Новейшая история Казахстана: Социальные болезни общества в условиях кризиса

Навигация по всем темам новейшей истории находится тут

 

В первые годы перехода к рыночной экономике наблюдался сущест­венный спад уровня жизни большинства казахстанцев, социальная сфе­ра общества находилась в кризисном состоянии. В обществе происхо­дила социальная поляризация. С одной стороны, люди с минимальными походами оказались в условиях кризиса на нижней социальной ступени. Государственные дотации сокращались, и это сильно сказалось на лю­дях, имеющих слабое социальное положение. С другой стороны, в ус­ловиях экономического либерализма в обществе появился новый слой состоятельных людей.

 

Недовольство населения республики

 

Комплекс накопившихся неразрешенных социальных проблем вызы­вал недовольство среди населения республики. Одним из проявлений такого недовольства явились события в городе Новый Узень Мангистауской области. Социальная неудовлетворенность переплелась с межэтни­ческой напряженностью. Конфликт возник между местным населением вахтовиками-выходцами с Кавказа. В июне 1989 года в городе вспыхнули массовые беспорядки, приведшие к кровопролитию. Этот конф­ликт удалось погасить только с помощью правоохранительных органов и войск специального назначения. Большинство вахтовиков было эва­куировано из города. Низкий уровень жизни, связанный с трудностями шереходного периода, продолжал вызывать недовольство людей.

Резкое падение жизненного уровня, обусловленное безудержной ин­галяцией и обесценением рубля, спадом производства, привело к акциям протеста со стороны шахтеров и рабочих. Летом 1989 года в угольной острасли страны (Донбассе, Кузбассе, Воркуте) начались волнения. Ка­захстан также оказался в орбите шахтерских волнений.

 

Забастовка в Караганды

 

В Караганде 19 июня 1989 года на шахтах угольного бассейна на­учалась забастовка. Ежедневно в ней принимали участие до 10-15 тыс. человек. Шахтеры требовали повышения заработной платы, улучшения условий работы на шахтах, расширения ассортимента продовольствен­ных товаров. Во главе созданных шахтерами стачкомов встали Д. Тегисов, П. Шлегель, М. Рамазанов, В. Перебейнос и др. к Для урегулирования ситуации в Караганду срочно вылетел Первый Секретарь ЦК Компартии Казахстана Н.А. Назарбаев. Во время встречи с шахтерами Н.А. Назарбаев не стал взбираться на трибуну, произно­сить громкие речи. Он общался с бастующими напрямую, некоторых узнавал, даже называл по именам. Он сумел убедить шахтеров прекратить забастовку. Н.А. Назарбаев (которого в будущем выберут первым президентом Казахстана), сам выходец из рабочей среды, прос­тым общением с людьми смог достичь того, чего не сумели добиться представители союзного руководства во время встречи с многотысячной армией бастующих шахтеров Кузбассаи Донецка. Стоить заметить, что власти не прибегали в Казахстане к мерам армии Казахстана; в будущем она будет основана как мера по защите государства Казахстан.

 

1989 год, забастовка в Караганды

 

Глава государства понимал причины, вызвавшие массовые забас­товки. Казахская ССР была одним из самых богатых регионов СССР, а трудящиеся фактически влачили нищенское существование.  Имея ог­ромные запасы природных ископаемых, республика не могла самостоя­тельно ими распоряжаться.

Выступление рабочих было демонстрацией протеста и недовольства местного населения социально-политической ситуацией в регионе, свое­образным предупредительным звонком, за которым не исключена была неуправляемая ситуация. Это было действенное предупреждение влас­тям, тем, кто тормозил ход намеченных преобразований в республике.

В эти годы все более ощутимым становился разрыв бюджетных ассигнований, направляемых развитыми странами и СССР на здраво­охранение, образование, пенсионное обеспечение, пособие по безра­ботице в случае трудового увечья. На 12-й сессии Верховного Совета республики в 1989 году с тревогой отмечалось, что на долю Казахстана приходилось почти половина всех случаев заболевания бруцеллезом в стране. Все эти годы республика занимала первенство по заболевае­мости населения активным туберкулезом органов дыхания, превышая среднесоюзный уровень в 1,5 раза. Но даже скудные капитальные вло­жения в социальную сферу систематически недовкладывались. Только за 1981-1986 годы по системе здравоохранения не было введено объ­ектов почти на 148 млн руб. В результате в республике сокращалась продолжительность жизни населения. Например, по сравнению с 1970 годом она уменьшилась у мужчин с 64 до 63, у женщин с 75 до 72 лет. Если в 1985 году на эти цели в Англии расходовалось 42,2% общего объ­ема бюджетных ассигнований, в ФРГ - 50,7%, во Франции - 54,5%, то в СССР в том же году на социально-культурные цели и развитие науки приходилось 32,5% общих расходов государственного бюджета. Вырос и удельный вес совокупных социальных расходов общества в валовом национальном продукте десяти ведущих западноевропейских стран с 14,1% в 1960 году до 27,5% в 1985 году. Учеными-аналитиками стали трезво осмысливаться кризисное положение страны в этой сфере, место СССР в мировом сообществе по таким параметрам как качество и стан­дарт жизни. Сравнительно-сопоставительный анализ характеристик по­казал крайнюю запущенность социальной политики СССР, в частности, Казахстана в сравнении со многими государствами мира. 

 

В 1981 году решением Совета Министров СССР были повышены ми­нимальные размеры пенсий по инвалидности и по случаю потери кормиль­ца, увеличены нормы расходов на питание, медикаменты и другие нужды в домах для престарелых, инвалидов, интернатах, введены дополнитель­ные льготы для участников Великой Отечественной войны. За 1970—1980 годы расходы государства и колхозов на выплату пенсий увеличились по щреспублике почти в два раза и достигли в 1980 году 1071 млн руб. Но, вмес­те с тем, в таких областях, как Кзыл-Ординская, Северо-Казахстанская, v Павлодарская, принимались недостаточные меры по улучшению работы органов социального обеспечения, недостаточно использовались возможности для более широкого участия пенсионеров в общественном производстве, включая работу на условиях неполного рабочего дня и к недели. Крупные просчеты в обеспечении продуктами, хлебом, мукой были допущены в Тургайской области.

Это не единственный пример забастовок; в прошлом, в 1986 году, в декабре, пройзошли существенные изменения, которые приведут к независимости в будущем.

Меры, принятые руководством Казахстана

Руководством Казахстана в этом направлении стали спешно приниматься рекреацион­ные меры. Состояние здоровья населения во многом было обусловлено условиями труда на производстве. Несмотря на отпускаемые средства на охрану труда и санитарно-оздоровительные мероприятия, произ­водственный травматизм оставался одним из самых высоких в стране. По данным Казахского Совета профсоюзов, только за 1985-1988 годы в республике на производстве пострадало около 133 тысяч человек, из них 3722 погибло. Наиболее высокий уровень травматизма наблюдался в Карагандинской, Кокшетауской, Семипалатинской, Северо-Казахстан­ской, Актюбинской областях, на предприятиях угольной промышленности, цветной металлургии, в сельском хозяйстве, на автомобильном транспорте.

Невнимание к нуждам населения, низкая организация труда, отста­лые технологии обусловили и высокую профессиональную заболевае­мость рабочих. Так, например, к началу 1989 года в условиях, не со­ответствующих требованиям и нормам охраны труда, продолжали ра­ботать 979 тысяч человек, в том числе 718 тысяч женщин. При этом в республике 36 тысяч женщин было занято на тяжелых физических работах, 139 тысяч - работало в ночное время. Положение, недопусти­мое ни в одной цивилизованной стране, сложилось в результате попус­тительства со стороны административных и профсоюзных органов, ос­новная обязанность которых и должна была заключаться в защите прав и здоровья населения.

В обстановке ожиданий повышения цен на продукты в обществе возникал неуправляемый ажиотаж. Вот как описывает газета «Социалист Қазақстан» обстановку в мае 1990 года: «В конце мая небывалое волнение охватило Алма-Ату. Толпы людей заполнили малые и большие магазины города». Причина ажиотажа была связана с предстоящим повышением цен на животноводческую и мучную продукцию примерно в три раза. В результате прилавки магазинов были опустошены.

В тяжелом положении оказались социальные категории с низким уровнем заработной платы. Например, рабочая молодежь имела зарплату на уровне 150-250 рублей. Инженерно-технические работники также имели невысокие оклады. Все это свидетельствовало о низком прожиточном уровне населения.

В 1991 году был принят закон КазССР «О минимальной заработной плате и государственных социальных гарантиях в области оплаты труда». В этот период нижняя планка оплаты труда находилась на уровне 70 рублей, в то время как потребительская корзина на душу населения составляла около 260 рублей. В целях минимального удовлетворения спроса населения на основные виды товаров и отдельные виды услуг были установлены дотация и контроль за ценами.

Условия труда

Не выдерживало критики положение дел с условиями труда. Каждый четвертый-пятый работник на производстве трудился во вредных усло­виях труда. В горнорудной, металлургической и химической промыш­ленности не отвечали санитарным и экологическим нормам, требовани­ям техники безопасности условия работы каждого третьего, во многих случаях - каждого второго человека.

 Историческая справка

... Руководство Казахстана не было в стороне от сложной  ситуации. Например, в январе 1990 года Н. А. Назарбаев на встрече с молодежью во дворце культуры Алматинского хлопчатобумажного комбината отметил, что деятельность фирм и предприятий стимулирует молодежь, стремящуюся к творческому трудовому поиску, и призвал молодежь отказаться от пагубных влияний равнодушия, пессимизма, так как любая  форма пассивности и безынициативности могла вызвать в обществе апатию, равнодушие, возврат к условиям жесткой диктатуры.

Рост цен, инфляция

Экономический кризис сопровождался в 1992 году и в последующее время либерализацией цен и растущей инфляцией. В 1992-1996 годах цены возросли в 35 раз. Лавинообразный рост цен, девальвация валюты нанесли особенно сильный удар по тем, кто имел нормированную заработ­ную плату. Развитие рыночных отношений внесло денежный дисбаланс между специалистами с высшим и средним образовательными уровнями. В 1991—1996 годах стало сокращаться количество студентов в вузах.

Денежные реформы 1991-1993 годов многократно сократили ранее накопленные денежные средства населения, а несвоевременная выдача заработной и других видов оплаты сократили источники доходов.

Обычным делом в 1990-х годах были задержки зарплат. В 1999 году после трехлетнего ожидания зарплату за 1995 год получили 24 тыс. бывших работников Карметкомбината (теперь АО «Испат-Кармет»), и то после дополнительно выделенных Правительством для металлур­гов 200 млн тенге.

В первой половине 1990-х годов по показателю потенциала жизнен­ного уровня населения Казахстан находился в седьмом десятке из 174 государств мира и входил в группу стран с низким уровнем человеческо­го развития. В результате экономического и социального кризиса в Ка­захстане на 4,7 года сократилась продолжительность жизни. Малообес­печенные слои населения находились на грани нищеты и голода.

Вместе с тем переход к рынку происходил параллельно с образова­нием в обществе новых, инициативных форм трудовой деятельности, трудно поддающихся учету и контролю («челночники», безпатентная торговля и т.д.), а также с усилением теневой экономики. При этом во всем ощущался дефицит финансирования. Оплата пенсий, выдача посо­бий и заработной платы осуществлялись с большими задержками. Уси­лился бартер и товарообмен. Экономический кризис «открыл» новые источники доходов. Народ стремился к индивидуальной деятельности. Тому подтверждение - появление «новых рынков», новых видов торгов­ли. В попытках найти средства для ежедневного существования, спе­циалисты с высшим образованием уходили в сферу бизнеса. Особенно отток специалистов наблюдался в системе образования, здравоохране­ния, что имело для этих областей негативные последствия.

Таким образом, кризис экономики в первой половине 1990-х го­дов сопровождался многими негативными социальными явлениями, и в первую очередь - резким снижением благосостояния большей части населения страны. Кризисная ситуация повлияла и на сознание людей, породив неуверенность в завтрашнем дне, социальный пессимизм. Со­циальная защита населения стала одной из сложнейших и в то же время важнейших задач для государства.

Историческая справка

Социально-психологическая ситуация в 1990-х годах была противоре­чивой. Сложность ситуации была в том, что негативные и позитивные настроения в обществе не были строго дифференцированы по опреде­ленным социальным или этническим группам. Характерной чертой мас­совой социальной психологии того времени было сочетание негативных и позитивных представлений, настроений, ощущений. При этом мыслящая часть общества в целом хорошо понимала, что живет в эпоху по-настоя­щему исторических изменений. Хотя не все, разумеется, сразу поняли гло­бальность и глубину изменений. По большому счету, в этот период казах- станцы стали очевидцами слома прежней формации и становления новых отношений.

В 1990-х годах остро встала проблема безработицы. Ее породили спад производства, переход на режим работы в половину смены, при­остановка производств на различных промышленных предприятиях, а нередко - их полная остановка.

Задержки оплаты труда, нехватка материальных ресурсов, трудности в сбыте готовой продукции, резкий рост цен на энергоисточники, бензин, топливо были тяжелым ударом для производства. В 1993 году прекра­тили полностью или частично производство продукции 130 предприя­тий, на которых работало 114 тыс. рабочих (например, Карагандинский машиностроительный завод, текстильная фабрика Усть-Каменогорска). Кроме этого, многие объекты перешли на ненормированный рабочий день, а такие предприятия, как «Актюбрентген», завод ферросплавов, Атырауский химический завод, «Химпром» города Жамбыла, произ­водственное объединение «Карбид» города Караганды, вынуждены были регулярно приостанавливать производство. В 1993 году на 60% возросло количество рабочих, отправленных в отпуск без содержания, или в частично оплачиваемые отпуска.

Историческая справка

По данным статистики, только в восьми областях республики и горо­де Алматы по причине остановки 78 промышленных и 13 строительных организаций было потеряно свыше 500 тыс. человеко-дней. Тому способ­ствовали: недостаточная обеспеченность материальными ресурсами: нарушение договоров со стороны поставщиков; частые сбои в обеспе­чении электроэнергией; проблемы по взаимной оплате и сбыту меж­ду странами СНГ. Утерянные человеко-дни, в свою очередь, приводили к большим финансовым потерям. Все эти вместе взятые экономические, производственные обстоятельства (уменьшение выпуска продукции, не­платежи, закрытие предприятий) усиливали экономический кризис, влекли за собой снижение занятости населения, сокращение рабочих мест, рост безработицы.

Динамика в отношении безработицы была такова: в 1991-1992 годах наблюдались первые проявления безработицы (в 1991 году она состави­ла 0,5%, в 1992 - 1%). В 1993 году наблюдался устойчивый рост коли­чества безработных. В целом в 1991-1995 годах количество людей, ра­ботающих в государственном секторе, сократилось на 1,7 млн человек.

Получило развитие такое явление, как скрытая безработица. До 60-70% рабочих вынуждены были брать принудительные трудовые, неоплачиваемые отпуска, трудились неполную рабочую неделю. Скры­тая безработица составила 4—6% от трудоспособной части населения. Безработица охватила все отрасли экономики, особенно строительство и сельское хозяйство.

Сложная обстановка наблюдалась и в сельской местности, где соглас­но статистическим данным, к концу 1997 года было зарегистрировано 392 тыс. безработных. Причины безработицы среди сельских жителей были многообразны: отсутствие долгосрочной аграрной политики; сла­бая инфраструктура сельской местности; несбалансированность спро­са сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках; слабое развитие животноводческого производства и др. В 1991-1996 годах жители села составляли 40-48% от общего количества незанятых трудом населения.

Сельское хозяйство считается сложной, консервативной отраслью, особенно при переходе от плановой экономики к рыночным отношени­ям. Сельское хозяйство с трудом вписывалась в новую ситуацию. До­пускало просчеты и правительство. Оно приступило к реформированию села без надлежащей подготовки источников финансирования, соот­ветствующего кадрового потенциала и нормативно-правовой базы. Вне поля зрения оказалась в первую очередь земля, ее стоимость, условия ее аренды и использования.


Дата: 2015-03-24 Просмотров: 2948 Загрузок: 3 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: