Административные реформы в 60-Е гг. XIX века


Пройти тест по этой теме

Реформы 60-х в Казахстане

Реформы 1867-1868 годов в Казахстане. Причины проведения реформ

«Устав о сибирских киргизах» 1822 г. и «Устав об оренбургских киргизах» 1824 г. в условиях распространения капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития.

Административное деление не соответствовало новым условиям, связанным с присоединением новых территорий.

Присоединение к Российской империи территорий Южного Казахстана и Семиречья.

В степи по -прежнему сохранялась власть султанов.

Промышленность европейской части империи требовала дешевый источник сырья и рабочей силы.

Необходимость введения единых налогов.

Необходимость     в переселении безземельных крестьян из европейской части России.

Подготовка реформ

  • В 60-е гг. XIX вв. для изменения системы управления Казахстаном была образована комиссия, которую возглавил стат-секретарь И.И.Бутков.

   Комиссия И.И.Буткова предложила разделить всю Казахскую Степь на две области.

  1. Западная - с центром в Тургайском крае.
  2. Восточная - с центром в Сергиополе или Каркаралинске.

   В 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым Оренбургским генерал-губернатором был назначен Н.А.Крыжановский.

  • Для подготовки проекта управления казахским краем в 1865 г. была образована «Степная комиссия».
  • «Степную комиссию» возглавил член Совета Министерства внутренних дел А.Гирс.

В комиссию вошли: от Главного штаба -полковник Ф. И. Гей нс, от Оренбургского края - полковник К.К.Гутковский, от Западно-Сибирского генерал- губернаторства - капитан А. П. Проценко.

   5 июня 1865 г. в соответствии с указом Александра II были составлены вопросники по изучению казахской степи.

В них были охвачены основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления: собственные тяготы, виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др.

Но при подготовке реформы не были приняты во внимание интересы народа.

За перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления предложил Шокан Уалиханов.

Утверждение реформ 11 июля 1867 года Александр II утвердил «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях».

21 октября 1868 года Александр II утвердил «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».

Новый порядок управления предполагали ввести с 1 мая 1869 г.

В Степь были разосланы разъяснения причин проведения реформ на русском и казахском языках.

По времени реформы в Казахстане совпали с Отменой крепостного права в России.

Административное значение реформ Впервые реформы охватили весь Казахстан.

До реформ 1867-1868 гг. казахская степь делилась на 2 генерал-губернаторства.

По реформам 1867-1868 годов вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства.

Оренбургское генерал-губернаторство - Уральская и Тургайская области. Туркестанское генерал-губернаторство - Семиреченская и Сырдарьинская области.

Западно-Сибирское генерал-губернаторство - Акмолинская и Семипалатинская области.

По реформам территория бывшего Букеевского ханства в 1872 г. была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау (Мангышлакское приставство) в 1870 г. отошел в управление Кавказского военного округа, позже включен в Закаспийскую область.

Главный принцип административного устройства Казахской степи, согласно реформ 1867-1868 гг. нераздельность военной и гражданской властей.

Военная и гражданская власть в Казахстане сосредотачивалась в руках генерал-губернатора.

Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право ведения дипломатических переговоров со странами Китай, Иран.

Во главе области стоял военный губернатор.

При военных губернаторах для ведения дел формировались Областные правления, которые имели 3 отдела:

  1. хозяйственный;
  2. судебный;
  3. распорядительный.

Контроль над деятельностью областного правления осуществлял вице-губернатор. Области делились на уезды. Сырдарьинская область - Казалинский, Перовский, Туркестанский, Шымкентский, Аулие-Атинский,            Ташкентский, Ходжентский и Джизакский уезды. Семиреченская область-Сергиопольский, Капальский, Верненский, Джаркентский, Иссык-Кульский и Токмакский уезды.

Уральская область-Уральский, Гурьевский, Калмыковский, Эмбенский (Темировский) уезды.

Тургайская область - Илецкий (Актюбинский), Николаевский (Кустанайский), Иргизский и Тургайский уезды.

Акмолинская область-Акмолинский, Кокшетауский, Петропавловский, Омский, Атбасарский (Сарысуский) уезды.

Семипалатинскаяобласть-Каркаралинский,Баянаульский,Павлодарский,Семипалатинский, Кокпектинский, Зайсанский, Усть-Каменогорский уезды.

Во главе уезда стоял, назначаемый генерал-губернатором - уездный начальник.

Уезды делились по территориальному принципу - на волости.

Волости делились - на административные аулы, состоявшие из 100-200 кибиток.

По реформам 1867-1868 гг. в Казахстане сложилась 5-ступенчатая система: генерал- губернаторства - области - уезды - волости - аулы.

Административные реформы 1867-1868 гг.

Адм-ная единица

Глава

Полномочия

Генерал-

губернаторство

Генерал-

губернатор

  1. Сосредотачивалась военная и гражданская власть.
  2. Назначал уездного начальника.

Область

Военный

губернатор

  1. Одновременно являлся наказным атаманом казачьих войск.
  2. Могли утверждать и смещать волостных управителей.

Уезд

Уездный

начальник

  1. Им подчинялась полиция, военные части, учреждения уезда и укрепления.
  2. Назначались на пост генерал-губернатором из числа казачьих войск.
  3. Могли утверждать и смещать аульных старшин.

Волость

Волостной

управитель

(султан)

  1. Избирались на 3 года из местной знати.
  2. Должен иметь возраст не менее 25 лет.
  3. Не должно быть судимости.

Аул (100-200 кибиток)

Аульный

старшина

  1. Выполняли полицейские и фискальные функции в Степи.
  2. Следили за исполнением законов, уплатой подати и исполнением! судебных решений в Степи.
  3. Наблюдали за спокойствием, не допускали барымту

 

По реформам на нижних ступенях администравтивного управления находились волостные управители и аульные старшины.

В каждой волости хозяева от 50 кибиток избирали одного выборного.

А съезд выборных избирал волостного управителя и кандидата на эту должность.

В каждом ауле хозяева от 10 кибиток также избирали одного выборного.

Последние должны были избрать аульного старшину и его кандидата.

Существовала система утверждения и смещения волостных управителей и аульных старшин.

Это сводило на нет всю выборную систему в Степи.

Власти не утверждали тех, кто не был сторонником колониальной системы.

Избранным волостным управителям и аульным старшинам выдавали нагрудные бронзовые знаки и особые печати.

Султаны-чингизиды по реформам обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от налогов.

По реформам 1867-1868 гг. в Казахстане полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов на территории Сырдарьинской области.

Аксакалы избирались на сходках выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Им так же, как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать.

Таким образом, было внедрено новое административное устройство, однако при формировании волостей и уездов родовые начала не были учтены.

Судебная реформа

Орудием претворения колониальной политики в жизнь, имевшим четко выраженны классовый характер, были - судебные учреждения.

Согласно реформам были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды.

Низшим звеном колониальной судебной системы в Казахстане были, утверждаемые военным губернатором, суды биев и казиев.

Суд казиев сохранялся в Сырдарьинской области.

Налоговая система и повинности

На территории Казахстана вводился единый налог с каждой кибитки в денежной форме - кибиточная подать.

Кроме кибиточной подати собирали дополнительные сборы - кара шыгын.

Вместо билетного сбора вводился - паспортный сбор.

Казахи, отправляясь на заработки в др. области и губернии, получали паспорта от волостных управителей.

Казахи Западно-Сибирского и Оренбургского генерал-губернаторств платили по 3 руб.

Туркестанского генерал-губернаторства - 2 руб. 75 коп.

Население Южного Казахстана были вынуждены платить харадж (1/10 часть собранного урожая) и зякет (налоги с 1/40 части скота или товара).

Подсчет скота проводился 1 раз в 3 года.

Содержать местных и командированных чиновников, ремонтировать мосты и почтовые тракты должно было казахское население.

Казах освобождался на 5 лет от податей и от воинской повинности, если он переходил в другое сословие.

Как показали события, массового перехода казахов в другие сословия не произошло.

Прогрессивные стороны реформ: развитие здравоохранения и образования

Одной из прогрессивных сторон реформы 1867-1868 гг. были нововведения в области здравоохранения:

В Казахстане в каждой области назначался областной доктор.

В уездах - акушерка и уездный врач, который оказывал бесплатную медицинскую помощь, снабжал население лекарствами, занимался оспопрививанием.

Позитивным началом реформ также является формирование сети светских школ.

Вопросы землепользования

Земли, занимаемые казахами, объявлялись государственными.

Земли были переданы казахам на правах общественного пользования.

Казахам было разрешено давать свои земли переселенцам за арендную плату, позднее их стали вытеснять с плодородных земель в пользу переселенцев и казачества.

Позднее эта мера привела к массовым потерям родовых земель.

Переселенцы получали льготы:

  1. Получали от уездных властей участок земли для дома и лесоматериалы.
  2. Права заниматься торговлей, ремеслами, промышленностью и земледелием.

Колониальная сущность реформ

Самое тяжелое последствие реформ 1867- 1868 гг. для казахов было объявление казахских земель государственной собственностью Российской империи.

Согласно указу от 26 марта 1893 г. государственной собственностью России становились воды Каспийского моря.

Последствия реформы

Позитивные:

  1. Начало развиваться земледельческое хозяйство.
  2. Началось строительство городов и железных дорог.
  3. Стали развиваться здравоохранение и сеть светских школ.
  4. По Иртышу было организовано пароходное сообщение.
  5. Способствовали дальнейшему развитию торговли, в том числе международной.
  6. Повлияли на развитие капиталистических отношений.

Негативные:

  1. Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим;
  2. Территориальный принцип нарушал традиционное землепользование;
  3. Сформированы возможности для освоения богатств края;
  4. Повышение налогов привело к ухудшению положения номадов;
  5. Нарушено традиционное общественное устройство;
  6. Усиление расслоения аульных жителей;
  7. Сформированы условия для переселения крестьян из России.
  8. Объявление казахских земель государственной собственностью открыли путь к экспроприации (изъятию земель).

 Абай Кунанбайулы и Ыбырай Алтынсарыулы подвергли критике отрицательные последствия для Казахстана реформ 1867 -1868 гг.

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-17 Просмотров: 25796