Навигация по всем темам новейшей истории находится тут.
Попытка совместить плановую систему и рыночные отношения, а также ряд других неудачных экспериментов усилили дестабилизацию советской экономики, во второй половине 80-х годов XX столетия.
Концепция переходного периода к рыночной экономике, где сохранялись элементы планового управления, была сформирована в 1989 году академиком Леонидом Ивановичем Абалкиным, но из-за сопротивления приверженцев так называемого «социалистического строительства» она не смогла пробить себе дорогу.
АБАЛКИН Леонид Иванович (5 мая 1930 - 2 мая 2011) — российский экономист, доктор экономических наук, академик РАН (избран академиком АН СССР 23 декабря 1987 года). Являлся заместителем председателя Совета Министров СССР. Автор одной из нашумевших программ перехода к рыночной экономике. В результате реформы, основанной на административных методах управления экономикой, кризис продолжал усиливаться, увеличение налоговой нагрузки на заработную плату высокооплачиваемых работников способствовало усилению теневой экономики.
Примечательно, что если концепция Л.И. Абалкина была рассчитана на 6-8 лет, то альтернативная программа преодоления экономического кризиса в Советском Союзе путем быстрого перехода на рыночную экономику, подготовленная группой советских экономистов под руководством Григория Алексеевича Явлинского (заместителя председателя Совета Министров РСФСР) и Станислава Сергеевича Шаталина (экономического советника М.С. Горбачева), - на 500 дней. Об этих событиях хорошо и актуально описано в статье "На пути к независимости". В ней доступным образом описан августовский переворот и другие события, предшествующие независимости.
Программа «500 дней» - программа перехода социалистической экономики Советского Союза на рыночную экономику в целях преодоления экономического кризиса 1990 года. Программа широко обсуждалась общественностью, и ее основные положения - масштабные разгосударствление и приватизация государственного имущества, внешнеэкономические преобразования, реформа ЖКХ, земельная реформа и др. - были реализованы фактически ввиду отсутствия других концепций реформирования.
В 1989 году последовало введение карточной системы почти на все основные виды продовольствия.
Еще одним нововведением, не делающим чести богатой сырьевыми ресурсами стране стали систематические розыгрыши остродефицитных товаров.
Курьезность ситуации заключалась в том, что, например, импортная обувь или одежда вне зависимости от размера становилась предметом розыгрыша внутри трудового коллектива. По мере углубления кризиса нередко премии и даже заработная плата выдавались на предприятиях предметами потребления, полученными по бартеру.
Немалый ущерб экономике республики нанесла антиалкогольная кампания, существенно разладившая товарно-денежное обращение и приведшая к значительным потерям материальных средств. Только за счет этой компании за 1986-1987 годы в республике было недополучено 600 млн рублей национального дохода против расчетов к пятилетнему плану.
Свидетельством этого стало нарастание раздражительных оценок и анекдотов. Например, давая определение перестройке, в народе иронизировали: «Перестройка - это правда, только правда и ...ничего, кроме правды».
Характерным явлением эпохи перестройки было «накачивание» экономики безналичными рублями, что порождало гиперинфляцию. Указывая на наличие гиперинфляции в стране, академик Л.И. Абалкин в одном из интервью ссылался на мировую практику, в соответствии с которой гиперинфляцией считается рост уровня цен, выраженный четырехзначной цифрой за год, то есть тысяча и более процентов за 12 месяцев. «У нас же, по официальным данным, за 10 месяцев рост потребительских цен составил 1650 процентов, оптовых - 1800 процентов», - отмечал Л.И. Абалкин в декабре 1992 года.
Острая нехватка товаров народного потребления, повальный дефицит практически на все виды товаров первой необходимости порождали трагикомическую ситуацию (сегодня ее трудно адекватно воспринять), когда ассортимент моющих средств и средств гигиены нередко ограничивался хозяйственным мылом. Объясняя причины отсутствия моющих средств, в народе иронизировали: «Партия отмывается». Эпизодический же выброс отдельных товаров на прилавки магазинов порождал длинные и многочасовые очереди.
Наряду с «болезнями», доставшимися в наследство от СССР, добавлялись новые, связанные с разрушением единой экономики и инфраструктуры. 95% казахстанских предприятий управлялись из центра, и обрыв управленческих, финансовых и административных связей крайне негативно сказывался на состоянии экономики республики. Казахстан был наследником устаревшей инфраструктуры, предприятий и оборудования, не соответствовавшего мировым стандартам, экстенсивного сельского хозяйства. Это не могло не влиять на рубеже 1980-1990-х годов на объем экономики, который снизился на 55%.
Руководство Казахстана в конце 1980-х годов ставило перед Москвой вопросы о модернизации в металлургической промышленности республики, снижении поставок сельхозпродукции в общесоюзные фонды, расширении самостоятельности в других отраслях и сферах. Но эти и другие вопросы не находили своего положительного решения. Так, Казахстан погрузился в пучину жесточайшего системного кризиса. Вместе с развалом огромного государства распадались привычные связи, уклад жизни и ценности людей.
К концу 1990 года общее число казахстанцев составило 16 миллионов 700 тысяч человек; городское население, достигнув 57%, превысило по численности жителей села. Из аграрной провинции Казахстан все больше превращался в индустриально-аграрную страну. Рост городского населения привел в свою очередь к усилению влияния городской субкультуры на развитие села. Наиболее урбанизированными регионами республики к 1980-му году стали Мангистауская (89%горожан), Карагандинская (85%), Жезгазганская (78%) и Восточно-Казахстанская (65%) области.
К 1990 году накопившиеся в обществе экономические проблемы потребовали принятия новых политических решений. 30 мая 1990 года была создана Государственная комиссия Совета Министров по экономической реформе, 4 июня 1990 года рабочая группа комиссии приступила к разработке проекта концепции перехода республики к регулируемой рыночной экономике. 28 мая 1990 года решением Президиума Совета Министров республики был одобрен план мероприятий по подготовке к переходу к регулируемой рыночной экономике, установлены задания министерствам и ведомствам.
С началом процесса демократизации люди стали открыто говорить о проблемах перестройки, подвергать сомнению политику, проводимую правительством СССР. В их числе были оппоненты советского строя, так называемые диссиденты.
В Казахстане диссидентство было представлено такими лицами как Махмут Кулмагамбетов, Хасен Кожахметов, которые открыто споря с официальными доктринами, пришли к явному столкновению с аппаратом власти. Махмет Кулмагамбетов был арестован в 1962 году, в городе Рудном Костанайской области и осужден по 5 8-й статье на 10 лет. Свой срок М.Кулмагамбетов отбывал вместе с известными правозащитниками Буковским, Синявским, Гафтом; после освобождения трудился на строительстве газопровода в Сибири, затем эмигрировал за рубеж. В 1983 году М.Кулмагамбетов давал показания на международных слушаниях по вопросам принудительного использования труда заключенных на различных стройках. Длительное время работал в Казахской редакции радиостанции «Свобода», где с критических позиций оценивал экономическую, социальную и национальную политику КПСС и Советского правительства. Деформации в области национальной политики, попытки ассимиляции и «русификации» народов, проживающих на территории СССР и Казахстана, вызывали возмущение и недовольство многих граждан республики. 11о, лишь немногие отваживались выразить открыто, как он, свой протест.
Одним из тех, кто открыто выражал свое возмущение политикой властей, был Хасен Кожахметов. Проживая и работая в городе Иссыке Алматинской области, он в период с осени 1975 года по апрель 1977 года Систематически занимался «самиздатовской деятельностью». За указанный период Х.Кожахметов, с целью распространения среди населения своих взглядов и идей по переустройству общества, размножил на казахском языке 670 экземпляров статей и воззваний, где подвергал сомнению и критиковал национальную и социальную политику КПСС.
29 апреля 1977 года он, с целью распространения изготовленных листовок приехал в Алматы, где при попытке передачи обращений студентам зооветинститута был задержан и передан в органы КГБ. Решением Алматинского областного суда от 30 ноября 1977 года был осужден по статье 170-1 Уголовного кодекса Казахской ССР к двум годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима «за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». Ему также вменялась в вину попытка создания общественной организации «Жас казах».
Вторично Х.Кожахметов был осужден 22 апреля 1987 года за участие в декабрьских событиях 1986 года. Он был обвинен в совершении преступлений, предусмотренных статьей 60 и 65 УК Казахской ССР. Кардинальный поворот, произошедший в советском обществе в конце 80-х - начале 90-х годов, позволил Х.Кожахметову получить реабилитацию. В1990 году судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда республики оба приговора в отношении Кожахметова Хасена Карибжановича отменила за отсутствием в его действиях «состава преступления».
В политической сфере М.С. Горбачев и его ближайшее окружение попытались опереться на гласность и демократизацию, что на практике расшатывало политическую систему, ускоряя системный кризис. К началу 1990-х годов попытка модернизации политической системы обернулась ее крушением.
1. Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших политических задач дальнейшее развитие гласности.
Конференция рассматривает гласность как развивающийся процесс и подчеркивает, что ее последовательное расширение является непременным условием выражения демократической сущности социалистического строя, его обращенности к человеку, приобщения личности ко всем делам общества, государства, коллектива, как действенную гарантию против деформаций социализма на основе всенародного контроля за деятельностью всех социальных институтов, органов власти и управления.
Конференция видит в гласности необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.
Гласность во всех сферах жизни - одно из важнейших условий дальнейшего углубления процессов перестройки, ее необратимости.
В Казахстане впервые в этот период громко заговорили о многомиллионных жертвах сталинизма в период 20-30-х годов XX века. Это были одни из самых уважаемых, на сегодняшний день, авторов. Больше о них можно прочитать в статье о культуре Казахстана. В республике начался процесс реабилитации репрессированных деятелей культуры и науки. Процесс возвращения забытых имен казахской Интеллигенции, переиздание их запрещенных книг — это продукт гласности того времени. Общественность узнала о богатом духовном наследии политических лидеров Алаш-Орды — Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Мыржакыпа Дулатова, а также смогла познакомиться с произведениями Магжана Жумабаева, Шакарима Кудайбердиева, Жусупбека Аймаутова, ученых, государственных деятелей Мухамеджана Тынышпаева, Санжара Асфендиарова и многих других.
Казахская интеллигенция начала XX века: (слева направо) Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Мыржакып Дулатов |
Ваше имя:
Ваш email: