Казахская культура - своеобразная и самобытная культура, которая формировалась под влиянием кочевой культуры Евразии и оседлой культуры Центральной Азии.
Она формировалась в течение столетий в процессе сложения казахской народности.
Казахская культура тесно связана с кочевым образом жизни.
На образование казахской традиционной культуры в истории её формирования и развития влияло множество процессов и факторов:
Более интенсивно развитие культуры протекало в городских и земледельческих центрах Южных районов Казахстана, чем в кочевых и полукочевых районах.
В XVI-XVII вв. на развитие культуры казахского народа тяжело сказывались:
Материальная культура казахского народа является продолжением материальной культуры всех племен и родов, живших
в Казахстане и составивших казахскую народность.
Виды жилищ у казахов:
Основным видом переносного жилища казахов была - юрта.
Она имела три основные части: стену, состоящую из сборно-раздвижной решетки, называемой кереге. Она укреплялась уыками (купольными жердями), сверху устанавливался верхний деревянный купол - шанырак.
Кошмы (для покрытия юрты) имели названия туырлык, узик, тундик. Через тундик внутрь поступал свет, уходил дым. При входе справа от двери ставили деревянную лежанку на ножках (жукаяк), сундук и кебеже.
В середине юрты находился очаг, где готовили пищу и который служил для обогрева.
Самым почетным местом считался тор (тер) - место напротив входа.
Зимой одевали тулупы с подладкой из верблюжьего или овечьего меха, шерстяной плащ, шубу из овчины (тон). Шерстяной плащ - шидем чекпен. Полушубок из шкуры молодых жеребят - жаргак.
Мягкая обувь из козьей кожи называлась - ичиги.
Мужчины ходили в шокайма - сапогах с высокими каблуками и длинными голенищами.
Тымаки (летние головные уборы) делались из мерлушки и шкур диких зверей, калпак - из тонкой белой кошмы. Молодые женщины в первый год замужества ходили в свадебном головном уборе - саукеле.
Желек - шелковое покрывало.
Кимешек - головной убор женщин из белого материала с вышивкой.
Пожилые женщины надевали саукелеобразный круглый головной убор - кундик.
Из кобыльего молока готовили кумыс.
Из коровьего и овечьего - айран, катык, курт, брынзу и масло.
Из верблюжьего - шубат.
Для долгого хранения мясо сушили, коптили, вялили.
Мясо и внутренности, жаренные в масле, называли - куырдаком.
Одним из изысканных лакомств у казахов считался жент. Он готовился путем добавления сахара и масла к прокипяченному, поджаренному,
очищенному просу.
Из пшеничной муки жарили лепешку, баурсаки, шелпек, делали кеспе (лапшу), коже, катырма.
Из риса - плов, молочную кашу.
Устная литература, устное народное творчество - это зеркало общественной жизни.
Кочевой быт оставил неизгладимый след в идейно-художественном содержании фольклора казахского народа.
В XVI-XVII века появились на свет многие фольклорные произведения, передававшиеся из поколения в поколение.
Основными видами жанров были:
Побывавшие в XIII - XV веках в Казахстане путешественники Плано Карпини, Вильгельм Рубрук, Марко Поло, Рузбихан, Якуб в своих письменных трудах особо отмечали важную роль музыки в жизни казахского народа.
Широко были известны в средневековом Казахстане акыны, кюйши-композиторы Коркыт Ата (VII-VIII вв.), Асан-Кайгы (XV в.), Казтуган (XV в.), Сыпыра Жырау (XVI в.), Бухар-Жырау (XVIII в.), Нысан-абыз (XVIII в.).
Самым популярным среди всех музыкальных инструментов была - домбра.
Из смычковых широкое распространение получил - кобыз.
В песенном искустве казахов большое место занимало - терме (литературнопесенный жанр). Оно состояло из 7-8 слогов.
Искусные народные музыканты сочиняли и кюи (народные музыкальные произведения).
В кюе о жаворонке «Бозторгай», птица защищает своих птенцов от змеи.
До наших дней сохраниись народные кюи:
Основоположниками сокровищницы казахской устной литературы, донесшими ее до нас, были талантливые акыны, салы и серы (поэты - песенники). Акыны обычно импровизировали и исполняли песни сами, и одновременно сочиняли к ним музыку.
В песнях салов воспевалась любовь, мужество, душевные качества, а также шутливые мотивы, розыгрышы.
Песни серы отличались своей высокой эмоциональностью и строгим сохранением ритма.
Казахский народ всегда высоко ценил ораторское искусство. Жырау с древних времен исполняли при ханах функции советников, воспевали отвагу и стойкость батыров, оплакивали умерших героев, ханов.
Знаменитые казахские акыны и жырау (поэты-импровизаторы) Жиембет, Маргаска, Ахтамберды, Шалкииз, Умбетей, Бухар-жырау воспевали важнейшие события в жизни народа, выступали против феодальной раздробленности, призывали к сплочению и совместной борьбе против врагов.
В своих песнях они восхваляли или критиковали деяния ханов и султанов.
Доспамбет - жырау родился в 1490 году в городе Азове, умер в 1523 году под Астраханью. Он был непревзойденным поэтом-песенником и батыром.
Жиембет-жырау происходил из династии крупных феодалов Младшего жуза. Он был бием, наместником хана Есима в Младшем жузе, батыром - военачальником. Он был одним из главных вдохновителей победы казахов над ойратами в 1620 году. В 1627 году участвовал в подавлении мятежа правителя Ташкента хана Турсуна.
Позднее Жиембет критиковал хана Есима за его ошибки в правлении ханством и жестокость.
Делились на несколько жанров:о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические.
В фантастических сказках прослеживается смешение элементов шаманства с исламскими представлениями.
В них выражено стремление людей к познанию тайн природы и поискам Жеруюка (мифологической земли, где царит счастливая жизнь).
Широко популярными в народе были сказки «Ер Тостик», «Куламерген», «Алтын сака», «Аламан и Жоламан», «Асан Кайгы», «Карамерген» и др.
Герои сказок изображались находчивыми, умными, смелыми, очень сильными.
Аяз би, Жиренше, Алдар Косе изобличали жестоких и злобных ханов, жадных, корыстолюбивых баев, превращали их в объекты посмешища.
«Ер-Таргын», «Ер-Саин», «Камбар», «Алпамыс», «Ер-Косай», «Торехан», «Телагыс», «Кубагул» повествуют о народной борьбе против захватчиков.
В героическом эпосе рассматривались исторические события XVI-XVII вв.
- В дастанах часто звучал призыв к объединению.
Основные темы этого жанра: любовь, история борьбы за свое счастье, преодоление препятствий на своем пути.
Лирико-эпические поэмы казахского народа: «Айман-Шолпан», «Кыз Жибек», «Козы Корпеш и Баян-Сулу», «Кулше кыз», «Макпал кыз».
Эпос «Козы Корпеш и Баян-Сулу» возник на основе общетюркского сказания.
В XV в. казахский язык сформировался, как самостоятельный национальный язык.
Эпосы «Едиге» и «Ер Саин» распространялись через алшынов.
Дастаны «Ер Кокше», «Базар-батыр» возникли на керейском языке.
«Таласские памятники» - на языке дулатов - уйсунов.
«Нахжи аль-Фарадис» - на кердеринском языке.
«Кодекс куманикус» - на кыпчакском языке.
Среди всех языков основным являлся древний кыпчакский.
Кыпчакский язык в период Золотой Орды и Белой Орды употреблялся как официальный литературный язык.
Эпос «Козы Корпеш и Баян Сулу» возник на основе общетюркского сказания.
В XVI-XVII вв. стали появляться исторические произведения на казахском языке.