Одно из важных событий в образовательной жизни Казахстана состоялось 26.08.2015 года в Центральной службе коммуникаций при президенте. На повестке дня данного брифинга стоял вопрос об успешной реализации пяти основных реформ главы государства. Главными спикерами на встрече были ответственные лица в образовательной среде республики. А. Саринжипов – Министр науки и образования, С. Нюсупов – глава Комитета по контролю за наукой и образованием, Ж. Жонтаева – глава Департамента дошкольного и среднего образования, С. Мадеев – руководитель Департамента профессионально-технического и средне специального образования и исполняющий обязанности главы Департамента высшего образования – С. Омирбаев.
В начале мероприятия были озвучены основные направления деятельности отраслевых департаментов в рамках реализации государственных реформ. Было предложено действовать в проекте, так называемого, «Плана Нации», состоящего из ста условных шагов развития современного государства. Пять из этих шагов имеют четкую направленность в науку и образование. В контексте проекта «Современное государство для всех» при содействии МОН РК будет осуществлена реформа образовательной системы и науки.
В качестве детального представления сути модернизации образовательной системы планируется внедрить пилотный проект индивидуального финансирования, в котором примет участие 26 казахских школ. 63 школы из общего количества будут новыми, расположенные в Караганде и Туркестане.
Кроме этого будет произведена полная проверка всех, существующих на данный момент учебных материалов, по гуманитарным и математическим предметам. С целью введения возможности обучения на иностранном языке в старших классах, запланировано создание порядка сорока новых обучающих программ и материалов. И более 2,4 тысячи педагогов пройдут переаттестацию.
В рамках одного из пяти шагов развития (шаг №76) предусмотрено усовершенствование, существующей на данный момент, системы получения образовательных грантов. С целью повышения качества образования в 96 школах республики запланировано глобальное обновление материально-технической базы и внедрение системы поощрения учителей.
Главной целью модернизации системы образования является переход на 12-ти летнее обучение, который состоится в 2022 году. До 2017 году будут разработаны 48 новых методических программ для 20-ти главных вузов и колледжей страны. 24 вузовские и 57 коллежских учебных лабораторий получат новое оборудование.
С целью развития системы оценивания подготовки учащихся, решено открыть национальный институт оценки качества образования, который будет работать по принципу международных программ ETS в США и CITO в Нидерландах. А альтернативный список вступительных экзаменов пополнится тестами международного формата – SAT и ACT.
Важную роль в реализации запланированных мероприятий по улучшению качества образования в РК, сыграет Университет им. Назарбаева. Astana Business Campus соединит в себе всех специалистов имеющих отношение к бизнесу, финансам и венчурным фондам.
Немаловажный аспектом на пути реализации плана станет и специально разработанный Законопроект «О коммерциализации итогов работы научной и научно-технической деятельности». После окончательного согласования данный закон сможет урегулировать коммерческую деятельность результатов научного и научно-технического труда в республике.
В процессе брифинга из уст главы Комитета по контролю в сфере науки и образования С. Нюсупова стало известно и о других изменениях правил организации работы по обеспечению учебными материалами, внесенными МОН РК. К нововведениям относится проведение трехуровневой экспертной оценки всей учебной литературы в республике. Экспертиза предусматривает:
• госэкспертизу РНПЦ под названием «Учебник»;
• публикацию печатного издания учебника на официальном сайте;
• основательное рассмотрение учебных материалов Республиканской комиссией.
Штат данной комиссии расширяется на 29 человек и будет включать в себя 109 экспертов, а также представителей Комитета по защите прав потребителей МНЭ, депутатов Парламента РК, представителей Комитета религии, представителей НПП «Атамекен», НПО и средств массовой информации. На сегодняшний день также были собраны двадцать дополнительных предметных комиссий для проведения экспертиз учебников в республике.
Новый учебный год в Казахстане стартовал с положительными показателями по укомплектованности школ учебниками и учебными пособиями. По данным МОН РК практически 97% казахских школ полностью обеспечены нужными материалами.
Согласно официальных даны из Министерства образования и науки в Казахстане произошло двукратное увеличение средств для обеспечения коллежских учебных мастерских. 15 вузов получили финансовую поддержку в сумме 40 млн. тенге путем. Этих денег хватило на оснащение 458 учебных лаборатории всеми необходимыми материалами. Выпускниками учебных заведений ТиПо в нынешнем году стали 125 400 ученика. 106 300 из которых приняли участие в оценке уровня профподготовки. С 165 специальностей, по которым проходило оценивание, 88 300 учащихся подтвердили подготовку с первой попытки. В настоящее время в Республике Казахстан успешно функционирует 462 государственных и 349 частных колледжа, готовящих специалистов по более чем 180-ти специальностям. Около тридцати зданий колледжей по всей республике были капитально отремонтированы. Сумма, выделенная на капитальные ремонты, составила 1,5 млн. тенге. Плановый ремонт прошел в 174 учебных заведениях, сумма проведения которых составила 628 млн. тенге.
Общий объем государственных заказов из местных бюджетов республики в текущем году составляет 74 тыс. мест. Республиканский бюджет выделил 5358 мест.
Что касаемо вузовских грантов, следует отметить следующее: по итогам Республиканской конкурсной комиссии было выделено 32,2 тыс. грантов. Общее количество учеников, принявших участие в конкурсе, составляло 67 377 человек. На обучение по квоте, в рамках программы «Вечная молодость страны в отрасли», претендовало 6 457 учащихся.
В целом по республике гранты присудили для 29 657 человек. Из которых 2 077 обладают наградой «Алтын белгі», 1 126 учеников являются выпускниками разных школ Назарбаев Университета. 155 победителей местных и республиканских олимпиад по общеобразовательным дисциплинам, 825 победителей научных соревнований местного и республиканского значения и 521 победитель местных и республиканских мероприятий также смогли получить гранты. По специальному решению РКК 483 детей-сирот и 273 ребенка инвалида, принимавших участие в конкурсам стали обладателями государственного гранта на обучение.
Из всего вышеизложенного следует, что положительная динамика роста и развития наблюдается во всех слоях образовательной системы Казахстана. Только такой широкомасштабный и целевой подход сможет привести к значительным изменениям в сфере образования и науки РК.
Ваше имя:
Ваш email: