Новейшая история Казахстана: Политический кризис. Принятие новой конституции

Навигация по всем темам новейшей истории находится тут

КВЯТКОВСКАЯ Татьяна Григорьевна, фото Трагические октябрьские события 1993 года в России, силовая ликвидация Верховного Совета в Москве повлияли на ход дальней­ших политических процессов в Казахстане. Все яснее становилась необходимость президентской власти для проведения экономических преобразований, курса на модернизацию Казахстана. После роспуска КПСС и создания управленческой вертикали Советы потеряли преж­нее значение, так как, по сути, тормозили ход экономических реформ и законодательной базы по становлению гражданского общества. По­литические разногласия между правительством и парламентом резко обострились.

 

Со второй половины 1990-х годов начался процесс поэтапного фор­мирования государственно-политической системы современного Казах­стана. Однако он не был идеально гладким.

В Конституционный суд был подан иск кандидата в депутаты Татья­ны Квятковской, которая требовала признать недействительными выбо­ры по Абылайхановскому избирательному округу города Алматы.

На фото - КВЯТКОВСКАЯ Татьяна Григорьевна. 

Решение суда по делу Квятковской 

Решением Конституционного Суда Республики от 6 марта 1995 года, Верховный Совет, избранный 7 марта 1994 года, был признан нелеги­тимным (в связи с нарушением Кодекса о выборах).

Проявляя последовательность в своем стремлении довести до кон­ца начатые реформы, во имя стабильности государственной власти, Президент воспользовался предоставленным ему Конституцией пра­вом и внес 8 марта возражение на постановление Конституционного суда.

Председатель Верховного Совета Абиш Кекилбаев внес в Конститу­ционный суд возражение на его постановление от 6 марта по иску граж­дански Квятковской Т.Г. о конституционности некоторых постановле­ний Центральной избирательной комиссии Казахстана. Согласно статье 131 Основного Закона республики, данное постановление Конститу­ционного суда было приостановлено.

В итоге не соответствующими Конституции были признаны некото­рые документы Центризбиркома Республики Казахстан, применение которых нарушало равенство прав граждан во время их участия в выборах, способствовало созданию избирательных участков, не равнозначных по численному составу избирателей. Также были выявлены многочис­ленные примеры нарушения подсчета голосов.

30 августа 1995 года во всенародном референдуме приняли участие 8212773 граждан, или 81,14% электората. Только 9,9% участников референдума высказались отрицательно. В итоге за новую Конститу­цию Республики проголосовало 89% участников референдума.

В соответствии с 40 статьей 3 раздела Конституции, Президент оп­ределяет направления внутренней и внешней политики страны явялется Символом и гарантом единства народа и государственной власти, обес­печивает унифицированное действие ветвей государственной власти, Сохранение ответственности органов власти перед народом Казахстана.

 

Тем самым Президент выступает высшим арбитром между ветвями власти и обладает соответствующими полномочиями.

Таким образом, особенностью новой Конституции и зафиксирован­ной в ней государственно-политической системы управления страной является усиление института президентства, что в целом соответствует вызовам современной эпохи.

 

Казахстан - свободное общество, поэтому не удивительно, что тен­денция усиления института президентства, отраженная в Конституции 1995 года и в реальной практике государственного строительства, вы­звала в обществе дискуссии о наличии авторитарных признаков в политической системе Казахстана. Следует учесть, что расширение пол­номочий Президента как главы государства связано с необходимостью некоренного завершения реформ в социально-экономической сфере и условиях транзитного периода. Так называемая «чистая» демократия » сложной внутренней и внешней ситуации середины и второй полови­ны 1990-х годов была бессильна. События в соседней России показали, что «двоевластие» в условиях незрелости демократических традиций не столь эффективно, более того - разрушительно. Как известно, в период политического кризиса в Москве пролилась кровь, погибли люди. Учтя этот негативный опыт, Казахстан принял Конституцию 1995 года и обес­печил твердую государственную власть в стране.

Впервые в Конституцию было введено понятие «Парламент» как де­мократический институт, апробированный во многих странах и доказав­ший свою эффективность. Новая Конституция определила полномочия во взаимоотношениях Президент - Парламент и Президент—Правительство. Парламент был признан высшим полномочным органом, осуществляю­щим законодательную деятельность Республики Казахстан. В соответствии с конституционными полномочиями, Парламент мог выступать от имени народа, а также утверждать основные принципы и нормы, регулирующие определенные стороны государственных и общественных отношений. Всему этому был предвестник - декабрь 1986 года.

Результаты действий 1990-х

В целях развития системы сдерживания, равновесия и усовершенст­вования законодательного органа в Казахстане был создан двухпалат­ный Парламент. По Конституции 1995 года Парламент состоит из двух постоянно действующих Палат: Сената и Мажилиса. Верхняя Палата Парламента - Сенат - предназначена для выполнения функций надзора, регионального представительства, является связующим звеном между Главой государства и нижней Палатой — Мажилисом, которая, в свою очередь, как основная представительная палата, особое внимание уде­ляет требованиям народа.

Таким образом, в середине 1990-х годов впервые в истории Казах­стана начал формироваться профессиональный Парламент, пришедший на смену однопалатному Верховному Совету.

 В реформированной государственной системе была увеличена от­ветственность и значимость исполнительной власти. Правительство самостоятельно осуществляет руководство деятельностью системы ис­полнительных органов. В 5-м разделе новой Конституции были четко обозначены полномочия правительства.

Таким образом, Конституция 1995 года урегулировала, уточняла вза­имоотношения основных политических институтов государственной системы.

Именно в целях преодоления этих трудностей и скорейшего выхода из кризиса и обеспечения устойчивого развития в период структурной перестройки институту президентства была отведена главная, решаю­щая роль.

В результате политической трансформации в середине 1990-х годов в стране сформировалась модель президентского правления, что соот­ветствовало исторической значимости проводимых масштабных пре­образований, состоянию казахстанского гражданского общества, осо­бенностям его национально-политической культуры и формирующейся рыночной экономике.

В середине 1990-х годов трансформация политической системы Ка­захстана была неоднозначна встречена мировой и отечественной об­щественностью. Одни (некоторые бывшие депутаты, представители партий, эксперты) рассматривали события 1995 года не иначе, как «не­конституционный разгон парламента». По мнению других, в 1993-1995 годах имел место не столько «разгон», сколько «самораспад» Верхов­ного Совета двух созывов, из чего логично вытекало принятие новой Конституции и усиление (в сложных внутри- и внешнеполитических условиях) полномочий действующего президента.

Тогда, в 1995 году, разные политические силы по-разному видели суть этих перемен. Одни стояли на стороне политических преобразо­ваний, другие, по существу, против них. Но история все расставила по своим местам. Время показало, что создание новой парламентской сис­темы было необходимым. Во всех странах СНГ произошли подобные трансформации, и прежняя система Советов, и прежние конституции уступили место новым политическим структурам и законам. Роспуск Верховного Совета произошел мирно, бескровно, на основе правовых механизмов.

 

 


Дата: 2015-03-17 Просмотров: 2122 Загрузок: 6 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: