Архитектура достигла своего расцвета в X-XII веках в период существования государства Караханидов.
Монгольское нашествие в XIII в. нанесло значительный ущерб развитию архитектуры.
Со 2-ой половины XIII - начала XIV веков начала возрождаться оседлая городская культура, стали вновь возводиться архитектурные сооружения (Дауитбека, Тектурмаса и др.).
Мавзолейный комплекс Арыстан-Баб находится в 3-х км западнее города Отрар на берегу реки Сырдарьи.
Судя по народной легенде, Арыстан-Баб жил в VII-VIII веках.
Он был духовным наставником Ходжа Ахмеда Йасауи.
Мавзолей был выстроен в XIV в. по приказу эмира Тимура и состоит из 2-х помещений.
В середине имеется делиз (коридор - прихожая).
Над мавзолеем был возведен купол, который к XVIII в. был полуразрушен и восстановлен в XIX-XX вв.
Архитектурным шедевром конца XIV- начала XV вв. является мавзолей Х.А.Йасауи, возведенный по приказу эмира Тимура в 1397 году.
Главной целью эмира было использовать авторитет А.Йасауи, привлечь верующих на свою сторону для укрепления власти в Туркестане.
Мавзолей был построен в г. Туркестане.
Площадь мавзолея составляет 46,5 х 65,5 метр, высота - 37,5 м.
Мавзолей имеет 35 больших и малых помещений.
Одним из основных помещений была библиотека.
В середине центрального зала стоит большой тайказан (котел), отлитый в 1399 году.
На южной стороне мавзолея расположены большой аксарай и малый аксарай, где захоронены знаменитые люди.
Деревянная дверь захоронения А.Йасауй украшена красочным орнаментом. Надгробие над могилой сложено из гладких плит светло-зеленой яшмы. Снаружи мавзолей облицован майоликой образующей геометрические, растителыа и эпиграфические орнаменты.
Расположен близ города Сыгнак, в 8 км северо-западу от кента Томенарык. Мавзолей был однокупольным.
Внутри под купол проходила арабская надпись.
Относится к X-XI вв., достроен в XIV-XV вв.
Расположен на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане.
Своеобразие: возведен по строительным традициям степного зодчества.
Вход выстроен в форме двусторонней двери юрты.
Снаружи стены разукрашены тюркским орнаментом.
Построен в XV веке.
Расположен в 60 метрах восточнее мавзолея А.Х. Йасауи.
Состоит из 5 помещений.
Его надгробная плита находится внутри мавзолея А.Х.Йасауи.
На ней имеется надпись о том, что Рабиш Султан Бегим являлась дочерью султан Улугбека (из династии эмира Тимура) умерла в 1485 году.
Судя по результатам археологичесяи раскопок, в Отраре стали возводить мечети с двойной и даже тройной купольной оболочкой.
Наиболее интересные новшества: купольные прикрытия в форме паруса. Были найдены мечети и бани, построение из сырцового и обожженного кирпича выкрашенные поливной краской.
Прикладное искусство Прикладное искусство неразрымн связано с архитектурой.
В XIV-XV вв. большой прогресс был достигнут в использовании таких конструкций, как арки, своды, купола.
Особое внимание стали уделять качеству кирпича, который в основном имел квадратную форму.
Одна сторона кирпича выкрашивалась в гиний, голубой, белый или зеленый цвет.
Вотделки стен использовали полихромные майолики на плитках.
В интерьерах стали использовать росписи, рельефные орнаменты.
Важное значение придавали качеству строительного материала.
В то время делались кирпичи и глазурованная краска особой прочности.
Прикладное искусство было широко применено при возведении мавзолеев Йасауи, Кок-кесене и Алаша хана.