Причины переселения русского крестьянства в Казахстан
Переселение крестьян из центральных районов России в Казахстан начинается в середине 60-х гг. XIX в.
Во 2-ой половине XIX века, условия для изъятия казахских земель и начала переселенческой политики подготовило объявление казахских земель государственной собственностью по реформам 1867 -1868 гг.
Главное управление Западной Сибири приняло постановление, разрешающее переселение в Казахстан крестьян из центральных районов России в 1866 г.
Крестьяне, пожелавшие переселиться в Казахстан, как правило, вначале высылали ходоков.
Первые переселенцы в Казахстане появились на территории Кокчетавского округа в местности Саумалколь.
«Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье» были разработаны под руководством военного губернатора Семиреченской области генерала Г.А. Колпаковского в 1868 г.
По «Правилам» 1868 г.:
1. крестьянам-переселенцам предоставлялись земли в размере по 30 десятин на каждую мужскую душу.
2. переселенцев освобождали от всех налогов и повинностей сроком на 15 лет.
3. нуждающимся выдавали беспроцентные ссуды.
4. Правила действовали вплоть до 1883 г.
В середине 80-х гг. XIX в. начала ощущаться острая нехватка земель.
Правила 1883 г. (утверждены в 1885 г.) несколько урезали привилегии переселенцев - на душу полагалось 10 десятин, а срок льгот сократили до 5 лет.
В 1889 г. было утверждено положение «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли», по которому переселение допускалось с разрешения Министерства внутренних дел, и разрешения для переселения могли получить только «надежные», уважаемые люди.
Однако положение проигнорировали, и началось массовое самовольное переселение.
Переселенцы устремились в Семиреченскую, Акмолинскую и Семипалатинскую области.
С весны 1891 г. доступ в Казахскую степь был официально закрыт для переселенцев.
Однако из-за голода в России продолжилось массовое самовольное переселение в Казахстан.
Согласно «Правилам» 1891 года гарантировалась до 15 десятин на душу переселенцам-старожилам.
Процесс переселения русских крестьян в Казахстан
1.«Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье» были разработаны под руководством военного губернатора Семиреченской области генерала Г. А. Колпаковского в 1868 г. - переселенцам предоставлялись земли в размере по ЗО десятин на душу. Переселенцев освобождали от всех налогов и повинностей сроком на 15 лет.
2.Правила 1883 года (утверждены в 1885 году) на душу полагалось 10 десятин, льготы на 5 лет.
3.«Правила» 1891 года до 15 десятин на душу: переселенцам-старожилам.
Во 2-ой половине XIX в. особенно большой поток переселенцев направился в Семиреченскую область.
В Сырдарьинской области переселенческая политика охватила Шымкентский, Ташкентский и Аулие-Атинский уезды. В 1884-1892 гг. в области образовано 37 поселков.
Площадь земли отобранной у казахов Акмолинской области в 1855-1893 гг. более 250 тыс. десятин.
В 1892 г. началось строительство Транссибирской железной дороги, проходившей по Северному Казахстану, которое потребовало дополнительного изъятия земли у казахов.
Вопросами переселения крестьян в район железной дороги стал заниматься Комитет Сибирской железной дороги.
Первые переселенческие пункты и больничные бараки для переселенцев были открыты на узловых станциях в городах Омск и Петропавловск.
В 1902 г. для управления крестьянами переселенцами был введен институт крестьянских начальников, статус которых был выше казахских управителей.
Постепенно им начали переходить полицейские функции.
В1903 г. были утверждены правила «О добровольном переселении в области Сырдарьинскую, Ферганскую, Самаркандскую».
В 1904-1905 гг. правительство разделило Казахстан на 5 переселенческих районов (Тургайско-Уральский, Акмолинский, Семипалатинский, Сырдарьинский и Семиреченский) с управлениями.
Для регулирования переселения крестьян в Казахстан было сформировано переселенческое управление.
Наделение крестьян-переселенцев землей производилось из переселенческого фонда, сформированного за счет изъятия земель казахов и насильственного их выселения.
За 1870-1914 гг. в Казахстан переселились 1,4 млн крестьян, половина из них осела на плодородных землях Акмолинской области.
Правительство в проведении своей социально-экономической политики в Казахстане особое значение придавало захвату казахских земель.
В «Главном управлении земледелия и переселения крестьян» в начале XX в. постоянно рассматривались вопросы перемещения переселенцев.
В конце XIX - начале XX вв. царизм, проводя переселенческую политику из революционно активных районов России в Казахстан, преследовал цели:
Расслоение крестьянской общины в Казахстане на рубеже XIX-XX вв.
Категория крестьянина Площадь земли
Последствия Столыпинской реформы и захвата казахских земель
В начале XX в. Столыпинская аграрная реформа привела к:
Проводимая царизмом политика захвата казахских земель:
Обедневшую часть казахского кочевого общества, вынужденно перешедшую к оседлому образу жизни, называли - жатаками.
После 1-ой российской революции в Юго-Западную Сибирь и Казахстан
В 1906 г. председателем Совета Министров России П. А. Столыпиным было принято решение о массовом переселении крестьян в азиатскую часть России. Реформа крестьянского землевладения с выходом из общины и переселением на восток империи получила название Столыпинской аграрной политики. Основной целью реформы было активизация переселенческого движения. Наделение крестьян землей производилось из колонизационного переселенческого фонда,
сформированного за счет изъятия земель коренного населения.
В 1907 г. было распространено 6,5 млн агитационных листовок, призывающих переселяться и с рекомендациями по обустройству на территории Казахстана.
В начале XX в. в Казахстане достигла своего апогея, активно проводимая царизмом политика массового переселения крестьян.
В результате колониальной аграрной политики царизма у казахов было отобрано земель:
Батрак - крестьянин, имевший в своей собственности 1 десятину земли.
Переселяли крестьян из районов активных социальных потрясений.
Решения столыпинского правительства в 1906 и 1910 гг. имели цели:
Основная причина резкого падения удельного веса коренных жителей в Казахстане в нач. XX в. - Столыпинская аграрная политика.
Численность казахов в Акмолинской области на 1910 г. - 36,6% (в 1897 г. - 61,1 %); Семипалатинской - 73 % (87,9 %); Сырдарьинской - 62,3 % (84,4 %); Семиреченской - 60,5 % (80,4 %); Тургайской - 58,7% (90,6%); Уральской - 56,9% (71,3%).
Одной из главных предпосылок участия казахов в революции 1905-1907 гг. является колониальная аграрная политика царизма.
Основная причина восстания 1916 г. в Казахстане - земельная политика царизма.
К концу I мировой войны процесс изъятия у казахского населения земель продолжался.
Крестьяне земледельцы занимались в основном земледелием, землю обрабатывали в основном волами.
Переселенческими управлениями для выдачи крестьянам семян, орудий труда строились сельскохозяйственные склады.
Подобные склады были открыты в Петропавловске, Омске, Атбасаре, Акмолинске, Павлодаре, на станции Исилькуль, а также в др. городах и крупных селениях.
Майн - обычай пользования крестьянами рабочего скота казахов с обязательной обработкой их полей.
Скотоводство у переселенцев носило вспомогательный характер.
Только небольшое число крестьян Акмолинского, Петропавловского и Кустанайского уездов в значительной мере занимались скотоводством.
Под влиянием местного населения крестьяне-переселенцы в большом количестве стали разводить лошадей и овец.
У крестьян Семипалатинской области (Усть-Каменогорского и Семипалатинского уездов) заметную роль в хозяйстве играло пчеловодство (бортничество).
Этот вид хозяйства возник в 20-е гг. XIX в. Крестьяне переняли его у казаков. Получением меда занимались некоторые переселенцы Семиреченской и Сырдарьинской областей.
У берегов Иртыша и Урала крестьяне не могли заниматься рыболовством, так как они находились в пользовании казаков. Крестьяне-переселенцы выкупали за небольшую плату у казахов рыбные озера и участки побережья Аральского моря.
У казахов крестьяне-переселенцы научились искусственному орошению земель: устройству снежников, проведению арыков.
Снежники - сбор снега посредством установки щитов в зимнее время. В летнее время их накрывали соломой и собирали воду.
У казахов крестьяне-переселенцы научились табунному содержанию скота, в том числе в зимнее время.
По примеру русских казахи:
В массовом порядке стали переходить к сенокошению, строительству зернохранилищ и ветряных мельниц. Стали использовать сельхозмашины, железные орудия труда.
Научились возделывать капусту, картофель.
Стали строить дома с двускатными крышами.
Таким образом, между казахами и крестьянами-переселенцами происходил взаимовыгодный культурный и хозяйственный обмен.
Уйгуры - это один из древних тюркоязычных народов Центральной Азии. Они издавна расселены в Восточном Туркестане (совр. Синьцзян-Уйгурский авт. район КНР)
Дунгане - это тюркское название ("возвратившийся народ"). Этническая родина - Китай (провинции Ганьсу и Шэньси).
Верование уйгур и дунган - мусульмане- сунниты.
В 1862-1877 гг. за восстановление своих наследных прав в Восточном Туркестане, против Китайского господства, прошли восстания уйгур и дунган
В ходе борьбы уйгуров и дунган за национальную независимость, в Илийском крае образовался Илирский султанат.
В 1871 году российские войска захватили регион Илийского султаната.
После подавления восстания уйгур и дунган в 1862-1877 гг. под давлением мировой общественности в Синьцзяне между Россией и Китаем начались переговоры о возвращении Китаю Илийского края.
Жителям Илийского края выбор китайского или русского подданства предусматривал Петербургский договор 1881 г.
Переселяя дунган и уйгур в Казахстан и Среднюю Азию, царизм преследовал две цели:
1. Ослабить экономическую базу Китая в Кульджинском регионе;
2. Использовать переселенцев как военную силу против Китая.
Первое переселение дунган на территорию Казахстана произошло в 1877 г.
Первое переселение возглавил предводитель дунган - Бый Янь Ху.
Тогда около 4 тыс. дунган добрались до Семиречья.
На основании Петербургского договора более 50 тыс. уйгур и дунган в 1881 - 1884 гг. переселились на территорию Семиреченского края (Верненского и Жаркентского уездов).
Количество уйгур, переселившихся в Казахстан 45 000.
Количество дунган - 5 000.
С переселением уйгуров и дунган ухудшилось земельное положение семиреченских казахов.
Переселяя уйгуров и дунган на территорию Казахстана, царизм не интересовался мнением казахов.
Дунгане и уйгуры должны были получать по 10 десятин земли, однако получили всего 5-7 на мужскую душу населения.
В хозяйстве уйгуров и дунган традиционно преобладало - земледелие. Скотоводством занимались лишь состоятельные уйгурские баи. Большинство дунганских семей занимались садоводством.
Среди уйгуров и дунган была распространена: аренда земли.
Рис являлся доминирующей технической культурой дунган, которую они выращивали в конце XIX в., переселившись в Казахстан.
Дунгане первыми начали практиковать выращивание риса в Семиречье. Большинство дунганских семей занимались садоводством.
После окончания сельскохозяйственных работ, дунгане изготавливали для продажи камышовые циновки (занимались извозным промыслом).
Знание китайского языка позволило монополизировать торговлю с Китаем, переселенным в Семиречье дунганам. Богатый уйгур из Жаркентской волости Верненского уезда Вали Ахун Юлдашев. Духовный опыт уйгурского народа обобщает изданная в 1905 г. в Казани книга Мусса бен Айса Сайрами: «Двенадцать Муканов».
О духовной культуре уйгуров оставили свои труды ученые-путешественники: Ш. Уалиханов, В. И. Роборовский, Н. М. Пржевальский.
Русский путешественник, изучавший духовную культуру уйгур: Н. Пржевальский.
Дунганский поэт By Сан написал песни, осуждающие и высмеивающие богатых и скупых людей.
Рассказчиков сказок среди дунган называли фофуди.
Народные певцы - кошакчи уйгуров в XIX в., воспевавших национально- освободительную борьбу против цинских правителей: Садир Палван, Назугум.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. - всеобщая перепись населения Российской империи, проведённая 28 января 1897 г. Путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату, в соответствии с утверждённым в 1895 г. «Положением о Первой всеобщей переписи населения Российской Империи». Инициатором проведения переписи выступил русский географ и статистик П. П. Семёнов-Тян-Шанский.
В XVIII - начале XX вв. коренные жители Казахстана составляли в крае абсолютное большинство.
По переписи 1897 г. в Казахстане проживало 80% казахов.
Первыми русскими переселенцами в Казахстане были казаки и военное сословие, которые были сосредоточены в приграничных крепостях.
В XVIII в. - начале XX в. число крестьян пополнялось и за счёт беглого населения.
Русское население в Казахстане начало расти быстрыми темпами в конце XIX - начале XX вв.
Известная певица Степи Мария Рекина посвятила казахскому юноше песню «Дударай».
По переписи 1897 г. в б областях Казахстана проживало 544 тыс. русских (12,8 % от общего населения).
Первые украинцы появились в Казахстане во 2-ой половине XVIII в.
Это были участники освободительного движения.
Украинец В. Марченко из Акмолинской области в 1913 г. за образцовое ведение хозяйства получил премию.
В Акмолинской области украинец Афанасий Латуга, сосланный за участие в движении 1905 г., был усыновлен казахом и получил имя Жакуп Жоламанов, а в 1916 г. он стал одним из руководителей восстания.
В конце XIX - начале XX вв. большинство украинцев расселялись в Акмолинской области.
В 1897 г. в Казахстане проживало 87 тыс. украинцев (2 % от общего населения).
Татарское население появилось в Казахстане с началом колонизации. На рубеже XVIII - XIX вв. самодержавие, чтобы изолировать казахов от влияния религиозных центров Средней Азии проводили в Казахстане политику насаждения ислама, исключительно через татарское духовенство.
На рубеже XIX - XX вв. первые казахские журналы и газеты часто финансировались татарскими купцами.
В конце XVIII - XIX вв. у большинства казахских ханов и султанов писарями были грамотные татары.
В 1897 г. в Казахстане проживало 56 тыс. татар (1,3 % от общего населения).
Белоруссы впервые появились в Степи после жестокого подавления восстания 1863-1864 гг. под руководством К.Калиновского.
В конце XIX в. белорусские народники и социал-демократы были высланы на территорию Северного Казахстана.
В Акмолинской обл. отбывал ссылку социал-демократ П. Румянцев. Большинство белоруссов-переселенцев прибыло в Казахстан в период Столыпинской аграрной реформы.
Первые немцы появились в Казахстане в XVIII в. в составе военных соединений и проживали в основном в больших приграничных крепостях.
Приток немцев в Казахстан из колонии на Волге, Германии и Австрии увеличивается во время Столыпинской реформы.
На рубеже XIX - XX вв. большинство немцев занимались земледелием, и проживало в Акмолинской области.
В 1897 г. в Казахстане проживало около 7 тыс. немцев.
Впервые поляки появились в Казахстане в XVIII в., это были сосланные царизмом польские конфедераты (сторонники независимости Польши).
Большинство поляков на рубеже XIX - XX вв. проживающих в Казахстане, были из политических ссыльных.
После подавления восстаний 30-х и 60-х гг. XIX в. в Польше, значительную часть сосланных в Казахстан составляли польские дворяне.
В XIX в. на территории Казахстана были сосланы участники национально- освободительных движений 1830-1831, 1863-1864 гг. в Польше.
В 1897 г. в Казахстане проживало 1254 поляков.
К концу XIX в. крупной диаспорой в Казахстане были мордвины, но позднее они подверглись ассимиляции русским народом.
а В 1897 г. в Казахстане проживало 12 тыс. мордвинов.
К концу XIX в. к увеличению численности евреев в Казахстане способствовало проходившие в России еврейские погромы и ограничения в выборе рода занятий.
К началу XX в. в Казахстане проживало 1,6 тыс. евреев.
В начале XX в. в Казахстан из Украины и Бессарабии стали прибывать болгары, которые занимались чигирным земледелием.
Небольшие группы эстонцев (375) появились на территории Акмолинской области.
В результате переписи 1897 г. в Казахстане проживали узбеки (29,5 тыс.), туркмены (2,8 тыс.), башкиры (2,6 тыс.), калмыки (997), таджики (987).
Часть народа, проживавшая на своих землях, но оказалась на территории других государств в результате изменения границ или колониальных захватов - ирредента.
В результате миграции (переселения) населения из одной страны в другую образовывается диаспора.
Часть казахов в результате экономических и политических катаклизмов вынуждена была мигрировать в сопредельные государства.
Переселение казахов за пределы Казахстана участилось в конце XIX - начале XX вв., что было связано с массовым изъятием земель и крестьянской колонизацией.
В 1810-1822 и 1835 гг. из пользования казахов Младшего жуза были изъяты
Новоилецкий и Новолинейный районы, которые отошли позднее к Оренбургской губернии.
В 1752-1755 гг., вытеснив казахов на 200 весрт, в глубь Степи, на северных землях Среднего жуза был образован Новолинейный район.
Только предовставлением аманатов и арендной платы казахи могли кочевать на отобранных у них землях.
Начало формирования казахского населения в Китае связано с казахско- джунгарскими войнами XVII - 1-ой половины XVIII вв. Джунгария в ходе войны захватила у казахов часть Семиречья и Тарбагатая, но после разгрома джунгар Китай отказался вернуть завоеванные джунгарами земли.
В 1767 г. Китай дал разрешения на перекочевку казахов в Синьцзян за арендную плату.
Основная часть казахов, переселившихся в Монголию, была из рода керей, которые прибыли в эту страну в 60-70 гг. XIX в. из Китая.
Во главе переселенцев стояли султаны Кожамжар и Самырхан.
Казахов мигрировать из Китая в Монголию заставило прибытие в Синьцзян дунганских и китайских земледельцев.
В Туркмению казахи перекочевывали, спасаясь от карателей после национально- освободительных восстаний против царизма.
В Узбекистане проживали группы сырдарьинских казахов, лишенных земли, или участники восстаний. После присоединения царизмом Южного Казахстана часть казахов переселилась в Узбекистан.
В Афганистан казахи впервые прибыли в 40-х гг. XIX в. после подавления восстания Кенесары, спасаясь от карателей, сюда откочевали часть повстанцев.
Религиозная политика самодержавия в Казахстане Казахи исповедовали ислам суннитского направления, верили в духов предков и обращались к древнетюркскому богу Тенгри.
Для закрепления прочных связей казахов с Россией и чтобы смягчить воинственные нравы кочевников в XVIII в. Екатерина II проводила политику поддержки ислама в Казахстане.
Царизм в XVIII в., проводя в Казахстане политику поддержки ислама, возводил мечети за счёт государства.
Для ограничения связи казахов со среднеазиатскими мусульманскими центрами правительство использовало в пропаганде ислама только российских татар и возводило мечети за счет государства.
Проводить политику христианизации казахского населения царизм начинает с начала XIX в.
Казахское население не желало принимать христианство, так как через хаджей и татарских мулл позиции ислама здесь укрепились.
Переход казахов в православие наблюдается в 50-60 гг. XIX в., когда им запретили перекочевку во внутренние губернии.
Чтобы получить разрешение на переход во внутренние губернии, казахи вынуждены были принимать христианство.
В 1869 г. на съезде биев было рекомендовано оставлять крещеных казахов без защиты казахского обычного права.
Христианизация казахов получает развитие с открытием Киргизской миссии.
Киргизская миссия для христианизации казахов была образована в Семипалатинской области, так как здесь было значительное число жатаков.
Протест против христианизации казахское население выражала в виде противодействия миссионерам.
Царизм освобождал отподатей, рекрутских наборов и давал денежные ссуды казахам принявшим христианство.
В XIX в. для улучшения своего материального положения некоторая часть казахского общества принимала христианство.
Никто не нёс ответственности за грабёж и убийство изменивших своей вере.
Для изучения русского языка и основ христианской веры новокрещенных казахов отправляли в миссионерские станы.
В конце XIX в. запреты на строительство мечетей привели к тому, что казахи строили их без разрешений.