Сакское время - это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства, основные черты которого сложились еще в эпоху бронзы. Происходит формирование государства.
Саки - древние племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в I тысячелетие до н.э.
Саки населяли территорию Казахстана в III вв. д.н.э.
Известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках:
В письменных источниках саки встречаются с разными названиями:
Согласно древнегреческим источникам саки «к врагам - беспощадны, к друзьям - верны». Греки считали саков самым справедливым и честным народом, среди всех, известных им.
В древнегреческих источниках встречается еще одно название кочевников - дай (даи).
Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала, получили название дай, аргиппеи, исседоны. Эти племена кочевали в южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане. Саков с «остроконечными шапками» (тиграхауда), населявших Жетысу ученые связывают с «казахами с высокими колпаками».
Группа сакских племен |
Территория расселения |
Саки-тиграхауда («носящие остроконечные шапки») |
Жетысу (Семиречье), подножье Тянь-Шаня, среднее течение Сырдарьи и в северном Кыргызстане, Ташкенте. |
Саки-парадарайа («заморские саки») |
Приаралье и низовья Сырдарьи. (Северное Причерноморье, Северный и Центральный Казахстан, низовья Амударьи) |
Саки-хаумаварга («изготавливали напиток хаома») |
долина реки Мургаб (река в Туркмении и Афганистане) |
Антропологический тип саков: европеоидный. Однако во внешнем облике саков больше стали появляться монголоидные черты.
Особенно сильно монголоидные черты выражены у саков Северного и Восточого Казахстана.
У племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали доминировать монголоидные черты в эпоху железа.
Монголоидные черты у сакских женщин были более заметны.
Ученый-антрополог М. М. Герасимов сделал реконструкцию обликов древних жителей Жетысу, по их останкам.
Когда люди начали использовать железо в производстве, начался рост и накопление излишек в обществе, что в свою очередь привело к усилению общественного и имущественного неравенства.
Сакское общество жило в период распада первобытного строя и формирования военной демократии: члены племени на собрании выбирали вождей.
У вождей были важные функции в обществе:
Государственные дела решались на народном собрании.
Народное собрание - это собрание всех взрослых мужчин и женщин племени, которые имели влияние на вождей.
На народном собрании выбирали вождя.
Сакские вожди обладали большой властью: решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска.
Титул верховного правителя сакского племенного союза: царь.
В сакском обществе цари избирались из сословия воинов.
Сакский правитель считался избранником бога, т.е. являлся посредником между землей и небом, центром мира. От него зависит процветание его подданных.
Старейшина рода возглавлял перекочевку на новое место.
Сакское общество в основном состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев.
Группа |
Особенности |
Одежда |
Войны |
на индоиранском назывались«ратайши»(«колесничие») |
красная и желто- красная. |
Жрецы |
отличительные атрибуты - жертвенные чаши и особые головные уборы |
Носили белую одежду. |
Скотоводы и земледельцы |
«восьминогие», так как пахали землю плугом с помощью запряженных в них двух быков. |
Носили желтую и синию одежду |
Основную массу населения составляли садовые общинники - скотоводы.
Если сакский юноша хотел жениться на девушке, он должен был сперва помериться с ней силой. Проиграв, он становился ее рабом.
Нa народном собрании, где решались важные дела, связанные с жизнью племени, женщины могли участвовать на ряду с мужчинами.
В сакском обществе женщины имели право воевать наравне с мужчинами.
Древнегреческий историк Ктесий писал: «Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву».
Источники свидетельствуют о том, что у саков женщины часто были правителями, истории наиболее известна царица Томирис (570-520 гг. д.н.э.). •
Царица Томирис управляла саками в VI в. до н. э.
Женщины в сакском обществе находились в почетном положении.
Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по обрядам погребения:
Представителей знати хоронили в богатых высоких курганах.
Простых людей - в малых погребениях.
Древнегреческий писатель, историк Ксенофонт писал о методах воспитания молодежи у саков.
Саки вели кочевой образ жизни.
Кочевали обычно вокруг водных источников - от колодца к колодцу, от озера к озеру.
По сведениям Геродота, на зимовках саки жили и в деревянных жилищах, покрытых кошмой.
Во время охоты или войн саки использовали куйме (юрту на повозке), своеобразные дома - кибитки.
Юрта устанавливалось на четырех- или шестиколесную повозку.
Куйме были двухколесными.
Военные куйме запрягались лошадьми. Большие куйме, груженные имуществом, тянули пара лошадей и верблюды.
Найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала, изделия из Персии свидетельствуют, что в VI-III вв. до н.э. древние жители Казахстана имели торгово-обменную связь с Китаем, Индией, Персией.
Использование железа саками Период возникновения и использования железных орудий труда получил название железного века.
С началом использования железных орудий повысилась производительность труда.
Железные изделия по сравнению с каменными и бронзовыми намного прочнее, долговечнее и эффективнее в применении.
Железо вырабатывалось путем плавки руды в самодельных печах.
В нижней части печи проделывали отверстия, куда устанавливали меха для подачи воздуха.
Температура в печи - 1200 градусов.
Для получения расплавленного железа необходима температура в 1530 градусов. На территории Казахстана искусство плавки и обработки цветных металлов получило развитие в раннем железном веке.
Предметы, найденные в Восточной Европе и на Кавказе, сделанные из металла, добытого в Казахстане, датируются III-I вв. до н.э.
Саки ковали различное оружие, такие как, мечи-акинаки, ножи, доспехи.
Акинак - скифо-сакский короткий меч 40- 60 см, отлитый из бронзы, эфес которого, украшался изображениями зверей.
На территории Жетысу, в Южном Казахстане, в Илийской долине и Прииссыкулье археологи часто находят сакские котлы и жертвенные чащи.
Уникальное жертвенное блюдо, названное «Жетысуский михраб» (т.е. направленное в сторону Мекки), было найдено близ Алматы. На конусовидной подставке находится круглое блюдо, украшенное по краям 15 фигурками оленей. На блюде укреплена фигурка мужчины на коне, стреляющего в оленей из лука.
Основные направления ремесел саков достигли высокого уровня.
Металлургия: мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения для седел, уздечек, удил.
Ювелирное искусство: мастера-художники с драгоценными камнями инкрустировали серьги, перстни, бусы, браслеты, колье и пояса.
Резьба по дереву, косторезное искусство, обработка камня.
Из кости саки делали крючки, пуговицы, застежки и др. изделия.
«Отец истории» Геродот писал: «По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Араке. Пьют молоко».
На зимних стойбищах саки строили также дома из саманных кирпичей.
Основным хозяйством саков было скотоводство, выращивали лошадей, коров, овец, верблюдов.
Огромное значение саки придавали развитию коневодства и овцеводства.
Одним из важнейших направлений скотоводства саков было коневодство.
Греческий историк Ксенофонт рассказывал историю о том, как персидский царь был готов отдать царство за сакского коня.
Саки выращивали курдючную и тонкорунную породы овец.
Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли двугорбых
верблюдов (верблюжье молоко - шубат). Саки мало держали крупный рогатый скот.
Часть саков занимались земледелием. Археологи нашли оросительные каналы возле скотоводческих поселений и городища Чирик-Рабат на территории нынешней Кызылординской области. Остатки арыков, относящихся ко II - III векам, обнаружены около города Талгар возле Алматы, а также на территории современной Жамбылской области. Постепенно у саков увеличивалось число оседлых поселений, развивались ремесла и торговля, возникли города.
В VI-III вв. до н.э. жители Казахстана имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией, об этом свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати.
В VI в. до н.э. саки воевали с Персами.
В 530 г. до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром.
Во время вторжения персидской армии Кира во главе саков стояло царица Томирис.
Годы жизни Томирис - 570-520 гг. д.н.э.
Кир II Великий (Кир) - персидский царь, правил в 559 - 530 гг. до н.э., из династии Ахеменидов. Сын Камбиса I. Основатель персидской державы Ахеменидов. Захватил Мидию, Парфию, Малую Азию, Египет, Вавилон и т.д.
Кир отправил посла к царице Томирис, которая возглавляла саков.
Римский историк Помпей Трог писал: «Томирис не испугалась, как это можно было бы ожидать от женщины, вражеского нашествия».
Войска Кира убили сына Томирис Спаргаписа. Поэтому царица отомстила Киру, победив его войска.
Один из походов Кира в Среднюю Азию стал для него роковым. В июле 530 года до н. э., согласно Геродоту, в битве против | массагетов на восточной стороне реки Яксарт (Сырдария) Кир потерпел полное поражение и погиб. По утверждению Геродота, «царица» массагетов Томирис, мстя Киру за смерть сына, приказала найти тело Кира и окунула его голову в бурдюк, наполненный кровью, предлагая ему таким образом утолить ненасытную жажду крови.
«Армия персов была разгромлена сакским войском во главе царицей массагетов Томирис, а сам Кир был убит» - писал Геродот.
В VI в. до н. э. Томирис одержала победу над персидским царем Киром.
Вторжение войск Дария I
В 519 г. персы под предводительством Дария I вторглись на территорию саков.
- Дарий: «Я отправился на землю саков, которые носят островерхие шапки» {Бехистунская надпись).
Поход Дария I против саков отражен в историческом источнике Бехистунская надпись.
Войну против Дария I возглавил вождь саков - Скунха, однако он потерпел поражение.
Греческий историк Полиэн описал подвиг сака-пастуха Ширака, который порезал себя, прикинувшись врагом саков, отвел Дария и его войска в пустыню. Таким образом, потеряв большую часть армии, Дарий I вернулся в Персию.
Однако, в результате длительной войны с персами, часть территории саков осталась под властью персов. По условиям мирного договора с Дарием I, саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов.
Саки воевали в составе персов против греков в 490 г. в Марафонской битве.
Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Египтом, Грецией.
Имена Скунха и Ширак объединяет следующее: вели борьбу с Дарием I.
О борьбе саков с персами писали Геродот, Помпей Трог, Полиэн.
В 336 г. до н.э. царем Македонии стал 20- летний Александр, получивший прозвище Македонский (в восточных источниках более известен как Ескендир Зулкарнай)
Александр сокрушив Персидское царство, вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье.
Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен. Спитамен 3 года вел партизанскую войну. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Александр Македонский, переправившись через Сырдарью на плотах, атаковал саков.
Страшная жара, бездорожье, постоянные набеги саков чуть не окончилось поражением греко-македонских войск.
Саки осадили Мараканду (ныне город Самарканд, Узбекистан), где был греческий гарнизон. Македонский послал на помощь войска. Тогда Спитамен инсценировал отступление. Когда греки кинулись вслед за «испугавшимися» кочевниками, Спитамен развернул войска и перешел к наступлению.
Одна из причин неудачи армии А. Македонского в борьбе с саками - особая военная тактика саков. Древнегреческий историк Арриан сообщает о борьбе саков против А. Македонского.
Таким образом, сакские племена преградили греко-македонцам путь на Восток.
Историк А. Македонского Арриан описал особенность воинских доспехов кочевников: «Сами скифы (дахи) и их лошади были тщательно защищены броней».
Геродот писал: «Лошадям на грудь они надевают медные панцири».
Страбон отмечал, что саки были прекрасными наездниками. По его данным, они «вооружены луками, мечами, панцирями и бронзовыми боевыми топорами; в сражениях они носят золотые пояса и головные повязки».
На городище Чирик-Рабат археологи обнаружили железные доспехи сакского война («железный человек»).
С VIII в. д.н.э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериный стиль».
Начиная с VII вв. до н.э. в степных районах
Евразии получил распространение новый стиль, получивший название «звериный стиль».
Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений.
«Звериный стиль» имеет две особенности: изображаются образы зверей и животных, зверей изображают в движении.
Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь.
С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.
Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни».
Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды животных и зверей: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.
Изображение зверей считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.
Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем.
«Богом саки считали только одно солнце, и ему приносят в жертву коней», - писал Страбон.
Таким образом, «Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма.
Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VIII - V вв. д. н. э. получает развитие полихромный стиль.
Кочевники умели инкрустировать драгоценные камни, и украшать предметы зернью.
ВIII-V вв. полихромный стиль достиг своего расцвета.
В эпоху железа религиозное миропонимание людей усложнились.
В представлении саков боги перевоплощались в различных животных и птиц. Их религиозные представления были своего рода переплетением анимизма, тотемизма и магии.
По представлениям саков мир состоял из трех составляющих - небесный мир, подземный мир и земной мир.
О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича, найденного в Иссыкском кургане.
Его конструкция - это солнце, 4 крылатых коня и 4 золотые стрелы, устремленные в небо.
Сакский правитель считался избранником богов, т.е. являлся посредником между землей и небом, центром мира. От него зависит процветание его подданных. Одной из главных черт религиозного поклонения саков была вера в помощь духов предков.
Умерших хоронили на родовых кладбищах, с ними в могилу помещали предметы и имущество, «необходимые» в потусторонней жизни.
Саки были знакомы с технологией бальзамирования.
В погребениях саков находят красную краску - символ огня и солнца.
Много курганов, подвергшихся обряду сожжения погребений, найдено в Жетысу. Это также связано с культом очищающей силы огня и солнца от злых сил духов. Среди саков был распространен обычай жертвоприношения коня солнечному божеству.
Оседлые саки поклонялись духам огня и земли, а кочевые - духам огня, божествам солнца и войны.
Известны рельефные надписи саков на серебряных чашах.