Казахстан - СНГ: Между интеграцией и дезинтеграцией

В ноябре 1991 года семь республик СССР (Казахстан, Россия, Бе­ларусь, Азербайджан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) вы­шли с инициативой о создании межгосударственной структуры - Со­дружества Независимых Государств (СНГ). Однако, 8 декабря 1991 года в Беловежье такое соглашение было подписано руководителями Беларуси, России и Украины без участия президентов других стран. В этом соглашении говорилось, что «СССР, провозглашенный в 1922 году... прекращает свое существование в качестве полноправного субъ­екта международного права». В такое непростое время Президент Казахстана предложил Центрально-Азиатским республикам провести консультации, которые и состоялись 13 декабря 1991 года в Ашхабаде. На них обсуждалось подписание «беловежского» соглашения и было принято решение о вхождении в СНГ на равных правах с другими рес­публиками. Саммит, имевший решающее значение, произошел 21 де­кабря 1991 года в Алма-Ате, где «беловежское» соглашение по созда­нию СНГ приобрело легитимность. Как пояснил Президент Казахстана, «надо понять, что СНГ - это не государство, не национальное образова­ние, а естественный, в сложившихся условиях, механизм регионального взаимодействия». Таким образом, в создании СНГ в современном виде решающую роль сыграл Президент Н.А. Назарбаев, так как в первона­чальном, «беловежском», варианте СНГ включал только три страны. Создание СНГ стало сильным толчком к хорошим и дружественным отношениям между Россией и Казахстаном

Флаги государств, входящих в СНГ

Протокол к Соглашению о создании СНГ, Алма-Атинская декларация, Соглашение о координа­ционных институтах СНГ

В этом разделе будут рассмотрены три соглашения:

  1. Соглашению о создании СНГ;
  2. Алма-Атинская декларация;
  3. Соглашение о координа­ционных институтах СНГ.

На Алма-Атинском саммите были приняты Протокол к Соглашению о создании СНГ, Алма-Атинская декларация, Соглашение о координа­ционных институтах СНГ. Одним из результатов встречи стало вхож­дение Российской Федерации в Совет Безопасности ООН. Документы саммита были направлены на признание целостности государственных территорий. Было достигнуто согласие в вопросе о едином управлении военно-стратегическими силами, созданы совет глав государств и ко­ординирующие органы СНГ, расположившиеся в Минске. Устав СНГ был подписан президентами семи стран (Армения, Беларусь, Казах­стан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан) 22 января 1993 года в Минске. Слабой стороной Устава являлось то, что он не требовал выполнения решений, принятых большинством, то есть его положения имели лишь декларативный характер.

Примечательно, что уже в Алма-Атинской декларации 1991 года подчеркивалось, что участники СНГ привержены «сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, об­щеевропейского и евразийского рынков». Однако дальнейшие взаимо­отношения стран СНГ отличались от тех, что декларировались. Тем не менее, Содружество, созданное в Алма-Ате, существует столько же лет, сколько и сами независимые государства. Таким образом, СНГ, создало условия для равноправного диалога и сотрудничества по сложнейшим международно-региональным проблемам. СНГ, в целом выполнило миссию содействия становлению суверенных государств, выбору каждым из них собственного внешнеполитического курса, модели экономи­ческих реформ и путей государственного строительства.

Сотрудничество Казахстана благодаря СНГ

Казахстан через СНГ стремится на постсоветском пространстве к позитивному взаимовыгодному сотрудничеству. Такой подход позво­лил в определенной степени сохранить между новыми государствами политические, экономические, культурные связи и не допустить кон­фронтации. Однако, между государствами участниками СНГ имелись некоторые противоречия. Так, страны Кавказа и Центральной Азии предъявляли серьезные претензии друг к другу и к России. Ситуация при наличии «замороженных» конфликтов была двусмысленная. В 2004 году Н.А. Назарбаев на саммите в Астане высказал идею о реформировании Содружества, используя практику «большой восьмерки». Россия поддержала Казахстан, но другие страны не желали что-либо менять. Опыт по­казывает, что будущее СНГ зависит и от общих подходов, и от развития двусторонних отношений, и от локального сотрудничества. Все эти события - важная часть истории Казахстана, которая в учебниках обозначена как "Новейшая". 

Сотрудничество в экономике, социальной сфере и области безопасности

В рамках СНГ Казахстан осуществляет сотрудничество в экономи­ческой и социальной сферах, а также в области безопасности. Именно взаимовыгодное экономическое сотрудничество может способствовать сближению интересов стран Содружества (хотя разный уровень эконо­мического развития делает сложным процесс экономической интегра­ции). В такой ситуации Казахстан в СНГ ведет региональное взаимодей­ствие как на европейском, так и на центральноазиатском направлении.

С одной стороны, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан еще в 1994 году подписали в Чолпон-Ате Договор о создании Единого экономичес­кого пространства. Он заложил правовой фундамент экономического Сотрудничества Центрально-Азиатских государств, впоследствии объ­единившихся в Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС).

С другой стороны, в 1995 году между Казахстаном, Россией и Беларусью был подписан договор об образовании Таможенного союза. В 1996 году в него вступила Республика Кыргызстан, а в апреле 1998 года Республика Таджикистан.

Создание таможенного союза

Основная цель Таможенного Союза - образование общего рынка то­варов, услуг, капитала и рабочей силы. Однако полноценного Таможен­ного союза во второй половине 1990-х создано не было. Следующая по­пытка реализовать идею Таможенного союза относится к 2000-м годам и начальная фаза этого процесса завершилась только к 2010 году.

В феврале 2005 года Казахстан выдвинул инициативу о создании Союза Центрально-Азиатских государств. Идея не была отвергнута, но в реальности в этом же году на саммите Совета Глав государств-членов Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС) было принято стратеги­ческое решение об объединении ЦАС с Евразийским экономическим [сообществом (ЕврАзЭС).

В целом Казахстан играет в региональных интеграционных процес­сах в СНГ и Центральной Азии важную, нередко решающую роль, вы­ступая примером умения соблюдать национально-государственные ин­тересы, сбалансированно решать двусторонние и региональные задачи.

 


Дата: 2015-04-18 Просмотров: 2684 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: