Исторические труды XVI-XVII веков


Пройти тест по этой теме

Научный труд Тарих-и-Рашиди

«Тарих-и-Рашиди»

Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551 гг.) является автором данного научного труда. Произведение написано на персидском языке в Кашмире в 1541-1546 гг.
Является летописью (источником) истории казахских племен и народов Могулистана - Средней Азии.
Предок М.Х.Дулати, Болатшы Дулати был правителем Жетысу.
М.Х.Дулати находился на воспитании султана Кабулгазы Бабура. Оказавшись во дворце дяди султана хана Сеида, Дулати прошел военную подготовку.
После смерти Сеида уехал в Индию. М.Х.Дулати был назначен правителем Кашмира, которым управлял в течение 11 лет.
М.Дулати в совершенстве владел арабским и персидским языками.
Находясь во дворце Бабура он изучал и анализировал исторические документы. Труды знаменитых ученых-историков Жамала Карши, Рашид ад-Дина, Джувейни, Абдразака Самарканди и др. М. Дулати положил в обзорно-аналитическую основу своих исторических трудов.
Поэтому сведения в «Тарих-и-Рашиди» понятны и научны.

«Сборник летописей» («Джами ат-тауарих»)

Кадыргали Косымулы Жалаири (1530- 1605 гг.) является автором данного научного труда.
Написан в 1600-1602 годах арабским алфавитом на казахском языке.
К.Жалаири служил советником во дворце хана Кучума, воспитывал наследника трона, султана Ураз-Мухаммеда.
В 1588 г. во время охоты с султаном Ураз- Мухаммедом на Иртыше он был захвачен в плен русскими и увезен в Москву.
В знак дружбы свое произведение К.Жалаири передал русскому царю Борису Годунову.
Рукопись вышла отдельной книгой в 1854 году в Казани.
Является очень ценным историческим произведением, написанным об истории Казахского народа в XV-XVII веках.
В труде изложены сведения о землях, городах, городской культуре, ханах, батырах и др. социальных группах казахского народа.
Значительное место уделено внутреннему и внешнему положению Казахского ханства, его законотворчеству.
Сборник летописей состоит из трех частей:

  1. Восхваление царя Бориса Годунова.
  2. Сокращенный перевод труда Рашид-ад- Дина «Джами ат-Тауарих» на персидском языке.
  3. История династии Чингизидов до султана Ураз-Мухаммеда, о правителе Золотой Орды Едиге.

«Шынгыснаме»   («Жизнеописание Чингисхана»)    

Автором является Утемис Хаджи.
Книга написана в середине XVI века.
Повествуется об истории династии хана Жошы (Джучи).
Это научный труд, в котором описана история Южного и Западного Казахстана XIII-XIV вв.
Сохранились лишь фрагменты рукописи, где имеются сведения о времени правления Тохтамыша.
Рукопись хранится в городе Ташкенте.

«Хроника»

Автором является Шах-Махмуд Чорас.
Повествуется о казахско-могульских отношениях в XVI-XVII веках в период правления ханов Буйдаша, Хакназара, Тауекела, Есима, Жангира.

«Тарихи-Абулхаир-хани»

Автором является Усман Кухистани.
Книга написана в 40-х гг. XVI в., описывает историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира.

«Шежире-и тюрк» («Тюркская родословная»)

Автором является Абулгази Бахадур (1603-1664 гг.)
Он родился в г. Ургенч в семье хивинского хана Араб Мухаммеда. С молодых лет обучался военному искусству и участвовал в государственных делах.
Труды Абулгази можно разделить на три области творчества:

  1. История военного искусства, военного управления.
  2. Поэтическое искусство.
  3. История арабских стран: Ирана, Турфана (государств в Средней Азии и Южном Казахстане), Монголии.

В 1621 году Абулгази перебрался к казахским ханам Есиму и Турсуну. В 1628 году он попал в плен и был сослан в Иран. В 1638 году он убежал к калмыкам, потом к приаральским казахам. В 1643 году приаральские казахи избрали его своим ханом. Он вел войну с ханом Хивы и в 1645 году завоевал хивинский трон.
В 1663 году уступил правление страной сыну Ануш-Мухаммеду и занялся написанием труда «Шежире-и-тюрк». Труд закончил писать его сын.
Труд представляет собой историю династии потомков Чингизхана до правления самого Абулгази.
А также «Шежире-и-тюрк» рассматривает важные исторические события в жизни государств Средней Азии, Казахстана и Ближнего Востока.
В родословной летописи Абулгази содержится ценные данные об истории тюркоязычных племен, вошедших в состав казахского народа.

Календарь. Карта звезд

Изучив в течение многих лет погодные изменения и систематизировав этот опыт, народ вывел народный календарь.
В XV-XVII вв. среди казахов появились люди, специально занимавшиеся как счетом времени, так и определявшие погодные условия
Казахи досконально изучили «карту звездного неба».
«Полярная звезда», «Большая Медведица» для казахов были, как бы - астрономическими часами.
Осенью, когда ночи становятся длиннее, у тех, кто охранял овец, смена караула происходила согласно «Полярной звезде», «Большой медведице».
Меркурий - казахи называли Утренней звездой, иногда Малой Венерой. 
Придерживаются ислама.
Английский купец А. Дженкинсон, посетивший Центральную Азию в 1558- 1560 годы, писал, что казахи являются народом «магометанской веры».
Значительная роль в распространении суфизма - ответвления ислама - принадлежат Ходжа Ахмету Йасауи. Исламские идеи его учения были близки древним религиозным верованиям тюрков.
Суфизм - мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии.
В религиозной жизни казахов продолжал существовать культ огня (От-ана - Мать- огонь).
В языческих верованиях казахов присутствовало древнее понятие огня - алас (очищение огнем).
Люди считали огонь покровителем домашнего очага.

Похоронные обряды

Согласно исламской религии у казахов совершались обряды омовения тел умерших и погребения их в могиле, головой в направлении Мекки. По истечении года над могилой ставились надгробные памятники, устраивались поминки.
Хоронили обычно вблизи зимовок.
Коням усопших отрезали хвосты, а затем забивали к годовщине смерти человека (прослеживается древняя традиция Тасмолинской культуры, «курганов с усами»).

Религия казахов

Распространение ислама

В XVI-XVII вв. казахи официально приняли исламскую религию (Ханафитский мазхаб суннитского толка).
Ханафитский мазхаб - одна из четырёх правовых школ в суннитском исламе. Основателем является Абу Ханифа. Ханафитский мазхаб является самым распространённым среди всех правовых школ. Ханафиты живут в Средней и Центральной Азии, Азербайджане, Турции, Сирии, Египте и др. странах.
Распространителями ислама среди казахов были туркестанские, бухарские и астраханские священнослужители.
Среди казахских ханов и султанов ислам проникал бурно, а среди народных масс медленнее. Потому что казахи продолжали придерживаться языческого (тенгрианского верования).
Особо широкое распространение исламская религия получила в Южном Казахстане и Жетысу. Среди казахов соблюдался обряд очищения огнем (аластау), когда злых духов изгоняли с помощью огня.
 

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-06 Просмотров: 21051