Автор картины «Окружающие Лепсинский край горы»: В.Верещагин.
-Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве этого известного русского художника.
Художник Н.Хлудов все свои значительные произведения посвятил казахской тематике.
-В его картинах «Прогон скота», «За дровами» Казахская Степь изображена с большой любовью.
Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках XIX в. в Петропавловске, Кокшетау (1876 г.).
На всемирной выставке Париже (1868 г.) были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы.
Казахские музыкальные инструменты были показаны на выставке 1872 г. в Москве.
«Казахский соловей» - так называли одного из музыкантов и певцов в начале XX в. Майру Шамсутдинову.
Композитор, автор кюя «Кецт ашар» («Настроение») Дина Нурпеисова.
Композитором замечательного образца казахской музыкальной классики, песни «Майдакоцыр» является Естай.
Укили Ыбырай - «Гэкку».
Казахская литература в 1-ой половине XIX в.
В казахской литературе в 1-ой половине XIX в. видное место занимает творчество биев.
Представившие яркие образцы ораторского и поэтического искусства. Речи, высказывания и толгау (раздумья) таких известных биев, как Актайлак, Бапан, Есет, Жанкиси, получили распространение в народе.
В основе поэзии 1-ой половины XIX в. лежали проблемы казахского общества и воспевание жизни человека.
Музыкальное искусство Отдельные люди, имеющие особый талант исполняли: Кюй (инструментальное произведение); Песни (жыр, толгау, терме и др.).
Немало музыкальных произведений было сочинено в 30-40-х гг. XIX в., которые посвящались борьбе с угнетением народа (кюй Махамбета).
В 1-ой половине XIX в. по силе таланта на первом месте среди казахских поэтов стоит имя поэта-воина Махамбета. Родился в 1803 году.
Его отец был состоятельным, близким к ханскому окружению, влиятельным человеком во Внутренней Орде.
В 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге - в качестве воспитателя ханского наследника.
В Оренбурге Махамбет подружился с Г.Карелиным и В.Далем.
В 1829 г. за причастность к выступлениям шаруа Махамбета заключают в Шернияза Жарылгасулы (1807-1867 гг.)
Заслуга в казахской литературе совершенствовал искусство поэтической импровизации.
Поэт Шернияз, так же как Махамбет, участвовал в восстании в Бокеевском ханстве.
В народе широко известно его обличительное обращение к султану Баймагамбету.
Гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки 2-ой половины XIX в.
Родился в 1818 г. в местечке Жидели на территории Букеевской Орды.
Первый наставник Курмангазы игры наи домбре - Ханбазар.
А главным учителем был кюйши Узак.
Руководителю восстания 1836-1838 гг.
Исатаю Тайманулы Курмангазы посвятил свой первый кюй «Кишкентай».
Мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи слышатся в его кюе «Сары арка».
Танцевальные кюи Курмангазы
Сагырбайулы Кызыл цайын, Балбырауын.
В 1-ой половине XIX в. были заложены основы нового течения поэзии воспевания жизни человека.
К этому направлению относятся Шоже и Суинбай.
В основе их творчества лежали социальные и экономические проблемы казахского традиционного общества.
Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш - Баян Сулу» был записан крупным поэтом - эпиком Шоже.
Слепой с рождения, Шоже с юных лет сочинял стихи, играл на кобызе и пел песни.
В айтысах Шоже не знал поражений.
В XIX в. воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы, осуждал неправедные поступки правителей, Калмыковскую крепость.
Стихи Махамбета являются летописью восстания и помогают увидеть причины и цели движения 1836-1838 гг.
Махамбет призывает жить в дружбе с русским народом.
Во время встречи с русским офицером Айтовым Махамбет говорил ему, что не является врагом России, хочет дружбы с русским народом, мирной жизни в родном ауле.
Махамбет в обращении к султану - правителю Б.Айшуакулы разоблачает его антинародную деятельность.
Он владел русским языком, был знаком и поддерживал отношения с русским уче- ным-путешественником Г.С.Карелиным.
Его кюи «Акбай», «Аксак, киж», «Кобек шашк,ан», «KiceH ашкан», «Адай», «Турмеден кашкан» наполнены
раздумьями, верой в будущее.
Из произведений классика казахской инструментальной музыки Курмангазы Сагырбайулы сохранились 60 кюев.
Выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников классической
домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев в стиля шертпе.
Он родился и вырос на территории Каркаралинского района Карагандинской области, происходил из рода каракесек Среднего жуза.
Осуждает власть людей, возвышающихся над народом в кюе «Бес-торе». Таттимбета привлекали кюи-легенды,
этнические кюи, основанные в XIII-XVII вв. Из произведений выдающегося кюйши- композитора Таттимбета сохранились свыше 40 кюев.
Кюйши в 1855 г. получил серебряную медаль в Петербурге.
Ыкылас Дукенулы (1843-1916 гг.). Кюйши-композитор, кобызист второй половины XIX в.
Возродил традиции кобыза от музыки Коркута.
Вдохновителем его таланта был отец. Композитор высмеивал недостойных чиновников и властителей в кюе: «Жарым патша».
Яркие представители поэзии 40-60 гг. XIX в.: Дулат Бабайтайулы, Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы.
Их относят к поэтам «эпохи скорби» (зар заман).
Основная тема: скорбь по старым временам, по прошлому казахского народа. Поэты разоблачают колониальную политику царизма (М.Монкеулы «Три края»)
Кюйши-композитор 2-ой половины XIX в., основоположник лирического направления в домбровой музыке.
Даулеткерей происходил из степной аристократии. С юных лет отличался необычайным музыкальным талантом, тонким поэтическим восприятием и широким кругозором.
На формирование взглядов композитора повлияло восстание 1836-1838 гг.
Даулеткерей изображал тонкие психологические женские портреты в кюях «Ңос-алқа», «Қыз-Акжелең», «Құдаша», «Жеңгем сүйер», «Ақбала-қыз», «Жұмабике», «Көркем-ханым».
Кюйши-новатор использовал музыкальные темы русских военных маршей и элементы туркменской музыки в некоторых кюях.
Поэт и композитор, автор лирических произведений, до нас дошли 40 его произведений.
На становление его таланта оказала встреча с Абаем в 1865 г.
Одна из первых его песен «Биржан-сал». Его произведения: «Айтбай», «Ғашығым», «Ләйлім шырақ», «Жанбас сипар». Песни «Жанбота», «Адасқақ» отразили его гнев по поводу действий власть имущих. Участвовал в айтысе с девушкой по имени Сара.
Композитор, поэт-публицист 2-ой половины XIX в.
Автор текстов и музыки 70 песен.
Родился на берегу озера Жасыбай в Баянаульских горах, в семье простого кочевника.
На формирование мировоззрения композитора, поэта-публициста оказали влияние ссыльные декабристы и петрашевцы.
В 1852 г. он прибыл в Омск, где в 1854 г. поступил в русскую школу.
Сочинил музыку на стихотворение Алтынсарина «Кел, балалар, окылык».
По обвинению сыновей старшего султана Баянаульского округа Шормана был выслан в Тобольск в 1860 г.
За свои политические взгляды в тюрьме, обратился с прошением об отправке в армию.
Через 2 года по собственному желанию
Балуан Шолак (Нурмагамбет Баймырзаулы) (1864-1919 гг.)
Уроженец нынешней Акмолинской • области.
Композитор, певец, акын и борец.
Его песни: «Галия», «Ашылы-айырык».
Участвовал в завоевательном походе Черняев на Шымкент и Аулие-Ату. Однако столкнувшись с жестокостью генерала, бежал на родину.
Родился на территории нынешней Северо- Казахстанской области.
До нас дошли более 40 песен.
Является автором песен «Балқадиша», «Маңмаңгер», «Құлагер» (о своем убитом скакуне), «Сырымбет», «Алтыбасар», «Макпал», «Актоты» и др.
На формирование композиторского таланта повлияла казахская народная музыка.