Одной из специфических форм борьбы казахского населения за свои права была подача петиций, которое получило распространение в начале XX в.
Первые петиции были составлены и отправлены в вышестоящие инстанции в 1902-1903 гг., в них содержались требования остановить политику христианизации казахов, инициаторами их составления были религиозные деятели.
В начале XX в. во главе казахского народа в подаче петиций властям встал общенациональный лидер А.Букейханов.
Малочисленность рабочего класса, в том числе рабочих из коренного населения;
Историческое значение революции 1905-1907 гг. :
Каркаралинская петиция Одной из самых содержательных петиций, поданных колониальным властям, была Каркаралинская петиция.
Петиция была выработана в 1905 г. на съезде казахской знати близ Каркаралинска на Кояндинско-Ботовской ярмарке.
Её подписали 42 влиятельных казаха Каркаралинского уезда Семипалатинской области.
Была составлена в Омске и переправлена в Каркаралинск, откуда 22 июня 1905 г. отправлена царю.
В составлении петиции активную работу провели А.Букейханов, А.Байтурсынов, Ж.Акбаев, Т.Нурекенов и др.
Основное содержание петиции состояло в требовании допустить казахов к работе Госдумы.
Были составлены несколько вариантов Каркаралинской петиции, наиболее полно отражала проблемы казахов начала XX в. петиция, направленная в адрес министра внутренних дел.
Её перевёл на русский язык Т.Нурекенов. Она состояла из 47 пунктов.
Копии Каркаралинской петиции к царю были посланы в редакции российских газет.
В петиции предлагалось решить религиозные вопросы, вопросы образования и судопроизводства, земельные вопросы.
Вместо крестьянских начальников предлагалось ввести должность мировых посредников.
Предлагалось обязательное участие казахов в высшем законодательном органе империи.
Предлагалось подчинить религиозные дела мусульман Оренбургскому духовному собранию.
Казахи требовали запретить посещение казахских аулов православными миссионерами.
Казахи требовали наложить запрет на недостигших совершеннолетия казахов переход в другую религию.
Казахи просили о назначении сборщиков для сбора религиозных налогов для стипендии ученикам из бедных семей.
Образование и казахский язык Предлагали обязательное преподавание в школах азов мусульманства, только затем обучение русской грамоте.
Против обучению казахов христианству в школе.
Перевод делопроизводства на казахский язык.
Добиться того, чтобы начальники знали казахский язык.
Писари, рассыльные и стражники должны быть из числа местного населения.
Были против административной высылки степняков без суда и следствия. Предлагали подчинить суд биев не местным властям, а Министерству юстиции. Казахи предлагали изъять из ведения военных губернаторов и уездных начальников бракоразводные дела.
Казахи в решении земельного вопроса требовали оставить в ведении хозяев зимние и летние стоянки.
Вернуть отобранные у степняков за последних 20 лет земли.
Допустить свободное пользование лесов, соляных и рыбных озер.
Казахи требовали свободные земли в районе казахских кочевий передавать только мусульманам-башкирам.
Царизм требования и предложения Каркаралинской петиции не выполнил, но допустил казахов в состав I и II Госдум России.
Петиция в концентрированной форме выразила наиболее значительные проблемы казахов.
Показала рост политического самосознания казахов.
Свидетельствовала о решимости народа защитить свои ущемленные права.
«По мнению академика К. Нурпеисова, на съезде в г. Орал лидеры и активисты движения Алаш предприняли попытку основать общенациональную политическую партию кадетского образца, а не казахский филиал кадетской партии. Что касается Каркаралинской петиции, то в этом важном документе, сформулированы экономические, духовнокультурные, социальные и первые политические требования российскому правительству.
Постижению смысла и назначения национальной идеи способствовало избрание известных казахских деятелей в Государственную Думу России I и II созывов. Сдвиги в политической культуре населения края и другие объективные тенденции вывели, в конце концов, к судьбоносному рубежу: во-первых, родилась актуальная для казахского народа национальная идея (Алаш), во- вторых, она оказалась универсальной прогрессивной идеей для всего колониального Востока...»
(Абжанов X. Движение Алаш и казахская национальная идея начала XX в.)