Сакские памятники встречаются на берегах рек Сырдарья, Талас, Шу, Или, в предгорьях Алатау, на территории Кыргызстана.
Самое большое количество курганных могильников, периода раннего железа соредоточена в районах зимних пастбищ.
Самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к VIII в. до н.э.
Ученые считают, что археологические памятники саков Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, знатных вождей, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы.
Об архитектурных памятниках Приаралья письменных источниках сообщает древнегреческий историк и географ Страбон.
Наиболее древние памятники сакских племен - это погребения Тагискен и Уйгарак в Южном Казахстане (восточнее побережье Арала).
Время сооружения VIII-V вв. д.н.э.
Ученые относят их к памятникам сако- массагетских племен.
При раскопках найдены керамические кувшины, трехгранные бронзовые стрелы, элементы конской сбруи, различные украшения.
На украшениях встречаются рельефные изображения животных, в том числе львы.
В 300 км от областного центра Кызылорда археологи провели раскопки города Чирик-Рабат.
Сакское городище Чирик-Рабат (IV в. до н.э. - XIII в. н.э.) находится в пустыне Кзыл-Кум в 300 км юго-западнее города Кызылорда.
В центре города находилась крепость - цитадель, которая служила своеобразным храмом и местом захоронения знатных особ.
В центре цитадели найдены ножи, бронзовые наконечники стрел, золотые украшения - застежки, глиняные изделия. Этим изделиям примерно 2500 лет, т.е. город, был заселен в IV-II вв. до н.э.
Цитадель была с построенными на ней сторожевыми вышками.
Крепостные стены имели толщину 4,5 м. На них были устроены амбразуры для стрельбы из лука.
Город был окружен рвом.
Здесь были найдены железные доспехи сакского война («железный человек»).
Город Бабиш-Молда имел крепостные стены и ров.
Остатки проса и основания ручных мельниц, найденных здесь, свидетельствуют о занятии жителей города земледелием.
Сакские курганы в Семиречье по размерам делятся на 3 группы. Размеры курганов объясняются социальным положением покойного.
Саркофаг - специальное сооружение, выстроенное из бревен, плотно прижатых друг к другу. Туда помещали умершего человека.
Дромос - специальный лаз (тоннель) от подножья кургана до саркофага.
Снаружи вала устанавливались каменные столбы - менгиры.
Бесшатырские погребения Находятся в долине реки Или.
Курган состоит из 31 могильника.
Датировка кургана V-IV вв. до н.э.
Вокруг могилы возводился каменный вал.
Бесшатырское погребение вытянулись с севера на юг на 2 км, а с востока на запад - на 1 км.
Большой Бесшатырский курган называют «царским», т.к. в нем хоронили царей, а также знатных особ.
Иссыкские курганы расположены в 50 км к востоку от Алматы, на равнине у подножья гор Алатау.
Могильник состоит из более 40 курганов.
«Золотой человек» найден в 1969 г. К. А. Акишевым в Иссыкском кургане.
Курган сооружен в V - IV вв. д.н.э.
Его диаметр 60 м, а высота 6 м.
В кургане найдено два захоронения центральное и боковое (южное).
Центральное было разграблено.
По определению антропологов, похороненный в Иссыкском кургане молодой человек - царевич 17-18 лет.
Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более 4 тысяч.
Доказательством того, что сакам была известна письменность, является найденная в Иссыкском кургане надпись из 26 знаков, нанесенная на серебряную чашу.
Ученый-археолог К. Акишев считает, что эти знаки являются доказательством того, что сакам была известна письменность.
Перстни считались символами царской власти.
К Восточному Казахстану относятся современные Восточно-Казахстанская и Павлодарская области.
Восточный Казахстан - степной, к тому же и горный регион.
Основная водная артерия - река Иртыш.
Восточный Казахстан является одним из центров древней металлургии.
Эпоха раннежелезного века Восточного Казахстана делится на три периода:
По сообщению Геродота, соседями сарматов были аргиппеи, после них - исседоны и дальше в горах аримаспы - «стерегущие золото».
Недра Алтайских гор богаты золотом и железной рудой. В древности подножья Алтая населяли аримаспы.
Значение слова «аримаспа» Геродот переводит так: «арима - один, «спа» - глаз или диск».
В древности территорию Восточного Казахстана населяли аримаспы - «стерегущие золото».
В эпоху раннего железа в Восточном Казахстане жили племена родственные древним уйсунам.
В Восточном Казахстане, в частности, на территории Зайсанского района, имеются грандиозные «царские» курганы эпохи раннего железа, место их наибольшего скопления Шиликтинская долина. Шиликтинский могильник состоит из 51 кургана.
По размерам они большие и средние; Большие курганы диаметр 100 м, высота 8-10 м.
В общей сложности в Зайсанском районе расположено около 200 крупных курганов.
Из них 50 наиболее грандиозных носят название «царские».
Шиликтинские памятники впервые исследовал профессор С.Черников в 1960 г.
В предгорьях Тарбагатая нашли памятники, схожие с памятниками уйсунской культуры Жетысу.
В III-I вв. до н.э. на Тарбагатае сформировалась культура, идентичная уйсунской культуре.
Материалы антропологических исследований показали общность внешних черт жителей Восточного Казахстана и Жетысу в рассматриваемом периоде.
Это был смешанный европеоидный облик, приближенный к монголоидному типу.
В 1960 г. был исследован самый большой Шиликтинский курган эпохи раннего железа - «Золотой курган».
В погребении были захоронены мужчина лет 40-50 и женщина 50-60 лет.
Найдены 13 бронзовых наконечников стрел.
Изучив археологические находки из Шиликтинского «Золотого кургана» установлено, что курган возведен в VIII-VII вв. до н.э.
Самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа, относящееся к VIII в. до н.э., находится в кургане №1 Шиликтинских памятников.
Этот памятник вошел в историю под названием «Байгетобе», был открыт археологом А.Т.Толеубаевым в 2003 г.
Является археологической сенсацией в исторической науке республики и воспринят как 3-ий «золотой человек».
Высота кургана 8 м., диаметр 100 м.
5 огромной могиле был захоронен только 1 человек.
Его захоронили вместе с одеждой, богато урашенной пластинами из самородного золота.
Общее количество золотых пластин и бляшек - 4303 штук.
Самая интересная находка - пятиугольная звезда, считавшаяся символом власти.
Ее основа - золото, лучи сделаны из голубого лазурита.
Курган-мавзолей был ограблен еще в древности.
В кургане № 5 в Шиликтинской долине было обнаружено более 500 золотых пряжек и бляшек.
Большинство выплавлено в виде фигурок степных зверей таких как: барс, архар, олень, горная коза, медведь и т.д.
Период V-IV вв. до н.э. в Восточном Казахстане носит название берельский период.
Берельский могильник состоит из 40 курганов, находится в Катон-Карагайском районе.
Высота самого большого из них 9 метров.
В Большом Берельском кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей.
Лошади были захоронены вместе с седлами и сбруей, будто сопровождая хозяина в поход.
Они лежали по 4 лошади в 4 ряда.
В малых курганах Береля были найдены захоронения людей в саркофагах.
Одна из особенностей берельской культуры - наличие большого количества глиняной посуды с суживающимся верхом, типа кувшина.
В 1998-1999 гг. археологическая экспедиция З. Самашева произвела раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган №11.
Курган имел овальную форму, а верхняя часть сползла вниз.
Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями.
Найдены позолоченные грифоны - фантастические животные, изображенные в полете, размером около 15 см.
Найдено погребение мужчины, лет 45, и женщины пожилого возраста. Захороненные были одеты в дорогую роскошную одежду.
Ученые методом радиологического анализа установили, что захоронение было произведено в 294 г. до н. э.
В кургане также были найдены останки 13 лошадей.
На черепах лошадей были обнаружены кожаные маски, украшенные рогами горного козла.
Одна из масок была сделана в образе зверя-кошки, с птичьем клювом, завихренным рогом, с крыльями (изображения самрука - сказочного персонажа).
Изучив содержимое желудков, травы, которыми питались лошади, пришли к выводу, что они были привезены из разных мест и содержали эфирные масла, которые не дали мертвым лошадям разложиться. Древние жители умели бальзамировать покойников и помещали их в искусственный лед (ледяной конденсат, температура до минус 4 градусов). Золотые предметы и инкрустированные камни относится к VII в. до н.э.
Древние ювелиры использовали полихромный стиль.
Золотые пластинки украшали зернью.
Территорию Центрального Казахстана составляют земли Карагандинской, Акмолинской, частью Павлодарской областей и Тургайский регион.
Сарыарка - означает полоса желтых степей и сопок, протянувшихся с запада на восток.
Сарыарку окружают горные отроги
Тарбагатая на востоке, вытянутая низменность Торгая на западе.
Летний выпас продолжался от 6 до 9 месяцев.
Кочевники использовали летний выпас с момента таяния снега весной до его выпадения осенью.
В одном табуне было 400-600 голов.
Кочевники занимались также охотой, собирательством, промыслами.
Регион проживания аргиппеев, аримаспов и исседонов Сары-Арка.
На северо-западе Сарыарки жили аргиппеи.
В центре Сарыарки - исседоны.
На востоке Сарыарки - аримаспы.
Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре.
Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области.
К. Акишев относил тасмолинскую культуру к племенам исседонов.
Тасмолинской культуре Центрального Казахстана характерны курганные могильники, которые названы курганы с «усами».
В эпоху раннего железа возводились курганы с «усами».
В курганах тасмолинской культуры имеются два захоронения. В большом хоронили человека, в малом кургане - лошадь.
Коня приносили в жертву покойному и тоже погребали под курганной насыпью.
Этот древний обычай сохранился у казахов Восточного Казахстана, где существует традиция - оставлять на могиле умершего голову принесенной в жертву лошади.
От курганов в восточном направлении отходят 2 ответвления, насыпанные из камней. Длина этих «усов» от 10 до 30 м. Вытянутость их по направлению к востоку, свидетельствует о поклонении тасмолинцев солнцу.
Встречаются 4 (четыре) вида курганов с «усами».
К первому относятся малые курганы, выложенные с восточной стороны от большого кургана.
От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы».
При втором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги - «усы»; третий вид - это когда сначала строился один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «ус»; I четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построенных друг на друге.
По мнению некоторых ученых курганы с «усами» периода раннего железа, в степи играли роль маяка.
Курганы с «усами» построены под определенным углом и определяют стороны света.
Курганы с «усами» расположены в основном на территории Центрального Казахстана.
На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура. Особенностью является то, что в быту скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела деревянная и металлическая посуда. В курганах глиняная посуда почти не встречается. Наряду со «звериным стилям» в Центральном Казахстане, начиная с VIII - V вв. д.н.э. получает развитие полихромный стиль. Кочевники умели инкрустировать драгоценные камни, и украшать предметы зернью.
В III-V вв. полихромный стиль достиг своего расцвета.
К Северному Казахстану относятся территории современных Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и северной части Павлодарской областей. Зимние пастбища располагались на юге. « По утверждению Геродота соседям» савроматов были племена, жившие «у подножья высоких гор» аргиппеи.
Здесь речь идет об Уральских горах. Языковеды слово «аргиппеи» переводя с латинского языка как «обладатели белогривых, быстроногих коней». Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа.
Жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни в I тысячелетии до н.э. Господствующим типом хозяйства на севере было кочевое и полукочевое скотоводство:
Преобладали овцы.
Важную роль в хозяйстве играла лошадь. Особенностью структуры стада, племен периода раннего железа в Северном Казахстане, было наличие крупного рогатого скота.
Для крупного рогатого скота строили загоны и заготавливали сено на зиму. Нa севере Казахстана периодически были джуты - массовые падежи скота от бескормицы и голода.
На протяжении VIII в. до н.э. - lll в. н.э. племена Северного Казахстана, находились в постоянных культурных связях с племенами Жетысу и Южного Казахстана.
Культура племен Северного Казахстана в I тысячелетии до н. э. имела много общего с культурой сакских племен юга Казахстана.
Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе и на Кавказе. Они относятся к III-I вв. д.н.э.
Обнаруженные в северном Казахстане железные изделия датируются на IV-Ill вв. ранее, чем аналогичные металлические предметы, изготовленные в соседних регионах Западной Сибири и на Урале. Предметы искусства l тысячелетия до н. э., обнаруженные на территории Северного Казахстана относятся к «звериному стилю».
Памятники эпохи раннего железа на территории Северного Казахстана составляют Улыбай - Тасмолинскую культуру.
Курганы, обнаруженные в местности Улыбай в Северном Казахстане схожи с памятниками тасмолинской культуры.
Из курганов первоначального периода сакского времени в Северном Казахстане хорошо исследованы курганы: Бирлик, Алыпкаш, Покровка, Бектениз.
Из раннего периода эпохи саков были исследованы три поселения: Карлыга, Борки и Кеноткел.
Городище раннежелезного века, обнаруженное на правом берегу Есиля - Актау.
Укрепление было построено из дерева на высоком холме.
Северный Казахстан стал связующеперевалочным регионом между мощными металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.