В XIX - начале XX вв. народное образование в Казахстане развивалось по 2-м направлениям: религиозному и светскому.
В начале XIX в. в мусульманских мектебах в основном обучали: «Шаригат ул-иман» («Правила мусульманской религии»), «Аптиек» («1/7 часть Корана»).
Медресе готовили мулл и преподавателей мектебов.
Обучение состовляло от 3 до 4 лет.
Кроме знаний по исламу, учащиеся получали знания по философии, химии, математике, медицине, истории, географии, лингвистике и астрономии.
Главное назначение религиозных учебных заведений заключалось в воспитании у учащихся высоких нравственных качеств. Они не ограничивались только задачами религиозного свойства.
После завершения учебы родители отправляли своих детей в такие известные медресе, как «Галия» в Уфе, «Хусания» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке.
Организуемые в 60-70-х гг. XIX в. научные общества, публичные библиотеки, музеи и др. давали возможность для оживления общественной жизни.
В 1883 г. в Семипалатинске открыта общественная библиотека с первоначальным фондом в 260 томов книг.
Общественные библиотеки бесплатного пользования открылись в Тургае и Оренбурге.
В 90-ые гг. XIX в. в Кустанае открыта школа с бесплатной выдачей книг.
Открытие светских школ в первой половине XIX в.
Превращение крепостей и городов в центры торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном, потребовало образования специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков).
Основная цель открытия в Казахстане в 1-ой половине XIX в. русско-казахских школ и училищ - подготовить служащих для колониальной администрации.
В 1813 г. в Омске открыто военное училище, которое в 1847 г. было преобразовано в Сибирский кадетский корпус.
В 1825 г. в Оренбурге открыто военное училище, которое в 1844 г. было преобразовано в Неплюевский кадетский корпус.
В сентябре 1831 г. одно из первых училищ с русским языком обучения было организовано в Семипалатинске.
В 1836 г. школа-интернат для казахов была открыта в Усть-Каменогорске.
В 1841 году в Букеевской орде, Жангир- ханом была открыта русско-казахская школа.
- Преподавание там велось на татарском и русском языках.
При Оренбургской пограничной комиссии школы, в которых для казахов велось преподавание на русском языке, открылись в 1850 г. (обучение шло 7 лет).
В 1-ой половине XIX в. в деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в светском образовании на родном языке.
Во 2-ой половине XIX в. главным фактором распространения образования в крае были не только научные учреждения и библиотеки. Необходимость в подготовке переводчиков для системы управления, нехватка служащих для нужд хозяйственной и чиновничьей администрации требовали увеличения числа русско-казахских школ.
В XIX - начале XX вв. стационарные учебные заведения в Казахстане было трудно организовать из-за кочевого образа жизни.
Количество светских школ стало увеличиваться с введением реформы 1867-1868 гг. с усилением крестьянского переселения.
По реформам 1867-1868 гг. для открытия мектебов и медресе необходимо было разрешение уездного начальника.
В конце XIX века в Казахстане открытие конфессиональных школ, в частности мектебов и медресе санкционировалось генерал-губернатором.
Во 2-ой половине XIX - начале XX вв. программа обучения в светских школах устанавливалась генерал-губернатором по согласованию с Министерством народного образования.
В 1852 г. была открыта в Омске, готовившая необходимых для Казахстана специалистов - ветеринарно-фельдшерская школа.
В 1861 г. русско-казахская школа была открыта в Троицке.
В 1872 г. была открыта Омская учительская семинария.
В 1879 г. учительский институт был открыт в Ташкенте.
В 1882 г. было открыто Омское техническое училище, которое готовило кадры для предприятий и транспорта.
В 1883 г. открылась первая казахская учительская школа в городе Орске Оренбургской губернии.
С 1885 г. для распространения знаний и ремесел в крае во всех уездах стали открываться сельскохозяйственные школы.
С 1892 г. для казахов стали устраиваться передвижные аульные школы.
В 1896 г. отТургайской области в различных учебных заведениях России обучалось до 50-ти стипендиатов.
Жакуп Акбаев - стипендиат от Семипалатинской области в Петербургском университете, окончивший его юридический факультет. Сын Абая Кунанбаева Абдрахман - столичное Михайловское артиллерийское училище.
С. Асфендияров - военно-медицинская академия.
Согласно переписи 1897 г. число образованных казахов составляло 49 тыс., при численности казахов от 4-5 млн., это 10% (от 4 млн.)
Согласно переписи населения 1897 г. количество имеющих образование казахов 10 %.
В XIX в. школа по обучению мореплаванию была открыта в городе Гурьев.
На рубеже XIX - XX вв. казахи старались выбрать юридические факультеты, в чем они видели способ защиты своих ущемленных прав.
На рубеже XIX - XX вв. в одной только Казани обучалась около 100 казахских студентов.
Одним из первых профессиональных юристов из числа казахов является Жакуп Акбаев.
В конце XIX века от 5,5 до 19,5 копеек на душу населения в Казахстане правительство тратило на просвещение. Концепция о 2-х %-ной грамотности казахского народа в конце XIX в. учитывала лишь грамотных лиц получивших образование в русских и русско-казахских светских школах.
В конце XIX - начале XX вв., по мнению С.Садвакасова, Омский уезд Акмолинской области был самым просвещенным. М.Шокай и А.Турлыбаев окончили с золотой медалью юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Санкт-Петербургскую военную медицинскую академию окончил С.Асфендияров.
На рубеже XIX - XX вв. Санкт-Петербургский женский медицинский институт окончили сестры Асфендияровы.
К началу XX в. в Казахстане не было ни одного специального технического или высшего учебного заведения.
Основные проблемы, тормозящие народное просвещение:
Цели правительства в открытии светских школ:
До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений.
По реформам для открытия мектебов при мечетях представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления.
Согласно «Временным положениям» 60-х гг. XIX в. для развития просвещения казахам было дано право на добровольный сбор средств.
Примером административного давления по ограничению числа исламских школ являются «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» 1867 г., принятый Оренбургским губернатором Крыжановским.
Система обучения и учебные программы, уровень преподавания в исламских учебных заведениях освещались субъективно. Охаивание мектебов и медресе при мечетях осуществлялось колониальной администрацией, как политическое средство их дискредитации: «вся наука ограничивается знакомством с азбукою».
Правительственное решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан» внесла изменения в деятельности религиозных школ.
Открытие конфессиональных школ сакционировалось генерал-губернатором. Специальным «Положением» от 26 марта 1870 г. было признано обязательным преподавание русского языка в мектебах
при мечетях.
В 1874 г. мусульманские учебные заведения Казахстана были подчинены Министерству народного просвещения. Основную часть бремени по комплектованию мектебов и медресе, городских и иных библиотек принимали на себя благотворительные организации, местные мусульманские общества. Однако царское правительство было против подобных обществ, поскольку в них объединялась национальная интеллигенция.
Реформирование мусульманских школ В начале XX в. возникает движение за реформирование мусульманских школ, организаторами чего выступили джадидисты, они доказывали необходимость преподавания в мектебах светских дисциплин.
Джадидизм - либеральное движение татарской и среднеазиатской интеллигенции (в конце XIX-началеXX вв.), цели которого - политические, культурные реформы вместо революционной борьбы с царизмом.
Основателем нового метода образования в мусульманских мектебах был И.Гаспринский.
В 1900 г. первый мусульманский новометодный мектеб был образован в Туркестане.
Некоторая часть казахской интеллигенции обучалась в новометодных школах:
Положение традиционного обучения на рубеже веков Для борьбы с распространением ислама в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в мектебах и медресе.
В конце XIX века мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка, закрывались распоряжениями военных губернаторов.
В конце XIX века при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего, на преподавание русского языка.
В конце XIX в. правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадников «Пантюркизма и панисламизма».
Панисламизм - религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира и необходимости их политического объединения под властью единого мусульманского государства.
Пантюркизм-культурное и политическое течение, распространенное в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности.
В 1901 г. генерал-губернатор предложил открыть русско-казахские школы в Акмолинской и Семипалатинской областях.
В открытии русско-казахских школ в Степном крае огромная заслуга принадлежит директору народных училищ в Акмолинской области А.Е.Алекторову. Он составил для учителей аульных школ методические пособия, рекомендовал вести обучение на казахском языке.
Революция 1905-1907 гг. в России вынудила правительство пойти на уступки в расширении сети просветительских школ, в том числе мусульманских.
Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 году создавал ограничения и препятствовал деятельности в Казахстане конфессиональных учебных заведений.
Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 году положил начало открытию в Казахстане смешанных русско-казахских школ.
Позитивную роль в развитии образования в Казахстане сыграл журнал «Айкап».
Являясь «рупором» царизма начала XX в., затрагивал проблемы и казахского народа -официальный печатный орган областных губернаторов «Областные ведомости».
В начале XX века, готовила преподавательские кадры, одно из самых крупных учебных заведений - Туркестанская учительская семинария.
- Данное учебное заведение совершенно не удовлетворяло потребности местных школ.
До 1910 г. содержавшаяся на средства городской Думы функционировала мусульманская библиотека - читальня в крупном мусульманском центре - Петропавловске.
После манифеста 17 октября 1905 г. в Казахстане стали открываться библиотеки, в том числе бесплатные.
Школа |
Год открытия |
1. «Азиатская школа» готовила для колониальной администрации края: переводчиков и писарей (чиновников) из коренного населения. |
1 В 1789 году в Омске |
2. Омское военное училище |
В 1813 году, в 1847 году было преобразовано в Сибирский кадетский корпус. | |
3. Оренбургское военное училище |
В 1825 году, в 1844 году было преобразовано в Неплюевский кадетский корпус. 1 |
4. В Семипалатинске было организовано одно из первых училищ с русским языком обучения |
В сентябре 1831 года |
5. Школа-интернат для казахов в Усть- Каменогорске |
В 1836 году |
6. Русско-казахская школа в Букеевской орде, где преподавание велось на татарском и русском языках, была открыта Жангир-ханом |
В 1841 году |
7. При Оренбургской пограничной комиссии школы, в которых для казахов велось преподавание на русском языке |
В 1850 году |
8. Омская ветеринарнофельдшерская школа |
В 1852 г. |
9. Русско-казахская школа в Троицке |
В 1861 г. |
10. Омская учительская семинария |
В 1872 г. |
11. Учительский институт г. Ташкент |
В 1879 г. |
12. Омское техническое I училище |
В 1882 г. |
13. Первая казахская учительская школа в городе Орске Оренбургской губернии |
В 1883 г. |