Оседлая и полукочевая культура в VI-XII веках


Пройти тест по этой теме

Городская архитектура

Материальная культура. Хозяйство. Быт

Полукочевая культура

Разведение и выращивание скота было древнейшим видом хозяйства человека.
Период выращивания массового поголовья скота относится к эпохе бронзы.
В эпоху железа скотоводство постепенно становилось кочевым сезонным, что привело к появлению кочевого и полукочевого скотоводства.
Разведение скота всегда зависело от погодных условий.
А казахские земли издревле имели благоприятные условия для полукочевого скотоводства.
Некоторые постоянные зимовки, расположенные ближе к караванным путям шли вдоль них, со временем разрастались в города.
В начале средних веков на территории Казахстана стали возникать города.
Развивались тесные экономические и культурные связи между жителями городов и полукочевниками.

Развитие городской культуры

Еще в VI-IX вв. на юге Казахстана и в юго-западных районах Жетысу была развита городская культура.
Некоторые города в период раннего средневековья появлялись на местах постоянных зимовок.
Население зимовок и кентовь преимущественно занималось земледелием.
Китайские летописи свидетельствуют о существовании в начале VII в. в южном Казахстане города Испиджаб.
Этот город в VII в., по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам.
Центрами оседлой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и др.
В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалык и Койлык.
Материальная культура городских и степных жителей.
Города были обнесены глинобитными стенами.
Города обычно состояли из трех частей, что свидетельствует о существовании неравноправия между жителями.
В центре (цитадели) жили представители знати, богатые купцы.
Их дома строились на возвышенной местности и огораживались стенами.

Во второй части, в предместье, окружавшем центр города, жили мелкие торговцы и ремесленники.
Третья часть города как бы окружала вторую.
Здесь жили земледельцы, бедняки.
Города имели округлую планировку.
В жилищах имелись очаги (печи) для их обогрева и котлы для приготовления пищи.
Население зимовок и кентов преимущественно    занималось земледелием, дополнительно - выращиванием скота и ремеслами.
Близ постоянных стоянок находились кладбища их жителей.
Найденные посуда, орудия труда, оружие, различные предметы быта и украшения являются показателями, характеризующими    материальную
культуру людей того времени.

Материальная культура полукочевников

Материальная культура  полукочевых тюркских племен отражала потребности их главного занятия - скотоводства.
Хозяйственная необходимость заставила тюрков улучшать и совершенствовать разборную юрту.
Сведения о юртах встречаются в древних китайских и арабских  письменных источниках.
Второй разновидностью жилищ сезонных полукочевых скотоводов являлись их жилища на зимовках.
Они строились из камня, дерева, камыша или сырого глиняного кирпича.
Большинство зимовок находились на берегах рек Или, Чу, Сырдарья, Иртыш, в местах богатых зарослями камыша, в лесах и тугаях, на солнечных склонах гор.
О богатстве материальной культуры свидетельствуют предметы и вещи обихода.
Особое внимание ремесленники уделяли изготовлению кисе (кожаных ремней), на него навешивались точильные бруски, ножи, фитиль и др.
Тюрки все виды необходимой одежды и головных уборов шили сами и удовлетворяли свои потребности.

Гончарное дело

Было более развито в городах.
Горожане вели оседлый образ жизни, у них было больше условий для гончарного дела.
Горожане имели мастерские для выпуска гончарных изделий.

Металлообработка

Жители городов и поселений умели плавить металл, удовлетворять свои потребности в железных изделиях.
Тюрки были знакомы с процессом плавки металлов еще с V века.
В городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди.
Семиречье в VIII-IX ев. являлось одним из центров производства изделий из серебра.
В Чуйских, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы.

Торговля и денежное обращение

Торговля велась в основном по трем направлениям.

1. Международная торговля.

В развитии международной торговли важную роль играл Великий Шелковый путь.
Северная ветвь пути пролегала через юг Казахстана и Жетысу.
Одно из ответвлений Великого Шелкового пути шло из Испиджаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казахстан.
В торговом обороте использовали деньги.

2. Торговля внутри самих городов.

3. Торговые связи горожан и степного населения.

В торговом обороте использовались и деньги, например, тюргеши в Таразе выпускали монеты.
В присырдарьинских городах найдены деньги тюркского племенного союза Канга Тарбан.
Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей впоследствии были найдены в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах.

АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО (VI - IX вв.)

Архитектура

Это слово по-латыни означает «строительное искусство».
Такие виды искусства, как живопись, скульптура, прикладное искусство ограниченно развиваются вместе с архитектурой.
Эти виды искусства применяются для красочной отделки и украшения архитектурных сооружений.
В Жамбылской области сохранился фундамент сооружения Акыртас, строившегося в VII-VIII вв. и незаконченного до конца.
Его середина была задумана как ясли (выемка для корма скота), сложена из мелких камней и глины.
Местные жители назвали памятник Акыртас (каменная кормушка). Исследовавший памятник Акыртас, академик К.Н.Байпаков считает, что это сооружение относится к эпохе Карлукского каганата, примерно в 766-893 гг.
Как повествует легенда, влюбленный в прекрасную девушку джигит по имени Алан-Хазар в знак взаимной любви решил возвести из камня это величественное сооружение.
Чтобы облагородить скудную растениями землю вокруг сооружения, он прорыл канал от реки Талас.
Сооружения Билеули находится на границе между Казахстаном и Каракалпакией.
Вдоль караванных путей и скотоводческих кочевий хорошо сохранились купольные полуподземные сооружения над колодцами, построенные для путников и скотоводов.
По-персидски такое сооружение называется «сардоба» (надстройка над колодцем).
Известны две сардобы:

  1. однокупольная Мырзарабат.
  2. многокупольная Якка.

Сардоба Якка была построена близ постоянных стоянок скотоводов.
Это сооружение предназначалось для хозяйственных нужд.
Обе сардобы спроектированы наподобие юрты.
Они находятся вдоль древнего Мырзашольского караванного пути.

Религиозное зодчество

Одним из направлений развивавшегося архитектурного искусства и строительства в Казахстане в VI-IX вв. были сооружения, связанные с религиозными верованиями.
Памятники в стиле дын - это примеры зодчества доисламского периода.
Строения в стиле дын напоминали юрту, стены которой были выложены из камня.
Памятники «дын» преимущественно возводились в VIII в. в период Кимакского и Карлукского каганатов.
Памятники «дын» в основном сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангистау.
Дыны сооружали на месте захоронения людей.
На месте городов Акбешим и Суяб найдены остатки буддийских храмов (конец VII и начало VIII вв.)
Руины храмов других религиозных верований (манихейства, несторианского христианства) были найдены в Таразе.
Наличие таких религиозных сооружений объясняется пролеганием через Казахстан Великого Шелкового пути.
Исламские мечети стали строиться со 2-ой половины IX в.
Мечеть на кургане Баба-Ата находится близ села в Сузакском районе Южно- Казахстанской области:

  1. Здание пятикупольное.
  2. Как по своему проекту, так и по отделке, оно отличается от других архитектурных сооружений религиозного назначения.

Можно заключить, что на юге Казахстана и в Жетысу развитие религиозных верований привело к формированию своего характерного стиля строительства исламских религиозных сооружений.

Изобразительное искусство


Развитие этого вида искусства находится з прямой зависимости от развития архитектуры и строительства.
Изобразительное искусство появилось гораздо раньше, чем архитектура.
Люди начали  разукрашивать изображениями и различными знаками еще в эпоху бронзы.
С развитием архитектуры орнаменты и узоры стали наносить на строительные материалы дворцового комплекса города Костобе.
Самым распространенным видом архитектурного украшения являлась художественная отделка.
Стены помещений украшались различными орнаментами в виде растений или геометрических фигур.
При раскопках города Куйрыктобе близ Отрара были обнаружены резные орнаменты по дереву.
Другое направление изобразительного искусства на территории Казахстана - это наскальные изображения (петроглифы).
Наскальные изображения делятся на 2 группы:

  1. Сцены с изображениями всадников, облавных охот на зверей, перекочевок и поединков;
  2.  Изображения диких зверей.

Изображение образов воинов-всадников со знаменами отражает военнополитический характер тюркских каганатов.

Скульптура

В Казахстане искусство скульптуры широко развивалось в тюркскую эпоху.
В древнетюркских письменах каменные скульптуры называли «балбал».
 В Орхонской письменности - «балбык».
Позднее их стали называть «кемпиртас» («каменная старуха») или «таскелиншек» («каменная молодуха»).
«Балбалы»:

  • Каменные изваяния имеют важное историко-познавательное значение.
  • Каменные скульптуры часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу.

«Балбалы» устанавливались на месте захоронений знатных людей и военачальников.

 

Балбалы в Казахстане

Автор письменного памятника «Письмена Культегина» Йолыг-тегин об установлении скульптуры Бильге-кагану писал: «Отцу - кагану я возвел балбык».
Развитие скульптурного искусства у тюрков передает их мировозрение и внутреннее мировосприятие.
Можно сделать вывод, что скульптуры каменных изваяний в Казахстане появились гораздо раньше, чем во многих европейских странах.
Прикладное искусство Городские и степные мастера- ремесленники в своих изделиях широко использовали прикладное искусство. Особенно были распространены такие виды искусства как терракота, художественная керамика и мелкая пластика.
Терракота - производство керамики из обожженной цветной глины.
Терракота представлена образами людей с характерными типами лиц, причесок и одежды. Большинство из них принадлежали тюркам и согдийцам. Художественной керамикой украшались обычно стены.
Мелкая пластика, терракота приклеивались в качестве украшений в разных местах архитектурных сооружений.
На крышках оссуариев ручки делались в виде человеческих голов.
Оссуарий - это сосуд из глины или камня, в котором хранятся кости умерших. Изображения ремней и поясов часто встречаются на каменных изваяниях тюрков.
Образцы растениевидных орнаментов тюрки переняли у согдийцев.
Таким образом, тюрки в своем искусстве широко использовали достижения оседлой культуры Средней Азии. А на согдийцев также оказала влияние культура тюрков.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКОВ

Письменная культура древних тюрков Тюркские племена, населявшие территории Южной Сибири, Алтая-Саяна и Казахстана говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской письменностью.
Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв.
Древнетюркский алфавит произошел на основе родоплеменных тамг (знаков).
Древняя руническая (тайная, смысловая) письменность являлась письменностью тюрков.

Образцы письменности на тюркском языке, которые были обнаружены при раскопках курганов сакских племен в областях Павлодарской и Алматинской стали основанием для новых гипотез о времени возникновения тюркской письменности.

Эти письмена отодвинули время появления тюркской письменности на 1000 лет.
Они доказывают, что сакские племена были тюркоязычными.
Саки не только имели свою письменность, но и не были индо-ираноязычными, как утверждалось некоторыми учеными ранее.
Древняя тюркская письменность появилась на территории Казахстана в середине 1-го тысячелетия до нашей эры.
Тюркскую письменность в раннем средневековье использовали в качестве средства общения между собой.
Во время установления дипломатических отношений между Западнотюркским каганатом и Византией тюркские посланники доставили послание, написанное скифским письмом.
«Скифские письмена» - это и есть древнетюркская письменность.
Древнятюркские памятники письменности VII-VIII вв. были найдены и исследованы в долинах рек Орхон, Енисей и Селенга.
В исторической науке эти памятники называют «Орхоно-Енисейскими письменными памятниками».
В письменном памятнике «Культегин» возвеличиваются героические подвиги Культегина, Елтериса, Капагана, Бильге каганов.
Письмо «Культегин» призывает тюркский народ к единству, к борьбе против иноземных вторжений, к соблюдению традиций предков, к миролюбию.
В письменах «Тоньюкока» поэтическим языком отражена политическая, общественная и социальная жизнь Восточнотюркского каганата.
На берегах рек Талас, Или, Сырдарья, Иртыш найдено много памятников древнетюркской письменности.
В «Таласской письменности» сказано «Честные друзья тридцати уланов. В год обезьяны ему было двадцать лет». Сообщается о павших друзьях за родную землю, так и о возрасте воина и времени года.
Древнетюркская письменность в VIII-IX веках становится достоянием всего народа.
Распространение исламской религии и использование арабской письменности сузили сферу применения тюркского письма среди народа.
Наряду с тюркской письменностью, широкое употребление в стране нашла к согдийская.
Согдийская письменность играла значительную роль во дворце кагана.
Ею пользовались каждодневно советники, послы, счетные работники кагана. Постепенно тюркская письменность вышла из употребления.
Развитие литературного языка и письменной литературы На древнетюркском языке найдено более 200 устных литературных памятников. Еще задолго до появления письменносп был развит устный литературный язык.
С развитием письменности в VIII веке у тюрков появилась письменная литература. Памятники тюркской письменной литературы - письмена «Культегин» и «Тоньюкок» - исторические дастань (поэмы).
К литературе VIII-IX веков относятся «Книга моего деда Коркыт-ата» и поэма «Огузнаме»:
Эти произведения в VIII веке широкс распространялись среди народа.
В IX-XI вв. их стали записывать в письменной форме.
«Книга моего деда Коркыт-ата» состоит из 12 эпосов.
Мавзолей Коркыта находится Кармакчинском районе Кызылординской области. 
Мать Коркыт ата была из кыпчакского племени, а отец Каракожа - выходец из огузского рода хамы.
«Книга моего деда Коркыт-ата» содержит  слова-назидания, обращенные к молодежи, воспитательного, морально-нравственного характера.
Поэма «Огузнаме» появилась в связи с историческими событиями во втором веке нашей эры:
В VI веке «Огузнаме» была переведена на персидский, а в IX веке - на арабский язык.
«Огузнаме» записал в XIII веке персидский историк Рашид ад-Дин.
В XVII веке записал Абулгазы хан.
Основная идея произведения - призыв к народному единству и героизму во имя защиты родины от завоевателей.
По содержанию эпическое произведение, по стилю - устное творчество.

Религиозные верования тюрков

Тюрки верили в загробный мир.
Тюрки поклонялись огню:  перед приемом у тюркского кагана византийский посол совершил обряд очищения, пройдя между кострами.
Поклонялись и силам природы: если человек умер зимой, то пепел хранили до весны, пока не зазеленяют травы, тогда рыли могилу и хоронили пепел; это доказывает, что тюрки также поклонялись и четырем временам года.
Если человек умер летом, после сжигания пепел собирали и хранили до осени, когда начинают желтеть травы, и только тогда передавали земле.
Древние тюрки главными божествами почитали Небо (Тенгри) и Землю-Воду (Йер-Суб).
Основным было божество Тенгри (небо):
Сообщается в памятнике «Культегин».
Тюрки веровали в богиню Умай ана, оберегающую домашний очаг.
О поклонении казахов Жетысу богине Умай ана писал и Шокан Валиханов.
Тюрки также поклонялись и Кок бори (Волку).
Отказ от общеупотребительного названия волка «каскыр», предпочитая «бори».
С целью уберечь детей и лошадей от сглаза и беды, тюрки из шерсти, когтей, глаз и языка волка изготавливали талисманы (обереги) - тумары.
На юге Казахстана и Жетысу бытовали и другие языческие обряды и обычаи.
Начиная с VIII века, стала распространяться исламская религия.

Основными центрами стали города Сайрам (Испиджаб), Тараз, Отрар, Туркестан.
 

Пройти тест по этой теме

Дата: 2015-12-29 Просмотров: 14263