Доисламские верования
Тотем
На юге и юге-востоке Казахстана (Жетысу) среди жителей городов были распространены различные религиозные верования.
Судя по источникам, в Сыдарьинском регионе был широко распространен культ барана.
- Он связан с зорастрийским Фавном.
- Фавн-бог полей и лесов, покровитель стад, дарующий изобилие, счастье здоровье, оберегающий от злых духов в доме.
Широко распространен был культ барана у огузов и туркмен.
- Даже происхождение свое огузы связывали с почитанием барана как покровителя рода и племени.
Баран выступал в качестве жертвенного животного и оберега - тотема.
При раскопках присырдарьинских средневековых городов была найдена посуда с изображениями барана с рогами.
Буддизм
Важную роль в распространении религий сыграл Великий Шелковый путь.
Начиная с VI в. среди тюрков стал распространяться буддизм.
Судя по Сюань Цзяню, каган Западнотюркского каганата
благожелательно относился к буддийскому вероучению.
Буддизм имел широкое распространение в Южном Казахстане и Жетысу.
Здесь найдены остатки буддийских храмов, монастырей, статуэток Будды. Манихейство
Вдоль ВШП получило распространение манихейство.
Это вероучение возникло в III в. в Иране. Важную роль в распространении манихейства сыграли согдийцы.
Оно укрепилось в Южном Казахстане и Жетысу.
Остатки манихейских храмов найдены в Баласагуне и Жикил-Балыке.
Зороастризм
Возник в VII-VI вв. до н.э. в Иране.
Его приверженцы верят в священные силы огня, воды, земли, воздуха.
В казахских землях зороастризм был тесно переплетен с культами огня, рода, предка, животных.
Остатки башень огня исследованы при раскопках городищ Костобе и Красная Речка.
Поклонение огню
Одним из видов религиозных верований в средние века являлось поклонение огню.
В городах Куйрыктобе и Отрар археологи обнаружили богато украшенные очаги (XI- XII вв).
Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай ана.
В казахском народе почитание огня и поклонение ему можно проследить по таким суевериям, как «не плюй в огонь», «не наступай на то место, где горел огонь», «не перешагивай через огонь» и т.д.
В Жетысу несмотря на распространение ислама сохранялись зороастризм, буддизм и другие доисламские культы, что являлось показателем мирного сосуществования различных религиозных взглядов.
Влияние исламской религии на развитие культуры
Арабы с 633 года начали предпринимать походы, обьявляя «борьбу за истинную веру».
Арабы присоеденили земли Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Ирака, затем пришли в южные регионы Средней Азии.
Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 г. захватил Бухару, затем в 714 г. - Шаш, совершил поход на Испиджаб.
Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах завоевал ряд регионов Средней Азии и южного Казахстана.
В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками.
В X-XI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия - ислам.
Основатель государства Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам.
Муса Богра-хан в 960 году объявил Ислам государственной религией.
В источниках говорится, что тюрки - мусльмане кочевали между Шашем (Ташкентом) и Фарабом.
Укрепление ислама можно проследить и по погребальным обрядам.
При исследовании кладбища под городом Куйрыктобе установлено, что умершие были преданы земле с соблюдением мусульманских обрядов (умерший укладывался головой, обращенной в сторону Мекки, а обе руки складывались на груди).
Прежде предметы, которыми при жизни пользовался покойный, хоронились вместе с ним (согласно исламу это запрещалось).
Во 2-ой половине XII века среди представителей знати кипчаков и просто кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение ислама.
В городе кипчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе.
- Здесь жил богослов Хисамаддин аль- Сыгнаки.
Укрепление ислама оказало влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.