Кангюи жили в III-II вв. д.н.э. - V в. н.э.
Основные источники по изучению историю кангюев - китайские летописи.
Около двух тысяч лет назад китайский правитель отправил посольство в страны. Посольство за 13 лет объездило много стран и возвратилось на родину.
Целью посольства было ознакомление а странами, завязывание с ними торговых отношений.
Послы в пути делали интересные выписки в этих записях описаны цивилизованны страны с городской культурой, а также кочевые племена, среди них упоминаются и кангюи.
В священной книге древнего Ирак «Авесте», относящейся к VI в. до н.э. говорится следующее: «Храбрые сыновья Вэсака принесли жертву перед самой высокой крепостью Канха». Древнекитайский историк Сыма Цянь своих «Исторических записках» описал жизнь и быт кочевников.
В историческом источнике «Цян Ханьшу» имеются сведения о времен возникновения государства кангюев, о его границах.
Китайские послы утверждали, что в дворце правителя кангюев имелись писаные своды законов.
Ученые установили, что в 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.
По китайским данным, союз племен кангюев насчитывал более 120 тысяч кибиток или примерно 600 тысяч человек. Они могли выставить до 120 тыся воинов.
По китайским источникам, у кангюев был две резиденции - летняя и зимняя. Китайский наместник писал: «Кангюй горд дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед нашими посланцам. Уйсунских послов ставят выше китайски наместников».
В lll-IV в. до н.э. - V в. н.э. государство Кангюй занимало территорию долины реки Сырдарьи и предгорья Каратау.
Столица кангюев располагалась на реке Талас, недалеко от современного города Туркестан.
Основное место расселения - средняя часть долины реки Сырдарья. Также жили у берегов рек Арысь, Талас.
Границы Кангюя выходили за границы современного Казахстана и доходили до современного Ташкента (Узбекистан). С другой стороны их земля тянулась от гор Каратау до реки Талас.
Кангюи граничили на юге - с Китаем и уйсунами.
Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами.
Китайские источники сообщают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались в зависимости от них.
Кангюи находились в тесных экономических, культурных и политических связях с Китаем, Римом, государством Кушан.
Удобное географическое положение позволяло контролировать части Великого Шелкового пути из Средней Азии в Поволжье.
Титул правителя кангюев - великий хан.
Ему в управлении страной помогали три его заместителя - визири.
Столица - город Битянь (вблизи современного Туркестана)
Государство Кангюй разделялось внутри себя на 5 владений, каждое из которых управлялось малым ханом.
Роды и племена руководились вождями.
Их власть передавалась по наследству от отца к сыну.
Иерархический ряд правителей кангюев великий хан - малый хан - вождь.
Пленные, захваченные во время войн и набегов, превращались в рабов.
У кангюев рабы использовались для ухода за скотом: переработкой продуктов скотоводства, использованием на земледельческих работах.
Рабами в основном были военнопленные.
Однако у кангюев рабство не получило широкого развития из-за кочевого образа жизни.
Археологические памятники Археологические памятники кангюев археологи делят на 3 группы:
1. Кауншинская культура (Приташкентский оазис)
2. Отрар-Каратауская культура (от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас)
3. Жетыасарская культура (долина рек Куандарьи и Жанадарьи)
Поселения и города кангюев располагались по берегам рек и каналов. На левом берегу реки Арысь, на площади 100 кв. км, было обнаружено около 20 различных по размеру курганных насыпей.
Под одной из них были найдены развалины городища Кок-Мардан, который являлся центром городской культуры.
Город состоял из малых и тупиковых улиц. Встречаются одно- и двухкомнатные дома.
Было исследовано поселение Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой половины 1 тыс. н.э.
По мнению ученых, поселения, возникшие в эпоху кангюев, можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья.
Важнейшим хозяйством кангюев полукочевое скотоводство.
Основная масса скота находилась вне поселений, в степных районах Центрального Казахстана.
Выращивали лошадей, овец, коз, коров и быков.
Археологические находки, сделанные в долинах рек, позволяют сделать вывод о том, что кангюй были не только кочевниками, но и земледельцами. Благоприятным для земледелия, где древние жители вели оседлый образ жизни, был Южный Казахстан.
Ученые относят памятники кангюев к следующим археологическим культурам: кауншинской, отрар-каратауской, жетыасарской.
В Приаралье и Приташкентском оазисе развивалась оседлость.
В долине Сырдарьи выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры.
Земля обрабатывалась каменными и металлическими мотыгами (кетменями).
Для орошения полей по правому берегу реки Чирчик в 1 в. н.э. древние жители выкопали канал Зах протяженностью более 20 км.
От левого берега был проложен канал Ханарык.
У кангюев было распространено поливное земледелие.
Зерно хранилось в специальных керамических сосудах огромного размера - хумах, которые вкапывались в ямы.
Охота была подспорьем скотоводству.
Занимались рыболовством (гарпун, сеть)
Охота и рыболовство играли вспомогательную роль.
Среди женщин было развито ремесло по обработке шерсти, прядение.
У кангюев центром производства металлов стали города и поселения региона Шаш - Илак.
На месте древнего города Кулат найдены мастерские.
Доказывают, что здесь находился крупнейший центр древней металлургии и металлообработки, занимавший площадь более 50 гектаров.
Через территорию кангюев проходила трасса Великого Шелкового пути.
О развитии торговли у кангюев говорят найденные в Присырдарьинском регионе монеты, общее число которых 1300.
Время изготовление III - IV вв. н.э.
На монетах изображен правитель и тамга.
Кангюи контролировали участок Великого Шелкового пути, который шел на Кавказ и в Причерноморье.
Торговали с Причерноморьем, Сирией, Индией, Прибалтикой, Египтом, Китаем, Ираном.
О развитости торговых отношений с Китаем могут свидетельствовать китайские монеты, найденные в погребении Мардан.
Эти монеты относятся ко II в. д.н.э. Археологи находят в погребении Мардан: Коралловые бусы, изготовленные в Индии.
Резные камни, сделанные в Иране, Янтарь с побережья Балтийского моря, В погребениях Жетыасарского, Отрарского и Приташкентского оазисов находят бусы из голубого сирийского фаянса.
Городское поселение Алтынасар занимало площадь в 16 гектаров: на одной из стен центральной комнаты были найдены фрески с изображением цветов, а сама стена была покрашена красным цветом.
Были широко развиты песенное искусство, музыка, танцы.
Были музыкальные инструменты с двумя или пятью струнами.
Древние жители Казахстана поклонялись сверхъестественным, стихийным силам природы, приносили им в жертвы домашних животных.
Обожествляли Солнце, Луну, звезды. Поклонение небесным светилам, по-видимому, объясняется тем, что по ним определяли направление во время кочевок, исполняли религиозные обряды. Среди кочевников был распространен культ предков.
По одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами.
В районах распространения кауншинской культуры покойного хоронили вместе с одеждой.
Рядом ставили посуду с пищей, сосуды с водой, а также необходимые вещи.
В погребении мужчин ложили мечи, кинжалы, луки и другое вооружение. В погребения женщин клали бусы, зеркала, серьги, а также другие украшения. Подобная традиция погребений свойственна для 1 тыс. нашей эры.