Материальная культура каждого народа тесно связана с его хозяйтсвом.
В XIV-XV вв. преобладало скотоводство и поэтому материальные блага изготавливались с использованием животного сырья.
Строение переносных жилиц - юрт было приспособлено к кочевой жизни.
Современная казахская юрта - это конечный продукт испокон веков развивавшейся материальной культуры.
В XIV-XV вв. производством деталей деревянного каркаса юрты занимались мастера, которых называли уйши.
Кроме обычной юрты существовали также и передвижные жилища - куйме, поставленные на повозки.
В зависимости от величины их перевозили один или несколько быков и верблюдов.
В оседлых районах жили в домах, построенных из дерева, глины и камня.
Одежду в основном изготавливали из шерсти, кожи и шкур домашних животных.
Из шкур сшили верхнюю одежду.
Из шерсти вязали рубашки, платья, белье.
Зимой мужчины носили теплые тымаки из шкур зверей.
Летом мужчины носили колпаки из тонкой белой кошмы.
Женская одежда шилась из тканей разных видов и цветов.
Пролегание Великого Шелкового пути через территорию Казахстана давало возможность местному населению обменивать свою продукцию на металлические деньги или различные товары Запада и Востока.
Одним из основных показателей материальной культуры является пища.
Основной едой скотоводов были мясо, молоко, масло, кумыс, шубат и т.д.
О том, как кыпчаки получали масло из молока, готовили курт и кумыс, писали в XIII в. европейские путешественники.
В. Рубрук писал, как кыпчаки предложили ему кислый молочный напиток и называли его «айран».
Любое скотоводческое и земледельческое хозяйство было немыслимо без изделий ремесленного производства.
Среди них - конские сбруи, куруки, арканы, жели, когены, кисены.
Куруки - длинные шесты для ловли лошадей.
Виды привезей:
Виды оружия: лук со стрелами, копье, сабля, шокпар (дубина с утолщенным концом), айбалта (топор в виде полумесяца).
В оседлых районах для обработки земли применяли железную соху, плуг, серп, косу, кетмень, деревянные лопаты.
Обычай и обряды, традиции и устное народное творчество (легенды, сказки, эпосы, мифы), письменная литература, музыка, религиозные верования относятся к духовной культуре.
В XIV-XV вв. основные произведения устной литературы племен и родов, населявших Казахстан, передавались устно из поколения в поколение, они явились основой возникновения и развития жанра фольклор.
К фольклору относятся сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, эпические поэмы.
Многие образцы устного народного творчества созданы в эпоху родового строя и Тюркского каганата и получили дальнейшее развитие уже в условиях феодального общества.
Легенды и мифы: «Сказание о Солнце» («Куннщ баяны»), «Полярная звезда и Большая медведица» («Тем1'рк,азьщ пен Жетщарацшы»).
Рассказывают о появлении первых людей и животных, о возникновении гор, рек и озер и др.
Наиболее распространенным жанром устной литературы были сказки.
Сказки: «Куламерген - Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с саврасым конем».
Эпические поэмы и сказания берут истоки с VI-VIII вв. с эпических сказаний о батырах.
После распада Золотой Орды появились эпические произведения, в которых славными героями были батыры, защищавшие свою Родину от врагов.
Эпическая поэма о Кобланды-батыре повествует о совместной борьбе кыпчаков и кыятов против кызылбашей в калмыков.
В этих поэмах рассказывается о реальных исторических лицах времени Золотой Орды Алмагыре, Казане, Карамане, Айбеке.
Поэмы о батырах Ер-Таргын, Орак-Мамай, Ер-Косай появились после распада Золотой Орды.
Представителями устного народного творчество в XIII-XV вв. являются: Кетбуга, Чотан, Сыпыра-Жырау, Асан-кайгы.
В XIV-XV вв. развивается и письменная литература.
Большинство из них написано на кыпчакском языке.
«Кодекс куманикус» использовался как словарь кыпчакского языка и предназначался для европейцев.
Известны поэмы узбекского поэта Хорезми «Мухаббатнаме», кыпчака Кутба «Хосров Ширин», Абдрахмана Жами «Жусуп-Злиха».
Наиболее древними жанрами музыкального искусства были трудовые и лирико-бытовые песни.
Широко распространены были лирико-бытовые песни на семейные, житейские и любовные темы.
Частью повседневной жизни и быта являются свадебные песни:той-басгар, жар-жар, беташар; похоронные причитания:жоктау; песни-утешения: естирту, конил айту и жубату.
Сохранились инструментальные произведения, передающие настроения человека, - кюи: «Ескендир», «Камбар- Батыр», «Шора-батыр» и др. р Вюи-легенды «поход Жошы хана», «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Ел айырылган» («Разъединение народа»), «Сагыныш» («Тоска»).
В Казахстане ислам начал распространяться с VIII в., но до XII в. он еще не был господствующим.
Такое мнение в свое время высказывал первый казахский ученый Шокан
Утемис Хаджи в своей книге «Шынгыснаме» (середина XIII в.) писал: «Когда вилайет Дешта подчинился Берке- хану, то большую часть неверных он обратил в ислам...».
Берке хан окружил себя теологами - учеными-богословами, способствовал возведению мечетей и медресе.
В XIV в. ислам стал широко и повсеместно распространяться среди народа при Узбек хане и Тоглук-Тимур хане.
Ислам в XIV веке была принята среди подавляющего большинства населения Казахстана.
Причина быстрого распространения ислама среди кочевников.
Ислам был суфийского (мистического) толка.
Шаманизм был близок к исламу.
В XIV-XV вв. многие элементы ислама и шаманизма сосуществовали параллельно.
В XIV-XV вв. основная часть населения Казахстана наряду с исламом продолжали почитать и верховное божество Тенгри (Неба).
Это не противоречило исламскому почитанию единого Бога - Аллаха.
Огонь до нынешнего времени считается одним из культов шаманизма.
Казахи верили в очистительную силу огня.
Важное место среди обрядов занимал обычай жертвоприношения по случаю засухи - тасаттык.
От сглаза оберегали бойтумары (обереги), которые вешали на шею малолетних детей.
Бойтумары изготавливали из зубов, перьев считавшихся священными зверей и птиц.
Таким образом, на территории Казахстана в XIV-XV вв. в основном сосуществовали элементы ислама и шаманизма.