Петиционное движение среди казахов


Пройти тест по этой теме

А.Букейханов

Начало петиционного движения

Одной из специфических форм борьбы казахского населения за свои права была подача петиций, которое получило распространение в начале XX в.
Первые петиции были составлены и отправлены в вышестоящие инстанции в 1902-1903 гг., в них содержались требования остановить политику христианизации казахов, инициаторами их составления были религиозные деятели.
В начале XX в. во главе казахского народа в подаче петиций властям встал общенациональный лидер А.Букейханов. 

 Причины поражения революции 1905-1907 гг.

Малочисленность рабочего класса, в том числе рабочих из коренного населения;

  1. Недостаток опыта в организации агитационно-пропагандистской работы;
  2. Отдаленность края от крупных политических и экономических центров империи;
  3. В Казахстане - народные массы не поддержали главных организаторов революционных событий большевиков.

Историческое значение революции 1905-1907 гг. :

  1. Способствовала  пробуждению политического сознания  и демократического движения в крае;
  2. Способствовала возникновению в Казахстане первых профсоюзных движений; 
  3. Стала политическим опытом для казахского и др. народов империи;
  4. Казахские рабочие выступили, как самостоятельная политическая сила;
  5. Укрепила союз казахских рабочих с русскими;
  6. Показала слабость национал демократического и рабочего движения в крае на тот момент;
  7. Повлияла на ход исторического развития в последующие годы;
  8. Формировалось новое поколение политических и общественных деятелей из числа казахов.

Каркаралинская петиция Одной из самых содержательных петиций, поданных колониальным властям, была Каркаралинская петиция.
Петиция была выработана в 1905 г. на съезде казахской знати близ Каркаралинска на Кояндинско-Ботовской ярмарке.
Её подписали 42 влиятельных казаха Каркаралинского уезда Семипалатинской области.
Была составлена в Омске и переправлена в Каркаралинск, откуда 22 июня 1905 г. отправлена царю.
В составлении петиции активную работу провели А.Букейханов, А.Байтурсынов, Ж.Акбаев, Т.Нурекенов и др.
Основное содержание петиции состояло в требовании допустить казахов к работе Госдумы.
Были составлены несколько вариантов Каркаралинской петиции, наиболее полно отражала проблемы казахов начала XX в. петиция, направленная в адрес министра внутренних дел.
Её перевёл на русский язык Т.Нурекенов. Она состояла из 47 пунктов.
Копии Каркаралинской петиции к царю были посланы в редакции российских газет.
В петиции    предлагалось решить религиозные вопросы, вопросы образования    и судопроизводства, земельные вопросы.

Выборная система

Вместо крестьянских начальников предлагалось ввести должность мировых посредников.
Предлагалось обязательное участие казахов в высшем законодательном органе империи.

Религиозные вопросы

Предлагалось подчинить религиозные дела мусульман Оренбургскому духовному собранию.
Казахи требовали запретить посещение казахских аулов православными миссионерами.
Казахи требовали наложить запрет на недостигших совершеннолетия казахов переход в другую религию.
Казахи просили о назначении сборщиков для сбора религиозных налогов для стипендии ученикам из бедных семей.
Образование и казахский язык Предлагали обязательное преподавание в школах азов мусульманства, только затем обучение русской грамоте.
Против обучению казахов христианству в школе.
Перевод делопроизводства на казахский язык.
Добиться того, чтобы начальники знали казахский язык.
Писари, рассыльные и стражники должны быть из числа местного населения.

Суд

Были против административной высылки степняков без суда и следствия. Предлагали подчинить суд биев не местным властям, а Министерству юстиции. Казахи предлагали изъять из ведения военных губернаторов и уездных начальников бракоразводные дела.

Земельный вопрос

Казахи в решении земельного вопроса требовали оставить в ведении хозяев зимние и летние стоянки.
Вернуть отобранные у степняков за последних 20 лет земли.
Допустить свободное пользование лесов, соляных и рыбных озер.
Казахи требовали свободные земли в районе казахских кочевий передавать только мусульманам-башкирам.

Историческое значение

Царизм требования и предложения Каркаралинской петиции не выполнил, но допустил казахов в состав I и II Госдум России.
Петиция в концентрированной форме выразила наиболее значительные проблемы казахов.
Показала рост политического самосознания казахов.
Свидетельствовала о решимости народа защитить свои ущемленные права.
«По мнению академика К. Нурпеисова, на съезде в г. Орал лидеры и активисты движения Алаш предприняли попытку основать общенациональную политическую партию кадетского образца, а не казахский филиал кадетской партии. Что касается Каркаралинской петиции, то в этом важном документе, сформулированы экономические, духовнокультурные, социальные и первые политические требования российскому правительству.
Постижению смысла и назначения национальной идеи способствовало избрание известных казахских деятелей в Государственную Думу России I и II созывов. Сдвиги в политической культуре населения края и другие объективные тенденции вывели, в конце концов, к судьбоносному рубежу: во-первых, родилась актуальная для казахского народа национальная идея (Алаш), во- вторых, она оказалась универсальной прогрессивной идеей для всего колониального Востока...»
(Абжанов X. Движение Алаш и казахская национальная идея начала XX в.)
 

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-17 Просмотров: 14570