В ноябре 1991 года семь республик СССР (Казахстан, Россия, Беларусь, Азербайджан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) вышли с инициативой о создании межгосударственной структуры - Содружества Независимых Государств (СНГ). Однако, 8 декабря 1991 года в Беловежье такое соглашение было подписано руководителями Беларуси, России и Украины без участия президентов других стран. В этом соглашении говорилось, что «СССР, провозглашенный в 1922 году... прекращает свое существование в качестве полноправного субъекта международного права». В такое непростое время Президент Казахстана предложил Центрально-Азиатским республикам провести консультации, которые и состоялись 13 декабря 1991 года в Ашхабаде. На них обсуждалось подписание «беловежского» соглашения и было принято решение о вхождении в СНГ на равных правах с другими республиками. Саммит, имевший решающее значение, произошел 21 декабря 1991 года в Алма-Ате, где «беловежское» соглашение по созданию СНГ приобрело легитимность. Как пояснил Президент Казахстана, «надо понять, что СНГ - это не государство, не национальное образование, а естественный, в сложившихся условиях, механизм регионального взаимодействия». Таким образом, в создании СНГ в современном виде решающую роль сыграл Президент Н.А. Назарбаев, так как в первоначальном, «беловежском», варианте СНГ включал только три страны. Создание СНГ стало сильным толчком к хорошим и дружественным отношениям между Россией и Казахстаном.
В этом разделе будут рассмотрены три соглашения:
На Алма-Атинском саммите были приняты Протокол к Соглашению о создании СНГ, Алма-Атинская декларация, Соглашение о координационных институтах СНГ. Одним из результатов встречи стало вхождение Российской Федерации в Совет Безопасности ООН. Документы саммита были направлены на признание целостности государственных территорий. Было достигнуто согласие в вопросе о едином управлении военно-стратегическими силами, созданы совет глав государств и координирующие органы СНГ, расположившиеся в Минске. Устав СНГ был подписан президентами семи стран (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан) 22 января 1993 года в Минске. Слабой стороной Устава являлось то, что он не требовал выполнения решений, принятых большинством, то есть его положения имели лишь декларативный характер.
Примечательно, что уже в Алма-Атинской декларации 1991 года подчеркивалось, что участники СНГ привержены «сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков». Однако дальнейшие взаимоотношения стран СНГ отличались от тех, что декларировались. Тем не менее, Содружество, созданное в Алма-Ате, существует столько же лет, сколько и сами независимые государства. Таким образом, СНГ, создало условия для равноправного диалога и сотрудничества по сложнейшим международно-региональным проблемам. СНГ, в целом выполнило миссию содействия становлению суверенных государств, выбору каждым из них собственного внешнеполитического курса, модели экономических реформ и путей государственного строительства.
Казахстан через СНГ стремится на постсоветском пространстве к позитивному взаимовыгодному сотрудничеству. Такой подход позволил в определенной степени сохранить между новыми государствами политические, экономические, культурные связи и не допустить конфронтации. Однако, между государствами участниками СНГ имелись некоторые противоречия. Так, страны Кавказа и Центральной Азии предъявляли серьезные претензии друг к другу и к России. Ситуация при наличии «замороженных» конфликтов была двусмысленная. В 2004 году Н.А. Назарбаев на саммите в Астане высказал идею о реформировании Содружества, используя практику «большой восьмерки». Россия поддержала Казахстан, но другие страны не желали что-либо менять. Опыт показывает, что будущее СНГ зависит и от общих подходов, и от развития двусторонних отношений, и от локального сотрудничества. Все эти события - важная часть истории Казахстана, которая в учебниках обозначена как "Новейшая".
В рамках СНГ Казахстан осуществляет сотрудничество в экономической и социальной сферах, а также в области безопасности. Именно взаимовыгодное экономическое сотрудничество может способствовать сближению интересов стран Содружества (хотя разный уровень экономического развития делает сложным процесс экономической интеграции). В такой ситуации Казахстан в СНГ ведет региональное взаимодействие как на европейском, так и на центральноазиатском направлении.
С одной стороны, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан еще в 1994 году подписали в Чолпон-Ате Договор о создании Единого экономического пространства. Он заложил правовой фундамент экономического Сотрудничества Центрально-Азиатских государств, впоследствии объединившихся в Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС).
С другой стороны, в 1995 году между Казахстаном, Россией и Беларусью был подписан договор об образовании Таможенного союза. В 1996 году в него вступила Республика Кыргызстан, а в апреле 1998 года Республика Таджикистан.
Основная цель Таможенного Союза - образование общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Однако полноценного Таможенного союза во второй половине 1990-х создано не было. Следующая попытка реализовать идею Таможенного союза относится к 2000-м годам и начальная фаза этого процесса завершилась только к 2010 году.
В феврале 2005 года Казахстан выдвинул инициативу о создании Союза Центрально-Азиатских государств. Идея не была отвергнута, но в реальности в этом же году на саммите Совета Глав государств-членов Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС) было принято стратегическое решение об объединении ЦАС с Евразийским экономическим [сообществом (ЕврАзЭС).
В целом Казахстан играет в региональных интеграционных процессах в СНГ и Центральной Азии важную, нередко решающую роль, выступая примером умения соблюдать национально-государственные интересы, сбалансированно решать двусторонние и региональные задачи.
Ваше имя:
Ваш email: