Курс на индустриализацию


Пройти тест по этой теме

Индустриализация    - подведение базы современной техники под промышленность, транспорт, сельское хозяйство.

Особенности в Казахстане:

  1. Процесс индустриализации в Казахстане начался несколько позже
  2. Индустриализация по времени совпала с первой пятилеткой развития народного хозяйства СССР в 1928-1932 гг.
  3. Началась с освоения богатств края.
  4. Накануне индустриализации в экономике Казахстана преобладало сельское хозяйство.

Трудности

Экономическая и культурная отсталость края;
Слабое развитие средства связи и транспорта (на 1000 км территории приходилось лишь около 1 км железны: дорог);
Малочисленность рабочего класса (особенно национального);
Малочисленность национальной инженерно-технической интеллигенции;
Природные ресурсы края еще не были изучены;
В экономике преобладало сельское хозяйство, на него приходилось 84,4% всей валовой продукции;
90% населения проживало в сельской местности.

Задачи индустриализации

Развивать ведущие отрасли тяжело промышленности.
Ликвидировать технико-экономическую отсталость.
Требовалось формирование рабочего класса и производственно-технической интеллигенции из коренного населения.

Идеологическая база индустриализации 

Ф.И.Голощекин - первый секретарь Крайкома партии в 1925-1933 гг., проводил политику «Малого Октября».
Суть Малого Октября:

  1. Развитие промышленности на мелком и среднем уровне.
  2. Превращение края в сырьевую базу СССР.

Филип Голощенин, индуастиализация в КазахстанеКогда идея Ф.И.Голощекина встретила серьезное сопротивление, он обратился с письмом к И.В.Сталину, где излагал сущность линии бюро Крайкома партии. Сталин констатировал:    «Политика Голощекина является единственно правильной политикой».
С.Садуакасов и Ж.Мынбаев, лидеры оппозиции курсу «Малого Октября» требовали: приближения промышленности к источникам сырья, развитие тяжелой промышленности края. Идею лидеров оппозиции посчитали, как проявление местного национализма.

Ход индустриализации    

Индустриализация в Казахстане началась с  изучения естественных ресурсов.
Экспедиция под руководством академика Н.С.Курнакова изучала минерально- сырьевые ресурсы Центрального Казахстана и в ходе исследований доказала, что Казахстан является «сплошной    металлогенической провинцией Советского Союза».
Экспедиция академика И.М.Губкина изучала Урало-Эмбинский нефтяной район.
Экспедиция инженера-геолога К.И.Сатпаева изучала месторождения меди в районе Джезказгана.

Крупные индустриальные объекты

В 1927 г. началось строительство первенца пятилетки Туркестано-Сибирской железной дороги.

  1. На ее строительстве трудились почти 100 тыс. человек: казахи, русские, украинцы, киргизы, дунгане, татары, башкиры.
  2. Около 10 000 рабочих-казахов стали специалистами-железнодорожниками, строителями, техниками, мастерами дорожного дела.

Руководители Турксиба:

  1. Шатов В. - начальник строительства;
  2. Нурмаков Н. - председатель комиссии по содействию Турксибу Совнаркома республики;
  3. Рыскулов Т. - председатель специального комитета содействия постройке Турксиба при правительстве РСФСР;
  4. Омаров Д. - строитель, прошедший от рядового строителя до начальника Турксиба;
  5. Казыбеков Т. - строитель Турксиба, ставший Героем Соцтруда, начальником треста «Казахтрансстрой».

28 апреля 1930 г. завершилось строительство магистрали, северный и южные участки сомкнулись на ст. Айнабулак.
С января 1931 г. Турксиб введен в постоянную эксплуатацию.

  1. Государственное и социально-экономическое значение Турксиба:
  2. Был построен за 3 года вместо 5;
  3. Соединила Среднюю Азию с районами Сибири;
  4. Стала школой воспитания рабочего класса Советского Казахстана;
  5. Повлияла на рост экономики восточных районов.

Промышленности построенные за годы довоенных пятилеток.
Гигантский промышленный комплекс вместе с предприятиями цветной металлургии Балхаша, Карсакпая, Джезказгана составляла - угольная Караганда.
Освоение Джезказганского месторождения и строительство полиметаллических комбинатов в ведущую отрасль промышленности превратили - цветную металлургию.

  1. Балхашский и Джезказганский горно- металлургические комбинаты.
  2. Полиметаллические предприятия на Рудном Алтае.
  3. Лениногорский и Зыряновский полиметаллические комбинаты.
  4. Ачисайский, Коунрадский, Актюбинский комбинаты.
  5. Нефтепромыслы Эмбы.
  6. Чимкентский свинцовый завод.

 Выделить значительные средства для укрепления финансовой системы страны в годы индустриализации позволило развитие золотодобывающей промышленности.

Экономические связи между промышленными районами:

  1. Сырьевой регион Центрального Казахстана, снабжал рудой, металлом, углем промышленные предприятия Южного Урала.
  2. Рудный Алтай стыковался с индустриальным комплексом Сибири.
  3. Треугольник Урал-Сибирь-Казахстан занимал ведущее положение в СССР по производству цинка, меди, свинца.
  4. Нефтяная Эмба являлась частью новой нефтяной базой - «второй Баку», формирующиеся между Волгой и Уралом.

В период индустриализации усиленно шел процесс урбанизации.
В годы индустриализации среди рабочих возрос удельный вес казахов и в 1935 г. составил 43%.
В 1939 г. в городах республики проживали 375 тыс. казахов (16% казахов).
Городское население росло за счет рабочих, инженеров и техников, прибывших извне. Представителей коренного населения было меньше.

Особенности индустриализации в Казахстане

Индустриализация осуществлялась:

  1. командно-административными методами;
  2. директивным планированием;
  3. безусловным подчинением Центру.

В годы индустриализации преимущественное развитие получили отрасли промышленности добывающая и химическая.
Отсутствовали предприятия машиностроения, металлургии, оборонной промышленности.
Отставала энергетическая база, промышленность строительных материалов.
В годы индустриализации ударными темпами осваивались источники сырья.
Одна из особенностей индустриализации в Казахстане - преимущественное развитие добывающей промышленности.
Нефть добывалась на Эмбе, а центр по нефтепереработке строился в Орске.
Из республики почти за бесценок выкачивались редкие металлы, нефть, уголь, фосфориты, завозились дорогие готовые изделия.
Грузооборот железнодорожного транспорта превысил уровень 1913 г. в 21,3 раза, главным образом за счет перевозки уникального природного богатства.
Квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технические работники завозились извне, преимущественно из РСФСР, Украины.
Казахская интеллигенция выражала недовольство такой политике.
Садуакасов с горечью говорил «Казахстан был и остался колонией».
Негативные признаки индустриализации заключались в репрессивной политике:

  1. Разрушен вековой уклад жизни кочевников. Ломка традиций народов.
  2. Громадное напряжение сил народа.
  3. Обнищание и голод казахских шаруа и крестьян.
  4. Развертывание лагерей, огражденных от мира колючей проволкой.

Последовательное проведение в жизнь НЭПа в республике дало свои положительные результаты. Дальнейшее развитие получило:
 Кооперативное движение.
Функционировали потребительские общества: 140 фактории, 77 артелей, 101 коммуна, 294 ТОЗ-а (Товарищества по совместной обработке земли)
Центром организации ликвидации неграмотности, просветительской работы среди бедноты, вовлечения ее в кооперативы стали - «Красные юрты» («Кызыл отау»).
Несмотря на то, что в ликвидации экономического неравенства республики с развитыми регионами страны были достигнуты f, Казахстан сильно отставал от них в производстве промышленной продукции на душу населения.
 

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-18 Просмотров: 11179