Новейшая история Казахстана: принятие декларации о государственном суверенитете казахской ССР

Навигация по всем темам новейшей истории находится тут

В начале 1990-х годов в Казахстане продолжала действовать Консти­туция Казахской ССР 1978 года, которая содержала положения, носив­шие декларативный характер. В условиях быстрого развития ситуации в СССР в 1990 году появилась необходимость принятия совершенно нового законодательного акта, закрепляющего суверенные права Казах­стана.

Историческая справка

Прологом окончательного распада СССР стал «парад суверенитетов». Такое название в публицистике тех лет получил процесс суверенизации со­юзных республик. Центр не мог решить ни одно из накопившихся нацио­нальных проблем, и это спровоцировало движение национальных республик за образование самостоятельных государств. За считанные месяцы все союзные республики приняли декларации о своем суверенитете, о верхо­венстве республиканских законов над союзными. Важнейшим результатом парада суверенитетов стало перемещение политической власти из цент­ра в республики.

Обстановка в обществе в октябре 1990 года в связи с необходимостью принятия «Декларации о суверенитете» была довольно напряженной. Особый резонанс вызвал в республиканской и союзной прессе альтер­нативный проект «Декларация о суверенитете», предложенный членами группы «Демократический Казахстан».

Авторы проекта исходили из того, что в 1990 году во всех союзных республиках конкурировали две концепции: национальной государст­венности и концепция правового государства. Обсуждение проекта Де­кларации было бурным. В итоге «Декларация о государственном суве­ренитете» была принята 25 октября 1990 года, а в ноябре 1990 года на ее основе - Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР».

Президент стал главой исполнительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров. Формирование правительства стало прерогативой Президента. Был учрежден пост вице-президента страны. Произошло объединение аппаратов Главы государства и Совета Министров страны в единый аппарат Президента и Кабинета Минист­ров Казахской ССР. При Президенте страны был образован консульта­тивно-совещательный орган — Совет Республики.

Декларация о государственном суверенитете провозгласила принцип верховенства Конституции Казахской ССР и законов на территории Ка­захстана, право приостанавливать на своей территории действие актов Союза ССР, нарушающих суверенные права республики. Именно с этой Декларации началось фактическое осуществление республикой своего государственного суверенитета.

В Декларации 25 октября 1990 года была закреплена неделимость и неприкосновенность территории Казахстана, страна была определена как субъект международного права. Объявление исключительной соб­ственности республики на все природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал позволяло Казахстану проводить само­стоятельную экономическую политику. Впервые Декларация отказалась от классового подхода к определению социальной основы государства и провозгласила национальный характер государственности. Декларация стала базовым основополагающим законодательным актом, с которого начался этап дальнейшего развития государственно-правовой системы страны по пути оформления полной государственной независимости.

Историческое значение «Декларации о государственном суверените­те Казахской ССР» состоит в том, что она придала реальное содержание государственному суверенитету республики, напомнила о собственной государственности Казахстана, имеющей многовековую историю, под­черкнула принцип территориальной целостности и объявила систему разделения властей важнейшим принципом функционирования респуб­лики как демократическрго и правового государства.

 

Документ эпохи

ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ
КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

25 октября 1990 г.

Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республи­ки, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики, считая первосте­пенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в республике, признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение, осознавая ответственность за судьбу ка­захской нации, исходя из решимости создания гуманного демократическо­го правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоя­щую Декларацию.

  1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на дого­ворной основе. Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.
  2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению на­циональной государственности.

Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и ук­репление национального достоинства казахской нации и других националь­ностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.

  1. Территория Казахской ССР в существующих границах является неде­лимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.

Любые насильственные действия против конституционного строя Ка­захской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее террито­рии, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группи­ровок или отдельных лиц преследуются по закону.

  1. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Ка­захстана, и он является единственным носителем суверенитета и источ­ником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государ­ственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР.

Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.

  1. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.

Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируют­ся все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Консти­туцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному поло­жению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. По­сягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.

Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиоз­ным организациям, массовым движениям, действующим в Казахской ССР, разные правовые возможности участвовать в государственной и обще­ственной жизни.

Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри Республики, между Республикой и другими республиками.

  1. Государственная власть Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором.

Казахская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с поли­тическим, экономическим, социальным и национально-культурным строи­тельством в Республике, ее административно-территориальным устрой­ством, определяет структуру и компентенцию органов государственной власти и управления, а также символы республики.

  1. Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Казах­ской ССР.

Президент является главой Республики и обладает высшей распоряди­тельно-исполнительной властью.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду Казахской ССР.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов. Казахской ССР на ее территории осуществляется Генеральным прокурором. Кан­дидатура Генерального прокурора Казахской ССР вносится Президентом Республики по соглашению с Генеральным прокурором СССР и утвержда­ется Верховным Советом Казахской ССР.

  1. На территории Казахской ССР, за исключением вопросов, доброволь­но делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конститу­ции и законов Казахской ССР, которые подлежат соблюдению и исполне­нию всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства.

Казахская ССР вправе приостанавливать на своей территории дейс­твие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверен­ные права и Конституцию Республики.

  1. В исключительной собственности Республики, составляя основу ее суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространс­тво, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, куль­турные и исторические ценности народа, весь экономический, научно- технический потенциал - все национальное богатство, имеющееся на ее территории.

В Казахской ССР обеспечивается многообразие и равенство форм соб­ственности и гарантируется их защита.

Казахская ССР гарантирует охрану имущественных прав Союза, дру­гих союзных республик, иностранных государств, их граждан и организа­ций.

  1. Казахская ССР вправе образовать государственный националь­ный банк, подчиненный Верховному Совету Республики, свою финансово­кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюд­жет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную сис­темы.

Казахская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном имущест­ве соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.

  1. Казахская ССР самостоятельно устанавливает порядок органи­зации охраны экологической среды республики, использования природных ресурсов, обеспечивает народу экологическую безопасность и имеет право запретить строительство и прекратить функционирование на своей тер­ритории любых предприятий, учреждений, организаций, других объектов, являющихся источником экологической опасности.

На территории республики запрещаются испытание ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового уничтожения (химического, бактериологическо­го, биологического и других).

Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здо­ровью населения, природной среде и экономике республики действиями со­юзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятель­ностью на ее территориии ядерных и других полигонов, объектов военно- промышленного комплекса.

  1. Представителям наций и народностей, проживающим в Казахской ССР за пределами своих национально-государственных и автономных обра­зований или не имеющим их на территории Союза, гарантируется правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни.

Казахская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально­культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами республики.

  1. Казахская ССР обладает правом на собственные внутренние войс­ка, органы государственной безопасности и внутренних дел, подчиненные и подконтрольные Верховному Совету Казахской ССР и Президенту Ка­захской ССР.

Республика имеет право по соглашению с Правительством Союза опре­делять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружений на своей территории.

  1. Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представителъствами, участвовать в деятельности международных органи­заций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений.

Республика строит экономические и торговые связи с зарубежными государствами на основе взаимовыгодных договоров с соблюдением при­нципов добровольности и равноправия, самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

  1. Охрана суверенных прав Республики осущестляется Казахской ССР и Союзом. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих не­отъемлемое право Республики, расценивается как нарушение ее суверени­тета.
  2. Символы государственного суверенитета Казахской ССР - герб, флаг, гимн - являются священными и всякое надругательство над ними наказуемо законом.

Декларация является основой для заключения Союзного дого­вора, разработки новой Конституции Казахской ССР, законодатель­ных актов, реализующих статус Республики, как суверенного государ­ства.


Дата: 2015-03-15 Просмотров: 5687 Загрузок: 7 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: