Основными направлениями в развитии парламентаризма являлись: профессионализация законодательной деятельности как на уровне отдельных депутатов, так и Парламента в целом; переход от однопалатного к двухпалатному устройству; образование депутатских групп внутри Парламента. В отличие от прежнего Верховного Совета, который созывался на сессию два-три раза в год, двухпалатный Парламент стал постоянным высшим полномочным органом, осуществляющим законодательные функции страны. Его сессии начинали работу с первого сентября и постоянно действовали до конца последнего рабочего дня июня следующего года. Это позволяло систематизировать, качественно улучшить и ускорить всю законодательную работу. Так, Парламент, избранный в 1995 году, принял около 500 законов.
Стоит помнить, что подобные действия стали возможны благодаря принятию закона о независимости.
Согласно пункту 1 статьи 61 Конституции, право законодательной инициативы было предоставлено Президенту Республики Казахстан, депутатам Парламента и Правительству. Уменьшение субъектов права законодательной инициативы являлось фактором, дающим возможность качественно осуществлять основные функции Парламента.
Вместе с законодательной деятельностью Парламент контролирует исполнение законов. В соответствии с 53 статьей Конституции Республики Казахстан, Парламент рассматривает и утверждает отчет Правительства и исполнении республиканского бюджета. Неутверждение Парламентом такого отчета означает недоверие Парламента Правительству. В соответствии с 7 статьей Конституции, каждая Палата Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты, «назначает трех членов отчетного комитета по контролю выполнения республиканского бюджета на пятилетний срок». Казахстанский Парламент осуществляет свои функции контроля через парламентские слушания, «парламентские часы». Согласно закону «О Парламенте Республики Казахстан», по решению бюро и комитетов Палаты парламентские слушания проводятся в открытом и закрытом режиме. На парламентских слушаниях имеет место обмен мнениями, анализ действий представителей исполнительной власти различного уровня и общественности по законопроектам или определенным актуальным проблемам.
Одним из способов парламентского контроля является депутатский запрос. Отправляя запросы членам правительства, депутаты получают информацию об их деятельности. В депутатских запросах поднимаются вопросы, как государственного уровня, так и касающиеся отдельных регионов страны. Количество депутатских запросов увеличивается с каждым годом.
Увеличение количества запросов является показателем профессионализма депутатов, показывает их глубокую осведомленность в насущных проблемах своих избирателей. Но депутатские запросы также связаны с депутатскими слушаниями. Члены Правительства не всегда спешат конкретно отвечать на депутатские запросы и нередко дают ответы общего характера. То есть депутатские запросы являются важным резервом во взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти.
Значение нового этапа казахстанского парламентаризма, начавшегося в 1996 году и по большому счету продолжающегося до настоящего времени, заключается в том, что Парламент стал полноценным коллективным политическим союзником Президента в деле реформ и развития страны. После 1995 года характер взаимоотношений Главы государства Парламента конструктивно изменился, что сразу же дало положительные результаты. Так, если последний Верховный Совет за год принял всего 7 законов, то Мажилис уже в июне 1996 года (за первые 5 месяцев своей работы) - 35 законов.
В работе нового Парламента во второй половине 1990-х годов ключевую роль играл его спикер М.Т. Оспанов, проявивший себя как конструктивный парламентский лидер, мастер компромиссов и переговорных процессов. При поддержке Президента М.Т. Оспанов и депутатский корпус внесли существенный вклад в становление и развитие политического представительства в Казахстане.
События данного периода создали прочную основу для развития парламентаризма в последующие годы. Полномасштабная миссия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, впервые осуществлявшая наблюдение за ходом парламентских выборов в октябре 1999 года в Казахстане на многопартийной основе, выразила удовлетворение происходящими демократическими преобразованиями в стране.
В развитии парламентаризма и усовершенствовании законодательных и контрольных функций Парламента огромное значение имеют изменения и дополнения, внесенные в Конституцию в 1998,1999,2007 годах.
7 октября 1998 года Парламент принял Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Также были внесены поправки в Указ Президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». В соответствии с этими поправками, были расширены полномочия Парламента по внесению изменений в Конституцию. В целях демократизации судебной системы была введена судейская коллегия биев, рассмотрен вопрос об избрании акимов аулов, сел и поселков. Поправки, внесенные в Конституцию, были направлены на повышение эффективности деятельности законодательных органов и профессионализма депутатов. Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию в 1998 году, укрепили значение, место и роль полномочных органов в системе государственного управления.
Изменения в положении Конституции отменили возрастной ценз для государственных служащих, продлили срок президентских полномочий до 7 лет и сняли верхний предел возрастного ценза для кандидатов в президенты. Еще одна обычная для демократических стран поправка отменила ограничения по явке избирателей на выборы (не менее 50%) для признания выборов состоявшимися.
Некоторую информацию о положении в Конституции о Парламенте можно скачать здесь.
Ваше имя:
Ваш email: