Развитие промышленности и отношений в Казахстане


Пройти тест по этой теме

Строительство железных дорог

 Капиталистические отношения в Казахстане начали распространяться с середины XIX века. Быстрое развитие производительных сил в пореформенные годы и формирование всероссийского рынка повлияли на распространение капиталистических отношений в Казахстане. В 30-50-е гг. XIX в. выявляются отдельные районы с богатыми природными ресурсами. В условиях быстрых темпов развития экономики Российская империя нуждалась в источниках сырья, дешевых рабочей силы и рынка сбыта своей продукции. Были предприняты все необходимые условия для вывоза природного сырья из Казахстана. Построены заводы и фабрики по добывающей промышленности и переработке сельхоз сырья.
Во 2-ой половине XIX в. шахты и рудники были в руках русских купцов и промышленников.
К началу XX в. большинство промышленности оказалось в руках иностранцев.

Проникновение русского и иностранного капитала в край

В 1833 г. одним из первых карагандинский уголь открыл А.Байжанов. Первооткрывателем многих рудных месторождений Прииртышья и Центрального Казахстана был рудоискатель и маркшейдер Косым Пшенбаев.
Им было совершено открытие Экибастузского месторождения угля (1867 г.) и Майкайынского месторождения полиметаллов (1895 г.).
Он работал наемником у павлодарского купца-миллионера А.И.Дерова. Российские предприниматели за бесценок скупали у местного населения богатейшие месторождения.
В 40-х гг. XIX в. купцы Н. Ушаков и А. Рязанов купили у казахов Карагандинские угольные месторождения.
Ими же куплены Успенское медное месторождение, районы Жезказгана и Спасско-Воскресенского медного рудника. Путем обмана и подлога документов русские предприниматели арендовали и скупали у казахов за бесценок богатейшие месторождения полезных ископаемых:
За 255 рублей было продано купцу Ушакову Карагандинское месторождение каменного угля;

  • Саранское - за 114;
  • Джезказганское месторождение меди - за 100 рублей.

Однако русские предприниматели не имели достаточного знаний современных технических средств и опыта для работы с промышленностью. Поэтому они стали продавать месторождения иностранцам.
К началу XX в. большинство шахт и рудников Казахстана оказались у иностранцев, т.к. их поддерживали русские чиновники.
Акционерное общество «Спасские медные руды», образованное в 1904 г. в Лондоне, скупало у русских купцов месторождения Казахстана.
В 1904 г. богатые месторождения цветных руд Риддера и Зыряновска были приобретены австрийцами.
В 1906 г. в Лондoне было образовано акционерное общество «Атбасарские медные копи», которое активно скупало рудники Жезказгана.
Уже в конце XIX в. Казахстан стал основным производителем меди в России после Урала и Кавказа.
К началу XX в. держателями большинства акций горнодобывающей промышленности Казахстана были граждане из Европы и США.
К началу XX в. добыча казахстанской нефти находилась в основном в руках у англичан.
К 90-м г. относится возникновение первой нефтепромышленной компании на Эмбе.
В 1911 г. англичане начали добычу нефти на Эмбе.
Доходной отрасльютгорной промышленности была добыча золота:
За период с 1882 по 1892 гг. добыча золота увеличилась с 13,31 до 23,38 пудов.
Среди золотопромышленников преобладали татарские и русские предприниматели.
В начале XX в. в Усть-Каменогорском уезде работали 50 золотых приисков.
На рубеже XIX-XX вв. распространяются предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, их особенностью было малочисленность рабочих.
В 1867 г. Баскунчакское предприятие произвело около 55 тыс., а в 1900 г. - свыше 20 млн. пудов соли.

Последствия проникновения иностранного капитала в край:
За счет хищнической эксплуатации рудники и шахты приходили в упадок. Техника практически не обновлялась. Сырье уходило за пределы Казахстана. Местное население никаких дивидендов (прибыли) не получало.

Обрабатывающая промышленность, заводы и фабрики в городах были еще маломощными и плохо оснащенными.
В конце XIX в. возникают крупные - с числом работников в 300-400 человек - предприятия. Среди них - Успенский рудник, Карагандинский угольный бассейн, Экибастузский, Риддерский рудники.
Таким образом, крупные промышленные центры были куплены зарубежными предпринимателями.
Формирование национальной торгово-промышленной буржуазии и наемных рабочих
Процесс разложения кочевого и полукочевого хозяйств привел к тому, что в регионе началось формирование новых социальных слоев - наемных рабочих (жатаков) и баев.
На рубеже XIX-XX вв. некоторые баи, наделенные чинами, стали заниматься предпринимательством, в Степи их называли баи-саудагеры.
Некоторые скотопромышленники имели свои заводы - салотопенные и маслодельные.
Волостной управитель Караоткельской волости Павлодарского уезда А.Казангапов жертвовал много денег беднякам, мечетям и школам. Предприниматель Б.Шокабасов построил в Павлодаре мечеть.
Бай из Томской губернии Нурекен внес значительный вклад в строительство гостиницы в Мекке, где останавливались казахи-паломники.
Нурекен - крупный арендатор земель в Алтайском горном округе. Несколько раз совершил хадж в Мекку.

Строительство железных дорог

В целях широкого использования сырьевых ресурсов Казахстана в интересах метрополии, царское правительство в конце XIX в. - начале XX в. приступило к строительству железнодорожных линий.
Метрополия - государство по отношению к своим колониям, эксплуатируемым территориям, экономически зависимым странам.
В 60-70-е гг. XIX в. строительства железных дорог от правительства настоятельно требовали русские фабриканты.
В 1891-1893 гг. была    проведена железнодорожная линия Покровская слобода - Уральск.
С 1894 г. открылось движение на участке от Челябинска до Омска.
В 1901-1905 гг. была построена железная дорога Оренбург-Ташкент.
Транспортная магистраль Оренбург-Ташкент, протяженностью 1656 км была сдана в эксплуатацию в январе 1906 г..
Железнодорожная линия Оренбург-Ташкент была построена для ликвидации хозяйственности обособленности Южного Казахстана.
В начале XX в. вовлечению Казахстана в новую общероссийскую хозяйственную систему способствовало строительство железнодорожных линий.
Среди рабочих казахской национальностей в начале XX в. было значительное число железнодорожников.
Численность рабочих к 1902-1904 гг. в районе железной дороги Оренбург- Ташкент достигла 30 тыс. (40 тыс.) человек.
В конце XIX в. было построено 482 верст железной дороги, то за 5 лет XX века этот показатель достиг 1818 км.
Среди казахов получило распространение отходничество (сезонной работы) на строительство железных дорог.
Опытные железнодорожные и промышленные рабочие формировались из числа приезжих из европейской части России.
К 1917 г. численность рабочих в Казахстане достигла 90 тыс. человек.

Формирование рабочего класса

С развитием промышленности связано формирование рабочего класса.

  1. Положение рабочих было очень сложным:
  2. Отсутствие профессиональных навыков.
  3. Жилищные проблемы.
  4. Отсутствие техники безопасности и условий труда.
  5. Низкий уровень производства.
  6. Производственный процесс базировался на ручном труде;
  7. Не нормированная продолжительность рабочего дня (до 12 часов).
  8. Дискриминация кзахских рабочих.
  9. Низкая заработная    плата (30-40 коп.)

Во 2-ой половине XIX в. по социально- экономическому  положению  к формирующемуся сельскому пролетариату в Казахстане относились жатаки.
Во 2-ой половине XIX в. восприимчивыми к явлениям классового характера оказались порвавшие с родовой и патриархальной средой жатаки.
С развитием  промышленности  в Казахстане во 2-ой половине XIX в. рабочими становились:  обедневшие кочевники (жатаки).
Рабочие в основном были сосредоточены в местах развития горной промышленности.
К концу XIX в. их насчитывалось -19 тыс. человек, а к 1902 г. - 30 тысяч рабочих. Рабочий состав был многонациональным, казахи составляли 60-70%.
Положение рабочих было тяжелым, на территорию Казахстана не распростронялись законы фабричной инспекции.
Самыми тяжелыми были условия труда и быта рабочих горных, золотодобывающих предприятий и других рудников, где властвовал частный капитал.

Усиление рабочего движения

Виды протеста:

  1. Бегство с предприятий;
  2. Забастовка.

Бурное развитие горнодобывающей промышленности привело к использованию здесь женского и детского труда.
С 90-х гг. XIX в. в рудниках стали использовать детский труд. Доля детей (до 16 лет) выросла до 14%.
Одним из видов протеста рабочих против угнетения было их бегство с предприятий.
В целях пресечения бегства рабочих с предприятий с конца XIX в. стали применять наказания в виде заключения в тюрьму сроком до 3 месяцев.
Доставившие беглых рабочих получали определенную премию.

Забастовочные движения в Казахстане

Одна из первых забастовок произошла в 1849 г. в Кокчетавском горном округе.
150 рабочих, вооруженных кайлами, лопатами и топорами, бросив работу, потребовали от управляющего расчета.
Забастовка казахских рабочих горной промышленности Усть-Каменогорского уезда в 1888 г., завершилось повышением заработной платы.
В 1891 г. на Владимирском золотом прииске Усть-Каменогорского уезда прошло несколько организованных выступлений.
В 1890 г. во время одного столкновения погиб управляющий Асташевским рудником Алтая.
В 1890 гг. прошли забастовки рабочих Западно-Сибирской железной дороги.
В 1910-1911 гг., выступления в железнодорожных мастерских Перовск и Туркестан.
После Ленских событий 1912 г. в первых рядах забастовщиков Казахстана были железнодорожники.
В конце XIX в. первые забастовки рабочих в Казахстане проходили стихийно и с явным преобладанием экономических требований.
В конце XIX в. политическую слабость выступлений трудящихся обусловили:

  1. Мелкость и разбросанность очагов производства;
  2. малочисленность рабочих.

 Таким образом, колониальная политика царизма превратила Казахстан в дешевый рынок сбыта, источник сырья и рабочей силы, обрекая промышленность края на многовековую отсталость.
 

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-17 Просмотров: 18690