Новейшая история Казахстана: отмена статьи 6 конституции ссср. переход к многопартийности

Навигация по всем темам новейшей истории находится тут

Особенностью 1990 года была ускоренная политизация общества: в результате отмены 6-й статьи Конституции СССР в Казахстане откры­лась дорога многопартийности.

Демонстрация в Алматы, повлекшая за собой новые течения

Демонстрация в Алматы, 1990 год

 
 

Демократические процессы в республике привели к сентябрю 1988 года образованию 300 неформальных групп.

Одним из первых и крупных движений стало движение «Невада - Семипалатинск», созданное по инициативе известного поэта О.Сулейменова весной 1989 года. О подобных событиях, сыгравших важную роль в становлении общества Казахстана, читайте в датах и событиях.

Целью движения являлось закрытие Семипалатинского и других ис­пытательных полигонов.

Посетив в августе 1991 года Семипалатинский ядерный полигон, Н.А. Назарбаев объявил о созыве специальной сессии Парламента, на которой развернулись бурные дебаты о закрытии испытательного полигона полвека травившего землю Казахстана. В завершение сессии Президент Казахстана 29 августа объявил своим Указом о закрытии по­лигона.

Олжас Сулейменов

СУЛЕЙМЕНОВ Олжас Омарович (18 мая 1936 г.р.) - поэт, писатель-литературовед, обще­ственно-политический деятель Казахстана, дипло­мат. 1989 - Народный депутат Верховного Совета СССР. В 1989 году стал инициатором и лидером народного движения «Невада — Семипалатинск», целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного полигона и других ядерных полигонов мира. 1991-1995 - лидер партии «Народный конгресс Ка­захстана», в которую преобразовалось антиядерное движение. 1995-2002 годы — полномочный посол Ка­захстана в Италии и по совместительству в Греции и Мальте. С 2002 года постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж).

Международный конгресс против ядерного оружия. Алма-Ата, май 1990 года

Конгресс против ядерного оружия, Казахстан

 

В итоге, Казахстан стал первой в мире страной, которая самостоя­тельно закрыла ядерный полигон и вскоре добровольно отказалась от четвертого в мире ядерного арсенала. По свидетельству первых рас­секреченных тогда данных, суммарная сила зарядов произведенных здесь взрывов в 2,5 тысячи раз превышала мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Новое поколение против ядерных испытаний

Против ядерного оружия

Демонстрация против ядерного оружия, май 1990 года

Демонстрация против ядерного оружия, май 1990 года

Документ эпохи

О    ЗАКРЫТИИ СЕМИПАЛАТИНСКОГО ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ЯДЕРНОГО ПОЛИГОНА Указ Президента Казахской ССР

Алма-Ата, 29 августа 1991 г.

На территории Казахской ССР в Семипалатинской области с 1949 года осуществлялись испытания ядерного оружия. За это время здесь было произведено около 500 ядерных взрывов, которые нанесли урон здоро­вью и жизни тысяч людей.

Учитывая, что Казахская ССР выполнила свой долг по созданию ядер­ного потенциала, обеспечившего стратегический военный паритет меж­ду СССР и США, и, принимая во внимание требования общественности республики, постановляю:

  1. Закрыть Семипалатинский испытательный ядерный полигон.
  2. Кабинету Министров Казахской ССР по согласованию с Министер­ством обороны СССР и Министерством атомной энергетики и промыш­ленности СССР преобразовать Семипалатинский испытательный поли­гон в союзно-республиканский научно-исследовательский центр. В 1991 году разработать и утвердить его статус и перечень основных направле­ний научно-исследовательских работ.
  3. Учитывая, что при проведении воздушных и наземных испытаний с 1949 по 1962 годы нанесен ущерб здоровью населения районов, приле­гающих к Семипалатинскому полигону, совместно с союзными органами определить размеры и порядок компенсационных выплат пострадавшим гражданам Казахской ССР.
  4. Кабинету Министров Казахской ССР совместно с союзными минис­терствами и ведомствами, причастными к проведению ядерных взрывов на территории республики, утвердить программу социально-экономического развития, улучшения условий жизни и медицинского обслуживания населения

районов Семипалатинской, Кара­гандинской и Павлодарской облас­тей, прилегающих к испытатель­ному полигону, с привлечением на Ж4ГЛЫГ“  указанные цели средств соответствующих союзных источников. Настоящий Указ вступает в силу с момента его принятия. Указ Президента Казахской ССР «О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона».

29 августа 1991 г.

М. Шоканов

Во многих городах Казахстана были созданы экологические движе­ния. По инициативе М.Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован Комитет по проблемам Балхаша и Арала.

В 1987 году в Алма-Ате образовалось социально-экологическое объ­единение «Инициатива». В дальнейшем на его базе были созданы новые объединения: «Зеленое спасение» и «Зеленый фронт». Союзные орга­низации на территории Казахстана были представлены отделениями ис­торико-просветительного общества «Мемориал», Хельсинкского союза, союза «Чернобыль» и других. По поводу других дат смотрите даты в истории Казахстана.

На фото - ШАХАНОВ Мухтар (1942 г.р.) - советский и казахстанский поэт и писатель. 1991 - депутат Верховного Совета Казахстана, 1992 - председа­тель республиканского комитета по проблемам Арала, Балхаша и экологии Казахстана, 1993 - Чрез­вычайный и Полномочный Посол Республики Казах­стан в Киргизии, 2004 -Депутат Мажилиса Казах­стана.

 

Арал, высыхание, высохший Арал, Аральское море

 

Западный берег Аральского моря, фото

Западный берег Арала

 
 

 

Наиболее массовыми среди вновь образовавшихся общественных движений стали историко-просветительское общество «Әділет», «Ақи- қат», «Қазақ тілі», гражданское движение «Азат», «Единство» и другие. Летом-осенью 1990 года в республике насчитывалось более 100 полити­ческих организаций.

Фактором, объединявшим в 1989-1990 годах Социал-демократичес­кую партию Казахстана, и республиканское движение «Азат», и органи­зацию «Желтоқсан», а также другие объединения, стала критика поли­тики КПСС. По вопросам государственного устройства СССР, опреде­лению статуса республики, языка, расхождения в их программах были заметными.

Документ эпохи

ИЗ ПРОГРАММЫ ПАРТИИ
«НАРОДНЫЙ КОНГРЕСС КАЗАХСТАНА»

Партия и общество

Политическая жизнь суверенного Казахстана характеризуется поис­ком стратегии обновления общества. В этом поиске участвуют полити­ческие партии и общественные движения различных ориентаций. Однако все они в своих программах провозглашают приверженность ценностям демократии и выражают стремление неуклонно следовать к правовому государству, гражданскому миру и рыночной экономике.

Мы должны ясно понимать, что осуществление программы во многом зависит от степени логической обоснованности и искренности принципов, заложенных в ее основу.

Сегодня возрождаются партии, построенные на конфликтных инте­ресах по классовому или национальному признакам и альтернативные об­щегражданские политические партии плюрализма.

Партии, базирующиеся на противопоставлении классовых интере­сов за десятилетия господства коммунистической идеологии не принесли обещанного счастья ни рабочему классу, ни крестьянству, ни всему обще­ству. И дело не в том, что возможности исполнителей не соответство­вали масштабам идеи. Гуманистические изначально принципы социализма проводились в жизнь порочными методами и без учета конкретных исто­рических условий. Это общество могло зародиться и окрепнуть в мате­ринском лоне капитализма с развитыми экономическими, политическими и культурными отношениями. В практике «реального социализма» взяли верх разрушительные процессы над созидательными.

Человечество на этом печальном опыте убедилось в антинародности классово-гегемонистических постулатов, в их изначальном противоречии с объективными законами развития общества.

Гуманное общество обязано обеспечивать своим членам равные права и возможности в использовании своих способностей на собственное и об­щественное благо. Оно должно заботиться о своих слабых и оказавшихся в сложной жизненной ситуации членах, обеспечивать им необходимый ми­нимум материальных и духовных благ. Но социалистическая доктрина всех членов общества превращает в слабых, наделяя их равенством в бедности и равной зависимостью от государства. Уравнительность парализует со­циально-политическую и экономическую активность граждан, порожда­ет иждивенческую психологию, ведет к стагнации и регрессу.

Классовая идея порождает конфронтацию в обществе, ведет к перма­нентной гражданской войне и далее - к глобальному противостоянию. Она проявляет Свою действенность лишь в борьбе за власть.

Противостояние двух общественно-политических систем милитаризи­ровало экономику и политику государств до глобально опасного масштаба и едва не привело человечество кядерной катастрофе, отняло гигантские средства, которые могли решить практически все социальные проблемы на Земле.

Печальный эксперимент воплощения социал-утопической идеи завер­шился. На политической карте мира диктаторские цвета сменяются демократическими. Мы будем всеми законными средствами выступать против попыток реанимировать «мумию социализма», принесшую нашему народу неисчислимые страдания и бедность.

Национал-патриотические партии явились результатом протеста против национальной политики унитарно-имперских структур власти. <...>

Трагические события в ряде республик бывшего СССР во многом свя­заны с абсолютизацией национал-возрожденческой идеи. Идея гегемониз­ма одной нации опасна для демократии. Манипулируя болевыми точками и возросшим национальным сознанием народа, воинствующие национал- патриотические силы сваливают на инородцев все беды своей нации. В ко­нечном итоге, они наносят огромный урон и демократии, и собственным национальным интересам.

Мы относимся с глубоким пониманием и поддерживаем законное стремление казахской нации к ее духовному возрождению, выступаем за воспитание уважения к истории и культуре Казахстана. Вместе с тем убеждены, что отрицательные тенденции и произвол в прошлом в языко­вой и культурной политике не должны исправляться теми же порочными методами, которыми они проводились. <...>

НКК считает себя партией либерального демократизма. Она не при­емлет идеи революционного радикализма, как правого, так и левого толка. Вместе с тем, партия стремится к сотрудничеству со всеми демократи­ческими силами с целью превратить Казахстан в государство с эффектив­ной экономикой, правовой и социальной защищенностью граждан. <...>

Основы экономической политики

Партия «Народный Конгресс Казахстана» в своей экономической по­литике привержена идеям создания правовых условий для развития совре­менной социально ориентированной рыночной экономики, основным звеном которой является товаропроизводство. Она выступает за многоукладную экономику и равноправие всех форм собственности, будет бороться, что­бы Казахстан стал зоной, благоприятной для предпринимательства.

Государство должно стимулировать всеми своими властными возмож­ностями начальное товаропроизводство, маневрируя в его пользу налого­выми ставками, наделяя товаропроизводителя приоритетным правом на приватизацию производственных площадей и средств производства, ока­зывая помощь в строительстве новых предприятий, приобретении сырья и т.д. Товаропроизводителям предоставляется свобода в принятии любых хозяйственных решений, не выходящих за рамки закона.

Государственное регулирование экономики должно осуществляться и через целевые программы приоритетных направлений развития промыш­ленности города и села, обеспечивающие финансирование перспективных наукоемких направлений и технологий.

Партия будет добиваться превращения Казахстана из однобокого пас­сивного товаропотребителя в полноценного, активного товаропроизводи­теля, работающего в соответствии с требованиями мирового стандарта, из бесправного поставщика сырья, материалов, полуфабрикатов, работ и услуг в полноценного продавца продукции с высокой степенью обработки, товаров и услуг по мировым ценам на интеграционных принципах.

Казахстан должен занять свое достойное место в международном разделении, специализации и кооперировании труда посредством:

  • выделения приоритетных отраслей производства, обеспечив их ре­жимом наибольшего благоприятствования, правовыми, экономическими, организационными условиями;
  • использования всех видов кредитов и инвестиций преимущественно на приобретение опережающих высокоэффективных технологий, для подъ­ема перерабатывающей промышленности и для развития исторически традиционных отраслей хозяйства республики;
  • реализации принципа сравнительной эффективности внешнеэкономи­ческой деятельности республики.

Равноправная интеграция в мировую экономику невозможна, когда кон­курентоспособным товаром является только сырье. Развитие рыночной экономики невозможно, когда отсутствует полноценное товаропроиз­водство, отвечающее требованиям международного и внутреннего рын­ка. Поэтому мы определяем переходный период к рынку (условно до 2000 года) и его главную фигуру - товаропроизводителя.

В этот период необходимо решить первую задачу - резко увеличить производство товаров первой необходимости - продуктов питания, одеж­ды, обуви, мебели, стройматериалов и др. Таким образом, на переходный период приоритетом становится создание системы предприятий перера­батывающей промышленности, как государственной, так и любой иной собственности. Приоритетность этого направления экономической поли­тики должна быть подкреплена законодательно.

В сфере индустрии приоритет отдается строительству и переосна­щению предприятий, производящих средства производства для аграрно­промышленного комплекса, легкой и пищевой промышленности, стройин­дустрии и материалов.

Экономика Казахстана ныне живет и вызывает к себе повышенный интерес, во многом благодаря усилиям добывающей промышленности, энерготопливного комплекса и металлургий. Республике приходится рас­плачиваться за зерно, сахар, предметы первой необходимости элитной медью, цинком, феррохромом, нефтью и углем. Если раньше мы плати­ли этим Союзному центру, то теперь появились выгодные покупатели, и это может привести к разбазариванию валютного сырья, которое необходимо отправлять на закупку преимущественно промышленного оборудования и технологий, чтобы в достаточно скором времени ис­пользовать все это сырье на своих предприятиях перерабатывающей промышленности и торговать с зарубежьем уже продукцией этих предприятий.

Необходимо проводить более жесткую, рациональную политику опери­рования нашими немногими статьями экспорта.

Наши ресурсы при правильном, экономном их расходовании в переход­ный период помогут создать высокоэффективную экономику, гарантиру­ющую обеспеченную жизнь гражданам Казахстана.

Существующие предприятия добывающей и металлургической про­мышленности в переходный период подлежат разгосударствлению и час­тичной приватизации. При этом трудовые коллективы наделяются пра­вом выбора форм приватизации.

Земельная реформа. НКК считает необходимым - незамедлительно приступить к поэтапной реализации земельной реформы.

В первую очередь ускоренному разгосударствлению подлежат малые и средние предприятия легкой и пищевой промышленности. И, соответс­твенно, поставляющие им сырье секторы аграрно-промышленного ком­плекса. Синхронно активизируются процессы приватизации в области сельскохозяйственного производства. Поощряется создание новой систе-

мы цивилизованной кооперации по производству, заготовкам и продаже сельхозпродукции.

Задача этого цикла требует комплексного подхода в решении соответ­ствующей законодательной базы, без которой существующая структу­ра исполнительной власти на местах и в центре не свернет с привычного пути государственно-принудительного управления сельским хозяйством. В частности, необходимо принятие закона о дифференцированном налоге с товаропроизводства агропромышленного комплекса, налога, поощряю­щего инициативу производителя. <...>

Экология. Тоталитарная система насильственно разрушила традици­онные, выработанные историческим опытом и эволюцией, приспособления к живым природным системам, экологически гибкие формы ведения аграр­ного хозяйства, бытовой уклад, производственные отношения, а развитие индустрии природопользования было ориентировано на экологически гряз­ную добывающую промышленность с тяжелым социальным грузом пред­приятий и полигонов военно-промышленного комплекса.

В результате национальная система природопользования переживает глубокий и социально взрывоопасный экологический кризис: происходит опустынивание, химическое загрязнение и деградация почв, лесов, расти­тельности и животного мира, сокращение биологического разнообразия, нарушается экологическое равновесие, углубляется деградация водных сис­тем, превышает предельно допустимые концентрации и является все бо­лее опасным для здоровья людей загрязнение воздушного бассейна городов, ухудшается качество воды и продуктов питания.

Считая ситуацию критической, партия выступает за экологизацию государственной политики, демилитаризацию ядерной энергетики и лик­видацию долголетних ядерных взрывов на Семипалатинском и других поли­гонах, полную социальную и медицинскую реабилитацию населения, пост­радавшего от всех видов экологических бедствий.

В числе приоритетных политико-правовых задач НКК считает необ­ходимым разработку экологического статуса Казахстана, учитывающего особенности его отношений с международными партнерами.

Национальная безопасность Республики Казахстан в центре Евразии имеет глобальное значение для выживания всей цивилизации. <...>

 

Документ эпохи

ИЗ ПРОГРАММЫ СОЮЗА
«НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО КАЗАХСТАНА»

Союз «Народное единство Казахстана» — общенародное движение, действующее в рамках Конституции и законов Республики Казахстан, объединяющее на добровольной основе граждан республики независимо от национальной принадлежности, вероисповедания.

СНЕК выступает за создание общества открытого типа, построе­ние в Казахстане правового демократического государства, формирова­ние социальной рыночной экономики, создание подлинной многопартийной системы, обеспечение социального партнерства и гражданского согласия, политической и межнациональной стабильности казахстанского патрио­тизма, взаимного уважения и терпимости, повышение политического веса Казахстана на мировой арене, его прогресс и процветание.

  1. Цели и основные направления деятельности

Политические задачи Союза построены с учетом исторического, на­ционального, геополитического факторов Казахстана. Реальные обще­ственные институты, такие как семья, кровнородственные отношения, религия, территориальные структуры, влияют на политические процессы. Особую роль играют в Казахстане низкая численность населения, редкая сеть городов, малая транспортная доступность. Миллионы людей, осо­бенно на селе, отрезаны от политики. Союз выступает за мобилизацию политической воли миллионов наших сограждан, подключение их в сферу активной политической деятельности на базе идей стабильности, ре­форм, гражданского согласия.

Союз выступает за создание большой политической коалиции в Казах­стане в переходный период. Эта коалиция предполагает преодоление кон­фронтации между правительством и оппозицией. Если в стабильных де­мократических обществах активная оппозиция есть условие политическо­го баланса, то в таком переходном обществе, как Казахстан, постоянная оппозиция правительству может сыграть и негативную роль. С другой стороны, оппозиция находится в стороне от структур государственной власти. Союз исходит из того, что политическая коалиция возможна меж­ду равными политическими группами. Стабильность требует более рав­номерного распределения власти между существующими госаппаратом и оппозиционными партиями и движениями, тесных связей между ними.

В качестве главного способа решения противоречий в политической сфере Союз выдвигает достижение консенсуса, общественного согласия. Союз, рассматривая себя как политическую организацию центристского

характера, отвергает крайности левого и правого толка. Мы против си­туации общественного противостояния различных сил, которое само вы­звано растущей поляризацией интересов. Мы не претендуем на то, чтобы заменить собой иные политические партии и организации. Партийный плюрализм в демократическом обществе необходим. Однако речь идет об ином: о механизме смягчения конфликтов и политических противоречий в современном Казахстане.

Мы рассматриваем гражданское согласие как единство взглядов раз­ных политических групп на конкретные политические проблемы. Очевидно, что это есть некоторая средняя центральная линия общественного мне­ния. Это набор вопросов, по которому существует согласие политических групп. Этот способ решения политических проблем предпочтительнее ре­шения лишь путем простого арифметического большинства, что может, в свою очередь, привести к региональным конфликтам. Нельзя пренебре­гать мнением политических меньшинств. Рано или поздно это приводит к открытому конфликту.

В сфере политического устройства общества СНЕК твердо выступа­ет за формирование правового государства в форме президентского прав­ления. <...>

В нынешнее, непростое, наполненное тревогами за будущее и заботами о решении самых насущных проблем время, как впрочем, и в ближайшей перспективе, вряд ли можно ожидать роста избирательской активности на выборах. Это сразу же ставит под очень большой вопрос возможность эффективного использования сейчас мажоритарной системы абсолютно­го большинства. Так или иначе, но выборы при ее применении всегда могут быть под угрозой срыва.

Использование же мажоритарной системы относительного большинс­тва, при которой выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа принявших участие в голосовании избирателей (хотя, очевидно, что определенный минимальный процент - на наш взгляд, примерно 35-40 - все-таки установить придется), и кандидат считается избранным, если за него проголосовало больше, чем за других кандидатов (причем и здесь какой-то минимальный порог, к примеру, в 25%, необходим) и гораздо бо­лее применимо для наших условий и гораздо эффективнее. Эта система одинаково хорошо применяется для выборов и независимых кандидатов, и тех, кто выдвинут политическими партиями и общественными объеди­нениями, и дает возможность проводить выборы без повторных голосо­ваний и второго тура выборов, влекущих за собой падение избирательной активности и немалые материально-финансовые затраты.

СНЕК рассматривает человека как высшую ценность, выступает за экономическую, духовную и политическую свободу личности. СНЕК видит

 

главной задачей казахстанского государства уважение, защиту и создание условий для реализации на практике прав человека и гражданина. СНЕК при­знает принципы, провозглашенные уставом ООН, определяющие основные права человека и закрепленные в Конституции Республики Казахстан:

  • признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливос­ти и всеобщего мира;
  • эти права вытекают из присущего человеческой личности достоин­ства;
  • признание того, что согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только тогда, когда будут такие условия, при которых каждый сможет пользоваться своими экономическими, социальными и культурными права­ми так же, как и своими гражданскими и политическими правами.

Права человека принадлежат всем и каждому вне зависимости от гражданской принадлежности и от уровня материального развития об­щества. Они неотъемлемы и священны. СНЕК утверждает, что наруше­ние прав человека всегда объясняется политическими, а не экономическими причинами. В отличие от гражданских прав, объем которых предопреде­ляется конкретными возможностями и развитием общества. <...>

  1. Экономическая платформа

В переходный период СНЕК видит основной задачей своей экономичес­кой платформы принятие действенных мер по выводу экономики Казах­стана из разрушительного экономического кризиса, проведение активной политики по защите от инфляции товаропроизводителей и всего населе­ния, остановке спада производства и его последующему подъему, социаль­ной защите бедных и неимущих сограждан.

СНЕК выступает за создание казахстанской модели экономического развития, вытекающей из особого геополитического положения Казах­стана, наличия богатейшей кладовой природных ресурсов, квалифициро­ванного и образованного кадрового потенциала. Казахстанская модель экономики должна стремиться вобрать в себя все самое ценное, чем рас­полагает опыт экономических реформ других стран, учитывать в первую очередь экономические интересы республики. СНЕК считает, что сы­рьевая направленность нашей экономики может и должна служить не во вред, а на благо республики, стать фундаментом перестройки производ­ства в сторону обрабатывающей промышленности.

СНЕК выступает за модернизацию казахстанской экономики, превра­щение ее в социально ориентированную смешанную экономику, в которой рыночная конкуренция и саморегулирование общественного производства

органично сочетаются с плановыми методами государственного вмеша­тельства в экономику.

СНЕК выступает за справедливую приватизацию государственной соб­ственности, исключающую отчуждение различных групп населения Казах­стана от основных средств производства по расовому, национальному, со­циально-классовому, имущественному, территориальному или какому-либо другому признаку. Приватизационный процесс должен обеспечить равный доступ к приватизируемому имуществу всех граждан республики. Гаран­том справедливой приватизации должны стать государство и гласность.

Союз рассматривает коррупцию как опасное для общества явление и деяние. Поэтому выступает за усиление борьбы с организованной пре­ступностью. С учетом соответствующих международных соглашений и рекомендаций по борьбе с коррупцией необходимо ввести незамедлитель­ные коррективы в существующие законодательные акты с целью созда­ния более эффективных условий организации работы по выявлению, пре­дупреждению и пресечению деятельности коррумпированных преступных групп. Союз выступает за то, чтобы в специальных законах предусмот­реть согласованные меры борьбы с этими явлениями. Необходимо также расширять права, укрепить кадровый состав правоохранительных орга­нов, способствовать повышению его профессионального уровня.

СНЕК считает, что необходимо последовательно и решительно прово­дить борьбу против коррупции в сфере приватизации, против пресловутой «приватизации». <...>

СНЕК поддерживает курс на всемерное поощрение частного предпри­нимательства, малого и среднего бизнеса. Для того чтобы провозглашен­ная правительством программа поддержки предпринимательства была реализована, необходимо пересмотреть практику льготного налогооб­ложения и кредитования частного предпринимательства. В этой сфере нужно создать выгодные для предпринимателей условия по стимулирова­нию роста производства, производительного накопления и вложения ка­питалов в перспективные и социально значимые отрасли производства. Мы исходим из приоритета производительного предпринимательства над коммерческим, спекулятивным бизнесом и будем способствовать его раз­витию всеми силами, которыми располагаем. <...>

Невозможность самостоятельного выхода в условиях посткоммунис­тической разрухи и развала межреспубликанских хозяйственных связей из жесточайшего экономического кризиса подтолкнула Казахстан к подпи­санию договора об экономическом союзе стран СНГ, остаться в рублевой зоне. Союз надеется, что договор послужит фундаментом для новых под­линно взаимовыгодных и равноправных экономических отношений и высту­пает за дальнейшую материализацию независимости страны в интересах всех казахстанцев. <...>

Документ эпохи

ПРОГРАММА ПАРТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СВОБОДЫ
«АЛАШ»

  1. Общие положения:
  1. Партия национальной свободы «Алаш» является международной партией парламентского типа, действующей в соответствии с Между­народными правовыми соглашениями. Конституциями Казахстана, Узбе­кистана, России и других государств, где проживает тюркское и мусуль­манское население.
  2. Партия «Алаш» имеет специфические особенности в идейно-поли­тическом и социально-экономическом моделировании будущего общества и, в соответствии с этим, отличается от других партий своим органи­зационным строением и методами политической борьбы, что отражено в Программе и Уставе партии.
  1. Программные цели:
  1. Достижение Казахстаном реального статуса независимого нацио­нального государства.
  2. Интеграция и пропаганда идей тюркского единства и мусульманской солидарности в противовес европоцентристским концепциям в теории и практике общественно-государственной жизни.
  3. Национальное возрождение Казахстана как исторического ядра бу­дущего единого тюркско-исламского государства — Великого Туркестана.
  4. Улучшение жизненного уровня казахского народа и всех остальных народов, проживающих в тюркско-исламских регионах.
  5. Недопущение неоколониальной экспансии, как со стороны бывшей метрополии - России, так и со стороны других мировых держав.
  1. Государственное устройство:
  1. Демократическая республика со всеми атрибутами всенародно изби­раемой власти (парламент, разделение исполнительной, законодательной и судебной властей, многопартийность и т.д.).
  1. Внутренняя политика:

1. Основными принципами внутренней политики партия считает до­стижение экономической стабильности, межнациональное согласие и со­здание условий для мирной политической борьбы, в условиях многопартий­ной демократии.

  1. Внешняя политика:

I. В отношениях с государствами-членами СНГ — партия выступает за осуществление идеалов тюркского единства и мусульманской солидар­ности, с перспективой создания государства Великий Туркестан — Страны Тюрков.

  1. В отношениях с остальным тюрско-исламским миром партия счита­ет необходимым тесное политическое и экономическое сотрудничество.
  2. В отношениях с другими мировыми государствами партия выступа­ет за соблюдение принципов равноправного партнерства и невмешательс­тва во внутренние дела друг друга.
  1. Экономика:
  1. Многоукладность экономики (государственный, кооперативный, частный секторы).
  2. Развитие частного предпринимательства и инициативы.
  3. Гарантии социальной защищенности малоимущих.
  4. Полное экономическое самообеспечение и независимость от импор­тных поставок.
  5. Экологическая безопасность.
  1. Религия:
  1. Преодоление разобщенности между религией и государством.
  2. Реформирование ислама в соответствии с истинным духом Корана, требованиями современности и национальными особенностями тюркских народов.
  3. Свобода вероисповедания.
  1. Права человека:
  1. Юридическое обеспечение и реальное соблюдение всех прав человека (на труд, частную собственность, личную безопасность, свободу совести, вероисповедания, слова, собраний и манифестаций, гражданства и т.д.) независимо от национальных, религиозных, социальных различий.
  1. Права коренной нации:
  1. Казахская (тюркская) нация, при уважении прав представителей всех других наций, имеет приоритетное право на соблюдение ее национальных традиций, развитие языка и культуры, заботу о рациональном и бережли­вом использовании ее природных богатств.
  1. Права национальной религии:
  1. Ислам - национальная религия казахов (тюрков), и в этом качестве имеет приоритетное право на свое развитие.
  1. Права национальных и религиозных меньшинств:
  1. Декларированные выше приоритетные права казахской (тюркской) нации и ислама не являются отрицанием прав национальных и религиозных меньшинств, прав всех других наций и конфессий. Все они имеют безуслов­ное право сохранять и развивать свою культуру, государство гарантирует им личную безопасность и материальную помощь.
  1. Межнациональные отношения:
  1. Партия признает всех жителей Казахстана гражданами Респуб­лики Казахстан, со всеми вытекающими отсюда правами и обязаннос­тями.
  2. Партия выступает за государственное регулирование процессов миграции и осуществление государственной политики репатриации (пре­доставление желающим выехать из Казахстана полной материальной компенсации, создание условий для переезда в Казахстан лицам коренной национальности, проживающим за пределами республики и т.д.).
  3. Партия выступает за политические, ненасильственные методы раз­решения межнациональных противоречий.
  1. Межрелигиозные отношения:
  1. Партия выступает за свободу вероисповедания и право представи­телей всех религий отправлять свои служебные культы.
  1. Межгосударственные границы:
  1. Партия признает незыблемость сложившихся на сегодняшний день межгосударственных (межреспубликанских) границ.

Документ эпохи

ИЗ ПРОГРАММЫ НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
ПАРТИИ «ЖЕЛТОҚСАН»

Вступление

За последние два-три года перестройка в Советском Союзе, направлен­ная на демократизацию общества, позволила национальным республикам, отдельным регионам открыто говорить о накопившихся за долгие годы на их территориях проблемах. Около трех веков назад, попав под гнет России и абсолютно потеряв независимость, казахский народ перенес немало тя­гот. Сталинский геноцид советского периода по жестокости превосходил даже царские указы, а освоение Целины и другие кампании на казахской земле явились продолжением той же изощренной новыми приемами поли­тики, направленной на уничтожение казахского народа.

Вследствие миграции в Казахстан, на своей исконной земле резко уменьшился удельный вес представителей коренной национальности, а это в свою очередь привело к искривлениям в развитии языка и культуры казахского народа.

Если следовать опыту всемирной истории, то мы придем к выводу о том, что национальная свобода не приходит извне — ее добивается каж­дый народ сам, в борьбе. Естественно, чтобы достичь этой цели, нужна мощная поддержка всемирных прогрессивных сил.

Проблемы, имеющиеся на сегодня в Казахстане, такие как экономичес­кая нестабильность, экологические катастрофы, политика «русифика­ции», межнациональные и др., мы считаем разрешимыми только в усло­виях самостоятельности Казахстана. Известно и то, что в справедливом разрешении этих проблем кровно заинтересованы представители и других национальностей, проживающих в Казахстане.

Учитывая всю политическую обстановку в Казахстане, мы счита­ем, что возрождение нашего отечества из крайне тяжелого положения, а котором оно находится, осуществимо в основном за счет граждан ка­захской национальности и поддержки других братских народов.

Задачи:

  1. Конечная цель национал-демократической партии «Желтоқсан» - отделение от СССР, создание независимого, многопартийного, правового государства.
  2. Партия будет вести борьбу мирными демократическими, парла­ментскими методами, принятыми во всех цивилизованных государствах. «Желтоқсан» за многопартийность, борьбу идей; не только поддержива­ет все политические партии и движения демократического характера за национальную независимость, но и действует совместно с ними.
  3. Национал-демократическая партия, как написано в священном Кора­не, против насилия и угнетения, применения силы, кровопролития какой- либо нации.
  4. Верховным законодательным органом независимой республики явля­ется парламент. Между заседаниями парламента в Республике - действу­ет президентская власть. Президент ответствен перед парламентом.
  5. Высшим исполнительным органом является правительство Респуб­лики. Его избирает парламент, утверждает президент.
  6. Власть на местах будет осуществляться на основе новой Консти­туции Республики, поддержанной народом и принятой парламентом.
  7. Земля и богатства ее недр являются собственностью Республики. Партия будет давать необходимый отпор всем тем, от кого будут исхо­дить территориальные притязания к исторически сложившейся государ­ственности Республики в рамках ее границ.
  8. Граждане Казахстана, несмотря на различия по языку, вере, полу, возрасту или политическим взглядам, в соответствии со Всеобщей декла­рацией о правах человека, равны перед единым Создателем и парламент­скими законами.
  9. Религия должна отделиться от государства не на словах, а на деле (мечети, церкви и др.). Казахи и другие представители мусульман регист­рацию брака, развод, выдачу свидетельства о рождении, похороны и другие религиозные обряды по желанию людей должны производить в мечети.
  10. Казахский язык является государственным языком и языком меж­национального общения. Будут пользоваться уважением и заботой языки и культуры всех национальностей, проживающих в Казахстане.
  11. Национал-демократическая партия «Желтоқсан» поддерживает создание национальных воинских формирований в каждой республике и дис­лоцирование войсковых частей на национальных территориях.
  12. Будет вестись борьба, чтобы не допустить новых экологических катастроф. А с министерств, виновных в нарушении экологии, будут вы­требованы средства для возмещения убытков, понесенных народом.

Активизация деятельности политических и общественных объедине­ний привела в июне 1991 года к принятию Закона «Об общественных объединениях», юридически закрепившего многопартийность в Казах­стане и провозгласившего такие важнейшие и неотъемлемые права че­ловека и гражданина, как право на объединение, право на свободу.

Переломным в функционировании КПСС, в развертывании про­цессов десталинизации стал 1988 год. Состоявшаяся в этом году XIX Всесоюзная партийная конференция легализовала то, о чем, как о наиболее необходимом и актуальном, говорили в низовых партячей­ках. В резолюции «О борьбе с бюрократизмом» конференция потребова­ла, чтобы «подбор и расстановка кадров велись открыто, на конкурсной, состязательной основе». В русле решений состоявшейся конференции партийные организации при подборе и выдвижении кадров чаще стали практиковать более демократические процедуры. Например, в 1989 году из вновь избранных секретарей горкомов и райкомов партии на конкур­сной основе был избран каждый третий, в 1990 году более половины. Подобный подход инициировал приток более свежих сил в руководя­щие структуры. В Казахстане этот процесс до 1989 года был не столь заметным. Попытки отдельных делегатов на XVI съезде Компартии Ка­захстана более критически оценить деятельность республиканской пар­тийной организации и ее руководства не увенчались успехом. Тем не менее, именно с 1985 по 1990 годы в составе партийной организации Казахстана произошли те изменения, которые сыграли впоследствии позитивную роль в становлении многопартийности.

Так, например, в эти годы произошло не только омоложение кадров руководящего звена, но и усилился приток в партийные органы предста­вителей науки, культуры, творческих профессий. На этом этапе реформа­торские силы внутри Коммунистической партии сами были объективно заинтересованы в привлечении в свои ряды людей более компетентных, неординарно мыслящих, обладавших всесторонними политологически­ми знаниями. Это был краткий период мезальянса между реформатор­ски настроенными силами КПСС и не менее новаторски увлеченными представителями интеллигенции. В результате, к 1989 году более чем наполовину обновился состав руководящих работников Компартии Ка­захстана.

- Несмотря на то, что в конце 1989 года количество вышедших из ком­партии превысило количество вступивших, в 1990 году по-прежнему са­мой массовой по численности оставалась Компартия. В рядах казахстан­ской парторганизации к концу 1990 года насчитывалось около 800 тыс. коммунистов. Практически все ключевые должности в государственном аппарате занимали ее представители. Среди депутатов Советов всех уровней коммунисты составляли 52,7%.

После августовских событий 1991 года Компартия Казахстана вышла из состава КПСС. Это стало основным из событий, благодаря которому Казахстан отделялся от ССР

 События и факты

7 СЕНТЯБРЯ 1991 г.

XVIП-й внеочередной съезд Коммунистической партии Казахстана I принял решение о самороспуске. Преемницей КПК стала вновь созданная социалистическая партия.

На Внеочередном и чрезвычайном съезде Компартии Казахстана, состоявшемся 7 сентября 1991 года, было принято решение о роспуске Компартии Казахстана и создании новой партии. Вновь созданная партия получила название «Социалистическая партия Казахстана» (СПК). В пер­вой половине 1990-х годов СПК была крупной и авторитетной партией, в ее рядах насчитывалось 47 тысяч человек различных национальностей. Она имела свои печатные органы - газеты «Республика» и «Сухбат».

Часть членов Компартии вошла в состав партии «Народный Конгресс Казахстана». Инициаторами создания этой партии выступили осенью

1991 года известные и популярные в стране и за рубежом поэты и об­щественные деятели Олжас Сулейменов и Мухтар Шаханов. Основная задача партии заключалась в том, чтобы используя парламентские мето­ды, добиваться дальнейшего социально-экономического развития стра­ны. Партия провозгласила, что поддерживает новый курс президента и придерживается принципов интернационализма.

Консервативно настроенное крыло коммунистов сохранило свою приверженность идеям КПСС.

Важным фактором политической активности населения стали выбо­ры народных депутатов. В начале 1990 года велась предвыборная борь­ба за депутатские мандаты в Верховном Совете Казахской ССР 12-го созыва. В избирательный процесс включились политизированные груп­пы, неформальные объединения. В предвыборной борьбе за 360 депу­татских мандатов участвовало более 2000 кандидатов.

События и факты

25 МАРТА 1990 г.

Состоялись первые демократические выборы депутатов Верховного Совета Казахской ССР.

25 марта 1990 года состоялись демократические выборы депутатов Верховного Совета Казахской ССР. Депутатами Верховного Совета рес­публики стали ученые, юристы, ректоры вузов, религиозные деятели. По политическим взглядоам из 340 депутатов только 51 — были предста­вителями Компартии.

Председателем Верховного Совета был избран Ерик Магзумович Асанбаев.

АСАНБАЕВ Ерик Магзумович (1936-2004) - государственный деятель Казахстана, вице-президент Республики Казахстан (1991-1993).

АБДИЛЬДИН Серикболсын Абдильдаевич (25 ноября 1937 г.р.) — казахстанский политик, первый секретарь Коммунистической партии Казахстана (1991—2010). В 1999 году выдвигал свою кандидатуру на выборах президента Казахстана, на которой занял второе место с 11,7% голосов.

 

Заместителями председателя - постоянный представитель Казах­стана в Москве Серикболсын Абдильдаевич Абдильдин и доцент Алма-Атинской ВПШ Зинаида Федотова. Под руководством Е.А. Асанбаева Парламент работал до 11 декабря 1991 года, затем этот пост перешел С.А. Абдильдину.

Работа советского Парламента, который принимал решения в соци­ально-экономической сфере постепенно начала приходить в противо­речие с проводимыми реформами в стране. Этим Парламент замедлял темпы модернизации, консервировал устаревшую структуру экономи­ки. По мере развития событий противоречие между курсом исполни­тельной власти советским Парламентом усиливалось.


Дата: 2015-03-11 Просмотров: 4685 Загрузок: 1 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: