Навигация по всем темам новейшей истории находится тут.
Особенностью 1990 года была ускоренная политизация общества: в результате отмены 6-й статьи Конституции СССР в Казахстане открылась дорога многопартийности.
Демонстрация в Алматы, 1990 год |
Демократические процессы в республике привели к сентябрю 1988 года образованию 300 неформальных групп.
Одним из первых и крупных движений стало движение «Невада - Семипалатинск», созданное по инициативе известного поэта О.Сулейменова весной 1989 года. О подобных событиях, сыгравших важную роль в становлении общества Казахстана, читайте в датах и событиях.
Целью движения являлось закрытие Семипалатинского и других испытательных полигонов.
Посетив в августе 1991 года Семипалатинский ядерный полигон, Н.А. Назарбаев объявил о созыве специальной сессии Парламента, на которой развернулись бурные дебаты о закрытии испытательного полигона полвека травившего землю Казахстана. В завершение сессии Президент Казахстана 29 августа объявил своим Указом о закрытии полигона.
СУЛЕЙМЕНОВ Олжас Омарович (18 мая 1936 г.р.) - поэт, писатель-литературовед, общественно-политический деятель Казахстана, дипломат. 1989 - Народный депутат Верховного Совета СССР. В 1989 году стал инициатором и лидером народного движения «Невада — Семипалатинск», целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного полигона и других ядерных полигонов мира. 1991-1995 - лидер партии «Народный конгресс Казахстана», в которую преобразовалось антиядерное движение. 1995-2002 годы — полномочный посол Казахстана в Италии и по совместительству в Греции и Мальте. С 2002 года постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж).
Международный конгресс против ядерного оружия. Алма-Ата, май 1990 года |
Документ эпохи
На территории Казахской ССР в Семипалатинской области с 1949 года осуществлялись испытания ядерного оружия. За это время здесь было произведено около 500 ядерных взрывов, которые нанесли урон здоровью и жизни тысяч людей.
Учитывая, что Казахская ССР выполнила свой долг по созданию ядерного потенциала, обеспечившего стратегический военный паритет между СССР и США, и, принимая во внимание требования общественности республики, постановляю:
районов Семипалатинской, Карагандинской и Павлодарской областей, прилегающих к испытательному полигону, с привлечением на Ж4ГЛЫГ“ указанные цели средств соответствующих союзных источников. Настоящий Указ вступает в силу с момента его принятия. Указ Президента Казахской ССР «О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона».
29 августа 1991 г.
Во многих городах Казахстана были созданы экологические движения. По инициативе М.Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован Комитет по проблемам Балхаша и Арала.
В 1987 году в Алма-Ате образовалось социально-экологическое объединение «Инициатива». В дальнейшем на его базе были созданы новые объединения: «Зеленое спасение» и «Зеленый фронт». Союзные организации на территории Казахстана были представлены отделениями историко-просветительного общества «Мемориал», Хельсинкского союза, союза «Чернобыль» и других. По поводу других дат смотрите даты в истории Казахстана.
На фото -
Западный берег Арала |
Наиболее массовыми среди вновь образовавшихся общественных движений стали историко-просветительское общество «Әділет», «Ақи- қат», «Қазақ тілі», гражданское движение «Азат», «Единство» и другие. Летом-осенью 1990 года в республике насчитывалось более 100 политических организаций.
Фактором, объединявшим в 1989-1990 годах Социал-демократическую партию Казахстана, и республиканское движение «Азат», и организацию «Желтоқсан», а также другие объединения, стала критика политики КПСС. По вопросам государственного устройства СССР, определению статуса республики, языка, расхождения в их программах были заметными.
Документ эпохи
Партия и общество
Политическая жизнь суверенного Казахстана характеризуется поиском стратегии обновления общества. В этом поиске участвуют политические партии и общественные движения различных ориентаций. Однако все они в своих программах провозглашают приверженность ценностям демократии и выражают стремление неуклонно следовать к правовому государству, гражданскому миру и рыночной экономике.
Мы должны ясно понимать, что осуществление программы во многом зависит от степени логической обоснованности и искренности принципов, заложенных в ее основу.
Сегодня возрождаются партии, построенные на конфликтных интересах по классовому или национальному признакам и альтернативные общегражданские политические партии плюрализма.
Партии, базирующиеся на противопоставлении классовых интересов за десятилетия господства коммунистической идеологии не принесли обещанного счастья ни рабочему классу, ни крестьянству, ни всему обществу. И дело не в том, что возможности исполнителей не соответствовали масштабам идеи. Гуманистические изначально принципы социализма проводились в жизнь порочными методами и без учета конкретных исторических условий. Это общество могло зародиться и окрепнуть в материнском лоне капитализма с развитыми экономическими, политическими и культурными отношениями. В практике «реального социализма» взяли верх разрушительные процессы над созидательными.
Человечество на этом печальном опыте убедилось в антинародности классово-гегемонистических постулатов, в их изначальном противоречии с объективными законами развития общества.
Гуманное общество обязано обеспечивать своим членам равные права и возможности в использовании своих способностей на собственное и общественное благо. Оно должно заботиться о своих слабых и оказавшихся в сложной жизненной ситуации членах, обеспечивать им необходимый минимум материальных и духовных благ. Но социалистическая доктрина всех членов общества превращает в слабых, наделяя их равенством в бедности и равной зависимостью от государства. Уравнительность парализует социально-политическую и экономическую активность граждан, порождает иждивенческую психологию, ведет к стагнации и регрессу.
Классовая идея порождает конфронтацию в обществе, ведет к перманентной гражданской войне и далее - к глобальному противостоянию. Она проявляет Свою действенность лишь в борьбе за власть.
Противостояние двух общественно-политических систем милитаризировало экономику и политику государств до глобально опасного масштаба и едва не привело человечество кядерной катастрофе, отняло гигантские средства, которые могли решить практически все социальные проблемы на Земле.
Печальный эксперимент воплощения социал-утопической идеи завершился. На политической карте мира диктаторские цвета сменяются демократическими. Мы будем всеми законными средствами выступать против попыток реанимировать «мумию социализма», принесшую нашему народу неисчислимые страдания и бедность.
Национал-патриотические партии явились результатом протеста против национальной политики унитарно-имперских структур власти. <...>
Трагические события в ряде республик бывшего СССР во многом связаны с абсолютизацией национал-возрожденческой идеи. Идея гегемонизма одной нации опасна для демократии. Манипулируя болевыми точками и возросшим национальным сознанием народа, воинствующие национал- патриотические силы сваливают на инородцев все беды своей нации. В конечном итоге, они наносят огромный урон и демократии, и собственным национальным интересам.
Мы относимся с глубоким пониманием и поддерживаем законное стремление казахской нации к ее духовному возрождению, выступаем за воспитание уважения к истории и культуре Казахстана. Вместе с тем убеждены, что отрицательные тенденции и произвол в прошлом в языковой и культурной политике не должны исправляться теми же порочными методами, которыми они проводились. <...>
НКК считает себя партией либерального демократизма. Она не приемлет идеи революционного радикализма, как правого, так и левого толка. Вместе с тем, партия стремится к сотрудничеству со всеми демократическими силами с целью превратить Казахстан в государство с эффективной экономикой, правовой и социальной защищенностью граждан. <...>
Основы экономической политики
Партия «Народный Конгресс Казахстана» в своей экономической политике привержена идеям создания правовых условий для развития современной социально ориентированной рыночной экономики, основным звеном которой является товаропроизводство. Она выступает за многоукладную экономику и равноправие всех форм собственности, будет бороться, чтобы Казахстан стал зоной, благоприятной для предпринимательства.
Государство должно стимулировать всеми своими властными возможностями начальное товаропроизводство, маневрируя в его пользу налоговыми ставками, наделяя товаропроизводителя приоритетным правом на приватизацию производственных площадей и средств производства, оказывая помощь в строительстве новых предприятий, приобретении сырья и т.д. Товаропроизводителям предоставляется свобода в принятии любых хозяйственных решений, не выходящих за рамки закона.
Государственное регулирование экономики должно осуществляться и через целевые программы приоритетных направлений развития промышленности города и села, обеспечивающие финансирование перспективных наукоемких направлений и технологий.
Партия будет добиваться превращения Казахстана из однобокого пассивного товаропотребителя в полноценного, активного товаропроизводителя, работающего в соответствии с требованиями мирового стандарта, из бесправного поставщика сырья, материалов, полуфабрикатов, работ и услуг в полноценного продавца продукции с высокой степенью обработки, товаров и услуг по мировым ценам на интеграционных принципах.
Казахстан должен занять свое достойное место в международном разделении, специализации и кооперировании труда посредством:
Равноправная интеграция в мировую экономику невозможна, когда конкурентоспособным товаром является только сырье. Развитие рыночной экономики невозможно, когда отсутствует полноценное товаропроизводство, отвечающее требованиям международного и внутреннего рынка. Поэтому мы определяем переходный период к рынку (условно до 2000 года) и его главную фигуру - товаропроизводителя.
В этот период необходимо решить первую задачу - резко увеличить производство товаров первой необходимости - продуктов питания, одежды, обуви, мебели, стройматериалов и др. Таким образом, на переходный период приоритетом становится создание системы предприятий перерабатывающей промышленности, как государственной, так и любой иной собственности. Приоритетность этого направления экономической политики должна быть подкреплена законодательно.
В сфере индустрии приоритет отдается строительству и переоснащению предприятий, производящих средства производства для аграрнопромышленного комплекса, легкой и пищевой промышленности, стройиндустрии и материалов.
Экономика Казахстана ныне живет и вызывает к себе повышенный интерес, во многом благодаря усилиям добывающей промышленности, энерготопливного комплекса и металлургий. Республике приходится расплачиваться за зерно, сахар, предметы первой необходимости элитной медью, цинком, феррохромом, нефтью и углем. Если раньше мы платили этим Союзному центру, то теперь появились выгодные покупатели, и это может привести к разбазариванию валютного сырья, которое необходимо отправлять на закупку преимущественно промышленного оборудования и технологий, чтобы в достаточно скором времени использовать все это сырье на своих предприятиях перерабатывающей промышленности и торговать с зарубежьем уже продукцией этих предприятий.
Необходимо проводить более жесткую, рациональную политику оперирования нашими немногими статьями экспорта.
Наши ресурсы при правильном, экономном их расходовании в переходный период помогут создать высокоэффективную экономику, гарантирующую обеспеченную жизнь гражданам Казахстана.
Существующие предприятия добывающей и металлургической промышленности в переходный период подлежат разгосударствлению и частичной приватизации. При этом трудовые коллективы наделяются правом выбора форм приватизации.
Земельная реформа. НКК считает необходимым - незамедлительно приступить к поэтапной реализации земельной реформы.
В первую очередь ускоренному разгосударствлению подлежат малые и средние предприятия легкой и пищевой промышленности. И, соответственно, поставляющие им сырье секторы аграрно-промышленного комплекса. Синхронно активизируются процессы приватизации в области сельскохозяйственного производства. Поощряется создание новой систе-
мы цивилизованной кооперации по производству, заготовкам и продаже сельхозпродукции.
Задача этого цикла требует комплексного подхода в решении соответствующей законодательной базы, без которой существующая структура исполнительной власти на местах и в центре не свернет с привычного пути государственно-принудительного управления сельским хозяйством. В частности, необходимо принятие закона о дифференцированном налоге с товаропроизводства агропромышленного комплекса, налога, поощряющего инициативу производителя. <...>
Экология. Тоталитарная система насильственно разрушила традиционные, выработанные историческим опытом и эволюцией, приспособления к живым природным системам, экологически гибкие формы ведения аграрного хозяйства, бытовой уклад, производственные отношения, а развитие индустрии природопользования было ориентировано на экологически грязную добывающую промышленность с тяжелым социальным грузом предприятий и полигонов военно-промышленного комплекса.
В результате национальная система природопользования переживает глубокий и социально взрывоопасный экологический кризис: происходит опустынивание, химическое загрязнение и деградация почв, лесов, растительности и животного мира, сокращение биологического разнообразия, нарушается экологическое равновесие, углубляется деградация водных систем, превышает предельно допустимые концентрации и является все более опасным для здоровья людей загрязнение воздушного бассейна городов, ухудшается качество воды и продуктов питания.
Считая ситуацию критической, партия выступает за экологизацию государственной политики, демилитаризацию ядерной энергетики и ликвидацию долголетних ядерных взрывов на Семипалатинском и других полигонах, полную социальную и медицинскую реабилитацию населения, пострадавшего от всех видов экологических бедствий.
В числе приоритетных политико-правовых задач НКК считает необходимым разработку экологического статуса Казахстана, учитывающего особенности его отношений с международными партнерами.
Национальная безопасность Республики Казахстан в центре Евразии имеет глобальное значение для выживания всей цивилизации. <...>
Документ эпохи
Союз «Народное единство Казахстана» — общенародное движение, действующее в рамках Конституции и законов Республики Казахстан, объединяющее на добровольной основе граждан республики независимо от национальной принадлежности, вероисповедания.
СНЕК выступает за создание общества открытого типа, построение в Казахстане правового демократического государства, формирование социальной рыночной экономики, создание подлинной многопартийной системы, обеспечение социального партнерства и гражданского согласия, политической и межнациональной стабильности казахстанского патриотизма, взаимного уважения и терпимости, повышение политического веса Казахстана на мировой арене, его прогресс и процветание.
Политические задачи Союза построены с учетом исторического, национального, геополитического факторов Казахстана. Реальные общественные институты, такие как семья, кровнородственные отношения, религия, территориальные структуры, влияют на политические процессы. Особую роль играют в Казахстане низкая численность населения, редкая сеть городов, малая транспортная доступность. Миллионы людей, особенно на селе, отрезаны от политики. Союз выступает за мобилизацию политической воли миллионов наших сограждан, подключение их в сферу активной политической деятельности на базе идей стабильности, реформ, гражданского согласия.
Союз выступает за создание большой политической коалиции в Казахстане в переходный период. Эта коалиция предполагает преодоление конфронтации между правительством и оппозицией. Если в стабильных демократических обществах активная оппозиция есть условие политического баланса, то в таком переходном обществе, как Казахстан, постоянная оппозиция правительству может сыграть и негативную роль. С другой стороны, оппозиция находится в стороне от структур государственной власти. Союз исходит из того, что политическая коалиция возможна между равными политическими группами. Стабильность требует более равномерного распределения власти между существующими госаппаратом и оппозиционными партиями и движениями, тесных связей между ними.
В качестве главного способа решения противоречий в политической сфере Союз выдвигает достижение консенсуса, общественного согласия. Союз, рассматривая себя как политическую организацию центристского
характера, отвергает крайности левого и правого толка. Мы против ситуации общественного противостояния различных сил, которое само вызвано растущей поляризацией интересов. Мы не претендуем на то, чтобы заменить собой иные политические партии и организации. Партийный плюрализм в демократическом обществе необходим. Однако речь идет об ином: о механизме смягчения конфликтов и политических противоречий в современном Казахстане.
Мы рассматриваем гражданское согласие как единство взглядов разных политических групп на конкретные политические проблемы. Очевидно, что это есть некоторая средняя центральная линия общественного мнения. Это набор вопросов, по которому существует согласие политических групп. Этот способ решения политических проблем предпочтительнее решения лишь путем простого арифметического большинства, что может, в свою очередь, привести к региональным конфликтам. Нельзя пренебрегать мнением политических меньшинств. Рано или поздно это приводит к открытому конфликту.
В сфере политического устройства общества СНЕК твердо выступает за формирование правового государства в форме президентского правления. <...>
В нынешнее, непростое, наполненное тревогами за будущее и заботами о решении самых насущных проблем время, как впрочем, и в ближайшей перспективе, вряд ли можно ожидать роста избирательской активности на выборах. Это сразу же ставит под очень большой вопрос возможность эффективного использования сейчас мажоритарной системы абсолютного большинства. Так или иначе, но выборы при ее применении всегда могут быть под угрозой срыва.
Использование же мажоритарной системы относительного большинства, при которой выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа принявших участие в голосовании избирателей (хотя, очевидно, что определенный минимальный процент - на наш взгляд, примерно 35-40 - все-таки установить придется), и кандидат считается избранным, если за него проголосовало больше, чем за других кандидатов (причем и здесь какой-то минимальный порог, к примеру, в 25%, необходим) и гораздо более применимо для наших условий и гораздо эффективнее. Эта система одинаково хорошо применяется для выборов и независимых кандидатов, и тех, кто выдвинут политическими партиями и общественными объединениями, и дает возможность проводить выборы без повторных голосований и второго тура выборов, влекущих за собой падение избирательной активности и немалые материально-финансовые затраты.
СНЕК рассматривает человека как высшую ценность, выступает за экономическую, духовную и политическую свободу личности. СНЕК видит
главной задачей казахстанского государства уважение, защиту и создание условий для реализации на практике прав человека и гражданина. СНЕК признает принципы, провозглашенные уставом ООН, определяющие основные права человека и закрепленные в Конституции Республики Казахстан:
Права человека принадлежат всем и каждому вне зависимости от гражданской принадлежности и от уровня материального развития общества. Они неотъемлемы и священны. СНЕК утверждает, что нарушение прав человека всегда объясняется политическими, а не экономическими причинами. В отличие от гражданских прав, объем которых предопределяется конкретными возможностями и развитием общества. <...>
В переходный период СНЕК видит основной задачей своей экономической платформы принятие действенных мер по выводу экономики Казахстана из разрушительного экономического кризиса, проведение активной политики по защите от инфляции товаропроизводителей и всего населения, остановке спада производства и его последующему подъему, социальной защите бедных и неимущих сограждан.
СНЕК выступает за создание казахстанской модели экономического развития, вытекающей из особого геополитического положения Казахстана, наличия богатейшей кладовой природных ресурсов, квалифицированного и образованного кадрового потенциала. Казахстанская модель экономики должна стремиться вобрать в себя все самое ценное, чем располагает опыт экономических реформ других стран, учитывать в первую очередь экономические интересы республики. СНЕК считает, что сырьевая направленность нашей экономики может и должна служить не во вред, а на благо республики, стать фундаментом перестройки производства в сторону обрабатывающей промышленности.
СНЕК выступает за модернизацию казахстанской экономики, превращение ее в социально ориентированную смешанную экономику, в которой рыночная конкуренция и саморегулирование общественного производства
органично сочетаются с плановыми методами государственного вмешательства в экономику.
СНЕК выступает за справедливую приватизацию государственной собственности, исключающую отчуждение различных групп населения Казахстана от основных средств производства по расовому, национальному, социально-классовому, имущественному, территориальному или какому-либо другому признаку. Приватизационный процесс должен обеспечить равный доступ к приватизируемому имуществу всех граждан республики. Гарантом справедливой приватизации должны стать государство и гласность.
Союз рассматривает коррупцию как опасное для общества явление и деяние. Поэтому выступает за усиление борьбы с организованной преступностью. С учетом соответствующих международных соглашений и рекомендаций по борьбе с коррупцией необходимо ввести незамедлительные коррективы в существующие законодательные акты с целью создания более эффективных условий организации работы по выявлению, предупреждению и пресечению деятельности коррумпированных преступных групп. Союз выступает за то, чтобы в специальных законах предусмотреть согласованные меры борьбы с этими явлениями. Необходимо также расширять права, укрепить кадровый состав правоохранительных органов, способствовать повышению его профессионального уровня.
СНЕК считает, что необходимо последовательно и решительно проводить борьбу против коррупции в сфере приватизации, против пресловутой «приватизации». <...>
СНЕК поддерживает курс на всемерное поощрение частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Для того чтобы провозглашенная правительством программа поддержки предпринимательства была реализована, необходимо пересмотреть практику льготного налогообложения и кредитования частного предпринимательства. В этой сфере нужно создать выгодные для предпринимателей условия по стимулированию роста производства, производительного накопления и вложения капиталов в перспективные и социально значимые отрасли производства. Мы исходим из приоритета производительного предпринимательства над коммерческим, спекулятивным бизнесом и будем способствовать его развитию всеми силами, которыми располагаем. <...>
Невозможность самостоятельного выхода в условиях посткоммунистической разрухи и развала межреспубликанских хозяйственных связей из жесточайшего экономического кризиса подтолкнула Казахстан к подписанию договора об экономическом союзе стран СНГ, остаться в рублевой зоне. Союз надеется, что договор послужит фундаментом для новых подлинно взаимовыгодных и равноправных экономических отношений и выступает за дальнейшую материализацию независимости страны в интересах всех казахстанцев. <...>
Документ эпохи
1. Основными принципами внутренней политики партия считает достижение экономической стабильности, межнациональное согласие и создание условий для мирной политической борьбы, в условиях многопартийной демократии.
I. В отношениях с государствами-членами СНГ — партия выступает за осуществление идеалов тюркского единства и мусульманской солидарности, с перспективой создания государства Великий Туркестан — Страны Тюрков.
Документ эпохи
Вступление
За последние два-три года перестройка в Советском Союзе, направленная на демократизацию общества, позволила национальным республикам, отдельным регионам открыто говорить о накопившихся за долгие годы на их территориях проблемах. Около трех веков назад, попав под гнет России и абсолютно потеряв независимость, казахский народ перенес немало тягот. Сталинский геноцид советского периода по жестокости превосходил даже царские указы, а освоение Целины и другие кампании на казахской земле явились продолжением той же изощренной новыми приемами политики, направленной на уничтожение казахского народа.
Вследствие миграции в Казахстан, на своей исконной земле резко уменьшился удельный вес представителей коренной национальности, а это в свою очередь привело к искривлениям в развитии языка и культуры казахского народа.
Если следовать опыту всемирной истории, то мы придем к выводу о том, что национальная свобода не приходит извне — ее добивается каждый народ сам, в борьбе. Естественно, чтобы достичь этой цели, нужна мощная поддержка всемирных прогрессивных сил.
Проблемы, имеющиеся на сегодня в Казахстане, такие как экономическая нестабильность, экологические катастрофы, политика «русификации», межнациональные и др., мы считаем разрешимыми только в условиях самостоятельности Казахстана. Известно и то, что в справедливом разрешении этих проблем кровно заинтересованы представители и других национальностей, проживающих в Казахстане.
Учитывая всю политическую обстановку в Казахстане, мы считаем, что возрождение нашего отечества из крайне тяжелого положения, а котором оно находится, осуществимо в основном за счет граждан казахской национальности и поддержки других братских народов.
Задачи:
Активизация деятельности политических и общественных объединений привела в июне 1991 года к принятию Закона «Об общественных объединениях», юридически закрепившего многопартийность в Казахстане и провозгласившего такие важнейшие и неотъемлемые права человека и гражданина, как право на объединение, право на свободу.
Переломным в функционировании КПСС, в развертывании процессов десталинизации стал 1988 год. Состоявшаяся в этом году XIX Всесоюзная партийная конференция легализовала то, о чем, как о наиболее необходимом и актуальном, говорили в низовых партячейках. В резолюции «О борьбе с бюрократизмом» конференция потребовала, чтобы «подбор и расстановка кадров велись открыто, на конкурсной, состязательной основе». В русле решений состоявшейся конференции партийные организации при подборе и выдвижении кадров чаще стали практиковать более демократические процедуры. Например, в 1989 году из вновь избранных секретарей горкомов и райкомов партии на конкурсной основе был избран каждый третий, в 1990 году более половины. Подобный подход инициировал приток более свежих сил в руководящие структуры. В Казахстане этот процесс до 1989 года был не столь заметным. Попытки отдельных делегатов на XVI съезде Компартии Казахстана более критически оценить деятельность республиканской партийной организации и ее руководства не увенчались успехом. Тем не менее, именно с 1985 по 1990 годы в составе партийной организации Казахстана произошли те изменения, которые сыграли впоследствии позитивную роль в становлении многопартийности.
Так, например, в эти годы произошло не только омоложение кадров руководящего звена, но и усилился приток в партийные органы представителей науки, культуры, творческих профессий. На этом этапе реформаторские силы внутри Коммунистической партии сами были объективно заинтересованы в привлечении в свои ряды людей более компетентных, неординарно мыслящих, обладавших всесторонними политологическими знаниями. Это был краткий период мезальянса между реформаторски настроенными силами КПСС и не менее новаторски увлеченными представителями интеллигенции. В результате, к 1989 году более чем наполовину обновился состав руководящих работников Компартии Казахстана.
- Несмотря на то, что в конце 1989 года количество вышедших из компартии превысило количество вступивших, в 1990 году по-прежнему самой массовой по численности оставалась Компартия. В рядах казахстанской парторганизации к концу 1990 года насчитывалось около 800 тыс. коммунистов. Практически все ключевые должности в государственном аппарате занимали ее представители. Среди депутатов Советов всех уровней коммунисты составляли 52,7%.
После августовских событий 1991 года Компартия Казахстана вышла из состава КПСС. Это стало основным из событий, благодаря которому Казахстан отделялся от ССР.
События и факты
7 СЕНТЯБРЯ 1991 г.
XVIП-й внеочередной съезд Коммунистической партии Казахстана I принял решение о самороспуске. Преемницей КПК стала вновь созданная социалистическая партия.
На Внеочередном и чрезвычайном съезде Компартии Казахстана, состоявшемся 7 сентября 1991 года, было принято решение о роспуске Компартии Казахстана и создании новой партии. Вновь созданная партия получила название «Социалистическая партия Казахстана» (СПК). В первой половине 1990-х годов СПК была крупной и авторитетной партией, в ее рядах насчитывалось 47 тысяч человек различных национальностей. Она имела свои печатные органы - газеты «Республика» и «Сухбат».
Часть членов Компартии вошла в состав партии «Народный Конгресс Казахстана». Инициаторами создания этой партии выступили осенью
1991 года известные и популярные в стране и за рубежом поэты и общественные деятели Олжас Сулейменов и Мухтар Шаханов. Основная задача партии заключалась в том, чтобы используя парламентские методы, добиваться дальнейшего социально-экономического развития страны. Партия провозгласила, что поддерживает новый курс президента и придерживается принципов интернационализма.
Консервативно настроенное крыло коммунистов сохранило свою приверженность идеям КПСС.
Важным фактором политической активности населения стали выборы народных депутатов. В начале 1990 года велась предвыборная борьба за депутатские мандаты в Верховном Совете Казахской ССР 12-го созыва. В избирательный процесс включились политизированные группы, неформальные объединения. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовало более 2000 кандидатов.
События и факты
25 МАРТА 1990 г.
Состоялись первые демократические выборы депутатов Верховного Совета Казахской ССР.
25 марта 1990 года состоялись демократические выборы депутатов Верховного Совета Казахской ССР. Депутатами Верховного Совета республики стали ученые, юристы, ректоры вузов, религиозные деятели. По политическим взглядоам из 340 депутатов только 51 — были представителями Компартии.
Председателем Верховного Совета был избран Ерик Магзумович Асанбаев.
АСАНБАЕВ Ерик Магзумович (1936-2004) - государственный деятель Казахстана, вице-президент Республики Казахстан (1991-1993).
АБДИЛЬДИН Серикболсын Абдильдаевич (25 ноября 1937 г.р.) — казахстанский политик, первый секретарь Коммунистической партии Казахстана (1991—2010). В 1999 году выдвигал свою кандидатуру на выборах президента Казахстана, на которой занял второе место с 11,7% голосов.
Заместителями председателя - постоянный представитель Казахстана в Москве Серикболсын Абдильдаевич Абдильдин и доцент Алма-Атинской ВПШ Зинаида Федотова. Под руководством Е.А. Асанбаева Парламент работал до 11 декабря 1991 года, затем этот пост перешел С.А. Абдильдину.
Работа советского Парламента, который принимал решения в социально-экономической сфере постепенно начала приходить в противоречие с проводимыми реформами в стране. Этим Парламент замедлял темпы модернизации, консервировал устаревшую структуру экономики. По мере развития событий противоречие между курсом исполнительной власти советским Парламентом усиливалось.
Ваше имя:
Ваш email: