Бии должны были знать обычное право казахов, владеть ораторским искусством и репутацией честного человека.
До введения российских судов следователем, прокурором и судьей в одном лице на судебном процессе выступал би.
Для введения российских гражданских и военных судов в Казахстане существовал авторитетный традиционный суд биев. Для вынесения приговора или вердикта бии руководствовались сводами законов Касыма, Есима и Тауке ханов.
По суду биев для доказательства или отрицания вины обвиняемого требовались 2-4 свидетелей, в случае их отсутствия прибегали к присяге честных людей.
За свой труд би получал вознаграждение - «бидщ билiri», которые взимались с виновного.
Размер его, как правило, составлял десятую часть от оспариваемого имущества.
В XIX в. в Казахской степи широко были известны Откел би и Аслан би.
Виды наказаний в казахском обществе: высылка, айып, кун, дуре, казнь.
Штраф за совершение преступления - айып.
У казахов испокон веков существовал обычай взыскивать с виновного откуп - ат- шекпен.
Совершившие тяжкие преступления откупались «девяткой» (скотом). Изобличенные в воровстве кочевники платили трижды по 9 голов скота.
Штраф за увечье человека - кун.
За убитого мужчину платили 1000 овец или 100 лошадей, или 50 верблюдов.
За убийство женщины полагалось вдвое меньше.
За убийство султана или ходжи платили кун в 7 раз больше, чем за простолюдина. Женщина, убившая своего незаконно рожденного младенца, подвергалась смертной казни.
Изнасилование приравнивалось к убийству.
Человека, совершившего некоторые проступки, казахи наказывали посредством порки плетью или прутьями - дуре салу.
По суду биев за распространение вредных и ложных слухов или др. проступки наказывали плетьми.
Если сын оскорблял родителей, поднимал руку на них, то его сажали на черную корову, лицом к хвосту, с завязанным на шею старым войлоком.
Кто изменял своей вере и принимал христианство, то у его родственников забирали все его имущество.
Самоубийц погребали отдельно от других в 40 саженях (сажень = 2,13 метров) от общей могилы и не делали никаких поминок.
За богоотступничество забивали камнями до смерти.
За кровосмешение приговаривали к смертной казни.
Казахское обычное право категорически запрещало вступать в брак родственникам ближе седьмого колена.
Захват чужого скота, чужой собственности за неуплаченный долг-барымта.
В традиционном казахском обществе, если судебный приговор не приводился в исполнение, потерпевшая сторона могла прибегнуть к барымте.
С 1859 по 1865 гг. в Кокчетавском внешнем округе было зафиксировано 117 обращений русских к суду биев.
Русское население Казахстана при решении спорных вопросов предпочитало имперскому суду - суд биев.
О преимуществе суда биев хорошо писал, исследовавший быт и обычное право казахов А.Гейнс.
Царское правительство начало разрушать суд биев в 20-90 гг. XIX в.