Идеология в период застоя и национальная политика КПСС


Пройти тест по этой теме

С середины 60-х до середины 80-х годов условно принято считать застоем.
СССР начал утрачивать свои позиции лидера среди социалистических стран. Партия все больше теряла авторитет на мировой арене.
СССР считали как мирового провокатора. Многие страны, такие как Югославия, КНДР, КНР, Египет, стали отдаляться от СССР.
Начался кризис в развитии.
События 1968 г. в Чехословакии были направлены на обновление партии, общественной системы, проведение рыночных реформ в экономике.
В Польше во 2-ой половине 70-х гг. произошли революционные перемены.
В Китайской Народной Республике к концу 70-х гг. начались экономические реформы.
Экономические реформы в Китае имели свои особенности, сохраняя Коммунистическую партию, подняли экономику страны.
СССР, Коммунистическая партия, опираясь на силы МВД, КГБ и армии, подавляла любую демократическую идею, как признаки иномыслия.
В1977 г. принята Конституция СССР: была включена триединая задача построения коммунизма, принятая на XXII съезде КПСС.
6-ая статья гласит: «Руководящей и направляющей силой Советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС».
Президиум Верховного Совета КазССР представил на всенародное обсуждение проект новой Конституции республики в марте 1978 г.
Конституция Казахской ССР была принята 20 апреля 1978 г.

Компартия Казахстана

В 70-е годы XX века единственный, реальный обладатель политической власти в стране коммунистическая партия.

Высшие органы, которые работали под постоянным и полным контролем партии:

  1. Верховный Совет;
  2. Совет Министров.

Коммунистическая партия решала все вопросы, вплоть до комсомольских организаций.
Д.А. Кунаев руководил КазССР 1960-1962, 1964-1986 гг.:
В 1962-1964 гг. проработал председателем Совета Министров Казахской ССР.
20 марта 1978 г. был принят на внеочередной сессии Верховного Совета.
В период с 1960-го по 1986 годы был первым секретарём компартии Казахстана и фактически руководителем республики.

Главные направления в идеологии СССР в годы застоя.
К середине 80-х годов СССР превратился:

  1. Гигантскую империю с огромной военной мощью;
  2. Страну с медленным развитием экономики;
  3. Невысокую социальную обеспеченность населения.


Руководство КПСС пыталось превратить Россию в сильнейшую державу мира:

  • А внутри СССР - ликвидировать всякую государственность больших и малых народов;
  • Заставить малые народы говорить только на одном языке - русском;
  • Сталинская администрация использовала метод тотального уничтожения народов;
  • Хрущевско-брежневский аппарат решил сформировать «новую общность людей - советский народ».

Утверждена теория:

  1. «Исчезновение государств»;
  2. «Слияние наций»;
  3. «Вечная дружба народов».

В 60-х гг. КПСС стала проводить кадровую политику, ущемляющую национальные интересы народов СССР.
В СССР не было политической силы, которая смогла бы противостоять стратегии КПСС.
Подняли авторитет в мире:

  1. Поступление на вооружение Советской Армии атомной и водородной бомбы;
  2. Появление межконтинентальных баллистических ракет;
  3. Изобретение искусственных спутников Земли и атомных ледоколов;
  4. Запуск космических кораблей.
     

Противодействие национальной интеллигенции

В 60-х гг. казахская молодежь, обучавшаяся в Москве, создала неофициальную организацию «Жас тулпар».
Идейными вдохновителями и главными организаторами были Мурат Ауезов, А.Кадыржанов, Б.Тайжанов.
В Караганде это общество называлось «Жас казах».
В Семипалатинске действовало под названием «Тайшубар».
Казахская молодежь пыталась разбудить национальное самосознание масс.
Делала руководящим органам конкретные предложения в области национальных отношений.
Под влиянием «Жас тулпар» возникли в 70-е гг. ансамбли «Гулдер», «Дос- Мукасан», «Айгуль».
«Жас тулпар» оказала определенное влияние на развитие общественно- политической мысли в республике и за ее пределами, способствовала росту национального самосознания казахской молодежи.
Идеи национальной свободы отразились в исторических романах казахских писателей.
В 1975 г. была опубликована книга историколингвистического содержания известного казахского поэта и писателя Олжаса Сулейменова «Аз и Я».
Автор сделал анализ «Слова о полку Игореве».
Пришел к выводу, что «это произведение возникло на стыке славянского и тюркского этнического мира».
Найдены отражения ценностей двух соседних культур.
В «Слове о полку Игореве» часто встречаются тюркские слова. Было очевидным, что в ту историческую эпоху, когда происходили эти события, влияние тюрков на общественную жизнь восточных славян было значительным.
Под руководством М.Суслова книге О.Сулейменова было организовано опровержение:
Книга была изъята из продажи, библиотек, запрещено ее новое издание. 

События в Целинограде

Весной 1979 г. ЦК КПСС принял решение об образовании в Казахстане немецкой автономной области, куда после упразднения немецкой автономии на Волге были переселены сотни тысяч немцев.
Такое предложение было выдвинуто председателем КГБ СССР Ю.Андроповым.
Сформирован комитет по формированию немецкой автономии. Председатель - второй секретарь ЦК КП КазССР А.Коркин. Административным центром будущей автономии было намечено расположить в г. Ерейментау.
В состав автономии намечалось ввести несколько районов Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской и Кокшетауской областей.
16-19 июня 1979 г. группа казахской молодежи на площади Ленина в центре Целинограда провела политическую демонстрацию с транспарантами в руках «Казахстан неделим», «Нет немецкой автономии».
После этого волнения, партийные органы при поддержке КГБ старались, чтобы события в Целинограде не получили распространения.
Примером игнорирования интересов казахского народа в период «застоя» стало (-а,-и): решение ЦК КПСС об образовании немецкой автономии.
 

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-18 Просмотров: 13539