Декоративно - прикладное искусство
Декоративно - прикладное искусство начало широко развиваться в средние века.
Применялся при обработке и украшении посуды, металлических изделий, в строительстве.
Материалом служили глина и ганч (разновидность гипса).
Во второй половине средневековья зародился способ фигурной кладки с использованием обожженного кирпича.
С XI века широко стал применяться резной и шлифованный кирпич - прообраз архитектурной терракоты.
Терракота широко применялась в XI-XII веках.
Терракота - обожженая глина.
Во второй половине средневековья в прикладном искусстве на керамике, терракоте, в резьбе и росписи были распространены изображения животных.
При раскопках в городе Кызылозен (Красная речка) были найдены терракотовые плиты с рельефным оттиском льва.
Декоративное искусство широко применялось в архитектуре и строительстве казахского народа позднего средневековья.
Использовались при украшении величественных куполов, нанесении орнаментов на тускиизы и текеметы.
Архитектурно - строительные комплексы В X-XII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения.
Это было связано с расширением) распространения на територии Казахстана) ислама.
Архитектура общественных и религиозных) зданий развивалась в соответствии с канонами ислама.
Внешний вид обьектов зодчества в Средней Азии и в Казахстане был схожим.
Мечети
Мечети - это исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения Аллаху, а также для отправления исламских обрядов.
По письменным арабским, персидским источникам, уже в X в. в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети. Упоминал о мечетях, возведенных в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу) арабский историк аль-Макдиси.
В 4-5 км южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены и исследованы остатки мечети Жума.
Минарет Боран построен в конце X или начале XI веков в Жетысу.
При раскопках города Куйрыктобе был» обнаружены остатки наиболее ранней мечети.
Остатки мечети найдены и при раскопках городища Орнек под Таразом.
Мавзолеи Арыстан-Баб Мавзолеи - это крытые монумен-тальньи надгробные сооружения.
Мавзолеи Бабаджа-Хатун и Айша-Биби возведенные в X-XII веков, расположены 18 км западнее города Тараза.
По легенде Арыстан-Баб (святой) бьи наставником Ходжа Ахмеда Яссауи. Приставкой к именам духовных исламски наставников-суфиев в среднеазиатск» городах Отрар, Сайран, Йасы было слово «баб (баба)».
- К могиле святого совершают паломничества, здесь же читают молитвы.
- Популярно изречение «Почитай Арыстан- 5аба, а проси милости Ходжа Ахмеда» - «Арыстан бабца туне, Кожа Ахметтен тме».
Мавзолеи Бабаджа-Хатун и Айша-Биби
Мавзолей Бабаджи-Хатун возведен X-XI ввв.
- Это купольное сооружение из обожженого кирпича перекрытое шатрообразным куполом. Вход обращен на восток.
Мавзолей Айша-Биби сохранился частично.
- Время возведения мавзолея - XI-XII вв.
- Углы стен были укреплены четырьмя колоннами.
- Купол был разрушен.
- Наружные стены мавзолея сплошь покрыты разными терракотовыми плитками.