Поэты - свидетели трагических событий первой трети XVIII в. в своих произведениях отразили последствия ойратской агрессии.
Представители казахской литературы XVIII в.: Актамберды, Умбетей, Бухар, Таттикара и др.
К концу XVIII - началу XIX в. относится творчество популярных акынов Жанак, Котеш, Тлеуке Кулекеулы (Шал акын) и др. Посвящали песни о моральных и этических сторонах жизни современников, а также затрагивали вопросы религиозной жизни кочевников акыны-импровизаторы Котеш и Шал (Тлеуке Кулекеулы).
Большинство произведений казахских акынов, жырау XVIII в. передавались в устной форме.
Только XIX-XX вв. их творчество стали записываться и издаваться казахскими и российскими исследователями.
Один из ярких представителей устного народно-поэтического творчества в XVIII в. Воспевал подвиги народных батыров Кабанбая и Богенбая.
В 50-х гг. XVIII в. возглавил возращение казахов на земли, отвоеванные у джунгар. Поэт похоронен на территории современного Абайского района Восточно- Казахстанской области.
Его мавзолей расположен на сопке Журек Жота.
Представитель казахской литературы XVIII в, сын батыра Калкамана.
В народе он был известен как святой - «комекей аулие».
Политическую историю казахской государственности XVIII в. воссоздает поэтическое наследие Бухар-жырау.
В своих стихах воспевал хана Абылая. Был его советником.
Основная тема его сочинений - любовь к родине, патриотизм, героизм казахских батыров.
Предвидя далеко идущие колониальные устремления царизма, призывал народ к единству и сплоченности.
Содержание многочисленного поэтического наследия в основном историко- философские.
Постоянный участник поэтических состязаний XVIII в., безжалостно бичевал неприглядные стороны своих современников.
Значительное место в произведениях поэта занимают посвещения известным личностям: батыру из рода абак-керей - Жаугашару (Шакантаю).
Его посвящение бию Бекболату представляет собой поучение, назидание.
Участвовал во всех антиджунгарских походах и воспевал подвиги казахских батыров в войне с агрессией захватчиков.
В частности, им были посвящены жоктау (плач) и естырту (извещение) о смерти выдающегося героя казахского народа батыра Канжыгала Богенбая.
Ему принадлежит один из лучших вариантов «Козы Корпеш-Баян Сулу»
Непревзойденный акын-импровизатор, выходил непременным победителем в поэтических состязаниях.
Участвовал в айтысе со знаменитым поэтом Орынбаем.
Знаменитый кобызшы XVIII в.
До нас дошли его кюи «Толгау», «Аллам жар», «Баксы» и т.д.
Таттикара-жырау (1705-1780 гг.) Серьезным источником в изучении эпохи Абылая, жизни казахского общества той поры являются произведения поэта XVIII века Таттикара.
Абылай, Богенбай и др. яркие личности XVIII в. занимают центральное место в произведениях поэта.
В плаче-причитании поэта по случаю смерти батыра Богенбая содержится множество достоверных сведений о личности, жизни, деяниях Абылая и его соратника, замечательного полководца Богенбая.
Участвовал в войне с Цинской империей, входил в ближайшие окружение хана Абылая и прославлял его деяния.
Родился в Акмолинской области.
Вырос в семье батыра Кулеке.
Посвящал песни о моральных и этических сторонах жизни современников, а также затрагивал вопросы религиозной жизни кочевников.
Исторические рассказы и шежире Множество исторических рассказов казахского народа было собрано известным фольклористом и поэтом Машхур-Жусупом Копейулы.
В каждой казахской семье вели шежире. Слово шежире на монгольском «цэжере», на тюркском «седжере» - «память». Шежире помогало правителям управлять кочевыми племенами и выполняло функции исторической памяти.
Шежире - свод генеалогии казахов, имеет тюрко-монгольское значение - память. Регулировало семейно-брачные отношения, распределение пастбищ в Степи, порядок построения народного ополчения - шежире.
Впоследствии собирателями шежире среди казахов были А.Букейханов, М.-Ж. Копейулы, Ш.Кудайбердыулы и др.
Открытие школ в конце XVIII в. Учебные заведения светского характера начали появляться в крае при правлении императрицы Екатерины II.
Основная цель - подготовить служащих для колониальной администрации, переводчиков, учителей и медиков.
В 1789 году в Омске была открыта «Азиатская школа».
Её цель была готовить для колониальной администрации края: переводчиков и писарей (чиновников) из коренного населения.
Выпускники школы, изучив монгольский, маньчжурский, китайский, персидский и др. языки народов Азии, составили первые группы квалифицированных специалистов.
В 1789 г. открывается правительственная школа при Меновом дворе в городе Оренбурге.
В XVIII в. казахи не проявляли инициативы отдавать своих детей в школы, открываемые в приграничных крепостях, т.к. опасались русификации и христианизации.