Шокан Уалиханов - великий казахский ученый Годы жизни 1835-1865 гг.
Родился в 1835 г. в крепости Кусмурун (Кушмурун).
Происхождение Ш.Уалиханова белая кость, чингизид (прадед хан Абылай, дед Уали).
Родственники по материнской линии почитаемые люди Баянаульского края - Шормановы.
Имя, данное Шокану Уалиханову при рождении Мухаммед-Канапия.
Большое влияние на воспитание Шокана оказала бабушка Айганым.
В детские годы записал несколько вариантов степных поэм «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Ер Кокше».
В формировании его мировоззрения большую роль сыграли декабристы (участники восстания 1825 г.).
В 1847 г. 12-летний Ш.Уалиханов поступил учиться в Сибирский кадетский корпус. Лучшее учебное заведение Сибири - Сибирский кадетский корпус, где учился Шокан, находился в городе Омске.
Учился там с 1847 по 1853 гг.
Большое внимание на него оказали его преподаватели Н.Ф.Костылецкий и В.П.Лободовский.
Ш.Уалиханов был прилежен к учебе, превосходил многих своими знаниями пишет его сокурсник и друг Г.Потанин.
Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана заняться изучением средневековых восточных хроник.
В1853 г. 18-летний Ш. Уалиханов закончил кадетский корпус в офицерском звании корнета.
Затем был назначен адъютантом генерал- губернатора Западной Сибири.
Ф.М.Достоевский, находясь в Семипалатинске, встретился и высоко оценил научные поиски молодого ученого Ш.Уалиханова.
В 1855 г. в путешествии генерала Г.Х.Гасфорта он исследует Центральный Казахстан, Тарбагатай и Семиречье, а также р.Аягуз и Заилийский Алатау.
В1856 г. Шокан, участвуя в Иссык-кульской экспедиции, пишет «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о киргизах» (осуществил съемку бассейна озера Иссык-Куль).
В 1856 г. Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей между двумя странами.
Видный ученый, географ, участвовавший в некоторых маршрутах Ш.Уалиханова П.П.Семенов-Тянь-Шаньский.
Ш.Уалиханов записал большой отрывок эпического цикла «Манас» (1857 г.).
В 1858-1859 гг. он совершил свою знаменитую поездку в Кашгарию.
Результат поездки: Анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана в его фундаментальном труде «О состоянии Алтышара...»
Годы его пребывания в Петербурге 1859- 1861 гг.
В 1860 г. в Санкт-Петербурге его награждают орденом и повышают в воинском звании.
Его лично принимает русский царь Александр II.
Его приглашают читать лекции по истории Востока в Русское географическое общество.
В 1864 г. принял участие в военной экспедиции генерала М.Г.Черняева при взятии Аулие-Атинской крепости. Последний его труд опубликованный в 1865 г. в газете «Русский инвалид» посвящен восстанию дунган в Цинской империи.
В апреле 1865 г. скончался у подножья Алтын-Емеля.
Ему принадлежат работы «Абылай», «Киргизская (казахская) родословие», «Записка о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов».
Шокан оставил после себя более 150 зарисовок и картин из жизни и быта казахов и др. народов Средней Азии.
Он был одним из первых профессиональных казахских художников.
За огромный вклад в исследовании народов Центральной Азии, заслужил мировое признание.
Значительная роль в просвещении казахского народа во 2-ой половине XIX в. принадлежит Ыбырай Алтынсарину.
Сыграл значительную роль в становлении национальной школы во 2-ой половине XIX в.
Основы воспитания (с 1844 г., после смерти отца) он получил от деда, бия Балхожи Жанбурчина.
В 1857 г. он окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью.
- После окончания школы Ыбырай, работал писарем, у своего деда бия Балхожи, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. Таким образом, Ыбырай убедился в необходимости просвещения своего народа.
В годы учёбы в Оренбурге он пользовался библиотекой учёного-востоковеда В.В.Григорьева.
На формирование педагогических взглядов Ы.Алтынсарина влияние оказали труды русского педагога К.Ушинского и чешского педагога Я.Каменского.
Его жену звали Айганыс.
Он стал высокообразованным человеком своего времени благодаря систематическому самообразованию.
В 1860 г. он в г. Тургае открыл школу для казахских детей, где преподавал русский язык.
Просветительская деятельность Ы. Алтынсарина встретила противодействие со стороны консервативной части казахов.
На страницах печати он подвергал критике аграрную политику царизма.
Был назначен учителем школы открытой в Оренбургском укреплении в 1864 г.
В 1869 г. поступил на должность делопроизводителя в Тургайское уездное управление.
В 1879 г. бал назначен инспектором школ Тургайской области.
Организация ремесленных и сельскохозяйственных школ в Казахстане во 2-ой половине XIX в. является одним из направлений деятельности Ыбырая.
Он в своем завещании оставил принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственным школам Тургая.
Он - основоположник женского образования в Казахстане.
Открыл школы-интернат для казахских девочек в городе Иргизе.
Вытеснению арабской графики из казахской письменности способствовало учебное пособие Ыбырая «Киргизская хрестоматия».
Однако «Киргизская хрестоматия» способствовала вытеснению арабской письменности.
Учебное пособие Ыбырая «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку» была предназначенная для казахских детей, обучающихся в русско-казахских школах.
В рассказе «Кыпшац Сейткул» Ыбырай поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства.
Организация ремесленных и сельскохозяйственных училищ в Казахстане является одним из направлений деятельности Ы. Алтынсарина
Он как учёный-этнограф был членом Оренбургского отдела Русского географического общества.
Также был поэтом, его стихи носили характер нравственно-поучительный: «Лицемерному судье», «Друзьям из молодежи», «Мать», «Давайте, дети, учиться!».
Абай Кунанбайулы (1845-1904 гг.) Настоящее имя Ибрагим.
Отец Абая Кунанбай был правителем рода тобыкты.
В Семипалатинске Абай обучался в медресе Ахмеда Ризы.
Абай в Семипалатинске учился одновременно в мусульманской и русской школе, но отец его забирает с целью подготовить из него правителя.
Абай решал все вопросы справедливо и честно, будучи волостным управителем и приходит к выводу, что проблемы казахского народа следует решать через образование.
Абай был управителем волостей Чингисской и Мукурской.
На формирование взглядов и убеждений Абая влияние оказало его общение с оппозиционной царизму русской интеллигенцией.
На формирование личности Абая влияние оказало его общение с ссыльными, представителями польской и украинской интеллигенции.
Одной из заслуг Абая в развитии казахской литературы является то, что он был основоположником письменной казахской литературы.
Замечательным памятником художественно-философской прозы Абая является «Гаклие».
Его произведения: «Лето» (80-е гг. XIX в. принесло ему известность), «Искандер», «Сказание об Азиме».
Перевел на казахский язык произведения М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина.
В переходе к земледелию, к занятию ремеслом и торговлей видел выход из бедности Абай.
В борьбе с бедностью казахов Абай возлагал надежды на честных и справедливых волостных управителей.
Он негативно отзывался о неспособных повести народ к знаниям невежественных муллах.
Он считал, что можно называться человеком, если кто-либо из детей станет жаждать наук и знаний.
Полиция произвела обыск в доме Абая и его сыновей, установила за ним слежку из- за общения с политическими ссыльными.
Сын Абая Абдрахман учился в Артиллерийском училище в Санкт- Петербурге.
Преждевременная смерть его талантливых сыновей - Абдрахмана в 1895 г. и Магауи в 1904 г. - сказалась на здоровье поэта.
Благодаря поэту Какитаю в 1909 г. в Казани был впервые опубликован под редакцией А.Букейханова сборник стихов А.Кунанбаева.