Социальное развитие. Образование и наука. Литература и искусство


Пройти тест по этой теме

Социальное развитие. Социально-демографическая ситуация

К середине 80-х гг. сконцентрировались:

  1. В городах - в основном представители славянской национальности.
  2. В сельской местности - коренного населения.

В Казахстане было два областных центра, где преобладало коренное население - это Кызыл-Орда и Атырау.
В 70-е гг. XX в. доля представителей коренной национальности в общей численности населения начала расти за счет высокого уровня рождаемости.
По результатам переписи 1979 г. в Алма-Ате представители коренной национальности составляли всего 11%.
В северных промышленных городах доля представителей коренной национальности осталась на уровне 3-15%.
Доля рабочих-казахов в промышленности составляла 12%, в том числе квалифицированные - всего 3%.
По официальным данным, доля рабочих среди представителей коренной национальности составила 20%.
В 70-е гг. на каждую тысячу человек русского населения приходилось 42 человека с высшим образованием, а среди казахов эта цифра составляла 32.
Система образования на казахском языке находилась в глубоком кризисе, что сказалось на ограничении его социальных функций.

Численность коренного населения составила:
1959 г.-29%;
1971 г. - 32,6%;
 1979 г.-36%.

Численность русского населения сокращалась, в 1979 г. составила -40,8%.

Жизненный уровень населения

Жизнь казахстанцев в годы застоя полна противоречий:
Уровень жизни постоянно повышался.
В годы застоя в населенных пунктах строились просторные дома и квартиры, стали приобретать мебель для своих квартир, машины.
Однако рост жизненного уровня советских граждан был намного ниже, чем в развитых странах Запада.
На каждом съезде Коммунистической партии, докладывалось о благосостоянии населения:

  • В несколько раз увеличился размер минимальной заработной платы;
  • Росли реальные доходы;
  • Поднялся уровень медицинского и культурного обслуживания.

Средний ежемесячный доход рабочих и служащих республики в 1971-1989 гг. вырос на 89%, доходы рабочих промышленности выросли на 93,6%. В среднем:

  • Рабочие совхозов стали получать 247 руб.;
  • Заработная плата членов колхозов достигла 210 руб.;
  • Средняя пенсия по возрасту была увеличена до 93,2 руб.;
  • С таким повышением, уровень заработной платы не являлся отражением социального развития, поскольку постоянно повышались цены на продукцию.

Доля заработной платы в чистой продукции промышленности уменьшилась и в 1985 г. составляла всего 36%.
Государство скрывало от народа факт обесценивания денег. В 1985 г. 1 рубль равнялся 54 копейкам середины 60-х гг.
Положение в экономике  и социальной жизни:

  • Инфляция, введение карточной системы;
  • Дефицит товаров, многочасовые очереди в магазинах;
  • Спекуляция; Взяточничество;
  • Уравниловка в распределении материальных ценностей;
  • Нарушения социальной справедливости.

К середине 80-х гг. сильнее проявлялось отставание в сферах медицинского обслуживания, образования, социального обеспечения.

Образование и наука

В послевоенные годы:

  • Финансирования постепенно начали расти;
  • Оказывалась помощь школам;
  • Строились школы-интернаты для детей животноводов в малозаселенных районах;
  • Создавались дополнительные фонды.

Согласно принятому 1947 года Постановлению Совета Министров «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего и среднего образования в Казахской ССР» финансирование образования было увеличено.
В 1949 г. было возобновлено общее семилетнее образование. В 1948 г. число детей в возрасте до 15 лет, не посещающих школу, достигло 200 тыс., в 1955 г. это число снизилось до 16 тыс.
В 50-е годы уделялось большое внимание улучшению политехнического образования в школе.
В 1959 г. Верховный Совет Казахской ССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в Казахской ССР»:

  1. По новому закону, школы должны переходить к 8-летнему образованию с 1962-1963 учебного года;
  2. Открытие 11-летних трудовых политехнических школ;
  3. Открытие школ трудящейся молодежи.

В послевоенные годы в Казахстане в системе высшего образования доминировали - педагогические специальности.
После принятой в 1947 г. Постановлению Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего и среднего образования в Казахской ССР» было увеличено финансирование системы высшего и среднего образования:

  1. В 1965-1966 учебном году в 39 вузах обучались 144,7 тыс. студентов;
  2. За послевоенные 20 лет подготовка специалистов с высшим образованием увеличилась примерно в 11 раз;
  3. В1965 г. в народном хозяйстве республики работали более полумиллиона дипломированных специалистов.

В годы освоения целины в Казахстане была сформирована развитая система: сельскохозяйственного профессионально-технического образования.
В 70-е гг. начался переход к общему среднему образованию. В начале 80-х гг. было объявлено о полном осуществлении обязательного общего среднего образования.
Очередная школьная реформа началась в 1984 г.:

  1. Расширение материально-технической базы;
  2. Введение обучения с шести лет.

В 70-х гг. начали формироваться крупные агрокомплексы и «бесперспективные» населенные пункты остались без внимания, начали закрываться сотни школ:
В 1950-70-е гг. количество казахских школ сократилось с 3891 до 2577.
Количество школ с русским языком увеличилось до 1,5 тыс.
К середине 80-х гг. число вузов в республике достигло 55, средних специальных учебных заведений было 246;
в высших и средних учебных заведениях обучались 550 тыс. студентов по 200 различным специальностям.

Наука

В 60-70-е гг. Академия Наук Казахской ССР стала одним из крупных научных центров СССР.
Академик Д.Сокольский сумел организовать исследования катализаторов электрохимическим методом.
Герой Социалистического Труда, академик У.Ахмедсафин трудился в области гидрогеологии и гидрофизики.
Группа ученых под    руководством М.Айтхожина достигла успехов в генетике и микробиологии (открыли элементы растительных клеток - информосомы).
Этот труд был отмечен Ленинской премией.
Академики А.Маргулан и Е.Букетов стали широко известны не только в научных кругах, но и среди широкой общественности.
Восточное отделение Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им.Ленина, возглавляемое академиком А.И.Бараевым, проводило исследования, на создание новой системы защиты почв.
В середине 80-х годов работало 40 377 научных работников, из них 864 - доктора наук, 650 - академики Академии Наук, члены-корреспонденты и профессора.
а Доля казахов в точных и естественных науках была вовсе незначительной.
Казахи в основном работали в области сельского хозяйства, медицины и гуманитарных наук.
Примерно 95% научных трудов писались на русском языке.
В 70-е гг. появились новые направления в правовых науках, которые способствовали созданию законодательных актов.
Археологи в Отраре и др. районах проводившие раскопки, достигли успехов.
Найденная в кургане у г. Иссык золотая одежда сакского воина, жившего в IV-III вв. до н.э., привлекли внимания историков всего мира.
В Казахстане не было своей высшей аттестационной комиссии (ВАК). Оценка научных трудов и вопросы присуждения ученых степеней решались в Москве.
Положение в науке:

  1. Многие проблемы не изучались с научной позиции;
  2. Не проводились необходимые исследования в области социальной психологии, эстетики, кибернетики, социологии, демографии;
  3. Наибольшим искажениям подверглась История Казахстана;
  4. Историками изучались достижения только Советской эпохи.

Литература и искусство

В 60-х годах в аулах сохранилась казахоязычная среда.
Это способствовало притоку молодежи в казахскую литературу.
Видный представитель казахской литературы Габит Мусрепов был удостоен высокого звания того времени - Героя Социалистического Труда.
Автор трилогии «Кровь и пот» А.Нурпеисов и поэт, автор многих эпических поэм Ж.Молдагалиев были представлены к Государственным премиям СССР.
Ильяс Есенберлин в период после репрессий во время господства коммунистической идеологии написал правду о хане Кенесары Касымове.
А.Алимжанов,    О.Сулейменов,  Б.Момышулы и т.д. одновременно писали на русском и казахском языках.
А.Алимжанов в романе «Возвращение учителя» писал об Абу-Насыре аль- Фараби. Произведение было удостоено международной премии им.Дж. Неру.
Б.Момышулы писал на военную тему.
В 1961 г. О.Сулейменов написал поэму «Земля, поклонись Человеку!», посвященную первому космонавту.
В произведениях Т.Ахтанова, К.Жумадилова, М.Магауина, А.Кекилбаева, С.Сматаева созданы образы великих личностей, описывались тяжелые периоды в истории казахского народа.
Выпуск книг на казахском языке в республике с 37,95 % в 1981 г. снизился до 13,7 % в 1985 г., а выпуск книг на русском языке за этот период увеличился с 61,4% до 85,4 %.
Плодотворно работали русские писатели И.Шухов, Д.Снегин, И.Щеголихин, уйгурский писатель З.Самади.

Искусство

Композиторы Е.Рахмадиев, Г.Жубанова, К.Кумисбеков, уйгурский композитор К.Кужамьяров создали много прекрасных произведений.
Певец А.Днишев завоевал мировое признание.
Организовав этнографический оркестр, написал песни, популяризируя одновременно национальную инструментальную музыку: Н.Тлендиев.
Ансамбль «Дос-Мукасан», певицы Р.Рымбаева, Н.Ескалиева сталилауреатами международных конкурсов.

Режиссеры фильмов:

  • Ш.Айманов «Конец атамана»;
  • С.Кожыков «Кыз Жибек».

К началу 80-х гг. 75% жителей имели возможность смотреть телепередачи: Транслировали свои передачи на 4 республиканских и 19 областных каналов. Появились новые издательства - главная редакция Казахской Советской энциклопедии,    «Кайнар», «Жалын», «Онер».
1978 г. завершилось издание 12-томной Казахской Советской Энциклопедии.
1978 г. было более 19 тыс. библиотек. В книжном фонде насчитывалось более 160 млн книг.
В 70-х гг. прошел съезд, посвященный 1100-летию со дня рождения великого мыслителя Востока Абу-Насыра аль- Фараби.
 

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-18 Просмотров: 4567