Навигация по всем темам новейшей истории находится тут.
В первые годы перехода к рыночной экономике наблюдался существенный спад уровня жизни большинства казахстанцев, социальная сфера общества находилась в кризисном состоянии. В обществе происходила социальная поляризация. С одной стороны, люди с минимальными походами оказались в условиях кризиса на нижней социальной ступени. Государственные дотации сокращались, и это сильно сказалось на людях, имеющих слабое социальное положение. С другой стороны, в условиях экономического либерализма в обществе появился новый слой состоятельных людей.
Комплекс накопившихся неразрешенных социальных проблем вызывал недовольство среди населения республики. Одним из проявлений такого недовольства явились события в городе Новый Узень Мангистауской области. Социальная неудовлетворенность переплелась с межэтнической напряженностью. Конфликт возник между местным населением вахтовиками-выходцами с Кавказа. В июне 1989 года в городе вспыхнули массовые беспорядки, приведшие к кровопролитию. Этот конфликт удалось погасить только с помощью правоохранительных органов и войск специального назначения. Большинство вахтовиков было эвакуировано из города. Низкий уровень жизни, связанный с трудностями шереходного периода, продолжал вызывать недовольство людей.
Резкое падение жизненного уровня, обусловленное безудержной ингаляцией и обесценением рубля, спадом производства, привело к акциям протеста со стороны шахтеров и рабочих. Летом 1989 года в угольной острасли страны (Донбассе, Кузбассе, Воркуте) начались волнения. Казахстан также оказался в орбите шахтерских волнений.
В Караганде 19 июня 1989 года на шахтах угольного бассейна научалась забастовка. Ежедневно в ней принимали участие до 10-15 тыс. человек. Шахтеры требовали повышения заработной платы, улучшения условий работы на шахтах, расширения ассортимента продовольственных товаров. Во главе созданных шахтерами стачкомов встали Д. Тегисов, П. Шлегель, М. Рамазанов, В. Перебейнос и др. к Для урегулирования ситуации в Караганду срочно вылетел Первый Секретарь ЦК Компартии Казахстана Н.А. Назарбаев. Во время встречи с шахтерами Н.А. Назарбаев не стал взбираться на трибуну, произносить громкие речи. Он общался с бастующими напрямую, некоторых узнавал, даже называл по именам. Он сумел убедить шахтеров прекратить забастовку. Н.А. Назарбаев (которого в будущем выберут первым президентом Казахстана), сам выходец из рабочей среды, простым общением с людьми смог достичь того, чего не сумели добиться представители союзного руководства во время встречи с многотысячной армией бастующих шахтеров Кузбассаи Донецка. Стоить заметить, что власти не прибегали в Казахстане к мерам армии Казахстана; в будущем она будет основана как мера по защите государства Казахстан.
Глава государства понимал причины, вызвавшие массовые забастовки. Казахская ССР была одним из самых богатых регионов СССР, а трудящиеся фактически влачили нищенское существование. Имея огромные запасы природных ископаемых, республика не могла самостоятельно ими распоряжаться.
Выступление рабочих было демонстрацией протеста и недовольства местного населения социально-политической ситуацией в регионе, своеобразным предупредительным звонком, за которым не исключена была неуправляемая ситуация. Это было действенное предупреждение властям, тем, кто тормозил ход намеченных преобразований в республике.
В эти годы все более ощутимым становился разрыв бюджетных ассигнований, направляемых развитыми странами и СССР на здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, пособие по безработице в случае трудового увечья. На 12-й сессии Верховного Совета республики в 1989 году с тревогой отмечалось, что на долю Казахстана приходилось почти половина всех случаев заболевания бруцеллезом в стране. Все эти годы республика занимала первенство по заболеваемости населения активным туберкулезом органов дыхания, превышая среднесоюзный уровень в 1,5 раза. Но даже скудные капитальные вложения в социальную сферу систематически недовкладывались. Только за 1981-1986 годы по системе здравоохранения не было введено объектов почти на 148 млн руб. В результате в республике сокращалась продолжительность жизни населения. Например, по сравнению с 1970 годом она уменьшилась у мужчин с 64 до 63, у женщин с 75 до 72 лет. Если в 1985 году на эти цели в Англии расходовалось 42,2% общего объема бюджетных ассигнований, в ФРГ - 50,7%, во Франции - 54,5%, то в СССР в том же году на социально-культурные цели и развитие науки приходилось 32,5% общих расходов государственного бюджета. Вырос и удельный вес совокупных социальных расходов общества в валовом национальном продукте десяти ведущих западноевропейских стран с 14,1% в 1960 году до 27,5% в 1985 году. Учеными-аналитиками стали трезво осмысливаться кризисное положение страны в этой сфере, место СССР в мировом сообществе по таким параметрам как качество и стандарт жизни. Сравнительно-сопоставительный анализ характеристик показал крайнюю запущенность социальной политики СССР, в частности, Казахстана в сравнении со многими государствами мира.
В 1981 году решением Совета Министров СССР были повышены минимальные размеры пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, увеличены нормы расходов на питание, медикаменты и другие нужды в домах для престарелых, инвалидов, интернатах, введены дополнительные льготы для участников Великой Отечественной войны. За 1970—1980 годы расходы государства и колхозов на выплату пенсий увеличились по щреспублике почти в два раза и достигли в 1980 году 1071 млн руб. Но, вместе с тем, в таких областях, как Кзыл-Ординская, Северо-Казахстанская, v Павлодарская, принимались недостаточные меры по улучшению работы органов социального обеспечения, недостаточно использовались возможности для более широкого участия пенсионеров в общественном производстве, включая работу на условиях неполного рабочего дня и к недели. Крупные просчеты в обеспечении продуктами, хлебом, мукой были допущены в Тургайской области.
Это не единственный пример забастовок; в прошлом, в 1986 году, в декабре, пройзошли существенные изменения, которые приведут к независимости в будущем.
Руководством Казахстана в этом направлении стали спешно приниматься рекреационные меры. Состояние здоровья населения во многом было обусловлено условиями труда на производстве. Несмотря на отпускаемые средства на охрану труда и санитарно-оздоровительные мероприятия, производственный травматизм оставался одним из самых высоких в стране. По данным Казахского Совета профсоюзов, только за 1985-1988 годы в республике на производстве пострадало около 133 тысяч человек, из них 3722 погибло. Наиболее высокий уровень травматизма наблюдался в Карагандинской, Кокшетауской, Семипалатинской, Северо-Казахстанской, Актюбинской областях, на предприятиях угольной промышленности, цветной металлургии, в сельском хозяйстве, на автомобильном транспорте.
Невнимание к нуждам населения, низкая организация труда, отсталые технологии обусловили и высокую профессиональную заболеваемость рабочих. Так, например, к началу 1989 года в условиях, не соответствующих требованиям и нормам охраны труда, продолжали работать 979 тысяч человек, в том числе 718 тысяч женщин. При этом в республике 36 тысяч женщин было занято на тяжелых физических работах, 139 тысяч - работало в ночное время. Положение, недопустимое ни в одной цивилизованной стране, сложилось в результате попустительства со стороны административных и профсоюзных органов, основная обязанность которых и должна была заключаться в защите прав и здоровья населения.
В обстановке ожиданий повышения цен на продукты в обществе возникал неуправляемый ажиотаж. Вот как описывает газета «Социалист Қазақстан» обстановку в мае 1990 года: «В конце мая небывалое волнение охватило Алма-Ату. Толпы людей заполнили малые и большие магазины города». Причина ажиотажа была связана с предстоящим повышением цен на животноводческую и мучную продукцию примерно в три раза. В результате прилавки магазинов были опустошены.
В тяжелом положении оказались социальные категории с низким уровнем заработной платы. Например, рабочая молодежь имела зарплату на уровне 150-250 рублей. Инженерно-технические работники также имели невысокие оклады. Все это свидетельствовало о низком прожиточном уровне населения.
В 1991 году был принят закон КазССР «О минимальной заработной плате и государственных социальных гарантиях в области оплаты труда». В этот период нижняя планка оплаты труда находилась на уровне 70 рублей, в то время как потребительская корзина на душу населения составляла около 260 рублей. В целях минимального удовлетворения спроса населения на основные виды товаров и отдельные виды услуг были установлены дотация и контроль за ценами.
Не выдерживало критики положение дел с условиями труда. Каждый четвертый-пятый работник на производстве трудился во вредных условиях труда. В горнорудной, металлургической и химической промышленности не отвечали санитарным и экологическим нормам, требованиям техники безопасности условия работы каждого третьего, во многих случаях - каждого второго человека.
Историческая справка
... Руководство Казахстана не было в стороне от сложной ситуации. Например, в январе 1990 года Н. А. Назарбаев на встрече с молодежью во дворце культуры Алматинского хлопчатобумажного комбината отметил, что деятельность фирм и предприятий стимулирует молодежь, стремящуюся к творческому трудовому поиску, и призвал молодежь отказаться от пагубных влияний равнодушия, пессимизма, так как любая форма пассивности и безынициативности могла вызвать в обществе апатию, равнодушие, возврат к условиям жесткой диктатуры.
Экономический кризис сопровождался в 1992 году и в последующее время либерализацией цен и растущей инфляцией. В 1992-1996 годах цены возросли в 35 раз. Лавинообразный рост цен, девальвация валюты нанесли особенно сильный удар по тем, кто имел нормированную заработную плату. Развитие рыночных отношений внесло денежный дисбаланс между специалистами с высшим и средним образовательными уровнями. В 1991—1996 годах стало сокращаться количество студентов в вузах.
Денежные реформы 1991-1993 годов многократно сократили ранее накопленные денежные средства населения, а несвоевременная выдача заработной и других видов оплаты сократили источники доходов.
Обычным делом в 1990-х годах были задержки зарплат. В 1999 году после трехлетнего ожидания зарплату за 1995 год получили 24 тыс. бывших работников Карметкомбината (теперь АО «Испат-Кармет»), и то после дополнительно выделенных Правительством для металлургов 200 млн тенге.
В первой половине 1990-х годов по показателю потенциала жизненного уровня населения Казахстан находился в седьмом десятке из 174 государств мира и входил в группу стран с низким уровнем человеческого развития. В результате экономического и социального кризиса в Казахстане на 4,7 года сократилась продолжительность жизни. Малообеспеченные слои населения находились на грани нищеты и голода.
Вместе с тем переход к рынку происходил параллельно с образованием в обществе новых, инициативных форм трудовой деятельности, трудно поддающихся учету и контролю («челночники», безпатентная торговля и т.д.), а также с усилением теневой экономики. При этом во всем ощущался дефицит финансирования. Оплата пенсий, выдача пособий и заработной платы осуществлялись с большими задержками. Усилился бартер и товарообмен. Экономический кризис «открыл» новые источники доходов. Народ стремился к индивидуальной деятельности. Тому подтверждение - появление «новых рынков», новых видов торговли. В попытках найти средства для ежедневного существования, специалисты с высшим образованием уходили в сферу бизнеса. Особенно отток специалистов наблюдался в системе образования, здравоохранения, что имело для этих областей негативные последствия.
Таким образом, кризис экономики в первой половине 1990-х годов сопровождался многими негативными социальными явлениями, и в первую очередь - резким снижением благосостояния большей части населения страны. Кризисная ситуация повлияла и на сознание людей, породив неуверенность в завтрашнем дне, социальный пессимизм. Социальная защита населения стала одной из сложнейших и в то же время важнейших задач для государства.
Историческая справка
Социально-психологическая ситуация в 1990-х годах была противоречивой. Сложность ситуации была в том, что негативные и позитивные настроения в обществе не были строго дифференцированы по определенным социальным или этническим группам. Характерной чертой массовой социальной психологии того времени было сочетание негативных и позитивных представлений, настроений, ощущений. При этом мыслящая часть общества в целом хорошо понимала, что живет в эпоху по-настоящему исторических изменений. Хотя не все, разумеется, сразу поняли глобальность и глубину изменений. По большому счету, в этот период казах- станцы стали очевидцами слома прежней формации и становления новых отношений.
В 1990-х годах остро встала проблема безработицы. Ее породили спад производства, переход на режим работы в половину смены, приостановка производств на различных промышленных предприятиях, а нередко - их полная остановка.
Задержки оплаты труда, нехватка материальных ресурсов, трудности в сбыте готовой продукции, резкий рост цен на энергоисточники, бензин, топливо были тяжелым ударом для производства. В 1993 году прекратили полностью или частично производство продукции 130 предприятий, на которых работало 114 тыс. рабочих (например, Карагандинский машиностроительный завод, текстильная фабрика Усть-Каменогорска). Кроме этого, многие объекты перешли на ненормированный рабочий день, а такие предприятия, как «Актюбрентген», завод ферросплавов, Атырауский химический завод, «Химпром» города Жамбыла, производственное объединение «Карбид» города Караганды, вынуждены были регулярно приостанавливать производство. В 1993 году на 60% возросло количество рабочих, отправленных в отпуск без содержания, или в частично оплачиваемые отпуска.
По данным статистики, только в восьми областях республики и городе Алматы по причине остановки 78 промышленных и 13 строительных организаций было потеряно свыше 500 тыс. человеко-дней. Тому способствовали: недостаточная обеспеченность материальными ресурсами: нарушение договоров со стороны поставщиков; частые сбои в обеспечении электроэнергией; проблемы по взаимной оплате и сбыту между странами СНГ. Утерянные человеко-дни, в свою очередь, приводили к большим финансовым потерям. Все эти вместе взятые экономические, производственные обстоятельства (уменьшение выпуска продукции, неплатежи, закрытие предприятий) усиливали экономический кризис, влекли за собой снижение занятости населения, сокращение рабочих мест, рост безработицы.
Динамика в отношении безработицы была такова: в 1991-1992 годах наблюдались первые проявления безработицы (в 1991 году она составила 0,5%, в 1992 - 1%). В 1993 году наблюдался устойчивый рост количества безработных. В целом в 1991-1995 годах количество людей, работающих в государственном секторе, сократилось на 1,7 млн человек.
Получило развитие такое явление, как скрытая безработица. До 60-70% рабочих вынуждены были брать принудительные трудовые, неоплачиваемые отпуска, трудились неполную рабочую неделю. Скрытая безработица составила 4—6% от трудоспособной части населения. Безработица охватила все отрасли экономики, особенно строительство и сельское хозяйство.
Сложная обстановка наблюдалась и в сельской местности, где согласно статистическим данным, к концу 1997 года было зарегистрировано 392 тыс. безработных. Причины безработицы среди сельских жителей были многообразны: отсутствие долгосрочной аграрной политики; слабая инфраструктура сельской местности; несбалансированность спроса сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках; слабое развитие животноводческого производства и др. В 1991-1996 годах жители села составляли 40-48% от общего количества незанятых трудом населения.
Сельское хозяйство считается сложной, консервативной отраслью, особенно при переходе от плановой экономики к рыночным отношениям. Сельское хозяйство с трудом вписывалась в новую ситуацию. Допускало просчеты и правительство. Оно приступило к реформированию села без надлежащей подготовки источников финансирования, соответствующего кадрового потенциала и нормативно-правовой базы. Вне поля зрения оказалась в первую очередь земля, ее стоимость, условия ее аренды и использования.
Ваше имя:
Ваш email: