали помещики, духовенство и интеллигенция. Выступали за единую и неделимую Россию, за сохранение самодержавия, единение его с народом в совещательном органе (Земский собор), уравнивание в политических правах всех сословий, сохранение общины, гос. страхование для рабочих. Идеология СРН базировалась на уваровской трехчленной формуле: “самодержавие, православие, народность”. С точки зрения СРН, “будущее России не в грязи Европейского парламента”.
СТАН — 1). В Русском государстве 14 – 16вв. административно — территориальная единица. 2). В России административный полицейский округ из нескольких волостей во главе со становым приставом. В уездах было по 2 – 3 стана.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО —совокупность религиозных групп и церквей России, не принявших церковных реформ 17в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906г. преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд толков и согласий.
СТАРОСТА — в 16 – начале 20 вв. выборное должностное лицо для руководства небольшими административно – территориальными единицами или общественными коллективами (староста , губной, сельский, артельный и т.п.).
СТАРОСТА ГУБНОЙ (слав. – уголовно - полицейский), (губа – судебный округ от “губить”) — выборная должность, введена Иваном III с целью ограничения полномочий наместников – кормленщиков. Функции губного старосты – охрана общественного порядка, судопроизводство по уголовным делам.
СТАРОСТА ЗЕМСКИЙ — выборная должность, введенная Иваном IV в 1555г. вместо наместников – кормленщиков. Цель земской реформы состояла в ликвидации очагов княжеского сепаратизма и укреплении центральной власти. В борьбе с боярством Иван IV опирался на дворянство, средние слои городского и сельского населения. Основные функции земского старосты: сбор налогов, судопроизводство по уголовным делам. При земском старосте состоял штат помощников, а также целовальники.
Ваше имя:
Ваш email: