Международные отношения Казахстана с Россией, Китаем

Международные отношения Казахстана с другими странами  - очень сложная, имеющая богатую историю тема. Начинать о ней стоит примерно с 1994 года, именно тогда появилась идея Евразийского союза. Ниже приведены отрывки и исторические события, которые раскрывают важную часть истории о международных отношениях Казахстана. 

Казахстан и Россия

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Н.А. НАЗАРБАЕВА НА ВСТРЕЧЕ
С ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ
И СТУДЕНТАМИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА им. М.В. ЛОМОНОСОВА

​Москва, 29 марта 1994 г. <...> Каким я вижу будущее нашего Содружества? В связи с разва­лом единого государства возникли очень серьезные проблемы. При таких коллапсах обязательно бывает все то, что сейчас у нас происходит. Но это страшно, когда тысячи за эти годы уже убили друг друга, а миллионы ходят без жилья, стали беженцами. Есть беспокойство, есть проблема этнических русских, которые оказались в 15 государствах. Есть проблема и миллиона казахов, которые остались на территории России. Есть дру­гие проблемы и нельзя не видеть существующее положение дел. Одни гово­рят - так, другие - эдак, но если быть объективным, то следует признать, что никто из нас не представляет истину в последней инстанции. Если бы была создана соответствующая комиссия, она бы сказала, в чем корень подобных проблем. Но мы и так видим: корень - в развале государства, в вытеснении нас из единого рублевого пространства. Моя позиция вам известна. Мы сделали все возможное, ратифицировали соответствующее соглашение в парламенте, но не получилось. Люди видят, что делается в Таджикистане и на Кавказе. Поэтому сегодня задача политика заклю­чается в том, чтобы снять у людей эту обеспокоенность политическими решениями. Дать человеку свободу жить там, где он хочет и не пугать его гражданскими барьерами: через 5-10 лет получишь гражданство. Даже родственники и близкие не могут поехать друг к другу.

Казахско-российские отношения и международные отношения Казахстана

Я думаю, в Западной Европе политики идут впереди в объединении, а народы отстают. А у нас - наоборот, народы хотят объединения, а политики отстают.

Каким я мысленно вижу в будущем пространство, которое раньше было одним государством? Теперь, в условиях независимости, признавая равные права всех, уважая суверенитет и независимость каждого госу­дарства, можно было бы создать совершенно новое объединение. Я бы его назвал Евразийский - не Евроазиатский! - союз. Евразийский союз мог бы объединиться на следующих принципах:

  • формирование наднациональных органов в целях координации эконо­мической, оборонной и внешней политики;
  • Совет глав государств и Совет глав правительств, которые обсуж­дали бы стратегические вопросы, принимали бы окончательные решения;
  • общий Парламент для координации законодательства, а не Ассамблея, которая никого ни к чему не обязывает. Есть же Европарламент, чего же мы боимся? Вообще, слова «союз» все боятся. Есть же Европейский союз, Атлантический союз, подписали же президенты Экономический союз, хотя из-за этого слова мы три года не могли принять это решение. То есть если бы начались прямые выборы в Парламент, то он бы Мог эффективно ре­шать. После решения этого парламента, это должно обязательно обсуж­даться в парламентах каждого государства, и это должно приниматься как изменение законодательства;
  • Совет министров обороны: создание реального оборонного ком­плекса;
  • Совет министров иностранных дел для координации внешней поли­тики;
  • Межгосударственный исполнительный секретариат. Не координи­рующий, как сейчас, который только бумаги собирает и нам телеграфом передает, когда явиться, куда собраться, а именно Межгосударственный исполнительный секретариат ЕАС, постоянно действующий, назначае­мый главами государств из представителей всех членов ЕАС. Этот испол­ком должен получить статус наблюдателя в Организации Объединенных Наций, СБСЕ;
  • в каждом государстве — Государственный комитет по делам ЕАС, который только этим и занимается.

Следующее - вопросы гражданства: введение общего документа или общего гражданства государств-участников ЕАС. В случае перемещения в пределах этого союза на людей не должно распространяться понятие «иностранец».

Экономика:

  • принятие обязательных совместных согласованных программ про­ведения экономических реформ. Они могут быть разные, но направление должно быть общим, от согласования мы только выиграем;
  • обеспечение прямых связей предприятий, создание смешанных финан­сово-промышленных групп, совместных предприятий. Через парламент ЕАС создание правовой базы для взаимодействия хозяйствующих субъек­тов; 
  • принятие наднациональной валюты, есть же такой пример - экю, - чтобы не создавать трудности для людей. Пусть каждое государство имеет свою валюту, но котировка будет определять, как какое государст­во работает. Мы же создали непреодолимые барьеры на пути движения товаров и взаимных расчетов (про пронятие тенге читайте тут);
  • создание единого Информационного бюро Исполнительного секрета­риата ЕАС. При этом информация не должна носить недружественный характер - внутри ЕАС надо подписать соглашение по этому вопросу;
  • Совет по образованию, культуре и науке.

Формирование согласованной образовательной политики государст­вами Союза.

Защита и реализация прав национальных меньшинств. Член­ство в ЕАС не препятствует любым двусторонним отношениям с треть­ими странами. Основной принцип: равенство и уважение к суверенитету и независимости государств, правам личности и индивидуальности каж­дого государства. В ЕАС должны приниматься только те, кто признает эти принципы. С теми, кто их принимает или пока не готов соблюдать, будем работать на основе двусторонних соглашений. Естественно, для государств, входящих в этот Союз, создаются особые условия, которых не лишены те, которые не являются членами Союза. И принятие в состав новых членов производится экспертными комиссиями. Если не готов, дол­жен подождать.

Я понимаю, что то, что я говорю, моими коллегами-президентами не одобряется. Опять, скажут, «инициатива Назарбаева». Меня это не за­девает. Никакой «старый Союз» этим самым не воссоздается. Никакая империя не наступает. Доказательством является то, что глава государ­ства Казахстан официально приглашен на уровне всех других глав госу­дарств в Москву, в Россию. Что это - разве не признание равенства, при­знание братства и дружбы.

Точно так же к России относится Казахстан, который вообще всег­да с благодарностью будет помнить, что все, что сегодня в Казахстане есть, - его экономический потенциал, его научно-техническая база, его культура, и вообще - кем мы, казахи, стали за эти годы, мы прежде всего обязаны России и русскому народу. Вот этого не говорить и об этом забы­вать, — не знаю, как это называется. Что тогда есть чувство благодар­ности? Ивее должны отказаться от привычки, укоренившейся в последние годы, во всех грехах обвинять Россию. Наверное, если говорить о системе, то Россия сама от нее больше всех пострадала. И если строить отноше­ния на этой базе, то, я думаю, мы в XXI-й век должны войти вместе.

Если другие государства не смогут принять то, о чем я говорю, Ка­захстан готов с Россией на этих основах строить свои отношения в дву­стороннем порядке. Я не преследую для себя никаких политических целей. Я, как человек объективный, точно знаю, что благополучие Казахстана, всех людей многих национальностей, живущих в Казахстане, благополучие казахского народа, его перспектива, стратегия - только в этом единении.

И когда говорят о языках и т.д., то я убежден: для казаха потерять рус­ский язык было бы равносильно откату на сто лет назад. А через какой язык эти государства, эти народы выйдут в мир науки, культуры? Ан­глийский? Так его еще надо с детских садов нормально изучать. Не знаю, когда это будет. Я считаю себя реалистом, на земле обеими ногами стою, поэтому я так и рассуждаю.

На этом я хочу остановиться, чтобы вы смогли задать мне больше вопросов. <...>

Казахстан и Китай

Документ эпохи

ОБ ОТКРЫТИИ ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Постановление Президента Республики Казахстан №945

Алма-Ата, 15 октября 1992 г.

В целях реализации межправительственного торгово-экономического соглашения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Респуб­ликой, а также для координации деятельности казахстанских участни­ков внешнеэкономической деятельности в Китае и защиты их интересов ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Открыть в г. Пекине Торговое представительство Республики Ка­захстан в Китайской Народной Республике.
  2. Кабинету Министров Республики Казахстан определить штатное расписание и смету расходов Торгового представительства Республики Казахстан в Китайской Народной Республике.

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев

 

 


Дата: 2015-04-12 Просмотров: 2384 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: