Навигация по всем темам новейшей истории находится тут.
В середине 1980-х годов Казахстан входил в состав СССР в качестве союзной республики - Казахская ССР.
Флаг Казахской ССР |
Казахская Советская Социалистическая Республика - республика, входившая в состав Союза ССР. Образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920 года со столицей в Оренбурге. В результате национально-государственного размежевания Средней Азии в 1924—1925 годах все казахские земли объединились. Тогда же Киргизская АССР была переименована в Казахскую АССР. В марте 1930 года от нее была отделена Каракалпакия, позже переданная в состав Узбекской ССР. 5 декабря 1936 года Казахской АССР был придан статус союзной республики с названием Казахская Советская Социалистическая Республика. 10 декабря 1991 года название государства «Казахская Советская Социалистическая Республика» было изменено на «Республика Казахстан». 16 декабря 1991 года Казахстан объявил о своей независимости. До установления символов Казахстана еще предстоит немалый путь.
Для понимания событий позднесоветского периода (1985-1990 гг.) в Казахстане, приведших к возникновению независимого государства, необходимо рассмотреть иерархию управленческой (политической и экономической сфер) структуры Советского Союза. Это позволит понять сущность управленческого механизма, концепцию кризиса во взаимоотношениях между центром и республикой, что в свою очередь облегчает задачу изучения истории советского Казахстана, и раскрывает истоки становления республики в новых условиях.
В политической структуре СССР существовало 4 ветви власти: политическая, административная, представительская и контрольная.
Административная ветвь была образована государственными органами управления производством, распределением, потреблением, учетом, обороной и безопасностью страны, а также правоприменяющими органами.
Представительская ветвь была образована Советами народных депутатов и их органами управления.
Контрольная ветвь была сформирована государственными органами, в функцию которых входили законо- и нормоохранительная деятельность (прокуратура, народные суды, Государственный арбитраж, Комитет народного контроля, Госатомнадзор и аналогичные общегосударственные контрольные институты), а также структурными подразделениями министерств и ведомств, осуществляющими надзор за соблюдением норм и правил (санитарно-эпидемиологические станции Минздрава, охотин- спекции и др.).
Политическая ветвь - Коммунистическая партия Советского Союза, которая, согласно параграфу 6 Основного закона государства, была элементом общей структуры власти. Ветвь политического руководства
Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) - единственная политическая партия в Советском Союзе (СССР) в 1920-1991 гг. В б-й статье Конституции СССР 1977 года сказано, что «вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма». После провала путча ГКЧП в августе 1991 года деятельность партии была приостановлена. Указом от 6 ноября 1991 года деятельность КПСС была прекращена, ее организационная структура - распущена.
возглавлялась Генеральным секретарем Центрального Комитета КПСС, которому были подчинены секретарь ЦК - руководитель Секретариата ЦК, и секретари ЦК КПСС, курирующие отдельные сферы управления. Существовало по меньшей мере два уровня иерархии секретарей. К первому уровню относились секретари - члены Политбюро, ко второму, секретари ЦК партий союзных республик и первые секретари обкомов партии. Следующий уровень иерархии политического руководства составляли заведующие отделами ЦК КПСС, осуществляющие политическое руководство пропагандой, наукой, образованием и просвещением, культурой, строительством, машиностроением, административными органами и всеми другими сферами государственной жизни.
Административная ветвь возглавлялась Председателем Совета Министров СССР, и включала глав союзных министерств и ведомств, председателей Госкомитетов Совета Министров СССР. Связи в административной ветви осуществлялись через коллегии, куда входили министры, первые заместители и заместители министров, начальники ведущих главков и управлений.
Представительскую ветвь власти возглавлял Председатель Президиума Верховного Совета СССР, которому были подчинены первый заместитель и заместители - представители всех союзных республик. Следующий уровень иерархии в этой ветви - председатели палат Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, которые координировали деятельность председателей постоянных комиссий палат Верховного Совета. Члены постоянных комиссий представительской ветви, выбирались из числа депутатов Верховного Совета. Высшие уровни исполняли решения, принятые высшим законодательным органом представительской власти - сессией Верховного Совета СССР, координирующей деятельность административной и контрольной ветвей власти. Координирующими органами выступали заседания постоянных комиссий Верховного Совета, палат Верховного Совета и Президиума Верховного Совета СССР - рабочего органа представительской ветви.
Контрольная ветвь специфична тем, что в ней отсутствовал первый руководитель. На самом высшем уровне иерархии задано существование многих рядоположенных элементов, таких как Комитет народного контроля, Государственный арбитраж, Прокуратура СССР, Верховный суд СССР, специализированные государственные контрольные институты.
Политбюро ЦК КПСС было образовано высшими руководителями всех ветвей власти, кроме контрольной. Это отражало роль права и правоохранительных органов в функционировании системы управления об-
ществом. Координирующая роль Политбюро ЦК КПСС осуществлялась Пленумом ЦК КПСС, в работе которого принимали участие высшие руководители государства и партии, а также руководители республиканских и областных парторганизаций, деятели науки и культуры.
Высшим координирующим органом, осуществлявшим стратегическое управление, являлся съезд КПСС. В функции съезда входили выборы ЦК КПСС и определение основных направлений политического и экономического развития страны на большие промежутки времени - «пятилетки».
В представительских формах координирующие органы направляли деятельность только трех ветвей власти - административной, представительской и контрольной. Президиум Верховного Совета СССР осуществлял функции оперативной координации деятельности. Он принимал указы, другие нормативные акты, которые становились законами после утверждения сессией Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входили все высшие руководители ветвей власти, в том числе и контрольной. Сессия Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, являлась высшим координирующим органом власти в области право- и нормотворчества, а также в назначении на высшие должности в административной, представительской и контрольной ветвях. Сессии Верховного Совета СССР собирались два раза в год, обычно после пленумов ЦК КПСС.
Функционирование системы управления обществом определялось съездом КПСС, который задавал цели развития и средства их достижения на пять лет.
Историческая справка
Союз Советских Социалистических Республик был создан 30 декабря 1922 года, занимал 1/6 часть обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира. После Второй мировой войны СССР, наряду с США, был сверхдержавой. Советский Союз доминировал в мировой системе социализма, а также был постоянным членом Совета Безопасности ООН.
В 1989—1990 годах все республиканские Верховные Советы приняли декларации о государственном суверенитете, некоторые из них — декларации независимости. 17 марта 1991 года в 9-ти из 15-ти республик СССР был проведен Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором две трети граждан высказались за сохранение обновленного союза. Но центральным властям не удалось стабилизировать ситуацию. За неудавшимся государственным переворотом ГКЧП последовало официальное признание независимости прибалтийских республик. Официально СССР прекратил свое существование 26 декабря 1991 года.
Высшему уровню управления страной был субординирован уровень «Союзная республика». В нем сохранялись все отношения, государственного уровня. Иерархии административной, политической, представительской и контрольной ветвей власти были устроены так же, как и на высшем уровне управления. Отличие касалось административной ветви, где существовали предприятия и организации, подчиняющиеся непосредственно союзным министерствам и ведомствам. Управление такими организациями координировалось партийными органами республики.
Координационные отношения осуществлялись через коллегии министерств и ведомств, Советы Министров, коллегии бюро Советов Министров, Президиумы Верховных Советов республик, бюро партийных комитетов, пленумы и съезды партий.
В системе управления областью происходило дальнейшее ветвление административной, представительской и контрольной ветвей.
Административная ветвь на уровне области включала предприятия союзного и республиканского подчинения, которые не были связаны никакими координационными отношениями с местными органами власти. Влияние на их деятельность могли оказывать лишь органы политического управления - обкомы КПСС. Предприятия и организации областного подчинения, вопреки своему названию, имели двойное подчинение: исполкомам местных Советов депутатов трудящихся и республиканскому министерству.
На областном уровне представительская и административная ветви (разделенные на республиканском и союзном уровнях), образовывали в дополнение к четырем ветвям власти, специфичных для высших уровней управления, еще две: административно-контрольную и контрольноисполнительскую.
Руководители предприятий непосредственно подчинялись заместителям союзных и республиканских министерств. Первые заместители руководителей предприятий и организаций были подчинены руководителям предприятий.
Ветвь политического руководства на уровне области возглавлял первый секретарь обкома партии, которому были подчинены секретари обкома, заведующие отделами, их заместители и инструкторы.
Представительская ветвь возглавлялась председателем областного (краевого) исполкома, которому были подчинены первые заместители, заместители и начальники отделов и управлений.
В контрольной ветви власти областного блока можно выделить организации союзного и республиканского подчинений, таких как прокуратура, народный суд, народный контроль, Государственный арбитраж,
представленные вполне самостоятельными областными подразделениями. Контрольный орган возглавлял первый руководитель (областной прокурор, председатель народного суда, государственный арбитр, председатель комитета народного контроля), которому были подчинены первые заместители и заместители.
Высшим координирующим органом управления являлся Совет народник депутатов, который на сессиях и заседаниях направлял деятельность административно-исполнительской, контрольно-исполнительской и собственно представительской ветвей. Однако у Совета народных депутатов, как правило, не было возможности направлять деятельность руководителей предприятий и организаций и контрольных органов общесоюзного и республиканского подчинения.
Бюро обкома партии — единственный координирующий орган, интегрировавший административную, представительскую и контрольную ветвь в единую систему управления областью. Политическая ветвь - единственная из всех, которая сохраняла прямые связи с высшими уровнями управления. Это давало возможность политическим руководителям подчинять интересы предприятий и организаций союзного и республиканского уровня интересам территорий.
Географически Казахская ССР была расположена на стыке Азии и Европы (между 55°-40° с.ш. и 45°-87° в.д.). Территория республики простиралась с запада на восток на 3000 км и с севера на юг на 1600 км. Казахская ССР граничила на западе, северо-западе и севере с РСФСР, на юге и юго-западе со среднеазиатскими союзными республиками - Туркменской ССР, Узбекской ССР и Киргизской ССР. На юго-востоке и востоке граница республики проходила по государственной границе между СССР и КНР. Общая протяженность границ Казахстана была свыше 15 тыс. км, из них более 3 тыс. км являлись водными (Каспийское и Аральское моря). По величине территории Казахская ССР занимала второе место после РСФСР среди республик Советского Союза. Площадь территории республики составляла 2 717 тыс. кв. км2, то есть 1/8 часть территории СССР.
Казахская ССР по республиканской Конституции 1978 года декларировалась как суверенное социалистическое государство рабочих, крестьян и интеллигенции, где провозглашалась новая историческая общность — советский народ. В 1980-х годах среди союзных республик по численности населения республика занимала четвертое место после РСФСР, Украинской ССР и Узбекской ССР. В 1986 году в республике
Географическая карта Казахской ССР |
насчитывалось 16 млн человек, что составляло 5,7% населения СССР. Исторически сложилось, что Казахстан был многонациональной республикой, где к концу XX века проживало более 100 этносов.
Конституция СССР 1977 года провозглашала политические права союзной республики. Республика подчинялись союзному центру. Политический руководитель Казахстана (первый секретарь республиканской Коммунистической партии, при этом до многопартийности в Казахстане осталось несколько лет) в начале 80-х годах XX века стал входить в состав Политбюро ЦК КПСС, при этом фактически назначался на должность решением узкого круга руководства КПСС.
Развитие экономического комплекса СССР происходило в рамках административно-плановой системы, руководство осуществлялось централизованными органами управления по вертикали «центр - республика». Будучи по своему назначению региональной, казахстанская экономика развивалась как составная часть единого хозяйственного комплекса СССР и имела преимущественно сырьевую направленность.
Отличительной особенностью союзной экономики была непомерно усложненная структура и высокий уровень милитаризации. В Казахстане действовали мощные заводы военно-промышленного комплекса (ВПК), продукция которых в общих экономических показателях, по оценкам экономистов, составляла по стоимости более 20% валового внутреннего продукта (ВВП). Подобная ориентация привела к тому, что казахстанский хозяйственный комплекс был разбит на три неравные части. Первая из них была ориентирована на удовлетворение потребностей исключительно тяжелой промышленности страны. Вторая обслуживала интересы военно-промышленного комплекса СССР. И только третья была ориентирована на обеспечение республиканских нужд.
Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет вовлечения в народнохозяйственный оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Постепенно производственный потенциал Казахстана устаревал физически и морально, а для его модернизации требовались значительные субсидии, которые направлялись центром в добывающий сектор в ущерб наукоемким производствам. В первой половине 1980-х годов произошло падение эффективности экономики: произведенный национальный доход республики снизился со 162% в 1966-1970 годах до 104% в 1981-1985 годах, а производительность общественного труда, соответственно, со 154 до 99%.
В политической жизни советского общества стали отчетливо проявляться признаки кризиса советско-коммунистической системы. Сфера законодательной и представительной власти была формализована, резко усилилась роль административно-партийной бюрократии, серьезный кризис поразил саму Коммунистическую партию. Высший эшелон власти раздирали скрытые от общественности интриги и борьба группировок.
Специфическими атрибутами советской политической системы, как определенной формы организации общества с соответствующим типом управления, являлись огосударствление всех сторон общественной жизни, Централизованная система управления над всеми сферами жизни, четко организованная иерархическая структура вертикальной власти, доминирование идеологических институтов над социокультурной и духовной сферой.
Общенародная (по терминологии того времени) социалистическая собственность, провозглашенная и закрепленная в Конституции СССР, детерминировала в четко очерченные общественные отношения в стране. Монополизация собственности в руках единственного субъекта - государства, привела в конечном счете к ее тотальному отчуждению от самого человека. «Огосударствление» и отчуждение логически вели и к (Монополизации власти, якобы принадлежащей трудящимся, а по существу оказавшейся в руках партийно-государственной бюрократии - главного распорядителя всех видов собственности. Эти имманентные признаки советской политической системы находили реальное воплощение в общественной жизни республики. Рычаги власти находились в руках узкого круга партийно-государственного аппарата. Всепроникающий контроль сверху, отчуждение как рядовых граждан, так и рядовых членов КПСС от власти, с одной стороны, и в то же время, сбалансированность и удовлетворение интересов различных бюрократических элит с другой, сделали политическую систему, установленную КПСС, весьма стабильной и уважаемой. Авторитет КПСС в 70-е и в 80-е годы среди населения был непререкаем. Прочность системы позволила правящей элите еще больше формализовать и упорядочить деятельность Коммунистической партии Советского Союза. В 6 статье Конституции, принятой в 1977 году, КПСС объявлялась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций». Согласно Конституции, на Коммунистическую партию была возложена вся работа по определению внутренней и внешней политики СССР. Подобная норма была введена и в Конституцию Казахстана.
Проводившиеся партийные съезды по-прежнему, как и в сталинские времена, определяли не только внешнюю политику страны, но и утверждали парадигмы и направления внутренней социально-экономической политики. Таким образом, полный диктат КПСС над государственными институтами, включая законодательные, исполнительные и судебные
органы, получил юридическое оформление в тексте Основного Закона страны. Высшие партийные органы стали представлять не только институты власти, но и общественные организации, и даже интересы дифференцированных социальных и национальных групп. В свою очередь, концентрация власти в руках партийно-государственной номенклатуры усиливала централизованный и авторитарный характер советской политической системы.
Общесоюзная модель в точной копии воспроизводилась и на политической системе Казахстана, как составной части Советского Союза. К 1 января 1971 года Компартия Казахстана насчитывала в своих рядах 575439 коммунистов и кандидатов в члены КПСС, т.е. практически каждый тринадцатый взрослый житель республики идентифицировал свою принадлежность к единственной политической партии в стране. Практически каждый съезд или Пленум, по традиции, сложившийся еще в период полуподпольной, дореволюционной работы КПСС, в качестве главной цели ставил задачу «усиления идейной закалки коммунистов, повышения их ответственности за проведение в жизнь политики и решений партии, укрепление партийной дисциплины». Подобные требования держали людей в строго регламентированных психоповеденческих рамках, не позволяя развиться инакомыслию и подавляя политическую свободу индивида. Они использовались как инструмент идейного воспитания члена КПСС, включая в эту сферу семейно-бытовые или иные личностные аспекты жизни. Человек, совершивший проступок морального плана, подлежал немедленному партийному наказанию, вплоть до исключения из партии, автоматически лишаясь определенных привилегий, которыми пользовались коммунисты в сравнении с беспартийными членами общества. Более того, руководящему работнику грозило отлучение от ответственного поста и утрата исключительного социального статуса. Подобная регламентация, во-первых, обеспечивала высокий уровень исполнительской дисциплины, и, во-вторых, ограничивала возможность должностных злоупотреблений.
Проведенные в феврале 1990 года масштабные опросы в городах СССР, в том числе и в Алматы, показали, что надежды на улучшение экономического положения в стране в ближайшие годы выразили только 10%, на нормализацию межнациональных отношений - 14%, на укрепление авторитета КПСС как силы, способной возглавить перестройку и обеспечить ее успех, - 17%. Сложившиеся реалии уже явно указывали на неспособность КПСС руководить обществом, на исчерпание ею своих внутренних возможностей. Партия дошла до критической черты.
Рабочая поездка Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в Кокчетавскую область, 1990 год |
Несмотря на отдельные «благополучные показатели», ранее латентные признаки надвигающегося кризиса советской общественной системы стали настойчиво проявляться в падении промышленного производства, реального уровня жизни казахстанцев, в росте социальной напряженности общества, резком сужении социокультурной сферы и т.д. Финансирование по «остаточному принципу» социального сектора привело практически по всем его составляющим, будь то здравоохранение, образование, культура, пенсионное обеспечение и др., к усилению процессов деградации. Например, если в 1970 году по республике было сдано в эксплуатацию 196 школ с 108,7 тысячами ученических мест, то к 1985 году эти показатели снизились, соответственно, до 134 и 85 тысяч. Аналогичные негативные процессы охватили и здравоохранение, где с каждым годом меньше вводилось в действие больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений. Количество сданных под ключ кинотеатров в 1986 году по сравнению с 1970 годом сократилось на треть, клубов и домов культуры в два раза. Не лучше дела обстояли и с дошкольными учреждениями. Подобная тенденция сокращения ввода в действие объектов социокультурной сферы еще более усилилась в последующие годы.
К середине 1980-х годов Советский Союз под воздействием нескольких глобальных и внутренних процессов геополитического, информационно-технологического, социально-политического и экономического характера столкнулся с жесткой необходимостью кардинальных перемен.
Ключевым событием середины 1980-х годов явилось избрание в марте 1985 года на пост Генерального секретаря Компартии Советского Союза Михаила Сергеевича Горбачева, человека новой политической генерации.
ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич (2 марта 1931 г.р.) — советский и мировой политический и общественный деятель. Генеральный секретарь ЦК КПСС с 11 марта 1985 года по 24 августа 1991 года, президент СССР с 15 марта 1990 года по 25 декабря 1991 года.
В 1985 году в СССР был взят курс на ускорение социально-экономического развития страны, перестройку всех сторон жизни общества на основе реализации демократических принципов, гласности и признание «человеческого фактора».
На первом же Пленуме Центрального Комитета после его избрания (апрель 1985 г.) Горбачев подал первые сигналы к переменам, сумев сменить ряд членов Политбюро и выдвинув первые лозунги, нацеленные на то, чтобы стимулировать утраченный страной динамизм и вывести экономику на путь большей эффективности. Вместе с тем ни в тот момент, ни на протяжении нескольких последующих месяцев не возникало впечатления, что его намерения сильно отличаются от тех осторожно реформистских замыслов, которые были продемонстрированы некоторыми его предшественниками, и в особенности Хрущевым и Косыгиным: повысить функциональность и продуктивность советской государственной машины, не меняя радикально ее облика. Одновременно, впрочем, начинало расползаться сомнение насчет возможности реализовать подобные замыслы.
Очень скоро - хотя здесь и не место для точной хронологии - можно было констатировать, что программы Горбачева куда более радикальны и честолюбивы. В самом деле, подход самого Горбачева и его наиболее близких сотрудников, которых он собрал вокруг себя, характеризовался тем, что они задумали не частные, задевающие отдельные отрасли, но глобальные перемены. Речь шла о том, что мало изменить функционирование лишь одной какой-то сферы жизни общества, сколь бы определяющей она ни была, например экономики, но необходимо совершить крупные нововведения всюду и везде. Реформы, короче говоря, должны были охватить все общество во всех его аспектах.
В горбачевских аналитических построениях, которые постепенно приобретали все большую точность, с четкостью определился и тезис о том, что общество, чей облик предстояло радикально изменить, было тем самым обществом, которое сформировалось в 30-40-е годы, когда окончательно утвердилась деспотическая власть Сталина и получили практическое воплощение его концепции. Тем самым проблема сталинизма и его наследия впервые ставилась во всем своем объеме.
Можно констатировать, что за считанные годы не осталось такой области советской общественной жизни, которую бы миновали бурные шквалы реформ: внешняя и внутренняя политика, общественные отношения и хозяйственные механизмы, законы о собственности и о планировании, пресса и школа, избирательная система и функционирование выборных органов, идеология и вся сфера культуры, .межнациональные отношения и отношения между государством и различными религиозными сообществами, взаимоотношения со странами - союзницами по Варшавскому Договору и со странами Западной Европы и Северной Америки, с Китаем и государствами «третьего мира» — все было охвачено процессом перемен. Бессмысленно составлять их подробный перечень. Цель состояла в том, чтобы обновить все, потому что все слишком долго было неподвижно.
Но если замыслы Горбачева уже очень скоро доказали - по крайней мере для наиболее внимательных наблюдателей - всю свою серьезность и основательность, то воплотить их было довольно трудно. Да иначе и быть не могло. Подобная программа обновления обязывала всю страну заметно изменить индивидуальное и коллективное поведение. Так или иначе она затрагивала интересы всех. Она сталкивалась с мощными и укоренившимися структурами сталинского государства. Она опрокидывала официальную идеологию, десятилетиями насаждавшуюся в школах и отстаивавшуюся обширнейшим аппаратом; идеологию, которая в существующей системе признавала один единственно верный образ социализма. Программа обновления наносила удар не только по институтам власти, но и по самому способу ее отправления. Она не могла, следовательно, не вызывать упорного и широко разветвленного сопротивления как в верхах, так и в низах, то есть в народе.
Конечно, обнаруживались не только противники. Горбачевские замыслы поддерживали все те, кто - в разных социальных слоях и национальных группах - более других страдал от предыдущего затянувшегося периода застоя, переживая его как подлинное крушение личных и коллективных надежд. Действуя сверху, новое руководство поэтому стремилось одновременно вызвать и движение снизу, способное поддержать
его намерения. Но здесь с неизбежностью возникала другая сложность. Любой переход к демократическим методам в политической жизни, к свободе слова и манифестаций неизменно сопровождается неконтролируемым взрывом всякого рода требований: экономических и этнических, политических и профсоюзных. Требования эти не всегда могут получить удовлетворение, тем более все одновременно. Ослабление репрессивных зажимов приводит также - по крайней мере в первое время - к проявлениям общественного беспорядка. С другой стороны, позитивные результаты перемен сказываются далеко не сразу. В самом деле, когда реформы начинаются, старые механизмы перестают действовать, между тем как новые еще не заработали. На фоне этого сложного переплетения проблем, которыми слишком долго пренебрегали, неизбежно должна была разгореться острая политическая борьба, в центре которой остается правительство Горбачева.
Конкретные повороты и события этой битвы - как внутри Советского Союза, так и в международных масштабах - являются частью нашей повседневной жизни. Их дальнейший анализ не может быть целью этой книги, даже если довести наш рассказ до событий самого последнего времени. Для оценок быстротекущей жизни каждый из нас обладает другими средствами и способами. Не историку и не журналисту надлежит произнести решающее слово о тех битвах, что кипят и сегодня. В этом случае в каждом из нас на первый план выходит гражданин, человек своего времени, который чувствует себя в этих событиях не наблюдателем, а участником. С тех пор как началась горбачевская «перестройка», автор этих строк никогда не скрывал ни своего сочувствия к этим усилиям, ни своей надежды на то, что они увенчаются успехом, ни своего убеждения, что это было бы в интересах нашего общего будущего: людей современного мира, независимо от политических и идейных принципов, исповедуемых каждым из нас. Подобная позиция уже сама по себе есть часть того политического выбора, который вправе сделать каждый. В восстановлении минувшей истории этот выбор может черпать поддержку и оправдание. Но история и выбор - это не одно и то же. Долг историка здесь уступает место законным страстям автора книги по истории, который хочет идти в ногу со своим временем, не прерывая служения раз выбранному политическому идеалу.
Отсутствие четкого стратегического плана, проявившегося после аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года, оказало отрицательное воздействие на общественно-политическую ситуацию в СССР, стало началом дискредитации политики перестройки и ее лидера, в конечном итоге привело к распаду СССР и образованию Содружества Независимых государств.
Президент Казахской ССР Н.А. Назарбаев и Президент СССР М.С. Горбачев Историческая справка |
Авария на Чернобыльской АЭС — разрушение 26 апреля 1986 года четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР (ныне - Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу. Отдаленные последствия облучения, выявленные за последующие годы, стали причиной гибели сотен человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии. Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического значения для СССР.
Ваше имя:
Ваш email: