Демография Казахстан

Демографические и миграционные процессы, изменения в чис­ленности, структуре населения, происходившие в 1990-х годах, были тесно взаимосвязаны с общим ходом исторического развития и в значительной степени зависели от состояния социально-экономической и социокультурной сферы как в отдельных государствах, так и в целом В «постсоветском» пространстве. Ситуация в демографической сфере была сложная.

Население Казахстана: статистика

Население страны по переписи 1989 года составляло 16,2 млн че­ловек. Из них более 9 млн человек были городские жители, а 7 млн. проживали в сельской местности. Особенностью демографического развития страны в 1990-х годах было динамическое изменение абсо­лютной численности населения. Переход к рынку, снижение уровня жизни, износ социальной инфраструктуры, рост безработицы, эколо­гические проблемы повлияли на демографическую ситуацию в стра­не. В 1990-х годах рождаемость уменьшалась, снизился естественный прирост населения, увеличилась смертность. В большинстве регионов республики имело место сокращение численности населения. Напри­мер, за межпереписной период 1989-1999 годов в наименьшей степе­ни сократилось население Западно-Казахстанской и Мангыстауской Вбластей - на 2 и 3%, а в наибольшей степени - Северо-Казахстанской и Карагандинской - на 20 и 19%. За этот же период население Южно- Казахстанской, Кызылординской и Атырауской областей увеличилось сответственно на 8, 3,8 и 3,7%. В целом по стране в течение 1990-х годов общая численность населения сократилась до 14 млн 953 тыс. человек (на 7,7%). При этом основной причиной сокращения числен­ности населения Казахстана стало отрицательное миграционное саль­до, то есть отрицательная разница между прибывшим и убывшим на­селением.

За 1 десятилетие (1991-2000) отрицательное сальдо международной миграции составило 1 млн 990 тыс. человек. Наибольшие миграци­онные потери имели место в Казахстане в 1994 году (410 тыс. чело­век), позднее отрицательное сальдо миграции стало снижаться: в 1995 году - 238 тыс., в 1996 году - 175 тыс., в 1997 году - новое повышение I- 261 тыс., и новое снижение в 1998 году - 203 тыс., в 1999 году - 128 [Тыс., в 2000 году - 123 тыс., в 2001 году - 94 тыс. человек. Таким об­разом, на протяжении 1990-х годов происходило неуклонное снижение миграционных потерь Казахстана, что свидетельствовало о постепен­ной перемене миграционных настроений.

В Казахстане проживали и проживают представители более 100 эт­носов. Определенные изменения имели место в этнодемографической структуре, что и зафиксировано в переписи населения 1999 года. Наибо­лее многочисленным являлся государствообразующий казахский этнос, удельный вес которого за 1989-1999 годы вырос с 40 до 53%; другие же этносы, наоборот, уменьшили свой удельный вес: русские - с 37 до 30%, украинцы - с 5,4 до 3,7%, немцы - с 5,8 до 2,4%, татары - с 2 до 1,7%, белорусы - с 1,1 до 0,7%.

Миграция из Казахстана

Наибольшая доля мигрантов из Казахстана приходилась в 1990-х го­дах на страны СНГ, из них более 90% направлялись в Российскую Феде­рацию. По отношению к дальнему зарубежью большинство мигрантов выезжалив в Германию, Грецию, Израиль, США.

Причины миграции были связаны с масштабными историческими изменениями, происходившими на евразийском пространстве с конца 1980-х годов. Главное значение имел социально-экономический фактор, реальная экономическая ситуация на том или ином этапе истории. Эко­номический кризис, спад производства, закрытие предприятий и воен­ных объектов, сокращение рабочих мест и т.д. стали основными причи­нами массовой миграции 1990-х годов.

Тем не менее, причины миграции не могут быть сведены полностью только к экономическим и финансовым обстоятельствам. Существенное Значение имели тревоги, возникшие в связи с распадом СССР, неуверен­ность в завтрашнем дне. На настроения людей влияли разрывы прежних связей в экономической, информационной, культурной, научной облас­тях. У части населения немаловажное значение имел мотив возвраще­ния на свою «историческую родину». В целом, рассматривая причины масштабных миграций, необходимо учитывать целый ряд социально-психологических, социально-политических и социально-культурных моментов. Результатом миграции становилась утечка не только рабочих рук, но и утечка умов.

В обстоятельствах кардинальных перемен 1990-х годов в Казахстане (как и в других странах СНГ) происходила адаптация народа, с одной стороны, к новым экономическим, рыночным условиям, а с другой - к новым государственно-политическим реалиям. Поэтому, с точки зре­ния социально-психологической и социально-политической, население Казахстана в 1990-х годах можно обобщенно разделить на две группы: одна - это та часть населения, которая и до 1991 года осознавала, что живет и трудится именно в Казахстане, вторая - для которой приори­тетной была самоидентификация с СССР в целом либо с той или иной «исторической родиной» (например, с Россией, Украиной, Германией).

Из этой изначальной установки и вытекали различные жизненные варианты приспособления к новой исторической реальности в услови­ях распада СССР и становления независимого Казахстана, других су­веренных государств. Очевидно, что для первой обозначенной группы казахстанцев (различной этнической принадлежности) адаптация к но­вым реалиям не предполагала эмиграцию. Именно они (и их дети) се­годня живут в независимом Казахстане, являются его гражданами. Те же граждане бывшего СССР, которые по определенным обстоятельствам (экономическим и социально-психологическим) не считали возможным связывать свое будущее и будущее своих детей с новым суверенным Казахстаном, выбрали миграцию, то есть переезд в другую страну.

В этой ситуации в 1990-х годах некоторые «эксперты» в СНГ, исхо­дя из конъюнктурных целей, пытались доказать, что миграция из Казах­стана имеет в первую очередь политические основания, что государство проводит целенаправленную политику «выталкивания», «дискримина­ции» русскоязычного населения. Однако история все расставила по сво­им местам, и в начале 2010-х годов об этих тенденциозных «экспертах» никто уже не вспоминает. Более того, тот психологический дискомфорт и опасения определенной части населения, которое ранее, в 1990-х годах, склонялось к миграции, «вылечило» само время. Уже в начале 2000-х годов социально-психологические настроения существенно измени­лись. Большинство русского, славянского населения Казахстана, много­численные этносы, проживающие на его земле, нашли достойное место в обществе и, таким образом, отошли от эмиграционных настроений.

Последствия масштабных миграций были не однозначными. С од­ной стороны, большой отток образованного, квалифицированного на­селения не мог быть позитивным фактором, особенно для государства, стремящегося к преодолению кризиса и последующему развитию. Од­нако, с другой стороны, активная миграция русскоязычного населения значительно ослабила межэтническое напряжение. Реальные этноде- мографические изменения 1990-х годов практически скорректировали те диспропорции, которые возникли еще в 1960-1980-х годах. Казахская нация закономерно стала большинством в независимом Казахстане, ее доля достигла в 1999 году 53,4%. Абсолютный рост численности ка­захского населения и его доли произошел, во-первых, в результате ес­тественного прироста, во-вторых, из-за отрицательного миграционного сальдо неказахского населения и, в-третьих, положительного миграци­онного прироста за счет возвращения казахов из зарубежья.

Закон «Об иммиграции»  и имиграция в Казахстан

В 1990-х годах перед Казахстаном, как и другими странами СНГ, возник важный вопрос о возвращении в страну своих этнических со­отечественников. Уже в 1992 году был принят Закон «Об иммиграции». Правительство заявило о готовности государства принять казахов из ближнего и дальнего зарубежья, желающих вернуться на историческую родину. Ежегодно утверждались квоты иммиграции, определяющие чис­ленность семей репатриантов. Согласно официальным данным, в 1990-х годах в Казахстан прибыло 184 тыс. репатриантов. Фактически их коли­чество было существенно больше.

Демография в Казахстане, имиграция в Казахстан

Социально-демографическая динамика в 2000-х годах. Социально­демографические, этнодемографические тенденции развития Казах­стана в 2000-х годах в целом приобрели позитивную окраску. Казахская нация, как государствообразующая, закономерно стала большинством в суверенном Казахстане: ее доля в 1999 году достигла 53,4%, в 2005 году - 57%, в 2009 году - 63%, на начало 2010 года - 63,6%. Очевидно, что эта положительная динамика продолжится и в 2010-х годах. Рост численности казахского населения к началу 2000-х годов стал возможен, как было отмечено, в результате естественного прироста, отрицатель­ного миграционного сальдо неказахского населения и положительного миграционного прироста за счет казахской диаспоры.

Успешное развитие суверенного Казахстана имело свой резонанс в странах СНГ. На десятой сессии Ассамблеи народа Казахстана (АНК) в 2003 году Глава государства информировал, что «по уровню привлека­тельности для эмигрантов из России Казахстан занимает третье место, уступая лишь США и странам Европейского Союза».

В результате в 2000-х годах общая миграционная тенденция изме­нилась. Количество выезжающих из Казахстана ежегодно сокращалось, а въезжающих, наоборот, увеличивалось. И это несмотря на те сущест­венные коррективы в миграционной политике, которые были введены в середине 2000-х годов в Российской Федерации. Дело в том, что ру­ководство России, обеспокоенное негативной тенденцией постоянного сокращения населения, приняло решение о разработке специальной программы в этой области. С 2006 года в России стала действовать Государственная программа по содействию переселению соотечест­венников, проживающих за рубежом. Также были разработаны соответртвующие региональные программы. Однако эта программа Российской Федерации оказалась, как отмечают эксперты, практически нереализо­ванной: количество переселенцев было в десятки, если не в сотни раз меньшим, чем предполагалось. Русское население заняло сдержанную позицию. Это произошло, помимо других причин, еще и потому, что социально-психологическая ситуация, несмотря на экономический кризис, в странах СНГ в конце 2000-х годов существенно отличалась от той, которая была в 1990-х годах, когда наблюдался пик стихийной межгосударственной миграции. В частности, в Казахстане произошло реальное объединение народа вокруг долгосрочной стратегии, выдвину­той Главой государства. И в условиях экономической интеграции миг­рационная политика стран Таможенного союза и ЕврАзЭС должна быть скоординирована с учетом взаимовыгодных интересов.

Важным фактором, повлиявшим на улучшение миграционного саль­до в Казахстане, стало возвращение казахов из Монголии, Китая, Ира­на, Афганистана, стран СНГ и других. Если накануне независимости численность казахов превышала 50% только в 9 областях страны, то в 1990-х годах рост численности казахов происходит уже в 12 областях. В 2004 году впервые за два последние десятилетия численность при­ехавших в Казахстан превысила число отъехавших (прибыло 68 тыс. гаеловек, выбыло 65 тыс. человек) - общее миграционное сальдо стало положительным. То есть это свидетельствовало об усилении встречной миграции. При этом из числа прибывающих в Казахстан более 70% со­ставляли казахи, 24% - русские.

Успешная консолидация народа Казахстана, укрепление реальной су­веренной государственности способствовали тому, что на протяжении 2000-х годов на государственном уровне постепенно корректировалось прежнее представление об этносах, входящих в состав народа Казах­стана, как о внешних «диаспорах».

Идентификационные предпочтения казахстанцев

Социологические опросы 2000-х годов свидетельствуют о динамике в идентификационных предпочтениях казахстанцев. В начале десятиле­тия предпочтение, как и ранее, отдавалось национальной, этнической идентичности. В частности, на вопрос «Что для вас наиболее сущест­венно?» ответ «Моя национальность» тогда выбирали 35% казахов, 45% русских и 73% представителей других этнических групп. Гражданство в то время (отражающее настроения кризисных 1990-х годов) было зна­чимо для 18% казахов, 21% русских, 22% представителей других этно­сов. То есть в начале 2000-х годов люди видели определенную гарантию преодоления реальных и возможных трудностей во внутригрупповой солидарности, хотя этническая принадлежность людей не оказывала ре­шающего влияния на их социально-статусное положение.

В 2000-х годах выход Казахстана на путь развития, его устойчивость по отношению к мировому экономическому кризису оказали влияние на приоритеты населения, на динамику идентификационных предпоч­тений. Примечательно, что при сохранении достаточно высокого уров­ня этнической идентичности (национальность оставалась значимой для 38% казахов, 34% русских, 31% представителей других этнических групп), во всех национальных группах произошел существенный рост значимости гражданской идентичности. Так, по данным 2009 года, граж­данскую идентичность предпочитали 52% казахов, 58% русских, 57% других этносов. Особенно следует отметить резкий, но закономерный рост в 2000-х годах гражданской идентификации среди русских и дру­гих этносов, что свидетельствует об укреплении единства Казахстана как государства, как страны.

Казахская диаспора за рубежом. Представители казахской диаспоры являются, с одной стороны, как правило, гражданами страны постоян­ного проживания, а с другой - составной частью всего казахского наро­да (в широком смысле): их историческая родина - Казахстан, Великая Степь Евразии. Они придерживаются мусульманской религии, являются тюркоязычным народом, но в силу исторических обстоятельств оказа­лись за пределами родины - в Азии, Европе, Америке. Благодаря тради­циям кочевнической культуры казахи легко приспосабливаются к новым условиям. Вместе с тем они являются немногочисленными этническими группами, не обладающими в странах проживания политическим влия­нием. Общая численность казахской диаспоры за рубежом составляет примерно около 5 млн человек.

Казахи, проживающие в Российской Федерации и являющиеся ее полноправными гражданами (Астраханская, Волгоградская, Саратов­ская, Самарская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Омская, Тю­менская, Новосибирская области, Алтайский край, Республика Алтай), в Узбекистане (Сырдарьинский, Шыршыкский, Кызылкумский, Мыр-зашольский районы), в КНР (Алтайский, Тарбагатайский, Илийский, Кульджинский, Еренкабыргский, Барколь-Кумылский районы СУАР), по существу, являются не только позднейшей «диаспорой», но и «ирре-дентой», так как проживают на земле своих тюркских предков. Наличие казахских этнических групп в сопредельных странах является сущест­венным фактором внешней политики.

В Российской Федерации, по различным источникам, проживает от 800 тыс. до 1,3 млн казахов (в 22 регионах). Основная часть (70%) прожи­вает в сельской местности. Язык сохранился в местах компактного прожи­вания. Так, проживающие в Калмыкии 5 тыс. казахов стремятся сохранить культуру и язык. Каждый год казахское общество «Земляки» празднует Ора-зу, Курбан айт, Наурыз. Среди казахов в Калмыкии много известных людей, это деятели культуры, здравоохранения, образования, сельского хозяйства. В некоторых сельских школах Калмыкии преподается казахский язык.

В Китае, по данным различных источников, проживает от 1,3 до 2 млн казахов. Это самая большая диаспора соотечественников за ру­бежом. В Турции казахская диаспора возникла в середине XX века. Их миграционный путь идет с Алтая через Индию. Эту группу диаспоры в Стамбуле называют «алтайские казахи». В 1980 году из Ирана и Аф­ганистана в Турцию переселились казахи, которых называют «афган­скими казахами». Численность казахов в Турции, по разным оценкам, колеблется от 10 тыс. до 25 тыс. человек.

Казахи в Монголии

В Монголии численность представителей казахской национальности превышает 100 тыс. человек. Из этой страны произошло массовое возвра­щение казахов на историческую родину, что обусловлено сложной эконо­мической ситуацией, низким уровнем жизни, неуверенностью в сохране­нии и развитии национальной культуры и языка. Возвращению казахов способствовало желание получить качественное образование, реализо­вать жизненные планы. В 1990-х годах в Казахстан из Монголии приеха­ло более 67 тыс. человек, они поселились в Костанайской, Павлодарской, Карагандинской и других областях, часть из них вернулась обратно.

Многочисленная казахская диаспора проживает в Узбекистане. По сведениям известного демографа Макаша Татимова, их количество до­стигает 2,5 млн, по другим данным - 1,3 млн человек. В 9 областях Уз­бекистана функционируют национальные культурные центры казахов, около 380 школ с казахским языком обучения. Однако у казахов, прожи­вающих в Узбекистане, есть немало проблем, связанных, прежде всего, с ограниченными возможностями получения качественного образова­ния на казахском языке. Некоторые трудности в получении образования создал и переход Узбекистана на латиницу.

Казахские диаспоры существуют в Иране, Пакистане, а также, в ог­раниченном количестве, в США, Великобритании, Германии, Франции, Швеции.

Информационная поддержка казахской диаспоры

В 2000-х годах одним из важных направлений в работе с соотечест­венниками являлась информационная поддержка казахской диаспоры. Начиная с 1995 года, специально для соотечественников за рубежом вы­пускались международный еженедельник - «Қазақ елі», с 1998 года - журнал «Алтын бесік». Спутниковый канал «CaspioNet» ведет переда­чи на казахском, русском и английском языках, в Европе, Центральной Азии, на Среднем Востоке, в Северной Африке. В приграничных районах соседних государств транслируются телепередачи агентства «Хабар» и телеканала «Казахстан». В регионе СНГ осуществляет свою деятель­ность телеканал «Мир». Информационное агентство «Қазақпарат» рас­пространяет новости в десятках стран мира. 

В ряде стран функционируют национально-культурные центры ка­захов. С Казахстаном сотрудничают казахские национально-культур­ные центры Узбекистана, Кыргызстана, Монголии, а также Турции, Ве­ликобритании, Германии. Казахские национально-культурные центры есть во всех приграничных районах России (от Астраханской области на западе до Республики Алтай на востоке), в городах Москва, Санкт- Петербург, Екатеринбург, а также в Татарстане, Башкирии, Якутии и Калмыкии. В таких странах, как Австрия, Швеция, Венгрия, Украина действуют малые культурные центры казахов. У казахов, проживаю­щих в России, Китае, Турции и странах Европы, есть возможность заниматься предпринимательской деятельностью в Казахстане. Все­мирное сообщество казахов накопило определенный опыт в работе с соотечественниками. 

Государство и общество оказывают существенную поддержку казах­ским диаспорам. И это необходимо, так как казахи за рубежом - это не­маловажный фактор связи с миром, фактор влияния и распространения казахской культуры и в то же время большой резерв для миграции на историческую Родину. 

Поддержка оралманов. Государственная программа «Нұрлы кош». Первая государственная программа поддержки соотечественников, про­живающих за рубежом, была принята в 1996 году. Важным этапом стала Государственная программа поддержки соотечественников, проживаю­щих за рубежом, на 2005-2007 годы, объем финансирования по которой составил более 1,7 млн тенге.

Из года в год увеличивалась квота для оралманов: в 2000 году ут­верждены квоты для 500 семей, 2002 году - 2,6 тыс. семей, 2003 году - 5 тыс. семей, 2004 году - 10 тыс. семей. В процентном соотношении по странам СНГ число прибывавших в середине 2000-х годов из Узбеки­стана составило около 70%, из России - 20%, из дальнего зарубежья: Китая - 57%, Монголии - 31%, Германии - 6%. Доля казахов в общей численности переселившихся составляла 79%. С 1991 по 2007 год в Ка­захстан прибыло 166 тыс. семей оралманов (651 тыс. человек), из кото­рых официально принятой, согласно установленным иммиграционным квотам, была признана каждая вторая семья.

В 2005-2008 годах были предусмотрены миграционные квоты для оралманов по 15 тысяч семей ежегодно. Росло количество молодых ка­захов, желающих получить образование в Казахстане. В ряде вузов рес­публики функционировали подготовительные отделения для представи­телей казахских диаспор и оралманов. В 2009 году квота оралманам была увеличена до 20 тыс. семей. По поручению Президента Министерством труда и социальной защиты населения в декабре 2008 года была подготовлена программа «Нұрлы кош». Ее главная цель состояла в пере­селении возвратившихся на родину людей, в создании им надлежащих условий для жизни.

Наряду с позитивными сторонами возвращения оралманов на ис­торическую родину существовали проблемы в их социально-экономи­ческой, правовой и социокультурной адаптации. В частности: невоз­можность самостоятельного выбора места жительства и получения імикрокредитов; отсутствие доступа к владению земельными участ­ками, скотом; игнорирование права отсрочки молодым оралманам от призыва в армию; неоднозначное отношение населения. Нередко оралманы не могли приспособиться к климату тех мест, куда их на­правляли, или им не удавалось найти для себя работу: особенно это касается казахов из Ирана и Афганистана, которые были воспитаны в иной культурной среде. Не все оралманы были удовлетворены усло­виями жизни, многие не имели своего жилья и работы. Это породило явление вторичной иммиграции внутри страны. Были случаи возвра­щения оралманов на прежние места жительства - в Монголию, Рос­сию, Узбекистан.

Первый Всемирный курултай казахов.

Первый Всемирный курултай казахов. 29 сентября 1992 года в г. Алматы. В работе съезда приняли участие казахи из Турции, Герма­нии, Франции, России, Монголии, Кыргызстана, Узбекистана, Туркме­нистана, Швеции, Норвегии и других стран. В Казахстан прибыло 750 делегатов из 33 государств мира. В проведении съезда активное участие приняли представители всех областей республики. Заседание открыл председатель оргкомитета, заместитель Премьер-министра Мырзатай Жолдасбеков. Были обсуждены вопросы создания всемирного сообщест­ва казахов, его устава и руководящих органов. Председателем Всемир­ного сообщества казахов был избран Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. Первый секретарь Союза писателей Казахстана, писа­тель Калдарбек Найманбаев стал первым заместителем председателя, Далелхан Жаналтай, Мырзатай Жолдасбеков, Алтынбек Сарсенбаев - членами президиума.

Основной целью Всемирного курултая казахов явилось культурное воссоединение казахов мира. Всемирный курултай не был одноактным событием. В рамках съезда был проведен ряд мероприятий республи­канского масштаба: экскурсия делегатов в священные и исторические места Казахстана (г. Туркестан - духовный центр Казахстана, горы Улытау - место единения трех казахских жузов). Были проведены куль­турные мероприятия, которые наиболее полно отразили самобытность культуры казахского народа. Единым стержнем стала пропаганда язы­ка, обычаев, традиций, фольклора казахского народа. В рамках съезда были проведены научно-практические конференции, в которых приняли участие видные ученые. В докладах поднимались актуальные проблемы языка, истории и культуры казахов.

Всемирный курултай казахов стал Не просто праздником духовно­го единения: в ходе проведения конгресса были обсуждены проблемы [социальной защиты, а также статуса казахского языка. Были рассмот­рены важные документы: обращение к народу Казахстана, казахам всего мира, устав Всемирного центра по изучению проблем казахской [диаспоры. По решению съезда было образовано Всемирное сообщество казахов. Общество «Казахстан», занимающееся с 1976 года налажива­нием культурных связей с соотечественниками за рубежом, в 1993 году объединилось со Всемирным сообществом казахов.

Второй Всемирный курултай казахов состоялся в октябре 2002 года в священном г. Туркестане. На него собрались около 400 казахов со все­го мира.

Третий Всемирный съезд казахов прошел в сентябре 2005 года в г. Астане - столице независимого Казахстана. В его работе участво­вали представители 32 стран. На имя Главы государства от имени Все­мирного сообщества казахов поступила поздравительная телеграмма, в которой говорилось, что свыше 5 млн соотечественников считают Н.А. Назарбаева не только Президентом Республики Казахстан, но и лидером казахов всего мира. В ходе работы третьего съезда прошли круглые столы с общей тематикой «Площадка диалога», были обсуж­дены проблемы культуры и информации, образования, миграции и бизнеса. Состоялся плодотворный диалог депутатов Парламента, ру­ководителей министерств с зарубежными соотечественниками.

Знаковым событием в общественно-политической жизни страны ста­ло проведение в мае 2011 года четвертого Всемирного Курултая каза­хов. В отличие от других трех курултаев на четвертый Курултай казахов была приглашена молодежь, лидеры молодежных организаций, студен­ческих объединений из разных стран.

На этот форум съехались представители казахской национальности из 35 зарубежных стран и Казахстана. Из них, зарубежных гостей - 358 человек.

В числе делегатов - представители творческой, научной и педагоги­ческой интеллигенции, бизнеса, спорта, государственных и обществен­ных организаций, средств массовой информации. Среди делегатов - экс-министр Чехии Жамила Стегликова, экс-министр экономического развития Чувашии, ныне доцент Чебоксарского вуза Гульмира Тагаевна Акимова, вице-министр образования, науки и культуры Монголии Чоной Куланда, профессор из Москвы Найля Ермухановна Бекмахано- ва, доктора технических наук Даулет Мухамеджанов и Аскар Даулетов, чемпион Ирана по армреслингу Жусип Шадкам и многие другие.

Среди казахстанских делегатов - академики Национальной Акаде­мии наук Республики Казахстан М. Журинов, У. Айтбай, С. Кирабаев,

А. Бейсснова, Т. Шарманов, К. Байпаков, лауреаты Государственной пре­мии Т. Молдағалиев, М. Айтхожина, А. Оразақын, А. Әшімов, Т. Әбдік, Е. Ұлықбек, М. Жүнісова, народная артистка Казахстана Б. Тулегенова, народный артист Казахстана, «Қазақстанның Еңбек Ері» Е. Рахмадиев и др.

60 процентов делегатов Курултая приходится на молодежь. В ее рядах учащиеся, студенты, магистранты, спортсмены Германии, Швеции, Австрии, Голландии, Норвегии, Великобритании, Монголии, Турции, России, Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана.


Дата: 2015-04-14 Просмотров: 10885 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: