Развитие общественного сектора в 2000-х годах в целом внесло определенный вклад в решение экономических, социальных, политических проблем общества, способствовало демократизации общественно-политических отношений в Казахстане, стало одним из реальных факторов и проявлением взаимосвязанного процесса становления правового государства и гражданского общества в Казахстане.
Во второй половине 1990-х годов произошло становление новых изданий и телеканалов, улучшилась их техническая база, увеличился тираж. Возросла конкуренция. С 1997 года стали объявляться тендеры на телерадиоканалы. Однако реальность в информационной сфере была такова, что на информационном рынке все еще преобладали российские СМИ. И это имело как позитивные, так и негативные последствия. Именно в эти годы в ряде казахстанских СМИ стали применяться методы «черного пиара» и диффамации.
Приватизация привела к появлению финансовых групп, которые, почувствовав силу прессы, стремились к открытию новых изданий, на страницах которых они разворачивали борьбу по защите собственных и корпоративных интересов. Через СМИ в бизнес-сообщество стала вбрасываться острая, в том числе негативная, информация, касающаяся интересов соперников, направленная на ослабление конкурентов, захват их собственности. Но существовали и положительные стороны данной тенденции. Возросло количество изданий, разрабатывающих экономическую сферу, то есть то, что само государство сделало главным приоритетом. Актуальность экономической проблематики обусловливал также рост международных экономических связей, развитие крупного, среднего и малого бизнеса, банковской системы в экономике страны. На информационном рынке появилось новое направление - рекламное.
Однако, несмотря на определенные достижения, СМИ не всегда верно отражали тенденции развития государства и общества. Сосредоточиваясь на исторических темах, они зачастую обходили актуальные вопросы современной экономики, политики. Журналисты готовы были взбудоражить общество, но их позиция по актуальным социально-экономическим проблемам была далеко не всегда четко обозначенной. Изменился сам формат журналистики. Стали модными публикации «бульварного» характера. К сожалению, поток негатива - насилия и безнравственности в СМИ - наложил отрицательный отпечаток на моральный облик определенной части молодежи. Становление СМИ в Казахстане является важной частью новейшей истории Казахстана.
Общие результаты развития сферы средств массовой информации за период 2000-х годов, были позитивными. Казахстанские СМИ стали важными каналами трансляции государственной политики и формирования общественного мнения. Было создано информационное пространство Казахстана, взаимосвязанное с мировым и региональными информационными пространствами, состоялось становление многочисленных национальных СМИ, практика информационного либерализма стала привычной, повысилась ответственность медиасообщества.
Казахстан занял свое место в мировом информационном пространстве. Особое значение в этом отношении имел традиционный Евразийский медиафорум, который ежегодно, начиная с 2002 года, проводится в г. Алматы. Форум стал важным фактором укрепления информационных позиций Казахстана в мире.
Ваше имя:
Ваш email: