Навигация по всем темам новейшей истории находится тут.
В Казахстане действовала вертикальная командно-административная система, через которую из центра шло непосредственное управление союзной республики. В течение нескольких десятилетий республикой руководил Динмухамед Ахмедович Кунаев, который входил в высшее руководство СССР, являясь членом Политбюро ЦК КПСС.
КУНАЕВ Динмухамед Ахмедович (12 января 1912 - 22 августа 1993) - советский государственный и общественный деятель, Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР с I960 по 1962 и с 1964 по 1986 годы, член Политбюро ЦК КПСС (9 апреля 1971 года - 28 января 1987 года), Трижды Герой Социалистического Труда (1972 г., 1976 г., 1982 г.). Автор более 100 научных трудов, академик АН Казахской ССР (1952).
В обстановке преобладания в руководящих органах представителей старшего поколения с большим, но устаревающим опытом государственного управления, и в центре, и в республиках ощущался дефицит молодых, перспективных политиков, способных генерировать живые, творческие идеи. Приход Н.А. Назарбаева в первой половине 1980-х годов в большую политику, его назначение в 1984 году на пост Председателя Совета Министров Казахской ССР в возрасте 44 лет практически положило начало новому этапу в сфере государственного управления. Но когда в ноябре-декабре 1986 года встал вопрос о новом руководстве Казахской ССР, центром было принято роковое решение, повлекшее за собой декабрьскую трагедию.
КОЛБИН Геннадий Васильевич (7 мая 1927 - 16 января 1998) - советский политический деятель, первый секретарь ЦК Компартии КазССР (1986-1989). Член ЦК КПСС (1981-1990), кандидат в члены ЦК (1976- 1981), депутат Верховного Совета СССР 7, 9-11 созывов, народный депутат СССР.
Ульяновский обком компартии. Известие о таком решении стало настоящим шоком для всей казахстанской общественности.
Игнорирование Москвой в течение многих десятилетий этнической специфики союзных республик, проводимая в СССР целенаправленная политика по созданию унифицированной советской культуры привели к забвению многих национальных традиций, породили среди отдельных представителей коренного населения нигилистические настроения, способствовали возникновению такого социального явления, как манкуртизм. Директивное решение о назначении Г.В. Колбина, которое можно рассматривать не иначе как очередное игнорирование национальной особенности республики, как отсутствие уважения к народу Казахстана, встретило открытое недовольство, протест, вылившиеся в выступление казахской молодежи в Алма-Ате.
Декабрь 1986 года положил начало демократическим процессам в Казахстане, продемонстрировал, насколько выросло самосознание казахской молодежи. Именно молодежь, преодолев страх перед существующей системой, от имени народа открыто заявила, что попрание и игнорирование чувства национальной гордости недопустимо.
Избрание Г.В. Колбина Первым секретарем ЦК КПК обнажило противоречия между традиционными командно-административными методами со стороны центра и провозглашенными в апреле 1985 года демократическими принципами перестройки.
Руководство республики отказалось от диалога с демонстрантами. Опасаясь размаха демонстрации, Г.В. Колбин, республиканские власти обратились за помощью в Москву, в ЦК КПСС. В результате МВД СССР перебросило из разных регионов страны в Алма-Ату спецчасти внутренних войск. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов. От действий правоохранительных органов пострадало множество студентов и молодых рабочих.
Историческая справка
Прошедшие собрания на заводах, фабриках, в вузах, в других трудовых коллективах, а также партийные и комсомольские активы города и районов, одобряя решения пленума ЦК КП Казахстана, осудили ничем не обоснованные действия группы учащихся и высказались за принятие решительных мер к хулиганам и восстановление полного порядка в городе. Принимаемые действия в этом направлении поддерживаются трудящимися. Они активно участвуют в мероприятиях, проводимых советскими и партийными органами. Все предприятия, учреждения, учебные заведения, магазины, служба быта, городской транспорт работают нормально.
Правда. 1986. 20 декабря
Мирная демонстрация в Алма-Ате, декабрь 1986 год |
Историческая справка
Участник декабрьских событий в Алматы Самат Жилмагамбетов вспоминал о том времени: «Мы столпи на площади. Выступали ораторы. Все было мирно. Но в какой-то момент один из солдат ударил девушку по голове, и она упала. С этого и началась бойня. Парни подняли окровавленную девушку на руки и понесли ее. Они кричали, что тут убивают. Чтобы остановить возмущенную толпу, из пожарных машин на людей направили струи холодной воды. Нам ничего не оставалось, как бежать. И тут площадь оградили девушки. Они выстроились в ряд и кричали: «Какие вы джигиты, если убегаете?!». Мы были безоружны. Парни стали снимать с площади мраморные плиты, разбивать их и с ними пошли на солдат. От пожарных машин вырывали шланги. Побитых и мокрых парней и девушек кидали в машины, свозили на стадион и штабелями укладывали на землю. Некоторых, как мы потом узнали, вывезли за город, раздели и оставили там».
Неконституционные силовые действия вооруженных сил, милиции, неадекватные попытки органов государственного управления рассеять собравшихся еще более усилили их недовольство. Создавшейся обстановкой воспользовались криминальные элементы. В сутолоке были убиты и ранены как представители демонстрантов, так и специально...
Документ эпохи
ИЗ ПРИГОВОРА НАД К. РЫСКУЛБЕКОВЫМ Именем Казахской Советской Социалистической Республики
16 июня 1987 г.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Казахской ССР в составе председательствующего - члена Верховного Суда Казахской ССР Грабарника Е.Л., народных заседателей Верховного Суда Казахской ССР ...
ПРИГОВОРИЛА
Признать виновным и подвергнуть мерам уголовного наказания:
На основании cm. 37 УК Казахской ССР по совокупности преступлений назначить Рыскулбекову Кайрату Ногайбаевичу исключительную меру наказания — смертную казнь —расстрел.
В соответствии со cm. 314 УПК Казахской ССР, приговор является окончательным, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
...вызванных внутренних войск. По данным экспертов Комиссии, только в Алма-Ате телесные повреждения получили 1722 человека. Молодежные выступления прошли и в других городах республики - в Караганде, Жезказгане, Кокшетау, Целинограде (ныне Астана), Каркаралинске, Талдыкоргане и в других населенных пунктах. В обществе создалась напряженная обстановка.
Вслед за происшедшими событиями партийные органы развернули шумную кампанию по выявлению «националистов» и «декабристов». Начались аресты среди студентов. По оценке Комиссии Верховного Совета Казахской ССР по расследованию декабрьских событий 1986 года, число задержанных составило около 8500 человек.
РЫСКУЛБЕКОВ Кайрат Ногайбаевич (13 марта 1966 - 21 мая 1988) - участник декабрьских событий 1986 года в Алма-Ате, за участие в которых был осужден к высшей мере наказания - смертной казни, которая была затем заменена двадцатью годами лишения свободы. Погиб в Семипалатинской тюрьме по дороге к месту лишения свободы при невыясненных до конца обстоятельствах. В 1992 году посмертно был полностью реабилитирован. В 1996 году Указом Президента Казахстана ему было посмертно присвоено звание «Хальщ Қанарманы».
Начались репрессии: были приговоренные к высшей мере наказания, 99 человек осуждены (из них только 46 человек через некоторое время были реабилитированы). За участие в декабрьских событиях 787 человек исключили из ВЛКСМ, 52 человека—из компартии, 1138 - получили комсомольские взыскания, 271 студент отчислен из учебных заведений, сотни людей были вынуждены уволиться с работы. Своих должностей лишились 12 ректоров вузов.
Одним из приговоренных к высшей мере наказания был Кайрат Рыс- кулбеков, студент архитектурно-строительного института. По воспоминаниям поэта Мухтара Шаханова, после оглашения смертного пригово....
Историческая справка
Демагогические заявления Г.В. Колбина об усилении интернационализма и необходимости изучения казахского языка сопровождались закрытием доступа к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, постоянным поискам «националистов», «коррупционеров».
.....ра Кайрату Рыскулбекову почти по всему миру поднялась мощная волна возмущения с требованиями его помилования: «Много сообщений за рубежом было о смертном приговоре Кайрату Рыскулбекову».
В июле 1987 года в Венгрии было опубликовано письмо на имя А.А. Громыко с просьбой о помиловании К.Рыскулбекова, подписанное известными писателями Я.Киси, А.Ражеком, Г.Демским, Г.Конрадом и другими деятелями культуры, всего 41 человек. В его защиту подняли голос 77 общественных деятелей Чехословакии, в их числе был бывший министр иностранных дел Х.Хачек. Агентство «Рейтер» сообщало, что польский «Союз свободы и мира» направил письмо М.С. Горбачеву, в котором подверг сомнению справедливость приговора и требовал его пересмотра. Кайрат Рыскулбеков скончался при невыясненных обстоятельствах.
Кайрат Рыскулбеков в ожидании исполнения смертного приговора, писал, выступая в качестве гневного обличителя тоталитарного режима:
Решетки на окнах. Повсюду конвой.
Ничто не нарушит мой сон и покой.
Вот так предлагает судьба мне взамен,
Украв мою молодость, гниенье и тлен.
Подобный «подарок» принять не могу,
Его отвергая, я к правде иду.
Трясина повсюду, но надо пройти.
Иначе, боюсь, захлебнусь я во лжи.
Зловонная жижа передо мной.
Болото зовется людской клеветой.
Злобу и зависть, и всякую мразь
Собою питает болотная грязь.
Но что же мне делать?
Все, нужно идти.
Доброе имя мне надо спасти.
Пусть даже настигнет меня чья-то месть.
Важнее спасти свое ИМЯ и ЧЕСТЬ.
перевод С. Малеева
В июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление в духе сталинских времен «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», в котором декабрьские события 1986 года были охарактеризованы как «проявление казахского национализма».
Историческая справка
Н.А. Назарбаев, анализируя события тех дней, с горечью писал: «В казахской истории было немало драматических и высоких минут, часов и дней. Одна из таких драматических высоких минут в новейшей национальной истории — три декабрьских дня 1986 года. И этот первый росток нового демократического сознания был выдан системой за проявление махрового национализма».
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС
«О РАБОТЕ КАЗАХСКОЙ* РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПАРТИЙНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПО ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОМУ И
ПА ТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ТРУДЯЩИХСЯ»
<...>Серьезные ошибки и просчеты в работе партийных комитетов республики привели к росту националистических проявлений, которые своевременно не пресекались, более того, замалчивались или квалифицировались как обычное хулиганство. Даже имевшим место в 1979 году в г. Целинограде националистическим выступлениям ЦК Компартии Казахстана не дал острой политической оценки. Проявлением казахского национализма были и беспорядки в декабре прошлого года в городе Алма-Ате <...>
* в постановлении подчеркивалось «казахской», а не казахстанской.
Выступая на I съезде народных депутатов СССР 6 июня 1989 года, Мухтар Шаханов потребовал провести объективное расследование событий и пересмотреть решение партийного руководства КПСС. И только позже, уже в период распада СССР, ЦК КПСС отменил свое решение и вынес вердикт, прямо противоположный содержанию постановления: «...выступление казахской молодежи не было националистическим, это было их право на свободное выражение гражданской и политической позиции».
Декабрьские события 1986 года вызвали неоднозначную оценку зарубежных аналитиков. По мнению одних, они являлись проявлением межэтнической борьбы, основанной на оппозиции мусульманских национальных сил «старшему брату», по мнению других - это было выступление молодых граждан против попрания центром прав союзной республики.
Таким образом, декабрь 1986 года и последовавшие за этим события в республике наглядно продемонстрировали, что перестроечная идея демократизации всех сторон общественной жизни являлась не более чем декларацией; деспотизм советской системы был далеко не изжит, методы управления по-прежнему не исключали подавления и репрессий.
Одним из важных политических вопросов, требующих своего разрешения, был вопрос об оценке декабрьских событий 1986 года (события, предшествующие этому году, смотрите в датах). Результатом работы комиссий по рассмотрению обстоятельств этих событий стало постановление Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 года, в котором была дана официальная оценка событиям 1986 года. В нем подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководства, его неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, его опорой на силу, а не на разум и добрую волю. Неумение властей овладеть ситуацией привело к трагическим последствиям, которые выразились в гибели людей как со стороны демонстрантов, так и со стороны лиц, обеспечивающих охрану общественного порядка.
Опубликовано Постановление Президиума Верховного Совета Казахской ССР о выводах и предложениях комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Аты 17-18 декабря 1986 года.
В нем также объявлялось, что 17 декабря отныне будет Днем демократического обновления Республики Казахстан. Отдавая дань памяти тем, кто отстоял национальное достоинство всего казахского народа, и прежде всего смелым и беззаветным действиям молодежи, Президент Республики Казахстан подписал Указ о присуждении (посмертно) высшей награды государства - «Халық Каһарманы» - Кайрату Рыскулбекову. Эти шаги стали одними из первых демократических действий государства в постсоветский период. Они нашли широкую поддержку в обществе.
Историческое значение декабря 1986 года было определено в 2006 году, на церемонии открытия мемориала «Тәуелсіздік таңы» («Рассвет свободы»), посвященного 20-летию декабрьских событий, как предвестника независимости. То, что произошло в декабре 1986 года, не было случайным. Для осмысления глубинных причин декабрьских событий важными являются выводы Главы государства: «Алма-Ата в декабре 1986 года продемонстрировала крах социалистической доктрины решения национального вопроса». В чем же была суть этой доктрины? Как известно, эта доктрина была построена на тезисе о приоритете социально-классового начала над национальным. Именно в таком подходе виделся способ «окончательного» решения национального вопроса. Однако реалии XX века оказались иными. Игнорирование национальных особенностей, многолетняя политика подавления национального чувства и национального самосознания в действительности только нагнетали обстановку в стране, что являлось свидетельством того, что политика советской власти в решении национального вопроса далеко не лучший метод решения проблемы. Разрыв между формальным провозглашением и фактическим положением дел в национально-федеративном устройстве СССР заводил решение национального вопроса в тупик. Исходя из этого очевиден и вывод, что любая доктрина, основанная на приоритете классового над национальным, обречена на провал.
Декабрьское выступление казахской молодежи стало первым в ряду национально-демократических выступлений, движений по всей стране, положивших начало демонтажу СССР. Именно после Алма-Аты на рубеже 1980-1990-х годов произошли события в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и в других городах страны, ускорившие распад советской политической системы.
События второй половины 1980-х годов в СССР показали, что межнациональная, этнокультурная проблематика была весьма слабо и недальновидно осмыслена в рамках традиционной советской доктрины национального вопроса. Однако режим в целях самосохранения пытался по-прежнему нивелировать национальное многообразие народов и культур, что в конечном счете привело к разрушению советского строя.
Ваше имя:
Ваш email: