Сложение казахской народности


Пройти тест по этой теме

Монгольские нашествия сильно отразились на формировании народа

Этнополитические процессы в  Казахстане

Нормирование народа – процесс длительный,  продолжающийся стоолетиями, тысячами лет.
В эпоху железа на территории Казахстана мили саки, уйсуны, канглы, сарматы и др. племена. Эти племена прошли долгий исторический путь развития до вхождения в состав казахского народа.
На территории Казахстана в эпоху бронзы (II тысячелетие до н.э. - начало I тысячелетия до н.э.) жили андроновские племена европеоидного типа.
По мнению видного ученого-антрополога О.Исмагулова черты лица саков, сарматов и уйсунов были схожими с обликом их предшественников - андроновцев.
Особенно схожи черты лиц представителей последних двух племен - уйсунов и андроновцев.
С вторжением с востока гуннских племен появляются монголоидные признаки.
Монголоидные признаки усилилсь в раннем средневековье в VI-IX вв. н.э.
С древних времен стала закладываться этническая и антропологическая основа предков казахского народа.
В тюркскую эпоху еще более усилился процесс смешения тюркоязычно - монголоидных родов и племен с местными  европеоидными племенами.

Монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахского народа:

  1. В связи с монгольским завоеванием осложнились земельные отношения.
  2. Завоеванные земли заселялись монгольскими племенами, уничтожая местное население и вынуждая его покидать свои насиженные места.


Со временем малочисленные монгольские племена растворились среди многочисленного тюркского населения, переняли его язык и обычаи, далее потомки Чингисхана стали говорить по-тюркски и постепенно лишились монгольских корней.

В результате монгольского нашествия:

  1. У тюркских племен усилились монголоидные черты.
  2. Сложение казахской народности было отброшено на 150-200 лет назад.


Этнополитическая общность

Этнополитической общностью называют население определенного исторического региона, которое еще не сформировалось до уровня народности и состояло из отдельных обьединений родов и племен.
Например, жители Белой Орды именовались «узбеками», «узбек- казахами», а жители Ногайской Орды - «мангытами» или «ногаями».
Это было связано и с тем, что границы их ханств не были постоянными, сложившимися.
В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды.
Поскольку в составе Орды преобладали кыпчаки, вокруг них группировались родственные племена.
На формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности, ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могульского ханства.
Существовавшие в XV в. в Казахстане ханства по этническому составу, языку, хозяйству, обычаям и традициям были схожими друг с другом.
Население этих ханств состояло из 92 племен.
В письменных источниках население Могулистана называли могулами.
В Жетысу в составе Могульского ханства наиболее многочисленными были племена уйсунов.
Также входили племена дулаты, канглы.
Поэтому часть вместо называния «уйсуны» в письменных источниках употребляли название «дулат».
После прихода султанов Жаныбека и Керея в Жетысу и образования ими Казахского ханства в исторических письменных источниках вновь появляется название «уйсуны».
Основным ядром этнополитической общности казахов являются уйсуны и кыпчаки.
Появление названия «узбек» связано с именем хана Узбека.

Ибн Рузбихан Исфахани (XVI в.) относил к узбекам «три народа», 3 группы племен, разделенных политически и этнически:
1.    Племена, подвластные династии Шайбанидов (восточнокыпчакские и тюркизированные монгольские племена);
2.    Казахи - кыпчаки и другие казахские племена;
3.    Мангыты (каракалпаки и ногаи).

По Рузбихану, казахи являлись самыми многочисленными и воинственными.
Таким образом, в период правления хана Узбека казахи уже стали обособляться как самостоятельная народность.

Завершение формирования казахской народности

Образование казахской народности

В XIV-XV вв. роды и племена, населявшие Казахстан, прошли все этапы становления и укрепления феодальных отношений, сложения общности территории, языка, материальной и духовной культуры в своем формировании, как народности.
Но эти племена находились под властью разных ханств и это затруднило завершение их формирования в единую народность.
Несмотря на это племена общались на одном языке - тюркском.
Роды и племена, недовольные политикой ханской власти, переселяясь в другие ханства, преследовали одну цель - обьединиться с родственными родами и  племенами.
Переселение родов и племен Жетысу в Среднюю Азию и Центральный Казахстан ослабило этнополитическую общность Могульском ханстве (Могулистане).
Междоусобная борьба вызва перекочевку родов и племен из ханства Абулхаира, что привело к распаду ханства.
Отдельная часть его населения, оказавшись в Средней Азии, вошла в этнически основу узбекской народности.
Этнополитическая общность в Казахстан группировалась вокруг султанов Жаныбека и Керея.
В состав казахской народности вошли две этнические группы двух этнических территорий.

  1. Кыпчакские племена Центрального Северного и Южного Казахстана.
  2. Уйсуны Юго-восточного Казахстана (Жетысу).

Казахские и узбекские племена и рода. входившие в эти две группы, с начала XV жили в Туркестане.
Обьединением этих двух групп племен и родов завершилось формировам казахской народности.
Территория, занимаемая этими двумя этническими группами, стала родиной трех Казахских Жузов.
Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек- казахами».
Из этой этнополитической общности выделились два самостоятельных народа.
Таким образом, причинами ускорения формирования казахской народное являлись факторы:

  1. Единый язык и схожие обычаи, обрады, религия.
  2. Схожее социально-экономическое, духовное развитие.
  3. Стремление племен к объединен чтобы воспрепятствовать поли экономическому ослаблению.
  4. Консолидация двух этнических групп двух единых этнических территорий.

Происхождение термина «казах»  

- В древних языках алтайских и сибирских народностей слово «казах» означает «прочный», «крепкий» и «великан».   

В орхоно-енисейском письменном памятнике VIII века, обнаруженном В.В. Радловым, встречается выражения «хазгакым оглум» (мои приемные сыновья).
В Восточном Дешт-и-Кыпчаке слово «казах» в IX-X веках употеблялось в социальном мысле и означало «группы лодей, ведущих вольный образ жизни и живущих разбоем»
В XI-XII вв. оно относилось к  этносоциальным группам кыпчаков.
Слово «казах» появилось в эпоху древних -тюрков и употреблялось в различных  тюркских землях до XIII века.
В тюркской среде слово «казах» обозна- : чало «свободный скиталец».
Так называли людей, отделившихся от своего хана, рода, племени, добывавших средства к существованию участием в L войнах, набегах.
Слово «казах» с XIV века начинает приобретать этническое значение.
 Во 2-ой половине XV века название  «казахи» стало этнонимом народа.

Термин «Алаш» и казахские жузы

Легенда «Алаша хан» (от слова «ала» - «пестрый», «пегий») повествует   формировании казахского народа и  содержит сведения о жузах.
Слово «алаш», вероятно, появилось в IX-X веках.
Оно являлось боевым кличем казахов.
В некоторых летописях это название потреблялось вместо термина «казах».
 По легенде Алаша хан расселил своих к братьев:
Уйсуна - в верхнем течении Сырдарьи и закрепил Старший жуз (Жетысу и  Сырдарьи).
Болата - в среднем течении Сырдарьи и закрепил Средний жуз (Центральный  Казахстан).
Алшына - в нижнем течении Сырдарьи и закрепил Младший жуз (Западный  Казахстан).
Легенду «Алаша хан» нельзя считать  безосновательной.
В районе города Жезказган, у реки Жангабыл, обнаружено место ставки  Алаша хана.
На правобережье реки Каракенгир – его мавзолей.
Мавзолейный комплекс построен в X-XI вв., позднее достроен в XIV-XV вв.
О причинах возникновения Жузов почти нет никаких сведений. Одни считают, слово «Жуз» связано с числом 100 (жуз- орда - сотня-орда);
Другие связывают с военно-племенной системой управления (правое, левое, среднее крыло);
Третье связывают с особенностями, различиями хозяйств и природно- климатическими условиями жизни жузов. В легенде говорится, что, разделившись на 3 жуза, участники большого курылтая высекли на скале свои тамги (родовые знаки) в местности Нура в Жетысу. Считается, что разделение на три жуза произошло в X-XII вв.
Ш.Валиханов о формировании Жузов писал «для обеспечения своих прав в местах своего кочевья составляли союзы». Этими союзами и являлись жузы.
 

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-03 Просмотров: 19855