Административные реформы 80-90 гг. XIX в.


Пройти тест по этой теме

Реформы 80-90 гг. XIX в.

Причины реформ:

  1. Восстания 1869-1873 гг. в Младшем жузе показали половинчатость реформ 1868- 1867 гг.
  2. Разделение Казахстана на 3 генерал- губернаторства не позволяло оперативно и системно решать вопросы, связанные с переселением крестьян.
  3. Царизм планировал постепенное слияние края с Россией.
  4. Существующие положения (реформы 1867-1868 гг.) изначально носили временный характер.

Узаконение административно-судебных реформ, принятых в 60-х гг. XIX в. продлилось свыше 20 лет, из-за восстаний казахских шаруа.
В 1882 г. Западно-Сибирское генерал-губернаторство было упразднено, и сформировано Степное генерал-губернаторство, в состав которого вошли Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области.
«Положение об управлении Туркестанским краем» Образование Туркестанского края 2 июня 1886 г. Александр III подписал «Положение об управлении Туркестанским краем».
В состав Туркестанского края вошли области: Сырдарьинская, Ферганская и Самаркандская.
Сырдарьинская область-Аму-Дарьинский отдел и 5 уездов - Казалинский, Перовский, Чимкентский, Аулие-Атинский, Ташкентский.
Ферганская область - 5 уездов. Самаркандская область - 4 уезда. Центром Туркестанского края был утвержден город-Ташкент.
По указу 1890 г. Мангышлакский уезд вошел в состав Закаспийской области.
В 1897 г. Семиреченская область вошла в состав Туркестанского генерал- губернаторства.

Судопроизводство

По «Положению» 1886 года низшим звеном судебной системы Казахстана, который рассматривал дела коренного мусульманского населения, был «Народный суд».
На самом деле народные суды не могли самостоятельно разбирать дела, оставаясь зависимым звеном, придатком имперского суда.
По распоряжению военного губернатора в Казахстане созывались чрезвычайные съезды судей для рассмотрения дел жителей разных уездов и волостей.
Эти чрезвычайные съезды судей могли заседать лишь при участие уездного начальника или уполномоченного чиновника областного управления. Интересы областных и уездных правителей защищал мировой суд.

«Временное положение об управлении Закаспийской областью»

В феврале 1890 г. было утверждено «Временное положение об управлении Закаспийской областью».
В состав административного образования вошли 5 уездов: Красноводский, Асхабадский, Тедженский, Мервский. населенные преимущественно туркменами и Мангышлакский, населенный в основ-ном казахами Младшего жуза (род адай).

«Положение» 1891 г.​

Образование Степного генерал-губернаторства 25 марта 1891 г. принято «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями».

  • Акмолинская область - 5 уездов (Омский, Петропавловский, Акмолинский, Кокчетавский, Атбасарский).
  • Семипалатинская область - 5 уездов (Семипалатинский,  Павлодарский, Каркаралинский, Усть-Каменогорский, Зайсанский).
  • Семиреченская область - б уездов (Верненский, Капальский, Лепсинский, Пржевальский, Пишпекский, Джаркентский).
  • Уральская область - 4 уезда (Уральский, Калмыковский, Гурьевский, Темирский).
  • Тургайская область -    4 уезда (Актюбинский, Николаевский, Иргизский, Тургайский).

По «Положению» 1891 г. Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области были подчинены Степному генерал-губернаторству.
Уральская и Тургайская области были напрямую подчинены министру внутренних дел.
Центром Степного генерал-губернаторства был утвержден город - Омск.
По «Положению» 1891 г. Младший жуз был поделен на 3 части, из-за многочисленных восстаний.

В этом проявился имперский принцип «разделяй и властвуй», единый некогда Младший жуз был разделен:

  • Одна часть жуза осталась в составе Внутренней Орды.
  • Вторая - в Закаспийской области.
  • Третья- в Степном генерал-губернаторстве.


Содержание реформ. Генерал-губернатор

 Генерал-губернатор на территории Казахстана был наделен неограниченной властью.
Он получил право проводить административные  высылкинеблагонадежных  в политическом отношении граждан.

Военный губернатор

Военный губернатор являлся одновременно и наказным атаманом казачьего войска в Семиреченской и Уральской областях.
Военные губернаторы определялись и увольнялись по представлению министра внутренних дел, с согласия военного министра.
Военные губернаторы имели право утверждать или не утверждать результаты выборов волостного управителя, могли назначить новые выборы.

Уездный начальник

Были расширены административные функции уездных начальников.
В их введение перешло утверждение аульных старшин.
Утверждение нижних ступеней администравтивного управления В Казахстане разрешить замещение должностей волостных управителей без выборов мог Министр внутренних дел. Аульные старшины и кандидаты на них утверждались - уездным начальником. Выборные начала для управления коренным населением приобрели формальный характер.
Казахское кочевое и оседлое население приравнивалось в правах к сельским обывателям, переселенцы и оседлое городское население - к крестьянам и мещанам.

Правопорядок

К губернскому правлению центральных районов империи в Казахстане были приравнены областные правления.
В Казахстане были образованы городские полицейские управления в крупных областных центрах.
В уездных городах - городские приставства, которые подчинялись уездным начальникам.

Установление российской системы судопроизводства

 Согласно положению за ряд преступлений население привлекали к уголовной ответственности на основе общеимперских законов.
Деятельность, направленная против христианства, выступление против порядка, выражение недовольства против налогов, и несение повинностей изымались из введения суда биев.
Народные судьи избирались сроком до 3 лет.
Они находились под контролем уездных начальников.
Ситуация в судопроизводстве усугублялась борьбой  «партий», старавшихся протаскивать на должность судей своих представителей.
Последствия реформ Для переселения крестьян из европейской части России были сформированы переселенческие управления.
Увеличился размер кибиточной подати до 4 руб., что сказалось на социально- экономическом положении казахов. Реформы окончательно превратили Казахстан в колониальный придаток империи.
Повсеместно внедрялись должности уездных ветеринарных врачей, которые обязывались оказывать бесплатную мед. помощь.
Приток крестьянского переселения усилился.
В 1902 г. для управления крестьянами переселенцами был введен институт крестьянских начальников, статус которых был выше казахских управителей.
Таким образом, край был подготовлен к массовому переселению крестьян.
 

Пройти тест по этой теме

Дата: 2016-01-17 Просмотров: 16457