РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА, РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА


Пройти тест по этой теме

Доисламские верования
Тотем

На юге и юге-востоке Казахстана (Жетысу) среди жителей городов были распространены различные религиозные верования.

Судя по источникам, в Сыдарьинском регионе был широко распространен культ барана.

-    Он связан с зорастрийским Фавном.

-    Фавн-бог полей и лесов, покровитель стад, дарующий изобилие, счастье здоровье, оберегающий от злых духов в доме.

Широко распространен был культ барана у огузов и туркмен.

-     Даже происхождение свое огузы связывали с почитанием барана как покровителя рода и племени.

Баран выступал в качестве жертвенного животного и оберега - тотема.

 При раскопках присырдарьинских средневековых городов была найдена посуда с изображениями барана с рогами.

Буддизм

Важную роль в распространении религий сыграл Великий Шелковый путь.

 Начиная с VI в. среди тюрков стал распространяться буддизм.

Судя по Сюань Цзяню, каган Западнотюркского     каганата

благожелательно относился к буддийскому вероучению.

Буддизм имел широкое распространение в Южном Казахстане и Жетысу.

Здесь найдены остатки буддийских храмов, монастырей, статуэток Будды. Манихейство

Вдоль ВШП получило распространение манихейство.

Это вероучение возникло в III в. в Иране. Важную роль в распространении манихейства сыграли согдийцы.

Оно укрепилось в Южном Казахстане и Жетысу.

Остатки манихейских храмов найдены в Баласагуне и Жикил-Балыке.

Зороастризм

Возник в VII-VI вв. до н.э. в Иране.

Его приверженцы верят в священные силы огня, воды, земли, воздуха.

В казахских землях зороастризм был тесно переплетен с культами огня, рода, предка, животных.

Остатки башень огня исследованы при раскопках городищ Костобе и Красная Речка.

Поклонение огню

Одним из видов религиозных верований в средние века являлось поклонение огню.

В городах Куйрыктобе и Отрар археологи обнаружили богато украшенные очаги (XI- XII вв).

Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай ана.

В казахском народе почитание огня и поклонение ему можно проследить по таким суевериям, как «не плюй в огонь», «не наступай на то место, где горел огонь», «не перешагивай через огонь» и т.д.

В Жетысу несмотря на распространение ислама сохранялись зороастризм, буддизм и другие доисламские культы, что являлось показателем мирного сосуществования различных религиозных взглядов.

Влияние исламской религии на развитие культуры

Арабы с 633 года начали предпринимать походы, обьявляя «борьбу за истинную веру».

Арабы присоеденили земли Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Ирака, затем пришли в южные регионы Средней Азии.

Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 г. захватил Бухару, затем в 714 г. - Шаш, совершил поход на Испиджаб.

Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах завоевал ряд регионов Средней Азии и южного Казахстана.

В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками.

В X-XI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия - ислам.

Основатель государства Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам.

Муса Богра-хан в 960 году объявил Ислам государственной религией.

В источниках говорится, что тюрки - мусльмане кочевали между Шашем (Ташкентом) и Фарабом.

Укрепление ислама можно проследить и по погребальным обрядам.

При исследовании кладбища под городом Куйрыктобе установлено, что умершие были преданы земле с соблюдением мусульманских обрядов (умерший укладывался головой, обращенной в сторону Мекки, а обе руки складывались на груди).

Прежде предметы, которыми при жизни пользовался покойный, хоронились вместе с ним (согласно исламу это запрещалось).

Во 2-ой половине XII века среди представителей знати кипчаков и просто кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение ислама.

В городе кипчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе.

-    Здесь жил богослов Хисамаддин аль- Сыгнаки.

Укрепление ислама оказало влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.

Пройти тест по этой теме

Дата: 2015-12-29 Просмотров: 6180