После тяжелых последствий монгольского нашествия, сельское хозяйство и оседлая городская культура в конце XIII в. вновь начали возрождаться.
В пригородах вновь стали строиться зимовки - кенты.
На обширной территории Казахстана в основном развивались 3 типа скотоводства:
На юге Казахстана наряду с оседлым отгонным скотоводством развивалось земледелие.
На юго-востоке Казахстана (Жетысу), на западе и севере Казахстана - преимущественно полукочевое скотоводство.
Возле зимовок или пригородах скотоводство сочеталось с земледелием.
На южных склонах Каратау обнаружены остатки постоянных стоянок для содержания скота.
Рядом с ними находились площади, занятые посевами.
Кочевое скотоводство было связано с маршрутами кочевок населения Восточного Дешт-и Кыпчака (Центральный и Северный Казахстан) и Западного Казахстана.
Преимущественно развивалось на юге и юго-востоке Казахстана со времен древних саков и уйсунов.
Со 2-ой половины XIII в. близ Туркестана, Саурана, Отрара, Сайрама, Сузака, Сыгнака стало возрождаться земледельческое хозяйство.
Свидетельством высокой культуры земледелия являются прорытые каналы между Сырдарьей и Арысом.
По письменным источникам, под Сыгнаком находились оросительные системы Томенарык и Богыларык.
К центрам развитого земледелия относились такие крупные города, как Туркестан, Сауран, Отрар.
Крупными очагами земледелия являлись районы Жетысу.
Под Таразом вместе с городской культурой развивались и поливное земледелие.
Города и сельские поселения В письменных источниках сообщалось об опустошенных городах в Жетысу после монгольского нашествия.
Археологические раскопки показали, что в конце XIII и в начале XIV вв. городская культура в долине реки Или совершенно исчезла.
В некоторых городах на берегах рек Талас и Чу городская культура вновь начала возрождаться.
К развитию городской культуры среди потомков Чингисхана было неоднозначное отношение.
Одни потомки были против, поэтому они беспощадно грабили оседлое городское население, облагали высокими налогами. Другие потомки понимали, что препятствуя развитию города и выступая против оседлого образа жизни и невозможно образовать сильную государственную власть и взимать с населения налоги, которые обеспечивали само существование государства.
В 1269 году на берегах реки Талас]состоялся курултай, на котором было принято решение, запрещающее собирать налоги с оседлого городского население свыше установленной нормы.
В конце XIII в. в городах Южного Казахстана, таких как Туркестан, Отрар, Сузак, Сауран и Сыгнак возобновилась и оживилась городская жизнь.
Об оживлении городской культуры писал в своем дневнике армянский царь Гетум I, направлявшийся в Монголию.
Городская культура получила развитие в период правления ханов Белой Орды Сасы-Бугы, Ерзена, Мубарака, Чимтая. Значительную роль в оживлении городской жизни Белой Орды сыграла её столица - Сыгнак.
Город стал важным торговым центром, куда съезжались торговцы и полукочевые скотоводы из городов Средней Азии.
В Сыгнаке во время правления Ерзен хана было построено много мечетей, медресе и цр. общественных сооружений.
В 1-ой половине XV века многие города остались в упадочном состоянии или прекратили свое существование.
Как бы ни развивались города, они не могли подняться до того высокого уровня, на котором находились до монгольского нашествия.
В конце средневековья (XIV в.) одной из главных отраслей городского ремесла было гончарное дело.
Гончарное дело - изготовление глиняной посуды.
В Отраре, Туркестане, в городах Культобе и Ран (северный Каратау) были обнаружены остатки гончарных мастерских.
В городе Отрар ремесленные мастерские занимали около 2 гектаров земли.
Со 2-ой половины XIII века в лрисырдарьинских городах стало развиваться кирпичеобжигательное ремесло.
На юге-западе городе Отрар в двух местах найдены остатки кирпичеобжигательных мастерских.
Мастерские обнаружены и в городе Сарайчик.
Наличие мастерских свидетельствует о большом размахе строительных работ в городах в XIV-XV вв.
Одним из показателей развития городской культуры было медницкое и бронзолитейное дело.
В Отраре и Туркестане были найдены зеркала и светильники, изготовленные местными мастерами из бронзы.
Найден литой бронзовый медальон с рельефными изображениями на обеих сторонах. На одном из них - скачущий всадник с натянутым луком и бегущая собака, на другом - свернувшийся дракон.
К числу редкостных по значению находок, говорящих о международной торговле на территории средневекового Казахстана, относится серебряный клад из Отрара. Среди предметов клада интересны серьги в виде знака вопроса, определяемые учеными как кыпчакские.
На юге Казахстана и Средней Азии были широко распространены спиралевидные серебряные браслеты.
Среди предметов клада интересны серьги в виде знака вопроса
Ученые определяли их как кыпчакские: массивные серги с многогранником на конце и «Б»-образные височные подвески. Эти изделия показывают высокое развитие у кыпчаков ювелирного ремесла.
Производство стекла в городах Отрар и Тараз было известно с X-XI вв. Стеклоделие с конца XIII в. вновь стало развиваться.
В Отраре и Таразе найдены обломки стеклянных крышек, бокалов, чаш, графинов и рюмок.
Стекло было синего, зеленого, голубого, красного, желтого, и темно-коричневого оттенков.
В городах были хорошо развиты косторезное и каменотесное ремесла. Среди археологических находок встречаются костяные пуговицы, ручки ножей, украшенные орнаментом, застежки.
Из камня делали жернова водяных и ручных мельниц, отбойники, песты, терочники, точильные бруски.