Революция (от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Распространению революционных идей в Казахстане содействовали ссыльные участники антиправительственных течений. Такие как Румянцев, Богомолов, Михаэлис и др. Они изучали культуру казахов, оказывая воздействие на формирование демократических взглядов местной интеллигенции. В 1902 году в Оренбурге был образован один из первых марксистских кружков.
Марксизм — философское, экономическое и политическое учение, основанное К.Марксом и Ф.Энгельсом. Политический марксизм является одним из вариантов социализма.
Годы Первой русской революции 1905- 1907.
Поводом к началу революционного движения в Казахстане, как и в других национальных окраинах России в 1905 г. послужило «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г., т.е. расстрел безоружных рабочих в Петербурге.
Поэт Машхур-Жусуп Копейулы по поводу этого события написал «Цанды жексенбi» («Кровавое воскресенье»).
В начале XX в. усилилась колониальная политика царизма, которая выражалась в:
В Казахстане не было вооруженного противостояния властям, из-за подогреваемого самодержавием противостояния между рабочими разных национальностей.
В ходе революции 1905-1907 гг. рабочие первоначально практиковали жалобы региональным начальникам.
Позднее протест выражали забастовками.
В 1902 г. рабочие медных рудников и Экибастузских угольных копей обратились с жалобой в адрес Степного генерал- губернатора.
В 1904 г. произошли забастовки рабочих Надеждинского прииска в Зайсанском уезде.
Руководитель забастовкой был казах Мерихан Кемалов.
18-19 октября 1905 г. прошла массовая политическая стачка в главном административно-политическом центре Западного Казахстана в Оренбурге.
Политическая демонстрация в центре Стенного генерал-губернаторства в Омске, которая особенно обеспокоила царское правительство, прошла 25 октября 1905 г.
В октябре 1905 г. прошла политическая демонстрация, носившая интернациональный характер в городе Перовск.
Казахи и русские выступили сообща, выдвинув единые требования к местному управленческому аппарату.
15 ноября 1905 г. в г. Каркаралинске прошла демонстрация, в которой участвовали крестьяне, солдаты и казахская интеллигенция.
Один из организаторов Жакып Акбаев был заключен в тюрьму.
Одним из организаторов антиправительственного митинга в Каркаралинске в 1905 г. был Миржакып Дулатов.
Он был задержан царской охраной и под усилением полицейским надзором препровожден в г. Омск.
Основными участниками демонстрации в Каркаралинске в 1905 г. были представители национальной интеллигенции.
16-28 ноября 1905 г. губернатор Семипалатинской области Галкин вызвал военную колонну для подавления забастовки почтово-телеграфных служащих.
Участники забастовки предъявили политические требования.
В декабре 1905 г. состоялись забастовки на Спасском медеплавильном заводе и на Карагандинских угольных копьях.
13 декабря 1905 года рабочие речного транспорта Иртышского отделения «Западно-Сибирского товарищества водных путей» провели митинг с политическими требованиями в Павлодаре.
Их требования:
Крупным выступлением рабочих Казахстана в начале 1906 г. явилась массовая стачка в Семипалатинске. Первоначальное число стачечников было 300, а затем достигло 500 человек.
Рабочие выдвигали в основном экономические требования.
В годы революции самым крупным интернациональным выступлением казахских и русских рабочих в Казахстане была забастовка на Успенском (Нельденском) руднике.
Забастовка была самым крупным выступлением рабочих, направленное против иностранных капиталистов.
Успенский рудник считался собственностью племянника французского президента Карно, управляющим служил англичанин Фелль.
Выступлением рабочих на Успенском руднике в конце 1905 г. руководил забастовочный комитет «Русско- киргизский союз против капитала».
Один из руководителей забастовки П.Топорнин в 1905 г., прошел школу революционной борьбы на Урале.
Основные требования забастовщиков на Успенском руднике носили характер социально-экономический:
Требования были частично удовлетворены.
Это послужило началом совместных выступлений казахских и русских рабочих.
Наибольшего размаха забастовки и стачки в Казахстане в 1905-1907 гг. достигла на железнодорожных станциях, но не было вооруженного противостояния.
- Здесь же активно формировались первые профсоюзы.
В 1905 г. в Уральске была образована первая профсоюзная организация железнодорожников.
Одним из крупных был профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги.
В 1905 г. железнодорожники Казахстана приняли участие во Всероссийской политической стачке. Требования рабочих были:
6-7 ноября 1905 г. протест против антинародных действий царских властей выразили солдаты батальона Западно- Сибирского полка.
21 ноября 1905 г. протест против антинародных действий царских властей выразили солдаты гарнизона города Жаркента.
Период подъема крестьянского движения в Казахстане 1906 г.
Выступление казахских шаруа в годы революции было проявлением протеста против массового изъятия земель.
В январе 1906 г. в Акмолинской и Семипалатинской областях, в целях предупреждения выступлений местного населения правительство ввело военное положение.
10 января 1906 г. министр внутренних дел Дурнов распорядился применить силу для подавления в Казахстане крестьянских выступлений.
Протесты крестьян прошли:
Таким образом, основная причина революции в Казахстане аграрная политика царизма.
Казахская национальная интеллигенция начала формироваться на рубеже XIX-XX вв.
Критиковали колониальную сущность аграрно-переселенческой политики представители национально демократической интеллигенции:
Борьба между политическими партиями разгорелось в период II Государственной Думы.
В 1905 г. в Уральске прошел съезд казахов, где наметилось формирование казахской партии типа кадетского.
О росте политического сознания казахов в начале XX в. свидетельствует участие казахской интеллигенции в работе Государственной Думы.В 1905 г. Николай II издает манифест о формировании законосовещательного и представительного органа - Государственной Думы (Госдумы).
В 1905 г. была дана инструкция о недопущении казахов к выборам как «кочевых и бродячих инородцев» в Государственную Думу, но из-за волны протеста казахи были допущены к выборам.
Область | Депутат от казахов |
Акмолинская | Ш. Косшегулулы |
Тургайская | А.Беремжанов |
Семипалатинская | А.Букейханов |
Уфимская губерния | С. Жанторе |
Область | Депутат от казахов |
Акмолинская | Ш. Косшегулулы |
Уральская | Б.Каратаев |
Семиреченская | М.Тынышпаев |
Семипалатинская | Т.Нурекенов |
Торгайская | А.Беремжанов |
17 октября 1905 года вышел Царский «Манифест» об усовершенствовании государственного порядка.
Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным органом - Госдумой. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами. Также Манифест провозглашал и предоставлял политические права и свободы, такие как: свобода совести, свобода слова, свобода собраний и свобода союзов. Основные положения Манифеста казахская национально-демократическая интеллигенция (А.Байтурсынов, А.Букейханов, М.Дулатов, М.Тынышпаев и др.) подвергла критике. Мелкобуржуазные политические и общественные партии встретили царский «Манифест» с восторгом. Социал-демократические группы, стоявшие на большевистской платформе, выступили против царской «милости» (манифеста), раскрывая ее подлинную суть.
Во II Госдуме депутаты от казахов присоединились к кадетам. Войдя в мусульманскую фракцию, они добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан.
Выступая на заседание II Госдумы, Б.Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов.
В марте 1907 г. Б.Каратаев, А.Беремжанов, Т.Нурекенов, Ш.Косшегулулы выдвинули коллективное обращение в защиту прав казахов.
Отстаивал интересы казахов выпускник юридического факультета Петербургского университета и физико-математического Московского университета депутат Госдумы от Уфимской губернии Салимгерей Жанторе.
Во II Госдуму от кочевого населения Акмолинской обл. был избран мулла Ш.Косшегулулы.
Из-за его радикальных взглядов не был зарегистрирован.
Активную деятельность в Кокчетаве проявлял религиозный лидер мулла Науан Хазрет, который призывал народ к борьбе против правительства и распространял антиправительственные письма.
Науан Хазрет и Шаймерден Косшегулулы за противостояние христианизации были подвергнуты гонениям и высланы в Якутию.
Через усиление позиции ислама казахи пытались противостоять политике русификации и христианизации.
В 1905 г. казахские религиозные лидеры
участвовали в работе всероссийских мусульманских съездов и образовании партии «Иттифок-эл-Муслимин» (Мусульманский союз).
С.Жантуреулы и Ш.Косшыгулулы были избраны в ЦК данной Всероссийской мусульманской партии. В этих условиях царизм приступил к закрытию в Казахстане мечетей и медресе.
В период 1907-1917 гг. в состав Госдумы казахи не избирались, но интересы казахов защищали прогрессивные русские депутаты (Т.И.Седельников, Н.Скалозубов и др.).
В защиту земельных прав казахов выступили от башкир Ш.Сыртланов, от татар - С.Максудов.
Депутат от Закавказья Х.Мамедов, в III Госдуме выступая от мусульманской фракции, требовал прекратить переселение крестьян в Казахстан.
Мустафа Шокай доводил до сведения депутатов мусульманской фракции III, IV Госдумы тяжелом положении казахов.