I века нашей эры в древней истории Казахстана и других регионов Европы и Азии наполнены бурными событиями, связанными с племенами хунну (гунны) и дошедших до нас названием эпохи «Великое переселение народов».
В I тысячелетии до н.э. огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли гунны. Эпоха гуннов охватывает III в. д.н.э. - IV в. н.э.
Ранняя история гуннов Сведения о гуннах встречаются в китайских письменных источниках.
По китайским источником, слова «хунну» или «сюнну», т.е. «гун» происходит от названия реки Орхон.
В III веке до н.э. кочевые племена гуннов объединил Моде.
В китайских источниках об истории образования державы гуннов говорится следующее:
«Соседи хунну - дунху, потребовали от Моде, чтобы он отдал самого лучшего коня. Старейшины были против, но Моде приказал отдать. Через некоторое время послы потребовали отдать самую красивую жену Моде. Старейшины хотели начать войну, но Моде приказал отдать и её. В третий раз дунху потребовали уступить пограничную территорию. Земля была ничья, по обе стороны ее состояли караулы: с одной стороны хунну, с другой - дунху. Старейшины сказали:«Можно отдавать и не отдавать», Моде сказал: «Земля есть основание государства, разве можно ее отдавать?!». Затем он собрал войско, пошел походом на дунху и разгромил их, присоединив их территории. Так возникла держава Хунну, во главе с Моде».
По сведениям известного ученого- востоковеда Л.Н. Гумилева, объединение гуннов произошло в 209 году до н.э. Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления шаньюя Модэ.
Гунны подчинили себе соседние племена, жившие на берегах Енисея и в горах Алтая.
Военные походы Модэ против Китая закончились поражением Китая.
Китайцы ежегодно платили дань гуннам в виде шелковой ткани, хлопка, риса, украшений.
Государство строилось по военному принципу, было разделено на левое, центральное и правое крылья.
Китайцы называли правителя гуннов шаньюй.
Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» - темники.
Туменбасы являлись сыновьями правителя или его близкими родственниками.
Туменбасы возглавляли 24 рода.
Все 24 темника подчинялись лично шаньюю.
У каждого темника имелось по 10 000 всадников.
Темник назначал тысячников, сотников, десятников.
Каждому из них определял территорию с кочующим населением.
Каждый мужчина должен был иметь при себе оружие - лук со стрелами, саблю и копье.
Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам».
По сведениям китайским хроник, в IV—III вв. до н.э. гуннские племена, жившие на землях севернее Китая от Байкала до Ордоса, образовали свое объединение.
На юге они покорили племена дунху.
Гунны вторглись в пределы Китайского государства.
Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет.
В III в. до н.э. правители китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену.
Стена растянулась на 4000 км.
Высота была от 6,6 до 10 метров.
Через каждые 60-100 метров возвышались сторожевые башни.
Наибольшего усиления гунны достигли во время объединения в государство во II-I вв. до н.э.
Гунны победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцев своей власти.
Была образована могущественная держава гуннов, простершаяся от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ.
Первая волна переселения гуннов относится к I в. до н.э.
В середине I в. до н.э., или точнее в 55 году до н.э. гуннское государство разделилось на Южных и Северных гуннов.
Южные гунны попали под власть династии Хань.
Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад.
Гунны дошли до земель кангюев и заключили с ним мирное соглашение и получили возможность кочевать к востоку от реки Талас.
Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на юго- запад Казахстана и Приаралье относится к I в. н.э. (93 г. н.э.)
Появление гуннов в этих местах заставило местные племена аланов и асов перекочевать дальше на запад, к берегам Каспия.
Гунны продвигались дальше на Запад.
Переправившись через реку Дунай, вторглись в Европу.
Движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э.
Движение гуннов на Запад привело в движение все другие племена и народы.
Это движение разноязыких племен и народов получило название Великого переселения народов.
В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу.
- В течение нескольких лет вся территория Причерноморья была покорена гуннами.
Готские племена вошли в состав гуннов.
В 395 году гунны подходили к Константинополю, столице Восточной Римской империи.
Восточно-римский император обязался платить гуннам дань золотом.
Совершили походы в Закавказье и Месопотамию.
В 437 году гунны совершили поход в глубь Европы.
На территории современной Франции они разгромили Бургундское королевство.
В 445 году к власти пришел Аттила (400- 453 гг.).
Аттила объединил в 445 г. разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии.
Аттиле государство гуннов достигло своего могущества:
Свыше 70 городов Греции были взяты.
Были завоеваны все римские крепости на Дунае, Паннонии, Мезии.
Затем Аттила направил свою армию во Францию.
В 451 году на территории современной Франции и Галлии произошла Каталаунская битва.
Каталаунскую битву историки называют «битвой народов».
Против Аттилы стояли наемные войска сарматов и аланов, римляне и франки.
На стороне Аттилы воевали остготы.
Войско Аттилы впервые потерпело, поражение.
В 452 году Аттила вторгся в Италию и подошел к Риму, но по каким-то причинам не стал разрушать культурную столицу мира.
Гунны наводили ужас на европейцев.
Гунны способствовали распаду рабовладельческого строя.
Аттила освободил Европу от господства Западной Римской империи.
В период правления Аттилы у гуннов сложился военно-демократический строй.
Гунны открыли начало нового исторического периода - эпохи средневековья.
В 453 году Аттила умер, распалась империя гуннов.
Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне.
Произведения об Аттиле писались с VI в. по настоящее время.
Имеются художественные произведения на немецком, французском и итальянском языках.
Итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу о великом гунне, которую и назвал Аттила.
В казахских легендах он известен под именем Едиль (река Волга по-казахски звучит Едиль).
Секрет побед гуннов заключался в военном превосходстве.
Основу войска составляла конница.
Тумены гуннов состояли из тысячи, сотни и десяти.
Гунны имели стенобитную машину, камнеметную технику.
Источники по-разному описывают жизнь и нравы гуннов.
А. Марцеллин подчеркивал их воинственность:
Не знают они над собой строгой царской власти, но довольствуются случайными предводительствами кого-нибудь из своих старейшин, сокрушая все, что им попадается на пути.
Прииск писал: «После войны живут спокойно и беззаботно, каждый пользуется тем, что у него есть».
Прииск характеризует гуннов как мирный народ. Прииск, побывавший в 448 году в ставке Аттилы, так описал его внешний облик: «кто видел его, тот сразу скажет, что это настоящий азиат...».
Современник Аттилы также писал: «утренние часы, выходя из дому, садился у дверей и решал тяжбы народные; днем принимал послов из разных стран мира, а вечером ужинал с ними».
В основном занимались кочевым скотоводством.
Выращивали все виды скота.
Часть гуннов занимались земледелием.
В жилищах были обнаружены ямы для хранения зерна.
Жили в юртах.
На почетном месте висели камча, меч в деревянных ножнах, лук и стрелы в колчане.
Оружие, посуда доказывают высокий уровень развития ремесел.
Кузнецы являлись искусными мастерами по обработке металлов.
Посуду изготавливали из дерева, кожи, глины.
Сосуды делали из обожженной глины и дерева для жидких продуктов.
Важную роль играла охота.
Богачи опоясывались кожаными поясами с бронзовыми и серебряными заколками. Свидетельством того, что гунны ткали и носили одежду из шерсти, являются найденные в местах постоянных поселений головки веретен.
Существовало социальное неравенство.
В погребениях знатных гуннов находят много ценных вещей.
Общество было кочевым и патриархальным.
Знатные гунны одевались в дорогой китайский шелк.
Власть в государстве передавалась от отца к сыну по наследству.
За тяжкие преступления и предательство следовало наказание смертной казнью.
За мелкие преступления виновному резали лицо.
Кочевой образ жизни гуннов не всегда был понятен оседлым народам: римлянам и грекам.
Римский историк А. Марцеллин писал: «Гунны настолько закаленные, что им не нужны ни огонь, ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом любого животного, которое они сушат не крупе своей лошади или на своем поясе... Они не сходят со своих коней ни днем, ни ночью, даже торговлю производят, не сходя с лошади и на ней же питаются и утоляет жажду, даже спят, нагнувшись и положив голову на гриву коня...».
Римский историк Прииск писал о дворце Аттилы.
Особенно удивила Прииска баня, выложенная из белого камня.
По предположению ученых, гунны знали письменность.
Китайские правители опасались не только набегов гуннов, но и уходов образованных китайцев в Степь.
Ученые, изучив зимние жилища гуннов, выяснили, что у них была уникальная система отопления: дымоход очага, проложенный горизонтально у стены, обогревал весь дом.
Гуннские ювелиры достигли совершенства в изготовлении золотых украшений.
Они напаивали на изделии золотые шарики (стиль зернью).
Наряду со «звериным стилем» начиная с VII - V вв. до н.э., получает развитие полихромный стиль.
Полихромный стиль достиг своего расцвета в III-V веках.
Для украшения изделий использовались изображения диких животных.
Гуннские ювелиры умели напаивать на изделия золотые шарики. Такой стиль называют зернью.
Иногда на изделия напаивали узоры в виде длинных проволочек - скань.
Еще одним видом украшения была инкрустация, когда в изделия вставляли цветные камушки.
Ученые называют такой стиль «полихромным стилем».
Древние племена, населявшие Казахстан, поклонялись духам предков, Синему небу (Тенгри).