Deprecated: mysql_connect(): The mysql extension is deprecated and will be removed in the future: use mysqli or PDO instead in /sites/megamozg.kz/bin/db.php on line 3

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /sites/megamozg.kz/index.php on line 183
Новейшая история Казахстана: декабрь 1986 года - предвестник независимости

Новейшая история Казахстана: декабрь 1986 года - предвестник независимости

Навигация по всем темам новейшей истории находится тут

В Казахстане действовала вертикальная командно-административная система, через которую из центра шло непосредственное управление союзной республики. В течение нескольких десятилетий республикой руководил Динмухамед Ахмедович Кунаев, который входил в высшее руководство СССР, являясь членом Политбюро ЦК КПСС.

Кунаев ДианмухамедКУНАЕВ Динмухамед Ахмедович (12 января 1912 - 22 августа 1993) - советский государствен­ный и общественный деятель, Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР с I960 по 1962 и с 1964 по 1986 годы, член Политбюро ЦК КПСС (9 апреля 1971 года - 28 января 1987 года), Трижды Герой Социа­листического Труда (1972 г., 1976 г., 1982 г.). Автор более 100 научных трудов, академик АН Казахской ССР (1952).

В обстановке преобладания в руководящих органах представителей старшего поколения с большим, но устаревающим опытом государст­венного управления, и в центре, и в республиках ощущался дефицит молодых, перспективных политиков, способных генерировать живые, творческие идеи. Приход Н.А. Назарбаева в первой половине 1980-х го­дов в большую политику, его назначение в 1984 году на пост Председа­теля Совета Министров Казахской ССР в возрасте 44 лет практически положило начало новому этапу в сфере государственного управления. Но когда в ноябре-декабре 1986 года встал вопрос о новом руководстве Казахской ССР, центром было принято роковое решение, повлекшее за собой декабрьскую трагедию.

  1. декабря 1986 года в Алма-Ате был созван Пленум ЦК Компар­тии Казахстана, на котором была оглашена информация Политбюро об уходе на пенсию первого секретаря ЦК КПК Д.А. Кунаева. Первым сек­ретарем ЦК Коммунистической партии Казахстана по установке цент­ра был избран Геннадий Васильевич Колбин, до этого возглавлявший

КОЛБИН Геннадий Васильевич (7 мая 1927 - 16 января 1998) - со­ветский политический деятель, первый секретарь ЦК Компартии КазССР (1986-1989). Член ЦК КПСС (1981-1990), кандидат в члены ЦК (1976- 1981), депутат Верховного Совета СССР 7, 9-11 созывов, народный де­путат СССР.

Ульяновский обком компартии. Известие о таком решении стало настоя­щим шоком для всей казахстанской общественности.

Игнорирование Москвой в течение многих десятилетий этнической специфики союзных республик, проводимая в СССР целенаправленная политика по созданию унифицированной советской культуры привели к забвению многих национальных традиций, породили среди отдельных представителей коренного населения нигилистические настроения, спо­собствовали возникновению такого социального явления, как манкур­тизм. Директивное решение о назначении Г.В. Колбина, которое можно рассматривать не иначе как очередное игнорирование национальной особенности республики, как отсутствие уважения к народу Казахстана, встретило открытое недовольство, протест, вылившиеся в выступление казахской молодежи в Алма-Ате.

Декабрь 1986 года положил начало демократическим процессам в Казахстане, продемонстрировал, насколько выросло самосознание ка­захской молодежи. Именно молодежь, преодолев страх перед сущест­вующей системой, от имени народа открыто заявила, что попрание и игнорирование чувства национальной гордости недопустимо.

Избрание Г.В. Колбина Первым секретарем ЦК КПК обнажило про­тиворечия между традиционными командно-административными мето­дами со стороны центра и провозглашенными в апреле 1985 года демо­кратическими принципами перестройки.

  1. декабря 1986 года на площади у здания ЦК партии собрались сот­ни граждан, которые выступили против назначения первым секретарем ЦК Компартии Казахстана человека, в республике не известного. Это был протест против откровенного пренебрежения мнением населения и партийных масс республики со стороны центра. Декабрьское выступ­ление не было националистическим и в начальной стадии не имело противоправного характера. Политическая демонстрация была мирной и не содержала призывов к свержению государственного строя и нацио­налистических выпадов против других народов.

Руководство республики отказалось от диалога с демонстрантами. Опасаясь размаха демонстрации, Г.В. Колбин, республиканские влас­ти обратились за помощью в Москву, в ЦК КПСС. В результате МВД СССР перебросило из разных регионов страны в Алма-Ату спецчасти внутренних войск. Демонстрация была подавлена силой, с применени­ем саперных лопат, служебных собак, брандспойтов. От действий пра­воохранительных органов пострадало множество студентов и молодых рабочих.

Историческая справка

СООБЩЕНИЕ ИЗ АЛМА-АТЫ

АЛМА-АТА, 19. (ТАСС). 17 декабря вечером и вчера днем в Алма-Ате группа учащейся молодежи, подстрекаемая националистическими элемен­тами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решения состоявшегося на днях пленума ЦК Компартии Казахстана. Сложившейся ситуацией вос­пользовались хулиганствующие, паразитические и другие антиобществен­ные лица, допустив противоправные действия в отношении представите­лей правопорядка, а также учинив поджоги продовольственного магазина, личных автомобилей, оскорбительные действия против граждан города.

Прошедшие собрания на заводах, фабриках, в вузах, в других трудо­вых коллективах, а также партийные и комсомольские активы города и районов, одобряя решения пленума ЦК КП Казахстана, осудили ничем не обоснованные действия группы учащихся и высказались за принятие ре­шительных мер к хулиганам и восстановление полного порядка в городе. Принимаемые действия в этом направлении поддерживаются трудящи­мися. Они активно участвуют в мероприятиях, проводимых советскими и партийными органами. Все предприятия, учреждения, учебные заведения, магазины, служба быта, городской транспорт работают нормально.

Правда. 1986. 20 декабря

Мирная демонстрация в Алматы

Мирная демонстрация в Алма-Ате, декабрь 1986 год

 

 

Историческая справка

Участник декабрьских событий в Алматы Самат Жилмагамбетов вспо­минал о том времени: «Мы столпи на площади. Выступали ораторы. Все было мирно. Но в какой-то момент один из солдат ударил девушку по го­лове, и она упала. С этого и началась бойня. Парни подняли окровавленную девушку на руки и понесли ее. Они кричали, что тут убивают. Чтобы оста­новить возмущенную толпу, из пожарных машин на людей направили струи холодной воды. Нам ничего не оставалось, как бежать. И тут площадь оградили девушки. Они выстроились в ряд и кричали: «Какие вы джигиты, если убегаете?!». Мы были безоружны. Парни стали снимать с площади мраморные плиты, разбивать их и с ними пошли на солдат. От пожарных машин вырывали шланги. Побитых и мокрых парней и девушек кидали в ма­шины, свозили на стадион и штабелями укладывали на землю. Некоторых, как мы потом узнали, вывезли за город, раздели и оставили там».

Неконституционные силовые действия вооруженных сил, милиции, неадекватные попытки органов государственного управления рассеять собравшихся еще более усилили их недовольство. Создавшейся об­становкой воспользовались криминальные элементы. В сутолоке были убиты и ранены как представители демонстрантов, так и специально...

Документ эпохи

ИЗ ПРИГОВОРА НАД К. РЫСКУЛБЕКОВЫМ Именем Казахской Советской Социалистической Республики

16 июня 1987 г.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Казахской ССР в составе председательствующего - члена Верховного Суда Казахской ССР Грабарника Е.Л., народных заседателей Верховного Суда Казахской ССР ...

ПРИГОВОРИЛА

Признать виновным и подвергнуть мерам уголовного наказания:

  1. Рыскулбекова Кайрата Ногайбаевича по cm. 60 УК Казахской ССР к 3 годам лишения свободы, по cm. 65 УК Казахской ССР к 15 годам лише­ния свободы, по cm. 173-1 УК Казахской ССР назначить исключительную меру наказания - смертную казнь — расстрел.

На основании cm. 37 УК Казахской ССР по совокупности преступлений назначить Рыскулбекову Кайрату Ногайбаевичу исключительную меру на­казания — смертную казнь —расстрел.

В соответствии со cm. 314 УПК Казахской ССР, приговор является окончательным, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

...вызванных внутренних войск. По данным экспертов Комиссии, только в Алма-Ате телесные повреждения получили 1722 человека. Молодеж­ные выступления прошли и в других городах республики - в Караган­де, Жезказгане, Кокшетау, Целинограде (ныне Астана), Каркаралинске, Талдыкоргане и в других населенных пунктах. В обществе создалась напряженная обстановка.

Вслед за происшедшими событиями партийные органы развернули шумную кампанию по выявлению «националистов» и «декабристов». Начались аресты среди студентов. По оценке Комиссии Верховного Со­вета Казахской ССР по расследованию декабрьских событий 1986 года, число задержанных составило около 8500 человек.

Рыскулбеков Кайрат, фотоРЫСКУЛБЕКОВ Кайрат Ногайбаевич (13 мар­та 1966 - 21 мая 1988) - участник декабрьских со­бытий 1986 года в Алма-Ате, за участие в которых был осужден к высшей мере наказания - смертной казни, которая была затем заменена двадцатью го­дами лишения свободы. Погиб в Семипалатинской тюрьме по дороге к месту лишения свободы при не­выясненных до конца обстоятельствах. В 1992 году посмертно был полностью реабилитирован. В 1996 году Указом Президента Казахстана ему было по­смертно присвоено звание «Хальщ Қанарманы».

Начались репрессии: были приговоренные к высшей мере наказания, 99 человек осуждены (из них только 46 человек через некоторое время были реабилитированы). За участие в декабрьских событиях 787 чело­век исключили из ВЛКСМ, 52 человека—из компартии, 1138 - получили комсомольские взыскания, 271 студент отчислен из учебных заведений, сотни людей были вынуждены уволиться с работы. Своих должностей лишились 12 ректоров вузов.

Одним из приговоренных к высшей мере наказания был Кайрат Рыс- кулбеков, студент архитектурно-строительного института. По воспоми­наниям поэта Мухтара Шаханова, после оглашения смертного пригово....

Историческая справка

Демагогические заявления Г.В. Колбина об усилении интернационализма и необходимости изучения казахского языка сопровождались закрытием до­ступа к образованию и престижной работе представителям коренной на­циональности, постоянным поискам «националистов», «коррупционеров».

.....ра Кайрату Рыскулбекову почти по всему миру поднялась мощная волна возмущения с требованиями его помилования: «Много сообщений за рубежом было о смертном приговоре Кайрату Рыскулбекову».

В июле 1987 года в Венгрии было опубликовано письмо на имя А.А. Громыко с просьбой о помиловании К.Рыскулбекова, подписанное известными писателями Я.Киси, А.Ражеком, Г.Демским, Г.Конрадом и другими деятелями культуры, всего 41 человек. В его защиту подняли голос 77 общественных деятелей Чехословакии, в их числе был быв­ший министр иностранных дел Х.Хачек. Агентство «Рейтер» сообщало, что польский «Союз свободы и мира» направил письмо М.С. Горбачеву, в котором подверг сомнению справедливость приговора и требовал его пересмотра. Кайрат Рыскулбеков скончался при невыясненных обстоя­тельствах.

Историческая справка

Кайрат Рыскулбеков в ожидании исполнения смертного приговора, пи­сал, выступая в качестве гневного обличителя тоталитарного режима:

Решетки на окнах. Повсюду конвой.

Ничто не нарушит мой сон и покой.

Вот так предлагает судьба мне взамен,

Украв мою молодость, гниенье и тлен.

Подобный «подарок» принять не могу,

Его отвергая, я к правде иду.

Трясина повсюду, но надо пройти.

Иначе, боюсь, захлебнусь я во лжи.

Зловонная жижа передо мной.

Болото зовется людской клеветой.

Злобу и зависть, и всякую мразь

Собою питает болотная грязь.

Но что же мне делать?

Все, нужно идти.

Доброе имя мне надо спасти.

Пусть даже настигнет меня чья-то месть.

Важнее спасти свое ИМЯ и ЧЕСТЬ.

перевод С. Малеева

В июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление в духе сталинских времен «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», в котором декабрьские события 1986 года были охарактеризованы как «проявление казахского национализма».

 

Историческая справка

Н.А. Назарбаев, анализируя события тех дней, с горечью писал: «В казахской истории было немало драматических и высоких минут, часов и дней. Одна из таких драматических высоких минут в новейшей нацио­нальной истории — три декабрьских дня 1986 года. И этот первый росток нового демократического сознания был выдан системой за проявление мах­рового национализма».

Документ эпохи

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС
«О РАБОТЕ КАЗАХСКОЙ
* РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПАРТИЙНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПО ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОМУ И
ПА ТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ТРУДЯЩИХСЯ»

<...>Серьезные ошибки и просчеты в работе партийных комитетов республики привели к росту националистических проявлений, которые своевременно не пресекались, более того, замалчивались или квалифициро­вались как обычное хулиганство. Даже имевшим место в 1979 году в г. Це­линограде националистическим выступлениям ЦК Компартии Казахстана не дал острой политической оценки. Проявлением казахского национализма были и беспорядки в декабре прошлого года в городе Алма-Ате <...>

* в постановлении подчеркивалось «казахской», а не казахстанской.

Выступая на I съезде народных депутатов СССР 6 июня 1989 года, Мухтар Шаханов потребовал провести объективное расследование со­бытий и пересмотреть решение партийного руководства КПСС. И толь­ко позже, уже в период распада СССР, ЦК КПСС отменил свое решение и вынес вердикт, прямо противоположный содержанию постановления: «...выступление казахской молодежи не было националистическим, это было их право на свободное выражение гражданской и политической позиции».

Историческая справка

Декабрьские события 1986 года вызвали неоднозначную оценку зару­бежных аналитиков. По мнению одних, они являлись проявлением меж­этнической борьбы, основанной на оппозиции мусульманских националь­ных сил «старшему брату», по мнению других - это было выступление молодых граждан против попрания центром прав союзной республики.

Таким образом, декабрь 1986 года и последовавшие за этим события в республике наглядно продемонстрировали, что перестроечная идея де­мократизации всех сторон общественной жизни являлась не более чем декларацией; деспотизм советской системы был далеко не изжит, мето­ды управления по-прежнему не исключали подавления и репрессий.

Одним из важных политических вопросов, требующих своего разре­шения, был вопрос об оценке декабрьских событий 1986 года (события, предшествующие этому году, смотрите в датах). Резуль­татом работы комиссий по рассмотрению обстоятельств этих событий стало постановление Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 года, в котором была дана официальная оценка событиям 1986 года. В нем подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководства, его неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, его опорой на силу, а не на разум и добрую волю. Неумение властей овладеть ситуа­цией привело к трагическим последствиям, которые выразились в гибе­ли людей как со стороны демонстрантов, так и со стороны лиц, обеспе­чивающих охрану общественного порядка.

События и факты 24 СЕНТЯБРЯ 1990 г.

Опубликовано Постановление Президиума Верховного Совета Казах­ской ССР о выводах и предложениях комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Аты 17-18 декабря 1986 года.

  1. декабря 1991 года был опубликован Указ Президента Республики Казахстан «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане». Руковод­ствуясь принципами гуманизма, объективности и справедливости, Указ гласил: лиц, привлеченных к уголовной, административной и дисципли­нарной ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане, считать реабилитированными.

В нем также объявлялось, что 17 декабря отныне будет Днем демо­кратического обновления Республики Казахстан. Отдавая дань памяти тем, кто отстоял национальное достоинство всего казахского народа, и прежде всего смелым и беззаветным действиям молодежи, Президент Республики Казахстан подписал Указ о присуждении (посмертно) выс­шей награды государства - «Халық Каһарманы» - Кайрату Рыскулбекову. Эти шаги стали одними из первых демократических действий государства в постсоветский период. Они нашли широкую поддержку в обществе.

Историческое значение декабря 1986 года было определено в 2006 году, на церемонии открытия мемориала «Тәуелсіздік таңы» («Рассвет свободы»), посвященного 20-летию декабрьских событий, как предвес­тника независимости. То, что произошло в декабре 1986 года, не было случайным. Для осмысления глубинных причин декабрьских событий важными являются выводы Главы государства: «Алма-Ата в декабре 1986 года продемонстрировала крах социалистической доктрины реше­ния национального вопроса». В чем же была суть этой доктрины? Как известно, эта доктрина была построена на тезисе о приоритете соци­ально-классового начала над национальным. Именно в таком подходе виделся способ «окончательного» решения национального вопроса. Од­нако реалии XX века оказались иными. Игнорирование национальных особенностей, многолетняя политика подавления национального чувст­ва и национального самосознания в действительности только нагнетали обстановку в стране, что являлось свидетельством того, что политика советской власти в решении национального вопроса далеко не лучший метод решения проблемы. Разрыв между формальным провозглашени­ем и фактическим положением дел в национально-федеративном уст­ройстве СССР заводил решение национального вопроса в тупик. Исходя из этого очевиден и вывод, что любая доктрина, основанная на приори­тете классового над национальным, обречена на провал.

Декабрьское выступление казахской молодежи стало первым в ряду национально-демократических выступлений, движений по всей стране, положивших начало демонтажу СССР. Именно после Алма-Аты на ру­беже 1980-1990-х годов произошли события в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и в других городах страны, ускорившие распад советской политической системы.

События второй половины 1980-х годов в СССР показали, что меж­национальная, этнокультурная проблематика была весьма слабо и не­дальновидно осмыслена в рамках традиционной советской доктрины национального вопроса. Однако режим в целях самосохранения пы­тался по-прежнему нивелировать национальное многообразие наро­дов и культур, что в конечном счете привело к разрушению советского строя.


Дата: 2015-03-10 Просмотров: 6411 Загрузок: 19 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email:


Fatal error: Undefined class constant 'close' in /sites/megamozg.kz/index.php on line 6137