Культура Казахстана в 20-х и 30-х гг. Образование и наука


Пройти тест по этой теме

В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией в первые десятилетия Советской власти.

В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость:

  • В ликвидации неграмотности (ликбез);
  • В подготовке кадров;
  • В повышение культурного уровня трудящихся.

На пути осуществления культурного строительства в крае стояла немало преград:
Нехватка национальной интеллигенции; великодержавный шовинизм; отсутствие материально-технической базы.
Центрами организации просветительской работы и ликвидации неграмотности  среди бедноты стали красные юрты.
В1924 г. было образовано общество «Долой неграмотность».
В декабре 1931 г. было введено всеобщее обязательное обучение трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет.
Всеобуч в районах с кочевым населением был введён с весны 1931 г.
В мае 1926 г. СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР»:

  1. Снижен удельный вес одногодичных и двухгодичных школ;
  2. Увеличен удельный вес «трехлеток» и «четырехлеток»;
  3. Открывались школы для девушек.

Особое внимание в 20-30-е гг. XX в. уделялось охвату школьным образованием девушек-казашек.
В 1930-1931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах.
С весны 1931 г. - в районах с кочевым населением.
В результате голода 1931-1932 гг. в стране возросло количество детских домов и интернатов.
Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей.
Предусматривалось:

  • Материальная помощь учащимся;
  • Выдача стипендий;
  • Бесплатное снабжение учебниками;
  • Снабжение обувью, одеждой, транспортом.
  • Шефство над всеобучем взял комсомол.

Накануне войны сотни учителей были награждены орденами и медалями.
Звание «Заслуженный учитель Казахского ССР» получили С.Кобеев, Л .Добра некая, Н.Волков, С.Акишев, А. Акатов, Ш.Сарыбаев идр.
Деятели национальной интеллигенции принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке:

  1. А.Байтурсынов написал учебные пособия по родной речи, иллюстрированный букварь;
  2. Ж.Аймауытов - методика преподавания родного языка, ставившая проблему двуязычия, интернационального и нравственного воспитания учащихся;
  3. К.Сатпаев - первый учебник алгебры для средней школы на казахском языке;
  4. А.Букейханов - автор учебника по' географии.

В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а среди казахского населения - 40%.

Высшее и среднее специальное образование

В 1928 г. - первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая.
В 1929 г. - Алма-Атинский ветеринарнозоотехнический институт.
В 1930 г. - Казахский сельскохозяйственный институт.
1931 г. - Алма-атинский медицинский институт.
1931-32 гг. - Уральский и КзылОрдинекий пединституты.
В 1934 г. - Казахский горно- металлургический институт.
Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 г. Казахского государственного университета им. С.М.Кирова.
Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек.
В вузах и техникумах различных регионов страны в 30-е годы обучались около 20 тыс. казахстанцев.
Народное хозяйство все еще ощущало нехватку научно-технических кадров.

  1. Учебные заведения отражали сырьевой характер специализации отраслей промышленности;
  2. Вследствие сталинских репрессий ряды инженерно-технической, научной и творческой интеллигенции Казахстана сильно поредели.

20-30-е годы стали периодом становления науки в Казахстане

Появились крупные центры по изучению истории, этнографии, экономики края, естественных наук.
Возникло Общество по изучению Казахстана. В работе секций этого Общества активное участие принимали
С.Асфендияров, А.Затаевич, А.Диваев, К.Жубанов, А.Байтурсынов, Ж.Аймауытов, М.Жолдыбаев,  А.Чулошников, A. Якубовский и др.
В 1926 г. М.Е.Массон производил раскопки на месте древнего города Тараза.
Комплексная экспедиция 1926-1927 гг. осуществила статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана.
В 1932 г. основана база Академии Наук СССР в Казахстане, которая первоначально имела секторы - зоологический, ботанический и Ботанический сад в Алма- Ате.
В 1935 г. открыты секторы геологии и истории.
В развития науки в Казахстане принимали участие Президенты АН СССР С.Вавилов, B. Комаров, крупный тюрколог, академикА.Самойлович, ученый-геолог, академик А.Архангельский.
Видную роль в развитии науки в Казахстане сыграл К.И.Сатпаев.
В 1935 г. была издана первая часть «Истории Казахстана с древнейших времен», написанная профессором C. Асфендияровым.
Накануне Великой Отечественной войны в 57 учреждениях Казахстана (включая вузы) трудилось, более 1700 ученых.
К началу войны задачу ликвидации неграмотности среди взрослого населения в основном удалось выполнить.

Литература и искусство

Развитие литературы.

Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература.
С.Сейфуллин, который стоял у истоков многонациональной советской литературы продолжил традиции Абая и дал новое дыхание поэзии.
Сборник поэм М.Жумабаева, вышедший в 1913 г., внес жанровое разнообразие в казахскую поэзию.
- Любовная лирика Магжана, поэмы на гражданскую тематику подняли казахскую поэзию на новые вершины («Батыр Баян», «Сказка», «Кобыз Койлыбая», «Жусипхан»)
Казахская советская литература в те годы пополнилась произведениями;

  • С.Сейфуллин «Кокшетау»;
  • С.Муканов «Сулушаш», «Ботагоз»;
  • И.Жансугуров «Кулагер»;
  • И.Байзаков «Куралай сулу»;
  • Б.Майлин «Азамат Азаматыч»;
  • Ж.Аймауытов «Карткожа»;
  • С.Ерубаев «Мои ровесники»;
  • Г.Мустафин «Жизнь и смерть».

Историко-революционный роман:
С.Сейфуллин «Тернистый путь, трудный переход» (1927 г.). Темы: Национально- освободительное движение 1916 г., Февральская революция, Октябрьская революция, Гражданская война.
Успехи в драматургии:

  • М.Ауезов «Айман-Шолпан», «Ночные раскаты».
  • Б.Майлин «Жалбыр».
  • Г.Мусрепов «Кыз-Жибек», «Козы Корпеш и Баян сулу».
  • Ж.Аймауытов «Карьеристы», «Оплот народа».

В казахскую литературу в конце 20-х и в 30-е гг. пришла талантливая творческая молодежь - Ж.Саин, К.Аманжолов, Г.Орманов, А.Тажибаев, Ж.Сыздыков, А.Сарсенбаев, Т.Жароков, А.Жумагалиев, Д.Абилев, Х.Бекхожин.
Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Байзаков, Жамбыл Жабаев воспевали революцию, советскую Отчизну, свободу, гуманизм, любовь.

Многонациональная литература

И.Шухов «Горькая линия», «Ненависть».
Художественные произведения уйгурских писателей и поэтов.

Переводы

Велик вклад казахских писателей в процессе взаимного обогащения литературы:
М.Жумабаев перевел произведения Гете, Гейне, М.Горького, В.Иванова, Д.Мамина- Сибиряка; А.Байтурсынов - И.А.Крылова; Ж.Аймауытов - А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Шиллера, Г.Тукая, пролетарский гимн «Интернационал»;
Искусным переводчиком проявил себя А.Букейханов, представитель казахской дореволюционной интеллигенции.
Однако процесс развития казахской литературы был прерван из-за сталинских репрессий 30-х гг.

Искусство

Организовались во многих городах:

  1. Клубы;
  2. Народные дома;
  3. Казахские и русские хоровые;
  4. Драматические, литературные кружки;
  5. Народные театры.

Центром культурно-массовой работы стали национальные воинские формирования.
В 20-30-е гг. XX в. огромный интерес у эмигрантов вызывала народная музыка.
Огромный интерес к изучению народной музыки проявил А.В.Затаевич, он записал более 2300 народных песен и кюев, опубликовал:

  1. В 1925 г. - сборник «1000 песен киргизского (казахского) народа»;
  2. В 1931 г. - сборник «500 песен и кюев казахского народа»;
  3. В 1932 г. был удостоен звания «народный артист Казахстана»;

Советский ученый-музыковед Б.В.Асафьев оценил «1000 казахских песен» ценнейшим памятником вековой и тысячелетней культуры.
В 1922 г. в Каркаралинске прошел конкурс народных певцов.
В Москве на концерте народов СССР принял участие хор Петропавловского педагогического училища под управлением И.Коцыка.
11 Амре Кашаубаев своим могучим талантом удивил зрителей Европы:

  1. В 1925 г. - на Всемирной выставке прикладного искусства в Париже;
  2. В 1927 г. - на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне в Германии.

Театральное искусство  1926 г. открыт первый в республике национальный казахский театр в Кызыл- Орде.

  1. Режиссер театра - Ж.Шанин;
  2. Артисты: Е.Умирзаков, С.Кожамкулов,

К.Бадыров, К.Жандарбеков,К.Куанышбаев, А.Кашаубаев, И.Байзаков.
Первая пьеса - «Енлик-Кебек» М.Ауезова. - «Козы Корпеш - Баян сулу» Г.Мусрепова, «Абай» М.Ауезова и Л.Соболева.
Поставлены: «Женитьба» и «Ревизор» Н.Гоголя, «Отелло» В.Шекспира.
В1937 г. театр стал называться «Казахский Академический театр драмы».
В 1933 г. в Алма-Ате - Уйгурский театр.
В 1937 г. в Кзыл-Орде - Корейский театр. Музыкальная драма, имевшая успех на сцене корейского театра в Кзыл-Орде: «Чупхин-дон».
В 1934 г. - Казахский государственный музыкальный театр (оперы и балета). Спектакль, показанный более 100 раз на сцене Казахского музыкального театра оперы и балета только в первом сезоне 1934 г. «Айман-Шолпан».
В 1934 г. - Казахский государственный оркестр им. Курмангазы (А.Жубанов).
В 1936 г. - Казахская государственная филармония им Жамбыла.
В 1936 г. в Москве проходила 1-ая декада казахского искусства, и там представлены оперы - «Кыз-Жибек», «Жалбыр».
Там К.Байсеитова была удостоена Народной артисткой СССР (1936 г.).

Киноискусство

В 30-е гг. XX в. Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало развитию киноискусства. Выпустило ряд документальных и немых художественных фильмов.
Студия хроникальных фильмов Казахстана была организована в 1934 г.
В 1938 г. на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды».
Первый игровой фильм казахстанских кинематографистов: «Амангельды».
Изобразительное искусство Центром казахской профессиональной живописи стало мастерская П.Хлудова.
Его талантливым учеником был Абылхан Кастеев.

Культурно-просветительские центры

В1930 г. в республике было 290 библиотек; В 1939 г. - уже 3304;
Государственная публичная библиотека имени А.С.Пушкина (ныне Национальная библиотека РК) в Алма-Ате была открыта в 1939 г.
Действовали 5237 домов культуры и клубов.
В 20-30-е rr. XX в. в сфере культуры противоречивые процессы выразились в одновременном формировании и уничтожении достижений культуры.
В 20-30-е гг. XX в. огромный ущерб развитию культуры наносило идеологизирование.

В республике в годы войны были сосредоточены крупнейшие научные силы страны.
в Боровом вели научные исследования академики В.Алексеев, А.Бах, Л.Берг, С. Берн штейн, В.Вернадский, Н. Гамалея, Н.Зелинский, Л.Мендельштам, А.Орлов.
В столице республики разместилось свыше 20 научно-исследовательских институтов, в том числе институты философии, географии, физиологии АН СССР.
В 1946 году 1 июня была открыта Академия Наук Казахстана во главе К.И.Сатпаева. 
В 1942 г. за многолетний труд, за освоение  Джезказганского рудника удостоен Государственной премии.
В годы войны образованы:
Алма-атинский государственный педагогический институт иностранных языков;

  1. Чимкентский технологический институт;
  2. Казахская государственная консерватория;
  3. Казахский государственный женский педагогический институт;    
  4.  Институт физической культуры.

Эвакуированные в годы войны Московский авиационный институт, Московский институт цветных металлов и золота, объединённый Украинский государственный университет (Киевский и Харьковский) вели значительную работу по подготовке квалифицированных кадров.

Около 100 писателей и поэтов Казахстана сражались на фронтах войны.
Произведения тех лет показали идейную и художественную зрелость казахской советской прозы:

  • М.Ауезов «Абай»;
  • С.Муканов «Школа жизни»;
  • Г.Мусрепов «Солдат из Казахстана»;
  • Г.Мустафин «Шиганак»;
  • А.Абишев «Молодое поколение».

Казахская литература пополнилась но-выми именами в годы войны - С.Мауленов, Ж.Молдагалиев, Б.Момышулы, М.Габдуллин.
Публицистические статьи офицера- фронтовика Б.Булкышева, Ж.Саин, К.Аманжолов стали заметным явлением.
В Казахстане работали эвакуированные писатели: Ф.Панферов, О.Форш, С.Маршак, К.Паустовский, М.Зощенко.
А.Толстой работал над трилогией «Иван Грозный»;
С. Маршак, С. Михалков принимали участие в подготовке агитплакатов «Окна ТАСС».
В Казахстан было эвакуировано 23 художественных коллектива Москвы, Ленинграда, Киева и др. городов. Работали деятели сцены: В.Марецкая, К.Мордвинов, Г.Уланова, Ю.Завадский; Композиторы: С.Прокофьев, С.Туликов; Художники: Кукрыниксы (С.Куприянов, П.Крылов, (-(.Соколов) и др.
В ноябре 1941 г. на базе эвакуированных киностудий «Мосфильм», «Ленфильм» и Алма-атинской киностудий была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов. Работали выдающиеся мастера советского кино: С.Эйзенштейн, Л.Трауберг, С.Юткевич, Ф.Эрмлер, Н.Черкасов, М.Жаров, Л.Орлова;
Была организована 4-годичная казахская киноактерская школа;
Были сняты «8-я гвардейская», «Песни Абая», «Сын бойца», «Казахский киноконцерт - фронту», «Тебе, фронт».
11 концертных бригад дали концерты, поднимали дух бойцов.
В 1942-1944 гг. Казахстан посетили 22 делегации с фронта.
 

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-18 Просмотров: 95744