часть 1
часть 2
часть 3
2012
1. Самые ранние стоянки «человека умелого» найдены в Кении.
2. Первые люди проникшие на территорию Казахстана были современниками питекантропа.
3. Впервые стали использовать шкуры животных в качестве одежды неандертальцы.
4. Мотыга с каменным основанием была придумана в период мезолита.
5. Жители пещер Каратау умели изготовлять орудие труда, заточенное с 2-х сторон чоппинг.
6. На стоянке Семизбугы в Центральном Казахстане обнаружены скребки и каменные ножи.
7. Наиболее крупный памятник древнекаменного века в Центральном Казахстане – Батпак.
8. До эпохи неолита люди придумали новые виды орудий труда зернотерки, мотыги, ступки.
9. Энеолитическая стоянка Шебир находится в Мангыстау.
10. Андроновцы – европеоиды.
11. Жилища андроновцев имели вид полуземлянок.
12. На энеолитической стоянке Шебир были обнаружены ожерелья из моллюсков.
13. Земледелие андроновцев было в основном мотыжным.
14. В долине Мургаба проживали саки-хаомаварга.
15. Поход Дария I против саков отражен в историческом источнике Бехистунская надпись.
16. Регион проживания аргиппев, аримаспов и исседонов Сары-Арка.
17. О борьбе саков с персами писали Геродот, Помпей Трог, Полиэн.
18. «Ратайши» у саков называли воинов.
19. Период V-IV вв. до н.э. в Восточном Казахстане носит название берельский период.
20. Монголоидные черты у саков были наиболее выражены в Северном и Восточном Казахстане.
21. Наличие крупного рогатого скота являлось особенностью структуры стада в Южном Казахстане.
22. Геродот, указывая, что аргиппеи проживали «у подножья высоких гор» имел в виду Уральские горы.
23. Даи и массагеты поклонялись огню и солнцу.
24. Греческий историк Ксенофонт рассказывал историю о том, как персидский царь был готов отдать царство за сакского коня.
25. Страбон писал, что «все они прямодушны и верны договорам» о саках.
26. Завоевал часть Парфии и Гиркании выходец из дайского племени апарн Аршак.
27. Одна из причин неудачи армии Александра Македонского в борьбе саками - особая военная тактика саков.
28. Двухколесные дома-кибитки – куйме.
29. 2 основных компонента юрты – деревянный каркас и кошма.
30. Термин «грифоны» означает – фантастические животные, изображенные в полете.
31. Регион, где расположены курганы раннего железа Бирлик, Алыпкаш, Покровка, Бектениз – Северный Казахстан.
32. Поселения раннесакского периода Карлыга, Борки и Кеноткел были обнаружены в Северном Казахстане.
33. Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые головные уборы.
34. В Жетысу, Южном Казахстане, Северном Кыргызстане и в районе совремнного Ташкента расселялись – саки-тиграхуада.
35. Особенность скотоводства на юге Казахстана - преобладание овец.
36. Одно из главных отличий кочевников от древних охотников и собирателей – наличие производящего хозяйства.
37. Наиболее ранняя стадия развития скотоводства – пастушеское.
38. Одна из причин перехода к кочевому скотоводству – появление конской сбруи.
39. Способность к тебеневке обладают лошади, овцы.
40. «К врагам беспощадны, к друзьям верны» писали греки о скифах.
41. Каргалинская диадема является ярким примером инкрустации.
42. Китайские названия «усунго», «синго» означают кочевое государство.
43. Основной вид хозяйства уйсунов – скотоводство.
44. Наличие у уйсунов частной собственности и имущественного неравенства доказывают находки тамг.
45. «Широкоскулые, светловолосые и голубоглазые» так описывают источники уйсунов.
46. Вставка цветных камней в золотое изделие – инкрустация.
47. Иерархический ряд правителей кангюев великий хан – малый хан – вождь.
48. Основное занятие кангюев - полукочевое скотоводство.
49. Центр производства металлов у кангюев были города и поселения региона Шаш-Илак.
50. На севере кангюи граничили с сарматами и аланами.
51. Кауншинская, жетыасарская и отрар-каратауская культуры характерны для племен кангюев.
52. По мнению ученых у кангюев наиболее развиты песенное и танцевальное искусства.
53. В эпоху позднего железа среднее течение долины Сырдарьи населяли кангюи.
54. Причина незначительного распространения рабства среди кангюев – особенности ведения кочевого хозяйства.
55. Сведения о кангюях содержатся в знаменитом историческом источнике «Цянь Ханьшу».
56. Приташкентский оазис (район Ташкента) – место распространения кауншинской культуры.
57. Согласно китайским источникам, от названия реки Орхон происходит этноним хунну.
58. Считал землю основанием государства создатель империи хунну Модэ.
59. Государство гуннов строилось по военному принципу и состояло из 3-х крыльев.
60. Цины начали возведение Великой Китайской стены для защиты от гуннов.
61. Первая волна переселения гуннов относится к I в. до н.э.
62. Переводчик римского посольства, оставивший бесценный для истории труд, посвященный Атилле – Прииск.
63. В результате второй волны передвижения гуннов на территорию Казахстана они переселились в Приаралье.
64. Возникновение государства гуннов было связано с разгромом племени дунху.
65. Знаменитая Каталаунская битва произошла на территории современной Франции.
66. Царский дворец гуннов описал римский историк Прииск.
67. Вторые лица государства гуннов – темники определялись по принципу родственной принадлежности.
68. Тысячников, сотников, десятников в государстве гуннов назначал темник.
69. «2-й Зол.чел-к» в Аралтобе вождь сарматов.
70. Захоронения женщин-жриц были обнаружены в могильнике Бесоба.
71. Вооружение вождя и части ритуального посоха жреца были обнаружены при раскопках позднесарматского памятника Аралтобе.
72. Памятники сарматов расположены по берегам рек Жайык, Илек, Эмба.
73. В могильнике Сынтас было обнаружено захоронение трех савроматских воинов.
74. Сарматы совершали военные походы в Переднюю Азию.
75. Полный перечень занятий сарматов – кочевое скотоводство, земледелие и охота.
76. О существовании внешней торговли у сарматов свидетельствуют находки стеклянных предметов в курганах Западного Казахстана.
77. Основатель тюргешской династии Ушлик разделил основные племена на 2 орды.
78. Ставка Малой Орды тюргешей находилась в городе Кунгит на правом берегу реки Или, где жили кунгиты.
79. Тюргеши делились на черных (кара) и желтых (сары).
80. Мелкие собственники в государстве Караханидов передают землю под покровительлство землевладельцев, такое явление называют коммендацией.
81. В 1198-1204 гг. кидане в союзе с шахом Хорезма воевали с Гуридами Афганистана.
82. Найманы жили на р.Секиз, поэтому «8» племен.
83. Жалаир Жамука в 1201 году объединил многие роды и племена, на берегу реки Аргун (Аргын) созвал курултай и объявил себя гурханом.
84. О жалаирах писал один из первых историков XVI в. – Кадыргали Жалаири.
85. Великий Шелковый путь брал свое начало с долины реки Хуанхэ.
86. Руины культовых сооружений относящихся к различным верованиям, найдены на месте городов Испиджаб, Баласагун, Тараз.
87. Махмуд Кашгари оставил записи о взаимосвязи культуры согдийцев и тюрков.
88. Путешественник Петахья, проехавший в XII веке через кыпчакские земли писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только…» рис и просо.
89. Великий Шелковый путь начал использоваться в дипломатических целях китайским императором У-Ди.
90. Ученый-богослов, живший в г.Сыгнаке – Хисамаддин аль-Сыгнаки.
91. Обереги, сделанные из шерсти и когтей волка – тумары.
92. По мнению К.Байпакова сооружение Акыртас было возведено в период Карлукского каганата.
93. Книга посвященная знаменитому акыну и кобызисту – «Книга моего деда Коркыт-ата».
94. Ученый-богослов, проведший детские годы в Туркестане – Ходжа Ахмед Йасауи.
95. Самые крупные города IX-XIII вв. – Испиджаб, Отрар, Сауран.
96. Среди терракотовых фигур тюрков и согдийцев встречаются изображения Будды.
97. Ибн Рузбихан Исфахани относит три народа – к узбекам.
98. Этническую основу единой казахской народности составили уйсуны и кыпчаки.
99. По договору, заключенному между казахскими правителями и Мухаммедом Шайбани в состав Узбекского ханства вошли Отрар и Туркестан.
100. Усиление внутренних войн и феодальных усобиц было характерно для Казахского ханства в период правления Тахира.
101. Военно-политические союзы Казахского ханства, Могулистана, Шайбанидов и Тимуридов не являлись прочными из-за разных политических интересов.
102. В конце XV- начале XVI века к власти в Средней Азии пришла династия Шайбанидов.
103. При хане Хакназаре были налажены связи Казахского ханства с Москвой.
104. Возглавивший после смерти Касыма Казахское государство Хакназар продолжал политику объединения казахских земель.
105. Слово «казах» в древних языках алтайских и сибирских народов означало «крепкий».
106. По мнению Исмагулова черты лица саков, сарматов, уйсунов были схожи с обликом их предшественников андроновцев.
107. Ученые считают, что разделение казахских родов и племен на жузы было связано с особенностями хозяйства и природно-климатическими условиями в различных регионах.
108. В XVI веке торговые связи с Казахстаном и Средней Азией осуществляли русские купцы Строгановы.
109. Касым установил связи с Иваном III.
110. В период правления хана Касыма Казахское ханство переживало период подъема.
111. В годы правления ханов Касыма и Хакназара происходил переход под их покровительством племен Ногайской орды.
112. Главным направлением внешней политики хана Касыма в начале XVI в. была борьба за присоединение присырдарьинских городов.
113. В укрепление Казахского ханства и дальнейшее расширение его территории важный вклад внес сын хана Касыма хан Хакназар.
114. В 1598 году Сибирское ханство попало под власть Русского государства.
115. Мудрым правителем, умелым политиком и дальновидным дипломатом проявил себя правивший хан Есим.
116. При Есиме в Ташкенте правил Турсун.
117. В 1627 году произошло сражение ханов Есима и Турсуна, в котором победил Есим.
118. Первое казахско-бухарское сражение произошло в местности в 1603 году в местности Айгыржар.
119. Первое казахско-бухарское сражение произошло в местности Айгыржар в 1603 году.
120. Хан Могулистана для отпора могульскому хану Абд ар-Рашиду Хакназар собрал вооруженные силы казахов и кыргызов.
121. «После Джучи-хана в этой юрте не было хана более могущественного, чем он», писал М.Х.Дулати о Касыме.
122. При Узбек-хане 1312-1342 гг. и могульском хане Тоглук-Тимуре широко распространяется среди народа ислам.
123. Мавзолей Рабиги Султан Бегим относится к XV веку.
124. Мавзолей Рабиги Султан Бегим расположен вблизи мавзолея Ходжи Ахмеда Йасауи.
125. Привлечь верующих на свою сторону для укрепления власти в Туркестане эмир Тиур распорядился в 1397 г. построить мавзолей Ахмеда Йасауи.
126. Важное место среди обрядов занимал обычай жертвоприношения по случаю засухи – тасаттык.
127. Свадьбы начинались с песни «Тойбастар».
128. На похоронах исполняли жоктау (причитания).
129. При Екатерине II, открыты 1-е светские школы.
130. Например, в 1765 г. школы в Омске и Петраповловске.
131. Звание батыра получали не по наследству, а за подвиги.
132. Эпоха Тауке – золотой век.
133. Тарханы за особые заслуги.
134. Курама – особая группа среди казахов. Ногаи, каракалпаки, киргизы.
135. Каип преемник Тауке не сохранил былого величия.
136. Самые круп.вторжения в Каз-н в 1710 и 1717 гг.
137. Россия заняла нейтрал.позицию.
138. Погибло до 2/3 казахов.
139. В 1730 г. при Анракае («место стонов и рыданий врага») в местности Итишпес Алакуль.
140. 10 окт. 1731 г. большая часть каз. старшин в Ставке хана в Майтюбе (между Иргизом и Тоболом) высказалась за присоединение Мл.Жуза к России.
141. В 1740 г. приняли присягу хан Ср.Жуза Абулмамбет и Аблай.
142. Род шекты султана Батыра Нурали не признал.
143. В 1755 г. казахам запретили кочевать на правом берегу Иртыша.
144. Рычков – «Колумб Оренбург.края».
145. К нач.XIX в. между русскими и казахами установились добрососедские отношения (тамырство).
146. В 1812 г. каз.джигиты добровольно приняли участие в войне.
147. Мурат Кулшоранулы и Ериш Азаматулы получили чин хорунжего.
148. С 1854 г. ага-султанами выбирают из кара-суйек.
149. Ага-султан собирал ясак-налоги (со 100 голов скота одну).
150. В Мл.Жузе собирали кибиточную подать.
151. Правил через доверенных лиц – есаулов.
152. Наурыз-коже состоит из 7 компонентов.
153. Аударыспак – состязание всадников.
154. Лечили шаманы-баксы.
155. Хан-ва Ср.Азии признали его ханом казахов в 1844 г. Хорошо была поставлена разведка.
156. В 1864 г. русские заняли Туркестан и Шымкент. Тем самым, Сырдарьинская и Сиб.линии были соединены.
157. По 1-й переписи населения казахов в Росс.империи 3.4 млн. чел-к.
158. Борец Хаджимукан Мунайтпасов.
159. В Каз-не находилось 4 казачьих войска.
160. В XVI в. урал.казаки появляются в Каз-не.
161. В восстании Пугачева актив.участие яицкие казаки.
162. Семиреченского казачьего войска (возникло в 1867 г.).
163. В основном изымались земли в сев.Каз-не при Столыпине.
164. Эквивалент обмена – годовалый баран (сек).
165. Ч.Валиханов (1835-65) - правнук Аблая.
166. В 1870 г. в Ташкенте вышла газета Туркестан.ген-губ-ва «Туркестан уалаятынын газеты».
167. В 1911 г. пошла нефть Доссора.
168. От Семипалатин.области – Нурекенов во 2-ю Гос.думу.
169. Журнал «Айкап» (1911-15 гг., Троицк, М.Сералин) нес идеи просвещения и образования.
170. «Област.ведомости» рупор царизма и област. губернаторов.
171. В 1907 г. в Петербурге вышла газета «Серке».
172. Джадиды реформировали мусульман.образование в новометодные школы. Власти считали их рассадником панисламизма и пантюркизма.
173. Туркестанская автономия, созданная в ноябре 1917 года, была разгромлена в феврале 1918 года.
174. В феврале 1918 года в ликвидации Туркестанской автономии участвовали красные рабочие отряды и отряды армянской партии «Дашнакцутюн».
175. 4 октября 1920 г. на Учредительном съезде избраны ЦИК и СНК.
176. Учредительный съезд Советов Казахской АССР состоялся в Оренбурге с 4 по 12 октября 1920 года.
177. Начало гражданской войны связано с мятежом чехословацкого корпуса.
178. «По разные стороны баррикады» оказались силы шедшие за большевиками и силы шедшие за Алаш-Ордой.
179. Первым советским государственным образованием на Востоке стала Туркестанская АССР.
180. Мартовский политический кризис 1994 года привел к принятию новой Конституции Республики Казахстан.
181. 2003 и 2006 годы объединяет следующее – состоялись съезды лидеров мировых и традиционных религий.
182. Укажите событие 2003 года - состоялся первый съезд лидеров мировых и традиционных религий.
183. В эпоху раннего железа по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес было распространено земледелие.
184. Районы распространения скотоводства в древнем Казахстане - Прикаспийская низменность, Центральный-Казахстан, горные районы Мангыстау, Алтая и Алатау.
185. памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру.
186. Ювелирный стиль характерный для сакского периода.
187. Главная причина перехода к кочевому скотоводству - изменение климата.
188. Кочевники преимущественно разводили лошадей, овец, верблюдов.
189. По противоречивым сведениям эти племена «не занимаются ни земледелием, ни садоводством», «сажают деревья», «имеют города и предместья» - уйсуны.
190. В эпоху раннего железа в Восточном Казахстане жили племена родственные древним уйсунам.
190. Гунны получили возможность кочевать к востоку от Таласа по условия мирного договора с кангюями.
191. Римский историк Прииск писал «Кто видел его, тот сразу скажет, что это настоящий азиат…Глаза раскосые, взгляд пронзительный» об Атилле.
191. Римский историк Прииск писал: «После войны живут спокойно и беззаботно, каждый пользуется тем, что у него есть» о гуннах.
192. Римский историк А.Марцеллин писал они «настолько закаленные, что им не нужны ни огонь, ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом» о гуннах.
193. Правители государства найманов Буйрык хан и Даян хан.
194. Правителями государства кереев являлись Куршакуз хан и Хажар хан.
195. Новый элемент градостроительства в X-XII вв. – восточные бани.
196. Наибольшее количество городов в X-XII вв. было в Южном Казахстане.
197. Основные направления маршрутов Великого Шелкового пути менялись в зависимости от международного политического положения.
198. В период функционирования Великого Шелкового пути производством шелка наряду с Китаем занимались Согдиана, Япония, Закавказье.
199. В определении М.Кашгари «те, у кого было мало скота или ничего не имелось, те не кочевали, а вели оседлый образ жизни» речь ведется о жатаках.
200. Главным объектом верований тюрков был огонь.
201. Обращение жужанского кагана к тюркскому «Ты мой плавильный невольник» свидетельствует о развитии у тюрков плавки металла.
202. Расцвет городской жизни в раннем средневековье был связан с торговлей по Великому Шелковому пути.
203. Примером влияния Великого Шелкового пути на развитие культуры являются находки религиозных сооружений различных верований.
204. В 1710-1720-е годы казахи неоднократно обращались к России с просьбой о заключении военного союза, однако Россия не реагировала так как была занята войной со Швецией.
205. Знаменитая Булантинская битва 1726 (1728) г. произошла в местности Кара сиыр.
206. «Устав» 1822 года предполагал изменения в области здравоохранения.
207. Годы жизни поэта Махамбета Утемисулы – 1803-1846.
208. Одной из причин реформ 1867-1868 гг. стало присоединение территории Южного Казахстана и Семиречья.
209. В.Вельяминов-Зернов, автор «Исторических сведений о киргиз-кайсаках».
210. Абай Кунанбаев обучался в медресе Ахмета Ризы.
211. Автор работ «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов» - Шокан Уалиханов.
212. Шокану Уалиханову принадлежат работы «Абылай», «Киргизская (казахская) родословие».
213. Сын Абая Абдрахман окончил столичное Михайловское артиллерийское училище.
214. Ахмет Байтурсынов в 1911 году издал поэтический сборник «Маса».
215. Великий украинский поэт Т.Г.Шевченко отбывал ссылку на полуострове Мангышлак в 1847-1857 гг.
216. Произведение выдающегося кюйши-композитора Курмангазы Сагырбайулы наиболее популярное в народе – «Сары-Арка».
217. Восстание адаевцев на Мангышлаке в 1870 г. поддержали рабочие рыбацких промыслов.
218. В Уральской области действовали карательные отряды Веревкина, Рукина.
219. В 1858 г. Есет Котибарулы согласился пойти на службу колониальной администрации.
220. В 1813 г. в Омске, а затем в 1825 г. в Оренбурге начинает функционировать военное училище.
221. Первая учительская школа была открыта в 1883 г. в Орске.
222. В конце 19 – начале 20 вв. степные уезды Казахстана исследовала группа статистов во главе с Ф.Щербиной.
223. В сборе и написании текста «Материалы по киргизскому землепользованию» принял участие казахский ученый Алихан Бокейханов.
224. М.Дулатов автор изданной в 1909 г. брошюры «Оян казах».
Ваше имя:
Ваш email: