Годы существования: 756-940 гг.
Первые сведения о карлуках, входивших в состав племен теле (тиреков), встречаются в письменных памятниках V века.
О них писалось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное племя - булак (населяет подножья Алтайских гор). Китайская династийная хроника подтверждает, что карлуки в VI - VII вв. входили в состав населения Тюркского каганата.
В китайской хронике «Таншу» начала VII века указывалось, что в состав карлуков также входят племена булак, жикил (чигиль), ташлык.
Сведения о единстве родственных корней карлуков с тюрками встречаются и в арабо-персидских источниках. Аль-Марвази (XII в.) писал, что в состав карлуков входили 9 племен (три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокеркин, тухси). Кроме того, названы также два рода - лазана и фаракия.
Ранняя история карлуков Карлуки входили в состав Восточнотюркского каганата, об этом свидетельствуют письмена Культегина.
В 744 году карлуки совместно с уйгурами выступили против Восточнотюркского каганата. Восточные тюрки были разбиты. В результате возникло новое государство - Уйгурский каганат (744- 840 гг.).
Поражение от Уйгурского каганата в первой половине VIII в., явилось одной из причин переселения карлуков в Жетысу.
Задолго до образования Карлукского каганата племена карлуков вторгались в Среднюю Азию.
Территория расселения крупного племенного союза карлуков от Джунгарских гор до Сырдарьи.
Поскольку эти земли находились во владении Тюргешского каганата, карлуки в начале были под властью тюргешей.
В борьбе против арабов в Тохаристане карлуки вместе с тюргешами находились под единым командованием кагана Сулу.
Аль-Марвази отмечал, что карлуки «прежде жили на горе Тулис (Алтай) и были рабами тогуз-огузов. Затем они восстали против своих господ, завоевали страну тюргешей, а оттуда двинулись в мусульманские страны».
Вожди карлуков воспользовались упадком Тюргешского каганата и в 756 году образовали свое государство.
Административный центр Карлукского каганата город Суяб.
Рассеянные по разным землям, обретя независимость карлуки в конце VIII в. объединились и сформировали свое государство.
Арабский географ Ибн Хаукальутверждал: «Требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток».
Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию.
В начале IX века они потерпели поражение от своего восточного соседа Уйгурского каганата.
Борьба против них длилась 20 лет.
Карлуки в союзе с кыргызами в 840 году нанесли поражения Уйгурскому каганату.
После этого Бильге Куль Кадыр-хан (правитель города Испиджаб) объявил себя каганом.
Верховный правитель карлуков каган, но до 840 года - жабгу.
С целью распространения исламской религии династия Саманидов объявила «священную войну» карлукам и захватила Испиджаб.
Правители платили дань Саманидам.
Саманиды подчинили и город Тараз, где была построена мечеть.
Тараз оказался в вассальной полузависимости от этой династии.
Правитель города Тараз каган Огулшак был вынужден временно перебраться в Кашгар.
Большинство представителей знати Карлукского каганата жили во второй столице - городе Баласагун.
Несмотря на религиозное господство Саманидов в Испиджабе и Таразе, власть фактически находилась в руках карлуков.
Борьбой против арабов руководили сыновья Бильге Кул Кадыр хана - Базар Арслан и Огулшак.
Сопротивление карлуков арабам продолжалось около 2-х веков.
Борьбу можно разделить на два этапа:
С 712-713 гг. борьба велась в союзе с жителями Согдианы, Шаша и Ферганы.
Длилась до 766 г. со второй половины VIII века до конца IX века.
Карлуки часто терпели поражения.
Это объясняется тем, что арабы умело использовали исламскую религию как идейное оружие (т.е. часть карлуков приняла ислам).
Из-за междоусобиц каганат ослаб.
Тюркские правители Кашгарии в 940 г. захватили Баласагун и каганат был разгромлен.
В 942 году Сатук Богра-хан (сын Арслан хана) захватил город Баласагун и основал государство Караханидов.
В период правления Сатук Богра-хана и его сына произошло массовое принятие карлуками ислама.
Существовавший около 200 лет в 40-ые годы X в. Карлукский каганат распался.
Развивалось по двум направлениям.
Осень и весну проводили у подножий гор Алтая, уйсунском Алатау, Большом и Малом Каратау.
Зимовали на берегах озера Балхаш, рек Или, Талас, Чу, Сырдарьи, в ущельях горных хребтов Хантау, Анракая, Малайсары, Бугыты.
Выращивали 4 вида скота.
По некоторым сведениям, верблюжье мясо не употребляли в пищу.
Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаш и Алаколь, а также в реках Сырдарья, Или и др.
В книгах «Диуани лугат ат-тюрк» и «Арабо-кыпчакском словаре» встречаются названия различных видов рыболовных снастей.
Археологи утверждают, что город Тараз появился на месте карлукского поселения.
В книге «Худуд аль-Алам» (X в.) говорится, что 25 городов и поселений насчитывается в стране Карлуков:
Талгар, Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан и другие.
В долинах рек, Чу и Талас при карлуках появляются новые города: Кулан, Мерке, Койлык.
Столица и многие города карлукского государства находились на Великом Шелковом пути.
Арабский путешественник аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия».
Культура населения представлена двумя направлениями:
К ней относятся жилища, одежда, продукты питания, посуда, оружие, различные инструменты и орудия труда.
Все материальные блага жители изготавливали своими руками.
Строили в местах зимовок постоянные зимние жилища из камня, камыша и дерева.
Большое влияние на материальную культуру оказал Великий Шелковый путь, проходивший через территорию каганата.
К ней относятся мировосприятие, духовный мир, религиозные верования, язык, обычай и традиции.
Была широко распространена традиция устанавливать каменные изваяния (балбаллы) на могилах предков.
В VII-VIII веках на могилах стали устанавливать надгробные каменные плиты с надписями.
Найдены древние тюркские письмена на берегах рек Орхон и Енисей, Чу и Талас.
Дошли до наших дней письменные памятники «Наставления кагана Бумыня» Йолыг-тегина и «Письмена Культегина», «Тоньюкок».
Эти памятники свидетельствуют, что в период Карлукского каганата в VIII-IX веках начал распространятся новый вид тюркской письменности - карлукский.
Время появления и начала распространения древней тюркской письменности является V век д.н.э.
Подтверждением является найденный в древнетюркском захоронении Иссыкском кургане серебряный зерен (чаша), на дне которого имеется надпись.
Письмена Йолыг-Тегина и Тоньюкока являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества.