Развитие национально-демократического движения в Казахстане в годы политической реакции и Первой Мировой войны


Пройти тест по этой теме

Ахмет Байтурсынов

Начальный период политической реакции

После подавления 1-ой русской революции в Казахстане началась реакция.

Она выражалась в:

  1. Усилении крестьянского переселенческого потока в Казахстан.
  2. Деятельности черносотенных организаций.

 

Черносотенные организации - члены реакционной общественной организации в России в начале XX в., которая, выступая за сохранение незыблемости самодержавия на базе великодержавного шовинизма, в борьбе с революционным движением, дополняли карательный аппарат царизма.

Черносотенные организации «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» дейтсвовали при поддержке властей. Их деятельность заключалась в:

  1. Организации погромов.
  2. Разжигании межнациональной вражды.
  3. Преследовании нерусских народов края.

После революции в Казахстане:

В 1907 г. казахи были лишены избирательных прав.

Были разгромлены социал-демократические и профсоюзные организации.

  1. Усилился политический надзор.
  2. Усилилась эксплуатация рабочих (необоснованные увольнения, штрафы, увеличение раб. дня и др.).
  3. Выступления народа пресекались воинскими командами.
  4. В 1907 г. понижен статус казахского языка (преподавался лишь 2 года как отдельная дисциплина)

Обострение социальных противоречий и период подъема нового революционного движения

Правительство в проведении своей социально-экономической политики в Казахстане особое значение придавало - захвату казахских земель.

В «Главном управлении земледелия и переселения крестьян» в начале XX в. постоянно рассматривались вопросы - перемещения переселенцев.

В конце XIX - начале XX вв. царизм, проводя переселенческую политику из революционно активных районов России в Казахстан, преследовал цели:

  1. изменить этническо-национальный состав населения;
  2. сгладить революционное движение в России.

После I российской революции в Юго- Западную Сибирь и Казахстан переселяли крестьян из районов активных социальных потрясений.

В начале XX в. в Казахстане достигла своего апогея активно проводимая политика массового переселения крестьян (Столыпинская аграрная политика).

К концу I мировой войны процесс изъятия у казахского населения земель продолжался.

Основная причина восстания 1916 г. в Казахстане земельная политика царизма.

Для подавления всякого недовольства и неповиновения кочевников правительство опиралось, прежде всего на военноказачий контингент.

Забастовка рабочих акционерного общества «Атбасарские медные рудники» прошла в мае 1911 г.

Период нового подъема демократического движения в Казахстане после поражения II русской революции начался весной и летом 1912 г.

 Стачки рабочих Доссора в Уральско-Каспийском нефтяном обществе и забастовка рабочих на Эмбенском производстве закончилась частичным удовлетворением требований.

Администрации предприятий повысили зарплату на 26 (%) процентов.

Казахстан в годы Первой мировой войны

Годы Первой мировой войны 1914-1918.

 Война усилила значение российских сырьевых колоний, в том числе и Казахстана.

В годы I мировой войны Казахстан являлся: сырьевой базой.

Россия в начале I мировой войны только из Семиреченской области вывезла на 34 млн руб. животноводческого сырья.

Туркестанский край в 1914-1916 гг. в I центральные районы России поставил: хлопок, мясные продукты, юрты, скот.

Явным проявлением последствий военных действий в годы I мировой войны является увеличение кибиточной подати.

Сумма кибиточного сбора в 1914 г. составила 600 000 рублей, то в 1917 г. - она равнялась 1000 200 руб.

Правила об «использовании» инородцев на государственных предприятиях, принятые 25 июня 1915 г. фактически прикрепили рабочих к владельцам предприятий.

В особенно тяжелом положении оказались рабочие предприятий, находившихся в собственности иностранных предпринимателей.

Ежедневная средняя заработная плата в Казахстане составляла 20 копеек.

Длительность рабочего дня составляла 12- 14 часов.

В августе 1914 г. в северо-восточный Казахстан прибыли первые партии военнопленных.

Поток военнопленных в основном направлялся в уездные центры Степного края.

Из-за отсутствия рабочей силы для  общественных и частных работ стали привлекать австро-венгерских и германских военнопленных.

В Акмолинской области более половины военнопленных (14 000) были заняты в сельском хозяйстве.

Большую часть размещенных в Акмолинской и Семипалатинской областях составляли лица славянского происхождения.                                

Положение военнопленных было тяжелым. Организаторами выступления в Риддерском руднике в 1915 г. были военнопленные.

Последствия пребывания военнопленных в Казахстан:

  • Усиление революционной активности  социально-экономического кризиса привели к совместному антиправительственному выступлению местного населения и военнопленных;
  • Военнопленные способствовали подъему революционной ситуации в крае.

Таким образом, в период нарастания колониального гнета и послереволюционной реакции, а также нарастания нового революционного настроения казахская интеллигенция усилила деятельность по пробуждению национального самосознания казахского народа. В результате в 1916 г. вспыхнуло национально-освободительное движение в Казахстане, которое активно поддержали революционно настроенные массы Российской империи.

Возникновение «Движения Алаш»

В начале XX в. ответственность за судьбы ущемленного казахского народа, взяло на себя движение Алаш. Под терминами «Алаш», «движение Алаш» мы подразумеваем национальную элиту, ее деятельность. На рубеже веков это движение представляли А.Букейханов,

А.Байтурсынов, М.Дулатов, Б.Кулманов, М.Тынышпаев, Ж.Акпаев, С.Лапин, Б.Каратаев и др. с мировым уровнем политической культуры, получившие блестящее профессиональное  образование, вобравшие в себя лучшие нравственно-этические ценности великой степи. Руководителей и активистов движения Алаш принято называть окы€андар (образованные) и зиялылар (интеллектуалы). Их было немного. За последние 30-40 лет существования самодержавия чуть более 100 казахов получили диплом о высшем образовании. В рядах членов партии «Алаш» состояло около 1000 человек. Но они были лучшими из лучших. Вопреки колониальной политике «разделяй и властвуй», сопровождавшейся гонениями и преследованиями Алашская интеллигенция неуклонно исполняла великую цель - освобождение народа от гнета, достижение свободы.

Деятельность казахской интеллигенции

В начале XX в. казахские общественные деятели и казахская интеллигенция пытались добиться равноправия казахского народа в составе империи, они публиковали свои статьи в изданиях крымских и волжских татар. Таких как:

  1. «Таржиман» (крымских татар);
  2. «Ихтисад», «Шора», «Уакыт», «Жулдыз» (волжских татар).

Лидеры Алашского движения: А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Ш. Кудайбердыулы, М.Тынышпаев.

Исторические портреты: лидеры движения «Алаш».

Алихан Букейханов (1866-1937 гг.)

Общенациональный лидер А.Букейханов родился в 1866 г. в Семипалатинской области в семье султана.

На развитие личности А. Букейханова оказало воздействие казахское устное народное творчество.

А.Букейханов закончил экономический факультет в Санкт-Петербурге, после окончания учебы он занимался административной и педагогической деятельностью в г. Омске.

А.Букейханов принимал активное участие в работе Западно-Сибирского отдела Русского географического общества.

В 1903 г. в Санкт-Петербурге вышел том «Россия. Полное географическое описание нашего края», одним из авторов был А. Букейханов.

В конце XIX - начале XX вв. он принимал участие в составе статистической экспедиции Ф.Щербины.

А.Букейханов поддерживал тесные отношения с писателем А.Сорокиным, который значительную часть своего творчества посвятил жизни казахов.

В 1905 г. он вошел в партию кадетов. Омское жандармское управление отмечало, что «главным инициатором и руководителем религиозно-политического движения киргизов в степи» является А.Букейханов.

Ахмет Байтурсынов (1873-1938 гг.)

Общественный деятель, поэт, публицист А.Байтурсынов родился в 1873 г. в Тургайской области. Занимался педагогической деятельностью, и внес вклад в становление литературного казахского языка и реформирования арабской графики.

Он после окончания русско-казахского училища поступил в Оренбургскую учительскую семинарию.

С 1910 по 1917 гг. он проживал в городе Оренбурге.

За открытую критику антинациональной политики царизма в июле 1909 г. он был заключен в Семипалатинскую тюрьму.

Его первый сборник произведений вышел в 1911 г. в г. Оренбурге под названием «Маса» («Комар»).

В 1912 г. на основе арабской графики выходят его учебники «Оку куралы» и «Ил куралы».

Основал еженедельную газету «Казах» в 1913 г.

Был редактором газеты до 1917 г.

Миржакып Дулатов (1885-1935 гг.)

М.Дулатов в 1909 г. выпускает сборник стихов «Оян казак», эту книгу современники называли «национальным манифестом».

Его труд «Оян казак» написан с антиправительственной критикой, поэтому был конфискован царскими властями.

Он в Санкт-Петербурге издает газету «Серке».

Труд «Оян казак» с антиправительственной критикой был конфискован царскими властями.

В 1910 г. в Казани был издан его роман «Несчастная Жамал».

В 1913 г. в Оренбурге сборник песен «Азамат».

В 1915 г. литературно-публицисти-ческий сборник «Терме».

Мухамеджан Тынышпаев (1879-1937 гг.)

Родился в Лепсинском уезде Семиреченской области.

В 1900 г. закончил Верненскую гимназию с золотой медалью.

Закончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения.

Первый казахский инженер-путеец.

Его труды: «Казахи в XVII—XVIII вв.», «Победы и поражения казахов», «Материалы по истории киргиз- кайсакского (казахского) народа».

Шакарим Кудайбердыулы (1858-1931 гг.)

Среди наиболее талантливых учеников Абая был Шакарим.

Он владел арабским, персидским, турецким и русскими языками.

Работал с архивами Парижа и Стамбула. Изучал философию, историю, музыку, литературу и религию тюркоязычных народов.

Был членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества.

Поэмы Шакарима «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек».

Его произведения, изданные в начале XX в. «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханов», «Условия мусульманства».

Мустафа Шокай (1890-1941 гг.)

Родился в городе Акмечеть (нынешний г. Кызылорда).

Гуманист-мыслитель,  демократ, энциклопедист, просветитель. 

Окончил на золотую медаль юридический факультет  Санкт-Петербургского университета.

Освещал проблемы истории и культуры народов Средней Азии и Казахстана.        

Свободно владел английским, французским, немецким, турецким и арабским языками.      

Был единственным представителем  тюркских народов в политическом бюро мусульманской фракции Госдумы.

Активно сотрудничал с мусульманской фракцией Госдумы.

Бактыгерей Кулманов (1857-1919 гг.)

Из Внутренней Орды.

Окончил восточный факультет Санкт-Петербургского университета.         

Одним из первых получил ученую степень  кандидата наук.

Дважды избирался в Госдуму.

Развитие печатных изданий в Казахстане конца XIX - начала XX вв.                        

Печатные органы колониальных властей

Одним из достижений конца XIX – начала XX вв. является зарождение национальной печати, первые издания на казахском языке были сформированы органами колониальной власти.

В 1870 г. в Ташкенте вышла газета Туркестанского генерал-губернаторства «Туркестан уалаятынын газеты».

В 1888 г. в Омске вышла газета Степного  генерал-губернаторства «Дала уалаятынын газеты».            

Первые газеты «Туркестан уалаятынын газеты» и «Дала уалаятынын газеты» на казахском языке разъясняли политику царской власти и носили информационный характер.

Выход казахских журналов и газет В 1911-1915 гг. в Оренбургской губернии выходил первый казахский журнал «Айкал», редактором и издателем был поэт, публицист Мухамеджан Сералин. Журнал затрагивал вопросы:

Перехода скотоводов к оседлости; Повышения уровня образования в крае.

С 1914 г. по 1918 г. в Омске работала казахская культурно-просветительская организация «Бiрлiк» («Бирлик») с печатным органом «Балапан».

Главный редактор издания:  Кошке Кеменгеров.

В Уфе издавался рукописный журнал «Садак» (1915-1918 гг.)

Его выпускали Б.Майлин и Ж.Тилепбергенов.

Казахские издания конца XIX - начала XX вв. активно финансировали татарские купцы и промышленники.

В 1907 г. в Санкт-Петербурге выходит первая общественно-политическая газета «Серке», но была закрыта с началом политических реакций.

Она начала выходить как приложение к татарской газете «Ульфат».

Кольбай Тогусов общественный деятель и журналист из Семипалатинской области окончил юридический факультет Санкт- Петербургского университета.

Общенациональная газета «Казац» («Казах»)

Национально-политическим и научнолитературным изданием, объединившим лучших представителей казахского народа была газета «Казак» («Казах»).

Огромную роль в разоблачении политики царизма в Казахстане, в возрождении национального самосознания казахского народа сыграла газета «Казак»- Учреждена в Оренбурге.

Основал еженедельную газету «Казак» в 1913 г. А. Байтурсынов.

А. Байтурсынов. был редактором газеты с 1913 по 1917 гг.

Тираж составлял в среднем 3 тыс. экземпляров, а иногда доходил до 8 тыс.

С июля 1917 года официальным печатным органом организации «Алаш» становится газета «Казак».

На страницах газеты затрагивались вопросы:

  1. Равноправие и свобода восточных женщин.
  2. Народное образование.
  3. Сохранение кочевого и полукочевого скотоводства в сочетании с земледелием.
  4. О языке, литературе, истории и этнографии казахов.

Газета «Казак» («Казах») послужила мощным толчком для формирования национального самосознания казахов.

Таким образом, органы печати, такие как журнал «Айкал», журнал «Садац», Дала и Туркестан уалаятынын газеты (Степной и Туркестанский край), газета «Казак», газета «Серке», «Семипалатинский листок» сыграли позитивную роль в пропаганде идей просвещении казахского населения.

Издание книг на казахском языке

В начале XX в. наступает период «книжного бума».

Среди казахов начали появляться книги как духовного, так и светского содержания.

С1900 по 1917 гг. на казахском языке было издано около 400 наименований книг с общим числом до 60 тыс. экземпляров.

Они печатались арабской графикой.

В начале XX в. делу развития книгоиздательских центров в Казахстане оказывали содействие отделы Русского географического общества.

В 1909 г. впервые вышли избранные произведения великого мыслителя Абая Кунанбаева.

Это издание включало две трети стихов Абая. Небольшое предисловие племянника поэта Какитая Исхакулы содержало краткие биографические сведения и самые общие данные о творчестве и взглядах Абая.

Труды выдающихся представителей национально-демократической культуры М.Дулатова, Ш.Кудайбердыева, СДонентаева и др., впервые были изданы в начале XX в.

Казахская культура начала XX в. развивалась, как часть мирового культурного процесса, имела специфические черты, обусловленные своеобразием кочевой жизни.

Глубоко затронул жизненные проблемы начала XX века, показываятяжелую судьбу народа произведение Беимбета Майлина: «Шуганыц белпа» («Знак Шуги»).

Спандияра Кубеева - «Калын мал» («Калым»).

Султанмахмута Торайгырова - «Камар сулу» («Красавица Камар»).

В 1914 г. благодаря поддержке просветительской организации «Б1рлж» Сакен Сейфуллин издает свою первую книгу «Откен кундер».

Поэт начала XX в., пропагандист народных сказаний - дастанов и героических преданий о народных батырах Нурпеис Байганин.

Творчество казахской интеллигенции в начале XX в.

Автор

Произведения

1.Спандияр

Кубеев

«Калын мал» («Калым»).

2.Беимбет

Майлин

«Шуганыц белпа» («Знак Шуги»).

3. Султанмахмут Торайгыров

  • Поэмы и стихи «Шаюрт ойы»(«Думы ученика»), «Bip адамга» («Другу»), «Адаскан eMip» («Заблудившиеся»)
  • «Камар сулу» («Красавица Камар»)

4.Ахмета Байтурсынов

«Маса» («Комар»), «Оку куралы» и «Тт куралы»

Б.Шакарим

Кудайбердыулы

-Поэмы «Калкаман- Мамыр», «Енлик-Кебек». -«Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханов», «Условия мусульманства».

б.Миржакып

Дулатов

  • «Оян казак» (1909 г.)
  • Роман «Несчастная Жамал» (1910 г.)
  • Сборник песен «Азамат» (1913 г.)

-Литературнопублицистический сборник «Терме» (издан в 1915 г.)

7. Магжан Жумабаев

сборник стихов «Шолпан» (1912 г.)

8. Сакен Сейфуллин

его первая книга «вткен кундер» (1914 г.).

 
 

Итогом выступлений в начальный период революции 1905-1907 гг. стала октроированная конституция - Манифест 17 октября 1905 г., даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. За революцией последовала реакция. Были изменены правила выборов в Госдуму для увеличения числа лояльных монархии депутатов; власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте 17 октября 1905 г. свободы; наиболее существенный для большинства населения страны аграрный вопрос не был решён.

Таким образом, социальное напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью разрешено, что определило предпосылки для последующего революционного выступления 1917 года.

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-17 Просмотров: 14206