Новейшая история Казахстана: Парламент в Казахстане

Парламент в Казахстане

Основными направлениями в развитии парламентаризма являлись: профессионализация законодательной деятельности как на уровне от­дельных депутатов, так и Парламента в целом; переход от однопалатно­го к двухпалатному устройству; образование депутатских групп внутри Парламента. В отличие от прежнего Верховного Совета, который со­зывался на сессию два-три раза в год, двухпалатный Парламент стал постоянным высшим полномочным органом, осуществляющим зако­нодательные функции страны. Его сессии начинали работу с первого сентября и постоянно действовали до конца последнего рабочего дня июня следующего года. Это позволяло систематизировать, качественно улучшить и ускорить всю законодательную работу. Так, Парламент, из­бранный в 1995 году, принял около 500 законов.

Стоит помнить, что подобные действия стали возможны благодаря принятию закона о независимости.

Согласно пункту 1 статьи 61 Конституции, право законодательной инициативы было предоставлено Президенту Республики Казахстан, депутатам Парламента и Правительству. Уменьшение субъектов права законодательной инициативы являлось фактором, дающим возможность качественно осуществлять основные функции Парламента.

Что контролирует Парламент в Казахстане?

Вместе с законодательной деятельностью Парламент контролирует ис­полнение законов. В соответствии с 53 статьей Конституции Республики Казахстан, Парламент рассматривает и утверждает отчет Правительства и исполнении республиканского бюджета. Неутверждение Парламентом та­кого отчета означает недоверие Парламента Правительству. В соответствии с 7 статьей Конституции, каждая Палата Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты, «назначает трех членов отчетного комитета по конт­ролю выполнения республиканского бюджета на пятилетний срок». Казахстанский Парламент осуществляет свои функции контроля через парламентские слушания, «парламентские часы». Согласно закону «О Парламенте Республики Казахстан», по решению бюро и комитетов Палаты парламентские слушания проводятся в открытом и закрытом режиме. На парламентских слушаниях имеет место обмен мнениями, анализ действий представителей исполнительной власти различного уровня и обществен­ности по законопроектам или определенным актуальным проблемам.

Контроль в Парламенте

Одним из способов парламентского контроля является депутатский за­прос. Отправляя запросы членам правительства, депутаты получают ин­формацию об их деятельности. В депутатских запросах поднимаются воп­росы, как государственного уровня, так и касающиеся отдельных регионов страны. Количество депутатских запросов увеличивается с каждым годом. 

Депутатские запросы

Увеличение количества запросов является показателем профессиона­лизма депутатов, показывает их глубокую осведомленность в насущных проблемах своих избирателей. Но депутатские запросы также связаны с депутатскими слушаниями. Члены Правительства не всегда спешат конкретно отвечать на депутатские запросы и нередко дают ответы об­щего характера. То есть депутатские запросы являются важным резер­вом во взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти.

Значение нового этапа казахстанского парламентаризма, начавшего­ся в 1996 году и по большому счету продолжающегося до настоящего времени, заключается в том, что Парламент стал полноценным коллек­тивным политическим союзником Президента в деле реформ и развития страны. После 1995 года характер взаимоотношений Главы государства  Парламента конструктивно изменился, что сразу же дало положитель­ные результаты. Так, если последний Верховный Совет за год принял всего 7 законов, то Мажилис уже в июне 1996 года (за первые 5 месяцев своей работы) - 35 законов.

В работе нового Парламента во второй половине 1990-х годов клю­чевую роль играл его спикер М.Т. Оспанов, проявивший себя как кон­структивный парламентский лидер, мастер компромиссов и переговор­ных процессов. При поддержке Президента М.Т. Оспанов и депутатский корпус внесли существенный вклад в становление и развитие политиче­ского представительства в Казахстане.

События данного периода создали прочную основу для развития парламентаризма в последующие годы. Полномасштабная миссия Пар­ламентской ассамблеи ОБСЕ, впервые осуществлявшая наблюдение за ходом парламентских выборов в октябре 1999 года в Казахстане на многопартийной основе, выразила удовлетворение происходящими де­мократическими преобразованиями в стране.

В развитии парламентаризма и усовершенствовании законодательных и контрольных функций Парламента огромное значение имеют измене­ния и дополнения, внесенные в Конституцию в 1998,1999,2007 годах.

7 октября 1998 года Парламент принял Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Ка­захстан». Также были внесены поправки в Указ Президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». В соответствии с этими поправками, были расширены полномочия Парламента по внесению из­менений в Конституцию. В целях демократизации судебной системы была введена судейская коллегия биев, рассмотрен вопрос об избрании акимов аулов, сел и поселков. Поправки, внесенные в Конституцию, были направлены на повышение эффективности деятельности законодатель­ных органов и профессионализма депутатов. Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию в 1998 году, укрепили значение, место и роль полномочных органов в системе государственного управления.

Изменения в положении Конституции

Изменения в положении Конституции отменили возрастной ценз для государственных служащих, продлили срок президентских полномо­чий до 7 лет и сняли верхний предел возрастного ценза для кандидатов в президенты. Еще одна обычная для демократических стран поправка отменила ограничения по явке избирателей на выборы (не менее 50%) для признания выборов состоявшимися.

Некоторую информацию о положении в Конституции о Парламенте можно скачать здесь

 


Дата: 2015-03-31 Просмотров: 3213 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: