Экономическое положение казахского ханства


Пройти тест по этой теме

В XVI-XVII вв. главной отраслью хозяйства в Казахском ханстве было кочевое  полукочевое скотоводство.

Вся территория выпасов делилась на - типа сезонных пастбищ:

  1. зимние (кыстау);
  2. весенние (кектеу);
  3. летние (жайлау);
  4. осенние (кузеу).

У кочевых казахов, которые занимала огромные просторы с запада на востоа протяженностью в 3000 км, с севера нг юг - в 2000 км, было единообразноехозяйство.

В XVI - XVII вв. хозяйство казахов развивалось в 3-х направлениях:

  1. Кочевое и полукочевое скотоводство.
  2. Полукочевое скотоводство, с незначительным земледелием.
  3. Земледельческое.

Полукочевое скотоводство преобладало на юге, юга-западе, юго-востоке и центральной части Казахстана.
Это были солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи.

Зимнее кочевье (Кыстау)

При кочевом скотоводстве места зимних пастбищ назывались кыстау.
Очень удобны и благоприятны были зимние пастбища в Кызылкумах.
Между песчаными холмами, в запущенных от холодных ветров местах, выпасали скот.
Поили скот из глубоких колодцев.
Кочевые аулы Кызылкумов в основном зыращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов.
Для защиты скота строили стойла из колючего тростника (чингиля) и камыша.
В целях содержания молодняка для ягнят рыли землянки.
Для кочующих зимой казахских аулов основную угрозу представлял джут (массовый падеж скота от бескормицы и голода).
Среди скота распространялись различные заразные болезни: у коз - кебенек, овец - топалан, коров - карасан, лошадей - жамандат, манка.
У всех этих болезней в переводе на русский язык было одно общее название -сибирская язва.

Весеннее кочевье (Коктеу)

При кочевом скотоводстве места весенних пастбищ назывались - коктеу.
Здесь казахи встречали «новый год», то есть «наурыз» - праздник весеннего равноденствия.
С учетом состояния молодняка после окота весенняя перекочевка в день не превышала 8-10 километров («козы кош»).
Первая стрижка скота происходила весной.
У овец и коз стригли шерсть, у лошадей - кыл (гривы и хвост), верблюдов - шуда (лишнюю шерсть).
Переход на жайляу начинался в мае.
До жайляу приходилось преодолевать расстояние в 300-400 км.

Летнее кочевье (Жайляу)

При кочевом скотоводстве места летних пастбищ назывались жайлау.
К концу июня ягнят купали в прудах, казахи называли такое купание «тогыту».
Сезон, когда стригли ягнят, носил название «козы кузем».
Из стриженой шерсти ягнят катали кошмы.
Праздники кочевников происходили на жайляу.
Девушки и джигиты играли в игры: белая кость (ак суйек), слепой козел, алтыбакан (качели).

Осеннее кочевье (Кузеу)

При кочевом скотоводстве места осенних стоянок назывались кузеу.
Подготовка к перекочевке на зимовки (кыстау) начиналась в конце октября.
На кузеу проводились родовые собрания для подготовки и планирования перекочевки на кыстау.

Земледелие

Жетысу и Южный Казахстан с древних времен были регионами развитой земледельческой культуры.
Поймы рек Сырдарья, Арысь, Чу, Талас и Или были регионами развития поливного земледелия.
Для пользования речных вод строились каналы, арыки и пруды, воду черпали при помощи чигирей, делали дамбы и озера. Хорошо было развито земледелие у подножий гор Каратау и Улытау, в поймах Иртыша и на берегах о. Зайсан.
Бедняки, не имевшие скота, обрабатывали земли, их называли - жатаками (букв, лежащий).
Земледельцы-казахи сеяли пшеницу, ячмень, просо и овес.
На юге выращивали рис и фрукты.
Для обработки земли использовали кетмень, деревянную соху, серп, лопату. Землю вспахивали с помощью лошадей,
волов и верблюдов.
В целях предохранения зерно обжигали.
Просо для кочевников было особо ценным продуктом, так как могло долгое время храниться и не портиться.

Городская культура. Сыгнак

Город Сыгнак в Присырдарье был расположен на границе с кочевой степью.
Город являлся для Дешт-и-Кыпчака основным местом торговли.
Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн между Узбекским и Казахским ханствами.
В период правления хана Касыма он стал ханской ставкой - ордой.
Город был важным центром оседлости, развитого земледелия.

Туркестан (Йасы)

Во 2-ой половине XVII в. был присоединен к Казахскому ханству.
Жители города занимались торговлей, ремеслами и земледелием.
Здесь были построены много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров.
При хане Есиме Туркестан был его ставкой. Здесь похоронены Рабига Султан Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим.
Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи стал святым местом паломничества мусульман.    
Был главным религиозным центром всего Казахстана.

Сауран

Город окончательно вошел в состав Казахского ханства в XVI веке.
За овладение Саураном между Узбекским и Казахским ханствами кровопролитные войны длились около 100 лет.
Основные причины войн:

  1. находился на выгодном торговом пути;
  2. хорошо были развиты земледелие, садоводство и бахчеводство.

В период правления хана Тауекела он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики.

Сайрам

В XVI-XVII веках был важным торговым и хозяйственным центром Южного Казахстана.
Город играл важную роль в общественной и социально-экономической жизни Казахского ханства.
В казахско-узбекских войнах переходил из рук в руки.
После присоединения к Казахскому ханству был превращен в сильную крепость, откуда наносились удары по врагам.
В конце XVI в. город был разорен нашествием джунгар, что привело к его разорению и экономическому упадку.

Отрар (Фараб)

С VIII в. известен под названием Тарбанд (Трабан).

Отрар или Фараб
Находился на торговом пути из Ирана. Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай.
В V-XV вв. являлся центром торговли с кочевыми племенами.
После монгольского нашествия в 1219 г, город был разрушен, однако возродился  просуществовал до XVII века.
При хане Белой Орды Ерзене здесь была построены множество мечетей и медресе. В близи Отрара расположен мавзолей Арыстан-Баб.
Упадок земледельческой и городской культуры
В XVI-XVII вв. южные города пришли в упадок.
Причины угасания жизни городов на юге Казахстана в XVI- XVII веках являются:

  • Джунгарские нашествия.
  • Усиление феодальных междоусобиц
  • Грабительные походы среднеазиатских ханств.

Таким образом, феодальные распря и междоусобицы привели к упадку городской культуры, кризису земледелия.
Открытие морского пути на восток! катастрофически сказалось на ослаблении торговли в южных городах Казахстана.
 

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-06 Просмотров: 7037