Экономическое положение Казахстана в XIV-XV вв.


Пройти тест по этой теме

Кочевое скотоводство

Скотоводство

После тяжелых последствий монгольского нашествия, сельское хозяйство и оседлая городская культура в конце XIII в. вновь начали возрождаться.

В пригородах вновь стали строиться зимовки - кенты.

На обширной территории Казахстана в основном развивались 3 типа скотоводства:

  1. Оседлое
  2. Полукочевое
  3. Кочевое

На юге Казахстана наряду с оседлым отгонным скотоводством развивалось земледелие.

На юго-востоке Казахстана (Жетысу), на западе и севере Казахстана - преимущественно полукочевое скотоводство.

Возле зимовок или пригородах скотоводство сочеталось с земледелием.

На южных склонах Каратау обнаружены остатки постоянных стоянок для содержания скота.

Рядом с ними находились площади, занятые посевами.

Кочевое скотоводство было связано с маршрутами кочевок населения Восточного Дешт-и  Кыпчака (Центральный и Северный Казахстан) и Западного Казахстана.

Земледелие

Преимущественно развивалось на юге и юго-востоке Казахстана со времен древних саков и уйсунов.

Со 2-ой половины XIII в. близ Туркестана, Саурана, Отрара, Сайрама, Сузака, Сыгнака стало возрождаться земледельческое хозяйство.

Свидетельством высокой культуры земледелия являются прорытые каналы между Сырдарьей и Арысом.

По письменным источникам, под Сыгнаком находились оросительные системы Томенарык и Богыларык.

К центрам развитого земледелия относились такие крупные города, как Туркестан, Сауран, Отрар.

Крупными очагами земледелия являлись районы Жетысу.

Под Таразом вместе с городской культурой развивались и поливное земледелие.

Города и сельские поселения В письменных источниках сообщалось об опустошенных городах в Жетысу после монгольского нашествия.

Археологические раскопки показали, что в конце XIII и в начале XIV вв. городская культура в долине реки Или совершенно исчезла.

В некоторых городах на берегах рек Талас и Чу городская культура вновь начала возрождаться.

К развитию городской культуры среди  потомков Чингисхана было неоднозначное отношение.

Одни потомки были против, поэтому они беспощадно грабили оседлое городское население, облагали высокими налогами. Другие потомки понимали, что препятствуя развитию города и выступая против оседлого образа жизни и невозможно образовать сильную государственную власть и взимать с населения налоги, которые обеспечивали само существование государства.

В 1269 году на берегах реки Талас]состоялся курултай, на котором было принято решение, запрещающее собирать налоги с оседлого городского население свыше установленной нормы.

В конце XIII в. в городах Южного Казахстана, таких как Туркестан, Отрар, Сузак, Сауран и Сыгнак возобновилась и оживилась городская жизнь.

Об оживлении городской культуры писал в своем дневнике армянский царь Гетум I, направлявшийся в Монголию.

Городская культура получила развитие в период правления ханов Белой Орды Сасы-Бугы, Ерзена, Мубарака, Чимтая. Значительную роль в оживлении городской жизни Белой Орды сыграла её столица - Сыгнак.

Город стал важным торговым центром, куда съезжались торговцы и полукочевые скотоводы из городов Средней Азии.

В Сыгнаке во время правления Ерзен хана было построено много мечетей, медресе и цр. общественных сооружений.

В 1-ой половине XV века многие города остались в упадочном состоянии или прекратили свое существование.

Как бы ни развивались города, они не могли подняться до того высокого уровня, на котором находились до монгольского нашествия.

Ремесла                                   

В конце средневековья (XIV в.) одной из главных отраслей городского ремесла было гончарное дело.

Гончарное дело - изготовление глиняной посуды.

В Отраре, Туркестане, в городах Культобе и Ран (северный Каратау) были обнаружены остатки гончарных мастерских.

В городе Отрар ремесленные мастерские занимали около 2 гектаров земли.

Со 2-ой половины XIII века в лрисырдарьинских городах стало развиваться кирпичеобжигательное ремесло.

На юге-западе городе Отрар в двух местах найдены остатки кирпичеобжигательных мастерских.

Мастерские обнаружены и в городе Сарайчик.

Наличие мастерских свидетельствует о большом размахе строительных работ в городах в XIV-XV вв.

Одним из показателей развития городской культуры было медницкое и бронзолитейное дело.

В Отраре и Туркестане были найдены зеркала и светильники, изготовленные местными мастерами из бронзы.

Найден литой бронзовый медальон с рельефными изображениями на обеих сторонах. На одном из них - скачущий всадник с натянутым луком и бегущая собака, на другом - свернувшийся дракон.

Ювелирное ремесло

К числу редкостных по значению находок, говорящих о международной торговле на территории средневекового Казахстана, относится серебряный клад из Отрара. Среди предметов клада интересны серьги в виде знака вопроса, определяемые учеными как кыпчакские.

На юге Казахстана и Средней Азии были широко распространены спиралевидные серебряные браслеты.

Среди предметов клада интересны серьги в виде знака вопроса

Ученые определяли их как кыпчакские: массивные серги с многогранником на конце и «Б»-образные височные подвески. Эти изделия показывают высокое развитие у кыпчаков ювелирного ремесла.

Стеклоделие

Производство стекла в городах Отрар и Тараз было известно с X-XI вв. Стеклоделие с конца XIII в. вновь стало развиваться.

В Отраре и Таразе найдены обломки стеклянных крышек, бокалов, чаш, графинов и рюмок.

Стекло было синего, зеленого, голубого, красного, желтого, и темно-коричневого оттенков.

В городах были хорошо развиты косторезное и каменотесное ремесла. Среди  археологических находок встречаются костяные пуговицы, ручки ножей,  украшенные  орнаментом, застежки.

Из камня делали жернова водяных и ручных мельниц, отбойники, песты, терочники, точильные бруски.

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-03 Просмотров: 3367